Эдгар Лейтан (edgar_leitan) wrote,
Эдгар Лейтан
edgar_leitan

О. Александр Шмеман о Православии и Западе



„…Вечером — Канон Андрея Критского. Лишний раз — убеждение в том, что всё это абсолютно "непереводимо" и для современного человека чуждо. В этом смысле восточное православие остаётся — и не может не остаться — чужим тому "Западу", который покрывает собой сейчас весь мир. Встреча с Западом, обращение Запада могут произойти только на почве Библии и Евхаристии, но никак не на почве византийской "мистериологии".


Днём — несколько часов мучительного раздумья над эпиклезой, над всей "проблемой" её. Для меня всё более и более очевидным становится, что корень того "зла", о котором пишу (отрыв Евхаристии от её эсхатологического, но потому и космического и исторического смысла), не на Западе, ав самой Византии, в непереваренном ею платонизме, в платонической ереси о времени.

В почте вчера — воззвание гарвардских богословов: бороться с ядерным оружием, за разоружение и т. д. Это — утверждают они об атомной войне — противно Воле Божьей. Догадались! Исповедали? Как будто всё это происходит в мире, в котором ещё только ставится вопрос, обзаводиться ли атомной бомбой или нет, как будто речь идёт о двух абсолютно тождественных забияках — СССР и США, как будто в первый раз в истории мнира происходит что-то, не угодное Богу... И какое в этом документе самодовольство, какая препарация рекламы...

Всё та же "интеллигентщина", рецепт которой: во-первых, страстное желание быть виноватой, во-вторых — ненависть к себе и своему (в данном случае — к Америке), в-третьих, самодовольство (сознанием вот этой "вины" и "ненависти"). И, в-четвёртых, нечестность (они ведь знают, что СССР ни на какое разоружение не пойдёт, и что призыв их поэтому есть на деле призыв к капитуляции, к уже давнишнему better red than dead (...)

Православный не скажет, не признает, что Православие может быть упадочным, что огромная часть увесистых томов "МИнеи месячной" состоит из подражательной и часто пустозвонной риторики. Он само раздумье об этом обличит как еретическое и греховное. И выходит так, что человек, приблизившийся к Церкви, ставший "церковным", всё время напяливает на себя узкий кафтан, не на него сшитый, и уверяет себя, что тут — в этом безоговорочном принятии всего — спасение. Отсюда его воинственность, фанатизм, постоянное обличение всех и вся.

Это не спокойная, ясная и счастливая уверенность, рождающаяся из подлинного опыта.. Нет, это он себя бичует, самого себя уверяет в своей правоте и поэтому заранее ненавидит всякого, кто ещё даже и не задал "вопроса", но может поставить его... Но потому же такой человек и так легко "сжигает то, чему поклонялся", уходит, бросает... Вот несколько лет тому назад на карловацком соборе в Нью-Йорке был такой фанатический новообращённый. Он только и делал, что вопил, обличал, анафематствовал всех во имя стппроцентного Православия. И вдруг, в один прекрасный день исчез и где-то оказался католиком.“
Tags: Шмеман, православие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments