Эдгар Лейтан (edgar_leitan) wrote,
Эдгар Лейтан
edgar_leitan

Санскритская учёность и её атмосфера



[Если встроенный player не работает, то послушать и посмотреть можно здесь, перейдя на Ютьюб по следующему адресу: https://www.youtube.com/watch?v=o8-_dyeU4WY]

Специально для тех, кто сомневается в том, что традиции санскритского начётничества в Индии до сих пор живы (увы и увы, не будем говорить, что "процветают"), а сам санскрит продолжает оставаться разговорным языком учёного и литературного дискурса среди традиционных пандитов, знатоков древних традиций и санскритских научных текстов.


В приведённом ролике представлен традиционный философский экзамен пандита в большом традиционном же "собрании пандитов" (пандита-сабха: paṇḍitasabhā), происходящий под председательством высокоучёного шрингерийского Шанкарачарьи, духовного предстоятеля южноиндийской традиции адвайта-веданты. О серьёзности экзамена можно судить по долгой заминке экзаменуемого (см. на 28 мин. и далее), когда он пытается отвечать на вопросы Шанкарачарьи, но явно подзабыл нечто существенное, хотя до того гладко отбарабанивал как по писаному, по наводящим вопросам усмехающегося Джагадгуру и по некоторому смущению экзаменуемого.

Темой экзамена (как следует из доступного видео-отрывка), насколько я могу судить, являются высокотехничные вопросы логики и теории познания: разные типы силлогизмов, члены умозаключения, логические отношения (включения терминов: вьяпти) и т. п. Присутствующие пандиты задают экзаменуемому свои вопросы. Любопытно, что при исследовании частей и импликаций силлогизмов постоянно звучит стандартный традиционный пример с "горой, извергающей дым", известный каждому студенту санскритских, в том числе и буддийских философских текстов.

Это — к распространённому стереотипу о якобы исключительно медитативной неотмирности традиционной индийской культуры, якобы требующей "не думать", отбросив разум как безделицу, "препятствующему духовной реализации". Здесь же мы видим совсем другой тип индийской культуры: философский, высокоинтеллектуальный её аспект, кружок санскритских многоучёных схоластов, увлечённо диспутирующих о тонкостях логического анализа и интеллектуального познания. Это тоже "вечная Индия" (India perennis) — страна не только отшельников, монахов и визионеров, но и великих поэтов, и великолепных мыслителей и философов.

Естественно, всё это: и логика, и эпистемология, и натурфилософия в одном флаконе преподаётся согласно синкретической традиции Навья-Ньяи, без технического инструментария которой невозможно серьёзно, традиционно изучать то, что условно называется "индийской философией". В том числе и адвайта-веданту, духовным представителем которой является учёнейший Шанкарачарья из Шрингери.

[Addendum: Сайт Шанкарачарьи расположен здесь: http://www.sringeri.net/
Кроме прочего, для желающих разучивать красивую санскритскую рецитацию of devotional stotras: имеется некоторая коллекция таких Стотр в подлинно традиционном исполнении, с санскритскими их текстами, на этом же сайте: http://www.sringeri.net/stotras
К сожалению, далеко не ко все стотрам имеется аудио-запись.
Tags: Индия, индийская философия, пандит, пандиты, разговорный санскрит, разговоры на санскрите, санскрит, философия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments