Эдгар Лейтан (edgar_leitan) wrote,
Эдгар Лейтан
edgar_leitan

Дефиниция Веды и история



С большим интересом и пользою читаю книгу о великом комментаторе Вед, учёном 14 века Саяне: Cezary Galevicz, A Commentator in the Service of the Empire: Sāyaṇa and the Royal Project of Commenting on the Whole of the Veda. Монография издана в 2009 г. у нас в Вене, в нашем институте, в серии De Nobili.


В своём комментарии Taittirīyasaṃhitābhāṣyabhūmikā Саяна даёт любопытную "функциональную" дефиницию Вед(ы):
iṣṭaprāptyaniṣṭaparihārayor alaukikam upāyam yo grantho vedayati sa vedaḥ.
То есть: "Веда — это КНИГА, которая сообщает неотмирное средство о достижении желаемого и избегании нежелаемого".

Очень любопытное определение, — прежде всего тем, что оно однозначно доказывает, что в индийские Средние века "Веда" (в целом, как текстовый корпус) УЖЕ явно воспринимается в качестве письменно фиксированной (!) КНИГИ или книг (разумеется, книгопечатания как такового в Индии тогда ещё не было; бытовали лишь рукописи), а не исключительно устного "внечеловеческого/внеличностного" (апаурушея: apauruṣeya) откровения.

Когда именно конкретно произошёл такой революционный поворот, сам я не знаю (не уверен). Если я не ошибаюсь, древнейшие рукописи ведических произведений датируются 11 веком н. э. (?).Однако культурно-реставрационная, щедро спонсировавшаяся императорской властью деятельность Саяны формализовало это изменение парадигмы.

Индуистскую империю Виджаянагар 14 -17 веков, картографически располагавшуюся в "нижней части" субконтинента , существовавшую в постоянном противостоянии с Делийским султанатом, характеризовало государственно санкционированное "возвращение к традиционным ценностям" индуизма, которые были отменены мусульманскими завоевателями. Одной из этих основополагающих ценностей было ведическое откровение и воплощавшие его тексты. Однако, строго говоря, сами эти тексты не являлись "книгами", поскольку их традиционно учебная и ритуальная реализация были (почти, — с поправкой на существовавшие и раньше рукописи) исключительно устными.

Введение определения "Веды" как "книги" было по тем временам явным, вопиющим модернизмом, в корне модифицировавшим традицию. Косвенно, как и всякий модернизм, он свидетельствовал о глубоком кризисе предмета, то есть этой традиции перед лицом застарелых социальных пертурбаций (мусульманские завоевания Индии и коренное изменение политического ландшафта).

Интересно, что Виджаянагарская империя просуществовала около 300 лет, то есть на сотню с лишком лет дольше империи Романовых.

Данная дефиниция — "функциональная". Бывают, разумеется, и другие типы: формальные, содержательные, перечисление элементов и др.

[На сделанном мною в Бенаресе видео-ролике аспирант Бенаресского университета объясняет на санскрите различия между мнемоническими реализациями ведического музыкального акцента в различных ведических традициях: сопровождаемого определёнными жестами руки в случае Светлой Яджурведы (Ваджасанеи Самхита) и исключительно голосового модулирования в случае Ригведы].
Tags: Индия, книги, санскрит
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments