„Самая большая сложность в обращении с философией — трудность узнавания. Вот что-то есть, а мы не знаем, что именно. Просто потому, что не умеем соотнести язык этого "что-то" с тем, что мы знаем независимо от языка. С одной стороны, философия, казалось бы, простая вещь: она связана со всеми проблемами, которые мы знаем и испытываем независимо от философии. Но с другой стороны, когда мы читаем философский текст, нам часто не хватает узнавания в нём используемого способа говорения о том, о чём мы вообще знаем, поскольку мы люди (...)
Можно быть умным по биологическим показателям (быстро соображать, считать и т. д.), но это не ум в философском смысле. Чтобы мыслить точно, надо иметь соответствующие "мускулы". Потому что глупость и зло суть не следствия нашей психологии, а следствие того, что мы не мыслим точно.
В этом смысле глупость — это то, что думается в нашей голове само по себе, а не нами. Как, например, идеология, носителями которой мы являемся, она живёт в нас сама по себе, и в той мере, в какой мы её выражаем, мы идиоты. Хотя при этом в биологическом смысле, по психологическим критериям можем быть одарёнными людьми. В технике религиозного сознания это очень чётко выражается в образе дьявола, который играет нами независимо от наших намерений.
Итак, несамодостаточность человеческих состояний. Необходимость для человека иметь что-то, что может быть самодостаточным (...) Мы не рождаемся мудрыми. Это нечто большее в нас, чем мы сами. Следовательно, задача философии состоит в том, чтобы максимально высвободить жизнь чего-то большего, чем мы сами. Понимание этого составляет суть, ядро философии.
Во-первых, понимание несамодостаточности наших природных способностей, качеств и свойств, или того, чем мы являемся по природе. И во-вторых, понимание, что самое ценное в нас — начто большее, чем мы сами. И нужно искусство, некая техника или "пристройка", работающая на то, чтобы высвободить поле, или чистое прострнство, в котором это бы проявилось. То есть, своего рода негативная, отрицательная техника — не делаю по привычке, а всё должно заново делать, и тогда будет, появится что-то. Поэтому не случайно язык философии содержит в себе символы — слова, не имеющие предметного, буквального смысла. Таким символом является, например, душа — в той мере, в какой она есть во мне, но от меня не зависит. Как нечто независящее и бессмертное“.
[цитируется по: М. К. Мамардашвили, Введение в философию: техника понимания, СПб: "Азбука-классика" 2002]