?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



[Если встроенный player не работает, то послушать и посмотреть можно здесь, перейдя на Ютьюб по следующему адресу: http://www.youtube.com/watch?v=vyYvKA9ORi8]

Специально для тех, кто сомневается в том, что традиции санскритского начётничества в Индии до сих пор живы (увы и увы, не будем говорить, что "процветают"), а сам санскрит продолжает оставаться разговорным языком учёного и литературного дискурса среди традиционных пандитов, знатоков древних традиций и санскритских научных текстов.


В приведённом ролике представлен традиционный философский экзамен пандита в большом традиционном же "собрании пандитов" (пандита-сабха: paṇḍitasabhā), происходящий под председательством высокоучёного шрингерийского Шанкарачарьи, духовного предстоятеля южноиндийской традиции адвайта-веданты. О серьёзности экзамена можно судить по долгой заминке экзаменуемого (см. на 28 мин. и далее), когда он пытается отвечать на вопросы Шанкарачарьи, но явно подзабыл нечто существенное, хотя до того гладко отбарабанивал как по писаному, по наводящим вопросам усмехающегося Джагадгуру и по некоторому смущению экзаменуемого.

Темой экзамена (как следует из доступного видео-отрывка), насколько я могу судить, являются высокотехничные вопросы логики и теории познания: разные типы силлогизмов, члены умозаключения, логические отношения (включения терминов: вьяпти) и т. п. Присутствующие пандиты задают экзаменуемому свои вопросы. Любопытно, что при исследовании частей и импликаций силлогизмов постоянно звучит стандартный традиционный пример с "горой, извергающей дым", известный каждому студенту санскритских, в том числе и буддийских философских текстов.

Это — к распространённому стереотипу о якобы исключительно медитативной неотмирности традиционной индийской культуры, якобы требующей "не думать", отбросив разум как безделицу, "препятствующему духовной реализации". Здесь же мы видим совсем другой тип индийской культуры: философский, высокоинтеллектуальный её аспект, кружок санскритских многоучёных схоластов, увлечённо диспутирующих о тонкостях логического анализа и интеллектуального познания. Это тоже "вечная Индия" (India perennis) — страна не только отшельников, монахов и визионеров, но и великих поэтов, и великолепных мыслителей и философов.

Естественно, всё это: и логика, и эпистемология, и натурфилософия в одном флаконе преподаётся согласно синкретической традиции Навья-Ньяи, без технического инструментария которой невозможно серьёзно, традиционно изучать то, что условно называется "индийской философией". В том числе и адвайта-веданту, духовным представителем которой является учёнейший Шанкарачарья из Шрингери.

[Addendum: Сайт Шанкарачарьи расположен здесь: http://www.sringeri.net/
Кроме прочего, для желающих разучивать красивую санскритскую рецитацию of devotional stotras: имеется некоторая коллекция таких Стотр в подлинно традиционном исполнении, с санскритскими их текстами, на этом же сайте: http://www.sringeri.net/stotras
К сожалению, далеко не ко все стотрам имеется аудио-запись.

Comments

( 19 comments — Leave a comment )
livejournal
Mar. 10th, 2013 07:29 am (UTC)
Санскритская учёность и её атмосфера
Пользователь germanenka сослался на вашу запись в записи «Санскритская учёность и её атмосфера» в контексте: [...] Оригинал взят у в Санскритская учёность и её атмосфера [...]
hellebede
Mar. 10th, 2013 02:34 pm (UTC)
Какие же они там все колоритные! Вот бы нарисовать с натуры хотя бы одного такого!
edgar_leitan
Mar. 10th, 2013 04:10 pm (UTC)
Колоритные в нашем понимании, из-за "экзотики". На самом деле там, в Южной Индии, все брахманы такие. Они там очень традиционные.
hellebede
Mar. 10th, 2013 04:23 pm (UTC)
Понимаю, но в данном случае их ''традиционная экзотика'' сочетается с интеллектом, заметным даже невооруженным глазом ( видела много фотографий индусских персонажей, но именно так было далеко не со всеми...)
edgar_leitan
Mar. 10th, 2013 07:33 pm (UTC)
Именно этим мне мне интересны такие компании традиционных пандитов. Они там все способны свободно изъясняться на санскрите, а отвечающий на экзамене парень (или дядька? уж не знаю как сказать) шпарит скороговоркой такие технические тонкости из области индийской эпистемологии, что европейским знатокам и не снилось так об этом разговаривать на языке оригинала. А председательствующий Гуру его ещё поправляет.
Кстати, это к слову о живых и "мёртвых" языках. Надеюсь, Вы убедились лишний раз, насколько санскрит -- живой? :) Музыка! Хотя прононс его и не самый лучший из слышанных мною.
hellebede
Mar. 10th, 2013 09:05 pm (UTC)
А Вы все понимаете на такой сумасшедшей скорости?
Музыка - да, плавный поток со множеством ''замираний'' и ''спотыканий''.
edgar_leitan
Mar. 10th, 2013 10:12 pm (UTC)
В общем и целом, неплохо понимаю, О ЧЁМ там речь. Проблема не с языком как таковым. Сам ход рассуждений очень сложен, поскольку аргументация высокотехнична. Там надо глубоко разбираться в средневековой Навья-Ньяе и во всех её technicalities, да ещё и применительно к дискуссиям между разными философскими школами. А я Навьей практически ещё не занимался. Мне бы "старую" (классическую) осилить. То есть, с огромной пользой для себя могу слушать такие диспуты, но продуктивно в них участвовать ещё бы не мог. Пока далеко до того :)
edgar_leitan
Mar. 10th, 2013 10:25 pm (UTC)
А вот великолепнейший по звучанию санскрит традиционного специалиста по Ведам и санскритской грамматике. Его речь воистину -- музыка в чистом виде! Так в идеале должна звучать речь любого ритора на санскрите. И Веды он цитирует безукоризненно, со всеми музыкальными акцентами:
http://www.youtube.com/watch?v=3NBUzwhJ28A&list=FLC5Q8J-32d9kdNKnpj219WA&index=113

