Эдгар Лейтан (edgar_leitan) wrote,
Эдгар Лейтан
edgar_leitan

Categories:

Пустота: околобуддийские размыслия о вере и разуме (черновые наброски)



Размышляя о Нагарджуне и его перевороте в буддийской и человеческой мысли: пустота пустоты, пустота пустот и всяческая пустота... А библейский Проповедник добавил бы: "И томленье духа"... Дырка, извлечённая из круга от бублика и многажды поделённая на саму себя. Оставление всякой трогательной детской религиозной надежды на "рай", "воздаяние", "встречу с любимыми" и т. п.: "Оставь надежду всяк сюда входящий" (Lasciate ogni speranza voi ch 'entrate). Как огонь спички, который взяли и задули (нирвана).


Интеллектуально-интуитивное понимание всех этих десятков "пустотностей" возможно после многолетнего изучения буддийских текстов: слушания, чтения, размышления, медитирования над предметом ("предметом" мысли). И запоминания наизусть, разумеется: это пропедевтика. "Видит" (mthong ngo) же её (пустотность) — лишь бодхисаттва. Не тот, которым "я бы хотел быть и обещаю непременно стать", но "настоящий". "Актуальный". То есть известный из текстов, легенд, ламских поучений, но никогда не встречаемый в реальной жизни. Ни-ког-да. А значит, тот, в которого нужно только верить. Хоть ты на голову встань и спляши на волосах.

Вот почему буддизм — именно религия, и ничто иное. Авторитетные Слова благословенного Учителя (или то, что ему приписали post factum: явное большинство махаянского корпуса), что было произнесено ad concilium publicum: Сутры. Мистические междусобойчики избранных порождают Тантры, приписываемые авторитета ради тому же Учителю, втайнe нашептавшему ("тайная мантра"). При этом часть будд. тантр, как кажется, была позаимствована у индуистов. Пример древнего плагиата, оформленного как "свой исконный текст": чудеса герменевтики. "Философия" в буддизме — это рой мыслителей вокруг Дхармакирти и компании, изучающих познание и его достоверность (прамана = логика + гносеология). Всё остальное — религиозная мысль, религиозная схоластика (абхидхарма: онтология + космология + психология + ...?), схоластика с элементами парадоксальной мистики и радикальной критики вообще возможности всякого достоверного познания (мадхьямака: в принципе, мало совместима с логикогносеологической праманой, хотя конечно ж, конечно — буддийские мыслители совместят при желании всё что угодно), или нравственно-поведенческая казуистика (виная) — буддийская regula monastica и одновременно theologia moralis.

Буддийское знаменитое "сам попробуй и испытай, как испытывают золото...(и т.д.)": аргумент, в современности популярно пытающийся противопоставить авраамические "религии Откровения и веры" буддизму как "религии разума и опыта" — явное наследие 19-го века европейской буддологии, сосредоточенной на "палийском буддизме" (б. махавихары), и по сей день по инерции определяющие мысли многих религиоведов. Предполагает в виде испытательного срока астрономические периоды, неохватные обычному рассудку.

Изучавший тексты Абхидхармы к ним рутинно попривык, как медиевист привыкает к геоцентрической системе, к китам, черепахам и нескольким тысячам лет "от сотворения мира". Но видел ли кто-нибудь того, кто "попробовал" и у кого "получилось"? Не развил всякие чудесно выглядящие, эффектные фокуспокусные силы ("Яви чудо, о святой Йорген!"), натренировал память и умение концентрироваться, научился обходиться без еды, воды и воздуха (хмм...), а — достигшего заветной цели? Не — вообразившего, но объективно, однозначно и достоверно (помимо веры толпы) — достигшего "конечного пробуждения"? Вот, именно поэтому буддизм — религия. А философия в нём — не более, чем ancilla buddhologiae.

Далай Лама: усмехается, когда всерьёз и с апологией упоминают "космологию и вообще мировидение Абхидхармы" (сам наблюдал в Вене вживую) — когда европейские адепты, непреклонно сжав губы трубочкой, говорят: "В это надо верить". Говорит, что Абхидхарма "с современной научной точки зрения устарела". Что ещё можно отнять от буддизма, чтоб он оставался буддизмом?..

От христианства наука отняла дословные шесть дней творения, Землю в центре Вселенной, твердыню небосвода и т. п., превратив всё в метафоры и иносказания. Научная текстология бессердечно отняла у Пятикнижия авторство Моисея, а у Евангелий — 100%-ое авторство "евангелистов", у значительной части Corpus-a Paulinum — авторство апостола Павла. У части людей-детей от этого рушится вера.

Возможно, именно поэтому в нынешней внешне или декларативно церковной (массовой) России (но не исключено, что и в "подлинно воцерковлённой") принято верить в самые откровенные анахронизмы, пограничные суевериям: в авторство ап. Луки, "написавшего" образ Богородицы; в Её же "подлинный пояс", с оказией приехавший с Афона; в непреложные "факты" из жизни святителя Николая Мирликийского ("заушение Ария"), о котором на самом деле достоверного (!) крайне мало, едва ли что вообще известно, что бы отличалось от легенд. В то, что Литургию в том виде, в котором она обычно служится, а также высший клан жрецов-посредников — выдумал сам Христос, ходивший в подряснике со скуфейкою и с чётками в руках ("читать молитву Иисусову").

Смутные времена порождают сон разума, примитивный фундаментализм верований и свирепое благочестие, готовое за йоту или за "оскорбление (детской) веры" — убить! Таких детей — ни в коем случае НЕ "пускайте приходить ко Мне!" Это дети самолюбивы, жестоки, и жалость им неведома.

И вот — громят церкви, сваливают кресты, мочатся на крестные ходы. А в следующий исторический миг, тою же толпой, те же вчерашние комсомольцы уже яростно преследуют "порочных атеистов", вольнодумцев, оскорбляются от каждого чиха не в ту сторону и желают — убивать! Всех, кто сколько-нибудь отличается от "нас с нашими ценностями". В принципе, вместо "православных активистов" легко можно себе представить каких-нибудь молодых пассионарных гелугпинцев, мордобойствующих с кагьюпинцами за "единственно верное понимание Алмазной Сутры". Впрочем, новых буддистов в России не так много. К счастью. То ли дело в нынешнем смутном (мутном) российском времени, то ли в религии и свойствах религиозности как таковых.

Циничный блудник и садист, постно-нравоучительно рассуждающий о "традиционных семейных ценностях" и "любви к детям", в то же время шныряя хамоватым и бесстыдным глазком по "ножкам" и "бюстам" "тёлок", смачно, с прикряком запивая это зрелище дешёвой водкой: таков дух времени.

……………… ……………… ………………..

Ещё один стереотип: буддизм как "работа с сознанием", якобы в противоположность тому же христианству, которое требует "всего лишь веры". Eine Verkürzung! Разные "веры" (fides qua creditur, fides quae creditur и т. д., fides quaerens intellectum = вера, ищущая понимания, sola fide, sola Scriptura, etc.) — это разные "типы сознания". Вера (/-ы), понимание, непонимание, сомнения — всё это "разные сознания", а рефлексия над ними, осмысление и т. д. — это "работа с сознанием". Христианская молитва — это "работа с сознанием" (и Сознанием! — "Бог не мёртвых, но живых"). "Общение святых" — это метафора для "работы с сознанием" (и возможно — с "бессознательным": мёртвых мы едва осознаём). Является ли для бурята-буддиста или тибетского кочевника кручение молитвенного колеса (маниланкор) — "работой с сознанием" или чистым актом веры?..
Tags: буддизм, вера, наброски, размышления, религия, философия, христианство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 66 comments