?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Предлагаю вниманию изучающих или знающих санскрит свою санскритскую рецитацию моей любимой 2-й главы Гиты. Впервые услышав рецитацию этой главы в 1996 г., исполненную моим приятелем и широко известным ныне в Европе преподавателем разговорного санскрита Саданандой Дасом и вдохновившись аутентичным звучанием языка, столь отличным от обычного "академического" выговора европейских или американских санскритологов, я решил с тех пор заучивать наизусть на санскрите как можно больше стихотворных и др. текстов. С тех же самых пор карманные издания Гиты сопровождают меня повсюду. Пусть это послужит пусть малым вдохновением всем тем, кто живо интересуется этим прекрасным древним языком, удел которого "не среди мёртвых, но живых".

Comments

( 14 comments — Leave a comment )
symon_salavejka
Feb. 4th, 2013 02:16 am (UTC)
Ничего не понял, но понравилось весьма!
Слушал до самого конца, наслаждался музыкой слов, иногда припоминал моих однокурсников, как они говорили на малаялам.
Спасибо!
edgar_leitan
Feb. 4th, 2013 10:35 am (UTC)
Вы с индийцами учились? В каком вузе?
symon_salavejka
Feb. 4th, 2013 03:05 pm (UTC)
Katholische Universität Eichstätt-Ingolstadt, а ещё точнее Collegium Orientale в Eichstätt.
Мне так нравилось звучание их языка, что даже учебник в интернете нашёл, но увы, так и не взялся за него.
edgar_leitan
Feb. 5th, 2013 02:17 am (UTC)
Я довольно много занимался тамильским, он близкий родственник малаялам-у.
Вы в этом университете в Германии обучались весь курс, или лишь постажировались какое-то время? И каково Ваше впечатление о преподавании в Германии теологии?
symon_salavejka
Feb. 6th, 2013 05:09 am (UTC)
Увы, не полный курс, мне два курса засчитали автоматом, потому в целом вышло 5 лет (это с языковым курсом).
А впечатление унылое. Правда сразу отмечу, что в тот год, когда я ушёл, в том универе закончилась эпоха немецкой системы и началась целиком болонская. Преподаватели знакомые рассказывали, что нагрузка на студентов стала намного больше, и в результате учить и читать стали намного меньше. Только необходимый минимум, так как времени катастрофически не хватает.
В моё время было чуть проще. Но в целом - уныло. Из всех преподавателей было только несколько, которые могли заинтересовать и увлечь студентов. Но и среди них далеко не всем удавалось сохранять систематичность, потому хоть лекции бывали увлекательными, но выносили с них отрывочные сведения, никак между собой особо не общающиеся. А остальные... у некоторых - все спали на лекциях, а про иных шутили, что те и сами засыпают. Но может я просто не оценил?! Не полюбил разные моральные и неморальные теологии... Вот языки, библеистика, патристика, литургика - это иное дело.
В целом, если субъективно - то те годы только наполовину были для меня полезными и успешными, а на вторую половину - время утраченных возможностей...
edgar_leitan
Feb. 6th, 2013 11:51 am (UTC)
Я в те свои 1990 годы (1995 -- 2001) тоже как-то не особенно был счастлив, что занимаюсь именно теологией (но это особая личная история: перед тем я отучился 2 года в семинарии в Риге и был в новициате у иезуитов 2 года), но использовал время, чтобы параллельно заниматься тибетологией, индологией и Бог весть ещё чем (напр. ходил к Аверинцеву почти на все его курсы на славистике). От учёбы в Венском университете на теологическом фак-те тоже впечатления скорее фрагментарные. Но тут уже я сам более виноват -- слишком много внимания уделял "жизни" как таковой, аспектам вольного студенческого бытия, социализации, а учёбе -- постольку поскольку. Уже с сильной отдачей начал учиться после окончания теологии, в начале 2000-х, когда стал заниматься востоковедением в качестве основного направления: всё той же тибиндологией, а также несколько лет ещё и арабистикой. Собственно, стало это возможным после того, как я поступил к бенедиктинцам, а аббат уже официально определил меня на востоковедение. Но потом приходилось параллельно и работать. В общем, всё это сложно...
Уже потом, с последние годы, у меня пробудился новый интерес к богословским специальностям, после того, как внутренне "открыл" для себя схоластику (через всё то же востоковедение и изучение восточных схоластических традиций).
После того, как из-за австрийского магистра в 1994 г. на получилось с иезуитами (а литовские S. J. меня собирались определить учиться в Библикум!), я по причине разочарования уже в Вене игнорировал библеистику, лишь сдавал, что надо, особо не углубляясь: по принципу -- если не получилось серьёзно изучать Библию в самом лучшем вузе, то зачем вообще в это углубляться? :) Тогда у меня был кризис библейского мировоззрения и силён личный интерес буддизму.
Сейчас бы у меня была уже другая, значительно более сильная мотивация для серьёзных, углублённых занятий теологией, но востоковедение и необходимость специализироваться просто не оставляет времени на что-либо иное. Тои есть книжки, конечно, читаю, но и только. На лекции или семинары на теологии ходить нет времени. Мне ещё надо на жизнь как-то зарабатывать.
symon_salavejka
Feb. 7th, 2013 02:02 am (UTC)
Да вот и у меня похоже.. И пару лет в монастыре, но особо два года семинарии (только польской) отбили желание изучать теологию как теологию. В результате много прошло по инерции и тоже только на уровне минимальной подготовки к экзамену. Увы, пребывание в восточной коллегии не было ничем лучше пребывания в загруженном монастыре. Условия были не учебные вовсе. По 5-6 часов ежедневно уходило только на совместные внутренние мероприятия, в результате сил и времени на что-то кроме обязательных лекций и семинаров почти не оставалось. Потом уже, когда сбежал оттуда на вольные хлеба, было легче и наконец появилась возможность нормальной учёбы и работы в библиотеках, но диплом уже был на носу, тут уж не до востоковедения (а я хотел японистикой заняться)... Вот и пролетело мимо слишком много неусвоенного и только "засчитанного"... А недавно обратил внимание, что как-то в результате всё выглядит сомнительно (особенно учитывая недавнюю ревизию моих взглядов, приведшую к смене юрисдикции), потому понял, что срочно надо браться и самостоятельно снова перечитать-пересмотреть основные предметы (кроме моральных-пасторальных теологий, брр...), а то маховик ревизии остановить не так просто, а ответы нужны.
Кстати, очень хотел бы узнать, а как Вы преодолели свой кризис библейского мировоззрения? Неужели нашли все ответы и они сложились в стройную систему? Или тоже провели ревизию и создали свою определённую систему? Или просто ряд вопросов оставили без ответов?
edgar_leitan
Feb. 7th, 2013 11:27 am (UTC)
"Своей системы" я не создавал. Как-то всё "устаканилось" само собой, разложившись по отдельным полочкам. Иногда эти полочки имеют полупрозрачные стенки, иногда друг с дружкой нисколько не сообщаются.

Здесь очень помогает выдержанная дистанция к святой Матушке Ц., абсолютная независимость от неё в профессиональном плане. Важно выйти из этой банки с павуками или, ещё точнее, с ядовитыми скорпионами, и, в лучшем случае, наблюдать их снаружи с энтомологическим либо этнографическим интересом.

Насчёт "системы": по многим вопросам философского познания я сделался агностиком и номиналистом, хотя и христианская вера никуда не делась (а пожалуй, ещё и укрепилась). Но она давно уже не зависит от того, что мне наставительно скажут попы, которые за свои наставления получают деньги и которые, обычно, знают лишь то, что написано в книгах (это в самом лучшем случае!). Но это -- именно вера, то есть надежда, иногда против мирских очевидностей, вопреки искушению отчаянием. Здесь нет ложно обещаемых Ц.-ю гарантий (которые она потом же и нарушает, так сказать).

Стою чем далее, тем больше и твёрже на позиции доктора Мартина Л. -- sola fide! Мне как-то крайне сложно вообразить, что "Тот Человек" из Галилеи хотел создать именно то, что получилось -- банку с ядовитыми кусачими аспидами, бесконечную и, по большому счёту, бессмысленную мышиную возню (которая называется "приходской жизнью"), интриги-интриги-интриги, циничное переступание через судьбу отдельного человека, вменяя её в безделицу. Весь этот комсомольско-молодёжный казённый задор "приходской работы" Брррр..!

Я думаю, что "правильность" мировоззрения задаётся системами тех или иных религий в виде абсолютно закрытой системы. Снаружи бессмысленно об этом спрашивать, а изнутри и так всё понятно. Если система становится хоть немного открытой, то происходит кризис и системное обрушение, подобный нынешнему кризису КЦ. Если система продолжает оставаться закупоренной, то налицо затхлое болото с миазмами анаэробных бактерий и аллергенной музейной пылью, как РПЦ.