Тут уж я просто умираю от зависти, слушая санскрит ТАКОГО фонетического и сущностного качества.
hellebede
Mar. 11th, 2013 08:00 pm (UTC)
Спасибо, Эдгар, это действительно красиво!
Вроде бы, у ритора не типичная для индуса внешность, а скорее, европейская,- или я ошибаюсь?
edgar_leitan
Mar. 12th, 2013 11:02 am (UTC)
У всех настоящих брахманов такая внешность, ближе к европейцам. Не "европейская", а "арийская" :)
hellebede
Mar. 12th, 2013 11:40 am (UTC)
Читала, что у жителей северной Индии ''арийская внешность'',и что иногда встречаются даже голубоглазые индусы, но про внешность ''истинных брахманов'' никогда ничего не слышала. Спасибо!
edgar_leitan
Mar. 12th, 2013 11:44 am (UTC)
Просто всё дело в том, что традиционные брахманские кланы всегда строго соблюдали ритуальную чистоту и не смешивались с автохтонным, дравидическим населением, которые по типу маленькие и очень темнокожие. А арии -- они как раз близкородственны европейцам, которые тоже "арии".
hellebede
Mar. 12th, 2013 11:52 am (UTC)
Эдгар, а человек не брахманского происхождения решит посвятить себя изучению Вед и сделать это своей ''профессией'', отнесутся ли потомственные брахманы к этому серьезно и уважительно?
edgar_leitan
Mar. 12th, 2013 12:20 pm (UTC)
Нет, это будет считаться нарушением древних и всё ещё очень живых табу. Традиционно "посвятить себя изучению Вед" можно лишь с самого детства в традиционной же жреческой семье учёных пандитов или в традиционных ведических школах. Никто постороннего, не-брахмана", туда просто не примет.
У меня есть один хороший приятель, известный в Европе преподаватель разговорного санскрита и прекрасный его знаток, сам индиец из довольно низкой касты. Своей университетской специализацией (т. е. PhD вполне себе государственного университета) он выбрал Атхарваведу. И уже много лет не может найти себе профессорского места в Индии. И вряд ли когда-либо найдёт. Негласно считается, что преподавать Веды должен только брахман из соответствующей "ведической" касты. Преподаёт санскрит в Leipzig-e.
hellebede
Mar. 12th, 2013 02:31 pm (UTC)
То есть,просто изучать не возбраняется человеку из любой касты, нельзя только преподавать?
А неиндийцев они относят к какой касте?
Все ли потомственные брахманы интеллектуалы, или случаются ''природные сбои''?
edgar_leitan
Mar. 12th, 2013 07:56 pm (UTC)
Нынешние брахманы, даже из почтенных многоучёных семей, увы, предпочитают эмигрировать в Америку или Британию, чтоб изучать медицину или cumputer sciences, или ingeneering, вместо того, чтобы изучать санскрит и свою "презренную" традицию, с которой практически нет шансов прокормить себя и семью. В нынешней Индии каши на этом не сваришь.
В обычном университете европейского типа можно изучать всё что угодно, разумеется. Я имел в виду, что изучать нельзя в традиционной системе. То есть не-брахман может изучать санскрит, или вообще какие угодно санскритские науки, но только не Веды по традиционной методике. Здесь предрассудки очень сильны и практически неистребимы.
Это связано с ритуальными ограничениями, с чистотой-нечистотой и проч., а также с прямым запретом обучать Ведам не-дваждырождённых, то есть людей из низших общественных классов.
klausnick
Mar. 13th, 2013 09:40 am (UTC)
Эмиграция
Я где-то читал, что брахманам запрещено покидать Индию. Или это уже не действует?
edgar_leitan
Mar. 13th, 2013 10:49 am (UTC)
Re: Эмиграция
В принципе действует, если брахман очень ортодоксальный. Иначе надо будет по приезде проводить ритуалы очущения (prāyaścitta). Но на сегодняшний день все эти древние установления не всегда соблюдаются, и брахманы ездят по миру, за пределами Бхаратаварши.
livejournal
Mar. 12th, 2013 11:00 am (UTC)
Санскритская учёность и её атмосфера
Пользователь philologist сослался на вашу запись в записи «Санскритская учёность и её атмосфера» в контексте: [...] Оригинал взят у в Санскритская учёность и её атмосфера [...]
( 19 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com