?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



На данном видео перед нами замечательный образчик того, что санскрит — никакой не "мёртвый" язык (как писал Вильгельм фон Гумбольдт Францу Боппу в 1820 году, называя санскрит "самым мёртвым из всех мёртвых языков", и каковое мнение до сих пор бытует даже среди определённой части ориенталистов). Индийские детишки в возрасте от 2-х до 5-и лет рецитируют наизусть первую главу из 1-й книги знаменитого "Восьмикнижия" Панини (ок. 5 в. до н. э.), содержащего примерно в 4.000 сутр (грамматических формул-правил) универсальные алгоритмы санскритского словообразования. Понятное дело, что изустная, на память, — но пока без понимания значений, — рецитация этих детишек-браминчиков представляет собой самую первую ступеньку изучения санскритской грамматики и связанных с нею традиционных древнеиндийских наук.


Овладение техническими нюансами санскритской "въякараны" до уровня безукоризненного мастерства и тонкого понимания материи этого, пожалуй, самого высокоспециализированного знания, когда учитель не нуждается в учебниках или записях для преподавания своего предмета, может длится около двух десятков или более лет. Однако великие знатоки в этой, к сожалению, и в самой Индии вымирающей области древнего знания начинаются именно так: с мнемонического заучивания назубок тысяч формульных афоризмов, причём в их правильной последовательности. Постепенное правильное понимание механически выученного и умения его активного применения на практике в нежном детском возрасте следует в течение многих лет после.

Скачок в университетское настоящее... В своём нынешнем преподавании просеминарского курса "Введения в санскритский эпос (Махабхарату и Рамаяну) и его изучениe", который я веду уже три года, мне постоянно приходится сталкиваться с печальным фактом: большинство студентов совершенно не умеет правильно "читать" научную статью или заданную главу из учебника, то есть более или менее точно запоминать конкретные факты, их связь, имена, даты и т. п. Студенты жалуются на "множество новых имён, фактов и сложных терминов" и на требующиеся для их запоминания "огромные усилия": "А ведь у нас много разных курсов и совершенно нет свободного времени..."

Речь не идёт о мнемоническом воспроизведении, "слово в слово", учебника, отрывка из монографии или статьи, но просто о точном запоминании, как ещё от собратий моего поколения требовали даже в дурацкой советской школе. Таковая цель — запоминание множества фактов, — предполагает многократное повторное перечитывание, снова и снова. В случае нынешних технических возможностей (недорогой и доступный ксерокс) я рекомендую студентам расцвечивать скопированную статью разными красками, по степени выборочной важности (информативности), с дальнейшим повторным заучиванием уже выделенных отрывков.

Нынешняя европейская (немецкая) гимназия, не говоря уже о другого типа средних школах, а вслед за гимназиями и университеты, воспроизводящие ту же модную и навязанную правящими левыми эгалитаристами модель "всем доступного" высшего образования (которое из возможности для одарённых стало "неотъемлемым правом" каждого, даже явно склонного к олигофрении), далеко отошли от прежней дисциплины мышления, предполагающей систематическое и требующее непрестанных усилий усвоение традиционных моделей — прежде попыток оригинальничанья на пустом месте.

И в школах, и в университетах начинает господствовать всеобъемлющая идеология "Man muss Spaß haben" ("нужно получать удовольствие"). В первых сия идеология царствует уже почти безраздельно, в университеты она глубоко проникла на гуманитарные специальности. Помню, какое сопротивление у моих студентов санскрита и тибетского поначалу вызывало требование заучивать наизусть новые слова и парадигмы, и какую почти истерику у иных — мои регулярные письменные и устные опросы. Такое же сопротивление вызывает попытка требовать заучивание имён, дат и прочей фактологии. Что с этим делать, я пока точно не знаю: в целом на наших востоковедных курсах не так уж много студентов, чтобы брутально выкашивать их ряды жёсткими неудами. Пытаюсь мотивировать аудиторию тем, что рассказываю о традиционных моделях древней индийской культуры, по своему типу аудитовной, — в отличие от нынешней западной по преимуществу визуальной, и требующей регулярного усилия по активному овладению.

Рассказываю, что настоящее знание — только то, что можешь по первому требованию предъявить, не заглядывая в справочники, учебники или грамматики. Пытаюсь сам как можно больше цитировать на память (разумеется, сам предварительно те или иные вещи заучивая) — из санскритской грамматики и текстов, как бы являя пример, что такая учебная стратегия принципиально возможна.

Я понимаю, что во многом это борьба с ветряными мельницами. Политика в области высшего образования в Европе всё больше отходит от модели привилегированного, элитарного занятия необязательными вещами — в право на получение ВСЕМИ желающими университетских корочек. Тем более, что в Австрии в настоящее время оно в основном бесплатное. Посему понятно и фатальное снижение его уровня: будет слишком мало с положительными оценками закончивших курс студентов — на следующий год будет урезано финансирование.

Другое наблюдение: появление, по моим наблюдениям, множества, условно говоря, постмодернистских индологических "реконструкторов" среди индо-фриков, в основном среди российской публики, обычно ненавидящей академические занятия Индией и санскритом (среди европейской фрико-публики мне столь много антиков не встречалось). То тут, то там возникают какие-то деятели или группки, преподающие "санскрит по Панини", а то и ведущие "преподавание грамматики Панини в интернете". На самом деле традиция изначально преполагает овладение системой Панини теми, кто УЖЕ хорошо знает санскрит на активном уровне, то есть живущими в традиционной среде санскритоговорящими потомками пандитов. Само это овладение, как упоминалось, требует очень многих лет безусловной аскетической самоотдачи и полного посвящения себя чрезвычайно высокоспециализированному и сложному предмету, у которого безжалостная прагматичная современность выбивает ныне последие социальные табуретки из-под ног.

Так что фиглярничанье большинства любителей с "изучением санскрита по Панини" ("в интернете в свободное от работы время") представяет собою типологически примерно то же, что театрализованные представления "средневековых реконструкторов", даваемые на подмостках у тщательно отреставрированных руин средневековых замков, где за "жестокими лацырскими" битвами на безопасных деревянных мечах и тупоконечных копьях с удовольствием и под пенистое пивко с жареной колбаксой следит отдыхающий всем семейством обыватель: постмодернистская игра с серьёзною миной и максимальным вживлением в образ лубочно подлакированной седой старины.

UPD: Современное немецкое гуманитарное образование в университетах, вместо энциклопедической начитанности и умения из выученного/изученного определённого набора классических текстов и системы комментариев к ним делать обоснованные выводы применительно к ситуации, культивирует, в целом, умение беспредметно трепаться на пустом месте, всюду всовывая своё куцее и инфантильное "мнение". Как когда-то писал Герман Гессе (Das Glasperlenspiel), "фельетонная эпоха" требует своих форм. На смену мыслителю-одиночке пришёл поверхностно образованный, зато болтливый журналист. А другой мыслитель-одиночка и хроническая Кассандра, великий венец Карл Краус, писал о "закате мира из-за чёрной магии", разумея под последней журналистику и газетчиков как её апостолов.

Другой же австриец и позже американец, верный духовный ученик Карла Крауса, покойный профессор-биохимик Эрвин Шаргафф (фамилия этого господина произносится именно через "Ша", а не как "Чаргафф", как то принято на американский манер), питомец нашего же Венского университта, ехидно писал о неотъемлемом "праве на незнание" человека, которого ретивые делатели "общественного мнения" склонны без устали "информировать", доставляя ему кванты и байты информации без спросу и разрешения.

Comments

( 109 comments — Leave a comment )
vasia_tapkin
May. 2nd, 2013 01:29 pm (UTC)

==== настоящее знание — только то, что можешь по первому требованию предъявить

---- интересный тезис

edgar_leitan
May. 2nd, 2013 02:10 pm (UTC)
В образовании "классической" Индии это вполне традиционное положение.
радость? - hellebede - May. 3rd, 2013 03:23 pm (UTC) - Expand
Re: радость? - edgar_leitan - May. 3rd, 2013 03:42 pm (UTC) - Expand
Re: радость? - hellebede - May. 3rd, 2013 03:47 pm (UTC) - Expand
Re: радость? - edgar_leitan - May. 3rd, 2013 06:23 pm (UTC) - Expand
Re: радость? - hellebede - May. 3rd, 2013 06:45 pm (UTC) - Expand
Re: радость? - edgar_leitan - May. 3rd, 2013 10:42 pm (UTC) - Expand
Re: радость? - hellebede - May. 4th, 2013 12:32 pm (UTC) - Expand
Re: радость? - edgar_leitan - May. 4th, 2013 08:10 pm (UTC) - Expand
Re: радость? - hellebede - May. 4th, 2013 08:26 pm (UTC) - Expand
Re: радость? - edgar_leitan - May. 4th, 2013 08:39 pm (UTC) - Expand
Re: радость? - hellebede - May. 4th, 2013 08:47 pm (UTC) - Expand
в землице русския.. - vasia_tapkin - May. 2nd, 2013 08:24 pm (UTC) - Expand
Re: в землице русския.. - edgar_leitan - May. 2nd, 2013 08:31 pm (UTC) - Expand
Re: в землице русския.. - vasia_tapkin - May. 2nd, 2013 08:36 pm (UTC) - Expand
Re: в землице русския.. - edgar_leitan - May. 2nd, 2013 08:40 pm (UTC) - Expand
я в данном случае - vasia_tapkin - May. 2nd, 2013 07:56 pm (UTC) - Expand
Я не думаю - vasia_tapkin - May. 2nd, 2013 05:22 pm (UTC) - Expand
Re: Я не думаю - edgar_leitan - May. 2nd, 2013 07:32 pm (UTC) - Expand
я не "плаваю" - vasia_tapkin - May. 3rd, 2013 06:37 am (UTC) - Expand
Re: я не "плаваю" - edgar_leitan - May. 3rd, 2013 10:24 am (UTC) - Expand
Re: я не "плаваю" - zelnitski - May. 3rd, 2013 11:33 am (UTC) - Expand
Re: я не "плаваю" - edgar_leitan - May. 3rd, 2013 02:49 pm (UTC) - Expand
Re: я не "плаваю" - vasia_tapkin - May. 3rd, 2013 03:44 pm (UTC) - Expand
Re: я не "плаваю" - edgar_leitan - May. 3rd, 2013 06:36 pm (UTC) - Expand
Re: я не "плаваю" - vasia_tapkin - May. 3rd, 2013 07:10 pm (UTC) - Expand
Re: я не "плаваю" - edgar_leitan - May. 3rd, 2013 10:04 pm (UTC) - Expand
Re: я не "плаваю" - vasia_tapkin - May. 4th, 2013 10:10 am (UTC) - Expand
Re: я не "плаваю" - zelnitski - May. 3rd, 2013 07:35 pm (UTC) - Expand
Re: я не "плаваю" - edgar_leitan - May. 3rd, 2013 10:28 pm (UTC) - Expand
Re: я не "плаваю" - zelnitski - May. 4th, 2013 08:00 am (UTC) - Expand
Re: я не "плаваю" - edgar_leitan - May. 4th, 2013 08:10 am (UTC) - Expand
Re: я не "плаваю" - zelnitski - May. 4th, 2013 11:34 am (UTC) - Expand
hellebede
May. 2nd, 2013 02:29 pm (UTC)
Эдгар, Вы непосредственно видели и наблюдали детей потомственных брахманов? Можно ли говорить о том, что интеллектуальные способности соотносятся с происхождением, или более значимым оказывается все-таки фактор сознательного выбора и приложенных усилий?
edgar_leitan
May. 2nd, 2013 02:34 pm (UTC)
Конечно, последнее: природные способности + усилия! Очень способные детишки встречаются во всех слоях общества, но это трюизм. Дети брахманов, даже пандитов, если есть такая возможность, предпочитают заниматься экономикой или медициной в западных университетах. Традиционным наукам в самой Индии остаётся всё меньше места. Хотя,-- и это парадокс, -- во всеиндийском масштабе наблюдается определённое возрастание интереса к санскриту и даже пропаганда упрощённого "разговорного" санскрита.
(no subject) - klausnick - May. 2nd, 2013 04:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - May. 2nd, 2013 04:59 pm (UTC) - Expand
sadovnica
May. 2nd, 2013 06:41 pm (UTC)
Интересная практика. Какие тексты избрал бы каждый народ для такого усвоения?
edgar_leitan
May. 2nd, 2013 07:29 pm (UTC)
Зависит от культуры. В каждой имеются свои канонические тексты.
(no subject) - sadovnica - May. 2nd, 2013 07:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - May. 2nd, 2013 07:44 pm (UTC) - Expand
zelnitski
May. 2nd, 2013 07:08 pm (UTC)
Печальную картину Вы нарисовали, Эдгар. У меня тоже такое впечатление постепенно сложилось. Однако, в разговоре с одним моим знакомым, весьма хорошим специалистом по традиционным музыкальным инструментам, услышал от него довольно любопытную мысль. Он высказался в том духе, что наши (российские) министерские чиновники сделали все, чтобы укрепить позиции академизма как раз благодаря тому, что наука не рассматривается сейчас в России как что-то доходное и привлекает, чаще всего, тех, кто просто по складу своего ума к иному и не способен. Довольно любопытное суждение, не находите?
Хотя нас тут уже постепенно начинают замучивать всяческие платные студиозусы, с которыми, в силу известных причин, сделать ничего невозможно.
edgar_leitan
May. 2nd, 2013 07:29 pm (UTC)
Так и у нас наука -- занятие совершенно маргинальное в социальном плане, особенно после упразднения лет 10-15 назад постоянных должностей. Большинство из востоковедов существует на временные гранты, как субъекты коллективных или индивидуальных проектов. Однако, в отличие от России, где вершиной научной карьеры является звание академика, в Европе целью является профессор-ординарий.
Интересно, что в Штатах, насколько я знаю, высокая дороговизна унив. образования (или наличие стипендий) гарантирует, что студенты будут стараться хорошо учиться. А вот у нас причиной по...зма многих студиозусов явяется бесплатность образования (если оно превосходит мимимально допустимое время: 3 года бакалаврат + 2 года в магистратуре), а также сама высокая специфичность специальности. Университетские чиновники постоянно требуют как можно более высокого числа студентов, заканчивающих курсы с положительным оценками. Ещё в 1990-е или раньше основной задачей иного профессора было по возможности уменьшить количество студентов.
(no subject) - zelnitski - May. 2nd, 2013 07:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - May. 2nd, 2013 08:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zelnitski - May. 2nd, 2013 08:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - May. 2nd, 2013 08:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zelnitski - May. 2nd, 2013 08:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - May. 2nd, 2013 09:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zelnitski - May. 2nd, 2013 09:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - May. 3rd, 2013 10:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - zelnitski - May. 3rd, 2013 11:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - May. 3rd, 2013 02:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zelnitski - May. 3rd, 2013 07:39 pm (UTC) - Expand
az_pantarei
May. 3rd, 2013 06:34 am (UTC)
индуизм в России
Индология, по-видимому, у нас в упадке. Не переведены многие первоисточники. Для жизни индологии важен живой индуизм. Например, кришнаизм означет также и издание Бхагавад-гиты иБхагавта-пураны. А вот новое явление (с инт сайта religiopolis.org):
ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ ИНДУИЗМА
02.05.2013 13:08
Роман ЛУНКИН


Монастырь «Собрание тайн» или «Дивья лока»: второе пришествие индуизма в России?

Большинство россиян знает об индуизме довольно мало, те, кто интересуются религиозной сферой, имеют представление о различных видах йоги, о неоиндуистских течениях, которые существовали в советское время (Общество Сознания Кришны – его история началась в 1971 году с визита в Москву основателя организации Бхактиведанты Свами Прабхупады), а также о тех, которые стали активно развиваться в России в 1990-е годы. Это движение Шри Чин моя, Брахма Кумарис, Сахаджа йога, последователи Саи бабы и т.д. Индуистские организации распространялись по всей стране и росли вместе с религиозным бумом, который охватил Россию в постсоветское время. Уже с конца 1990-х годов этот бум пошел на спад и экспертам, религиоведам и представителям органов власти, казалось, что уже ничего нового появиться не может, что в России опять будут только «традиционные религии». Тем не менее, религиозная жизнь развивается по своим законам – в России стало расти новое индуистское направление – учения Адвайты, которое проповедует Лайя-йогу (Официальный сайт Монастыря «Собрание тайн» (Адвайта-йога-ашрам «Гухья самаджа»): www.advayta.org).
Сами последователи этого движения относят себя к философской системе Адвайта-веданта (разновидность: Пратьякша-адвайта сиддхов), традиционное учение (сампрадайя): Васиштха-сампрадайя (Саптариши-сампрадайя). Школа практики - Естественный путь (то есть Сахаджья). Свое учение последователи определяют как «Лайя-йога в традиции сиддхов».
Согласно «Символу веры», Монастырь йоги «Собрание тайн» разделяет основные вероучительные, этические и в целом мировоззренческие особенности индуистской религии: представление об абсолютном божестве, который растворен во Вселенной и в людях, принципы ненасилия (ахимсы), кармы, реинкарнации, почитания священных текстов ведантической традиции.
Своим учителем (гуру) считают Свами Вишнудевананда Гири (в миру - Валерий Минцев). .........
edgar_leitan
May. 3rd, 2013 06:43 pm (UTC)
Re: индуизм в России
Первоисточники индуизма начали переводиться, в целом, только лишь с 18 века (Бх.-Гита). А если вспомнить, сколько их всего, то и дивиться тут особо нечему, что число их далеко от полноты.
Для "жизни индологии" важен не "живой индуизм", а солидная государственная и/или частная поддержка санскритологических академических штудий, исследований и учебного процесса при университетах и Академиях наук. А живой индуизм важен для себя самого, а также для той ЧАСТИ индологии, что этот живой индуизм исследует.

Edited at 2013-05-03 06:43 pm (UTC)
az_pantarei
May. 4th, 2013 05:11 am (UTC)
не теорией единой
Буддология, индология и прочие логии - вторичны. Не было бы Будды, Шанкары.. не было бы и логов. И кафедр по теме. Соответственно и финансирования. Так что индуизм важен не только для себя самого.
Что до первоисточников, то см.,например, материалы последней конференции на востфаке (СПб), наших востоковедов интересуют исторические явления, даже монеты на Кавказе 20-х гг, но не ключевые первоисточники. А между тем не не издана даже "Веданта-сара" Садананды (15 в.), ключевой текст для индуизма. (На Западе оригинал ВС и переводы издавались много раз, начиная еще со времен А.Пушкина).
edgar_leitan
May. 4th, 2013 07:45 am (UTC)
Re: не теорией единой
Вы имете в виду -- текст "издан" или переведён"? Это совсем разные вещи. Разумеется, ВС в виде книги издана.
Перевод же предполагает исследование. Не вижу смсысла издавать переводы таких сложных памятников без сопутствующего исследования. Странно сетовать на отсутствие русских переводов, если вспомнить, что оборонная промышленность в РФ не на индологию с буддологией работает и выделяет бюджетные деньги...

Разумеется, востоковедные науки по сравнению со своими объектами вторичны, это трюизм. Но мы говорим немного о разных вещах. Востоковедение может изучать давно вымершие культуры, как шумерология и аккадистика или египтология. Для этих наук как-то не предполагается существование и процветание соответствующих религиозных традиций или общественных устройств. Религиозные традиции существуют ради самих себя, а не ради любопытства ориенталистов. Но последнее существует, когда есть определённый общественный интерес, а он необязательно вызван соображениями религиозного прозелитизма.

Для указанных религиозных традиций обычно несущественен вопрос исторических реалий в соотношении к конструируемому мифу или учениям. Наука же пытается исследовать реальность в её историческом развитии, в т. ч. как она реконструируется из памятников словесности. Как религиозные или философские учения менялись со временем и т. п. А некоторая часть востоковедения изучает сами эти современные религиозные традиции в их самоописании и соотношении с исторической реальностью. У живых рел. традиций и науки разные задачи и прагматика.

К вопросу о "первоисточниках": монеты могут быть точно такими же первоисточниками, как самые наидревнейшие тексты. Это дело исследователя, дефинировать то, что он конкретно хочет, а также свои первоисточники.
az_pantarei
May. 4th, 2013 04:35 pm (UTC)
То есть "Веданта-сара" (Сущность веданты) Шри Садананды (15 век) все же вышла. Судя по сообщению С.Пахомова.
m_gluk
May. 10th, 2013 06:31 pm (UTC)
Не каждый студент способен на сверхусилия и не из каждого получится профессионал. Если на весь поток попадется 1-2 человека, это уже очень неплохо.
edgar_leitan
May. 10th, 2013 06:45 pm (UTC)
Но я имел в виду не сверхусилия, а предусмотренные стандартной бакалаврской или магистерской программой затраты времени и усилий. Не 40 часов в неделю на один курс, а программные 2 академчаса в аудитории + около 7 часов самостоятельной работы в неделю на этот курс (5 ECTS по болонской системе).
( 109 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com