?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

sadhu

„В начале шизофрении пациенты спят мало, проводя бОльшую часть времени в тревожных грёз (клинофилия). Они находятся в состоянии дневного полусна. В сравнении с йогом, обычный человек находится в похожем положении. Подобно сновидцу, он полностью вовлечён в свои эмоции, в действительности не осознавая их по-настоящему. Развитие его желаний и действий исходит более из заданности инстинктами и аффектами, нежели из сознательно избранного пути. Дистанция между состоянием сна и бодрствования так же велика, как и между обычным бодрствованием и абсолютным состоянием, состоянием Пробуждения. Следует заметить, что здесь лежит сложность подлинного Пробуждения, так же, как и методов подготовки к нему. Видя во сне, что ты проснулся — можно ли таким образом в действительности пробудиться от своего сна?


Другим свойством шизофреника является ощущение, что он не владеет своим телом. Чувство это доходит иногда до ощущения, что тело мертво, находится под воздействием анестезии, превратилось в камень. Подобным образом и обычный человек, выполняя какую-то телесную работу, замечает существование в своём теле некоторых как бы мёртвых зон, нечувствительных и непробиваемых для сознания, и что его физическое тело далеко от того, чтобы быть полностью "обжитым". Хатха-йога и медитация представляют собой постоянное возвращение к телу. Подобно ребёнку, мудрец очень близок к своему собственному телу.

Чувства шизофреника руководятся амбивалентностью, чрезвычайно быстро меняя своё направление и метаясь от одной крайности к другой: от любви к ненависти, от любовного душевного слияния к гневу и ярости. Чувства его меняются так же быстро, кaк и чувства ребёнка, но, к сожалению, с добавлением горечи и c превалированием явной деструктивности в своей сердцевине.

Если попытаться наблюдать свой ум в его повседневности, даже очень короткое время, в глаза бросятся такие же внезапные изменения аффективных состояний, точно такие же внезапные, постоянные изменения. Образование и жизнь в обществе приводят нас лишь к тому, что острые углы сглаживаются, и вся жизнь покрывается налётом внешней невозмутимости, которая по сути является формой более или менее выраженной депрессии… В этом случае медитация также воздействует на элементарные вариации эмоциональных состояний: прежде всего человек начинает их просто осознавать, потом он них отстраняется и, наконец, полностью их успокаивает. Всё это, однако, не мешает игре эмоций, необходимых для повседневных социальных взаимодействий. Всё это подобно тому, как прозрачный стеклянный шарик мгновенно принимает цвет поверхности, по которой он катится“.

…………………………………………………….

„Итак, характеристиками шизоида является длительное пребывание в состоянии грёз (protracted day-dreaming) при неумении сосредоточиться на том или ином конкретном предмете, откуда проистекает его тревога, спровождающаяся бессонницей. Уединение само по себе не является патологией: у многочисленных мыслителей и творческих людей бывают плодотворные периоды уединения. Однако шизоид не может пользоваться положительными плодами одиночества, нередко по причине того, что семья, всячески этому уединению противостоя, считает его "сумасшествием". Семья чувствует, что подросток избегает её влияния, сердится на него за это и, вместо того, чтобы попытаться в этом механизме разобраться, предпочитает проецировать свою агрессию вовне, на подростка, обращаясь с ним как с душевнобольным. Эта отрицательная проекция подпитывает в пациенте уже и так существующий страх перед безумием, и вполне может вызвать в нём уже окончательное впадение в делирий.

Напротив, в индуизме молодой человек, чувствующий потребность в интроспекции, имеет перед глазами множество ролевых моделей, способных его вдохновить: от дикого бродячего аскета, "опьянённого божественным" (god-intoxicated), до Свами крупных монашеских институций, пытающихся соединить исследование внутреннего мира с социальным служением. В католичестве схема жизни для мистика гораздо более ригидная: чаще, чем то действительно необходимо, с него будут требовать подчинение жёсткой нормативной дисциплине в рамках закрытой монашеской общины — перспектива, не особенно привлекательная для "ищущей" молодёжи.

Шизоидный же субъект, ищущий возможности окунуться в самого себя, игнорирует необходимость при этом путеводной нити для исследования ума. Этой нитью может быть "мантра", наблюдение за дыханием или сама по себе телесная поза, или постоянная связь с терапевтом или с духовным учителем (гуру)“.

[Jacques Vigne, Indian Wisdom, Christianity and Modern Psychology. B. R. Publishing Corporation: Delhi 1997]

Француз Жак Винь, по образованию прихиатр и психотерапевт, живущий уже десятилетиями в Индии, ученик другого француза, Свами Виджаянанды, который был, в свою очередь, первым европейским учеником и одним из самых близких учеников великой индийской святой наших дней, Анандамаи Ма.
В своё время в 1999 г. будучи в Харидваре, я очень хотел встретиться с "доктором Жаком", прождав его целый день в ашраме Анандамаи, где он обычно проживает. Жак Винь в тот день так и не вернулся из Дели, зато я приобрёл его книги и удостоился безмолвного даршана его учителя, Свами Виджаянанды.
Книги и статьи Жака Виня, в том числе и та, отрывок из которой я перевёл и выложил в этом посте, доступны на его сайте: http://www.jacquesvigne.fr.st/

Это было именно тогда, когда я возвращался из Харидвара в Ришикеш уже ближе к ночи, потом пробирался около 8 километров по ночной дороге, ведущей вдоль Ганги через джунгли, к домику-ашраму, где я тогда некоторое время жил. Местные жители, затребовавшие с меня совершенно невозможную плату за поездку по ночной дороге, рассказывали, что ночью тут нередко бывают "багиры", то есть леопарды или пантеры. Видимо, именно благодать святой Анандамаи в тот день хранила меня от небезопасной ночной встречи с местной багирой!