Мне многое продолжает оставаться непонятным, нерешённым и в принципе даже нерешаемым, но я предпочитаю по своей совести жить с открытыми вопросами, чем закрывать дырки каким-либо цельным, привнесённым извне мировоззрением (идеологией).
edgar_leitan
Feb. 7th, 2013 11:33 am (UTC)
addendum sit
Кстати, именно по указанным причинам я предпочитаю держать вежливую и бронированную дистанцию с любыми организованными религиозными общинами: хоть буддийскими, хоть ещё какими. Люди-то везде те же самые, и страсти у них до зёва скуки похожие, такие же мелкие и скучные. Та же самая борьба за влияние (Geltungssucht), абсолютно те же подсиживания, те же "духовные учителя" -- с совершенно такими же недостатками, страстями и безмерным чувством собственной значимости на раздутом пузыре эго. Не хочется из всласть изведанного огня залезать в какое-нибудь "полымя", или менять шило на мыло. Danke, nein, ohne mich :)
edgar_leitan
Feb. 7th, 2013 11:38 am (UTC)
юрисдикции
Смена юрисдикций, по-моему, ничего не решает. Люди-то везде те же самые, как в старом, наприличном детском анекдоте про "грузина". Решает временное по крайней мере "расцерковление", то есть дистанция к своей прежней среде обитания. Критический взгляд со стороны.
symon_salavejka
Feb. 9th, 2013 04:01 am (UTC)
Re: юрисдикции
Что ж, тогда понятно. Хорошо Вам :) Независимость и дистанция - это дорогого стоит. И я вполне это понимаю, так как сам насмотрелся и на ситуацию внутри разных частей КЦ, и на ситуацию внутри различных ПЦ. Всюду то же самое "душераздирающее зрелище", хоть в декларациях у всех: "догоним и перегоним" и "здесь будет город-сад"...
А смена юрисдикций произошла не ради поиска чего-то получше (хотя всё же там, где я сейчас временно нахожусь, в разы поздоровее будет чем в МП), а по обычной простой причине невозможности согласия с некоторыми догматическими положениями. Будь я просто человеком на расстоянии - может бы проблем бы и не было: живи по-своему и не забивай голову - многие так и поступают, но мне-то приходилось работать на систему и учить тому, что самому никак не нравилось. Пришлось определить чётко своё отношение к некоторым вопросам, и это определение автоматически вывело меня из прошлой юрисдикции. После этого повезло побыть некоторое время "на дистанции", посидеть-подумать, но, реально, маловато времени было даже на то, чтобы только приступить к решению вопросов: друзья-сотоварищи всё-равно снова подтянули на расстояние локтя к структуре. А на таком расстоянии - и не видится, и не слышится. Та самая абсолютно закрытая система с её "мы знаем как надо". Остаётся только либо укладываться в прокрустово ложе (если ручки-ножки переломать и голову отпилить - то вполне можно), либо что-то делать... Пока думаю, выжидаю... и надеюсь, что тоже всё в мыслях и мировоззрении устаканится и разложиться по полочкам, иначе может наступить локальный апокалипсис.
С другой стороны - подумываю, а не рвануть ли снова в Айхштетт на продолжение учёбы (или не поискать ли стипендии куда-нибудь ещё, да и не начать ли с нуля; ту же японистику или китаистику. Хотя в моём возрасте это уже не так легко организовать, но посмотрим-поищем). Дистанцию бы это выдержало и, возможно, помогло...
Эх, а с буддийскими монастырями Вы меня огорчили :) Я так надеялся, что там всё благодатно-благоуханно, а оказывается - вон оно как... как и везде... люди - это люди. Как в одной песне тут поют: "God is great, beer is good, and people are crazy".

P.S. Уж простите, сначала не туда отправил. Пришлось исправлять.
livejournal
Feb. 4th, 2013 06:50 am (UTC)
рецитация Бхагавадгиты (2-й главы)
Пользователь germanenka сослался на вашу запись в записи «рецитация Бхагавадгиты (2-й главы)» в контексте: [...] Оригинал взят у в Моя рецитация Бхагавадгиты (2-й главы) [...]
m_gluk
Feb. 4th, 2013 07:34 am (UTC)
Здорово! Чуть в транс не вошел )
edgar_leitan
Feb. 4th, 2013 10:34 am (UTC)
OOO! :))
( 14 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com