Comments

( 35 comments — Leave a comment )
livejournal
Feb. 22nd, 2013 06:34 pm (UTC)
Безумная мудрость: психиатр о душевной болезни и o духо
Пользователь hexonut сослался на вашу запись в записи «Безумная мудрость: психиатр о душевной болезни и o духовном пути» в контексте: [...] Originally posted by at Безумная мудрость: психиатр о душевной болезни и o духовном пути [...]
m_gluk
Feb. 22nd, 2013 07:05 pm (UTC)
Помнится, о разнице между шизофреником и шаманом еще Элиаде писал полвека назад)
edgar_leitan
Feb. 23rd, 2013 02:10 pm (UTC)
Да, но здесь речь не о шаманизме, а о том, что начало возможного духовного к пробуждению и всё такое -- пути может выглядеть как психоз. В традиционной Индии это может разрешиться следованием одной из традиционных моделей, в Европе, скорее всего, закончится в клинике для хроников. Но Жак Винь пишет не о шаманах. Там, мне кажется, по сравнению с йогами разные цели.
m_gluk
Feb. 23rd, 2013 02:18 pm (UTC)
Нисхождение духа может вызвать разные последствия. В зависимости от культурной среды оно может вызвать шаманскую болезнь, уход в аскеты, монастырь или даже в моржевание. А может и в психушку привести )
(no subject) - edgar_leitan - Feb. 23rd, 2013 02:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - m_gluk - Feb. 23rd, 2013 03:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Feb. 23rd, 2013 03:03 pm (UTC) - Expand
orientproject
Feb. 22nd, 2013 07:07 pm (UTC)
Очень ценные замечания. Я тоже думаю, что у нас в Европе и в России, к сожалению, нет адекватных форм аскезы, приемлемых социумом и пригодных для современного человека.
edgar_leitan
Feb. 23rd, 2013 02:06 pm (UTC)
Речь не совсем о "приемлемости [современным] социумом", но о том, что приемлемо и допустимо с традиционной точки зрения в том или ином обществе.
livejournal
Feb. 22nd, 2013 07:10 pm (UTC)
Безумная мудрость: психиатр о душевной болезни и o духо
Пользователь orientproject сослался на вашу запись в записи «Безумная мудрость: психиатр о душевной болезни и o духовном пути» в контексте: [...] Оригинал взят у в Безумная мудрость: психиатр о душевной болезни и o духовном пути [...]
livejournal
Feb. 22nd, 2013 07:28 pm (UTC)
Безумная мудрость: психиатр о душевной болезни и o духо
Пользователь bammmbuk сослался на вашу запись в записи «Безумная мудрость: психиатр о душевной болезни и o духовном пути» в контексте: [...] Оригинал взят у в Безумная мудрость: психиатр о душевной болезни и o духовном пути [...]
sergi
Feb. 22nd, 2013 08:56 pm (UTC)
Интересно, спасибо!
edgar_leitan
Feb. 23rd, 2013 02:05 pm (UTC)
Спасибо.
az_pantarei
Feb. 22nd, 2013 09:32 pm (UTC)
И что?
В цитатах говорится то о шизофренике, то о шизоиде. НО это совершенно разные "вещи".
Очень ценные книги по теме:
Антоний Кемпинский "Психология шизофрении".
К. Ясперс. "Общая психопатология"
П.Б.Ганнушкин. Клиника психопатий...".
edgar_leitan
Feb. 23rd, 2013 02:04 pm (UTC)
Re: И что?
Шизоид склонен к развитию шизофренического психоза.
hellebede
Feb. 23rd, 2013 03:33 pm (UTC)
Re: И что?
Эдгар, не знаю как лучше сформулировать вопрос...
Cтоит ли человеку с шизоидным складом личности интенсивно заниматься медитациями? Вероятно если ''да'', то только с учителем?
Есть ли типы личности,при которых самостоятельные духовные практики нежелательны или даже противопоказаны?
edgar_leitan
Feb. 23rd, 2013 03:54 pm (UTC)
Re: И что?
Я не знаю, Елена, я же не доктор или гуру какой. Думаю, что если не перемудрить с "поднятием Кундалини" и всякими запредельными штуками, то почему бы и нет?
Насколько я понимаю, "шизоидной личностью" современные доктора называют человека, склонного к любой интроспекции, т. е. любого "интроверта". В западном обществе (и, естественно, в России в том числе, которая в этом смысле тоже "западное общество", только худший его сорт) чрезмерная интроверсия не приветствуется, всегда находясь под подозрением. Психологическому интроверту практически некуда податься, разве что в монахи или прямиком в сумасшедший дом. В РФ первое означает -- подвязывать коровам хвосты в виде "послушания" или грядки копать, ну и ждать Антихриста попутно, и ненавидеть "жидомасонов" и вообще всех слишком "культурных" или умных, "интеллигентов в очках". Второе -- в России все всегда успеют, если будут чрезмерно высовываться. В лучшем случае -- любой думающий человек, особенно если он по душевному складу интроверт -- в России может только скрываться во внутренней эмиграции, на каких-нибудь малоприметных профессиях.
Съездите в Индию при случае -- иногда там у человека открываются глаза на многое.
Re: И что? - hellebede - Feb. 24th, 2013 05:20 pm (UTC) - Expand
Re: И что? - edgar_leitan - Feb. 24th, 2013 08:21 pm (UTC) - Expand
Re: И что? - verum_corpus - Feb. 24th, 2013 04:36 pm (UTC) - Expand
Re: И что? - hellebede - Feb. 24th, 2013 05:08 pm (UTC) - Expand
Re: И что? - edgar_leitan - Feb. 24th, 2013 08:28 pm (UTC) - Expand
Re: И что? - verum_corpus - Feb. 25th, 2013 01:07 pm (UTC) - Expand
Re: И что? - edgar_leitan - Feb. 25th, 2013 10:35 pm (UTC) - Expand
Re: И что? - edgar_leitan - Feb. 24th, 2013 08:23 pm (UTC) - Expand
Re: И что? - verum_corpus - Feb. 25th, 2013 01:14 pm (UTC) - Expand
Re: И что? - edgar_leitan - Feb. 25th, 2013 10:33 pm (UTC) - Expand
:)) - verum_corpus - Feb. 27th, 2013 12:13 pm (UTC) - Expand
Re: :)) - edgar_leitan - Feb. 27th, 2013 01:55 pm (UTC) - Expand
Re: :)) - verum_corpus - Feb. 27th, 2013 02:02 pm (UTC) - Expand
Re: :)) - edgar_leitan - Feb. 27th, 2013 02:05 pm (UTC) - Expand
Re: :)) - verum_corpus - Feb. 27th, 2013 02:23 pm (UTC) - Expand
Re: :)) - edgar_leitan - Feb. 27th, 2013 02:34 pm (UTC) - Expand
Re: :)) - verum_corpus - Feb. 27th, 2013 03:04 pm (UTC) - Expand
livejournal
Feb. 23rd, 2013 01:00 pm (UTC)
Безумная мудрость: психиатр о душевной болезни и o духо
Пользователь philologist сослался на вашу запись в записи «Безумная мудрость: психиатр о душевной болезни и o духовном пути» в контексте: [...] Оригинал взят у в Безумная мудрость: психиатр о душевной болезни и o духовном пути [...]
( 35 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com