?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

jacobus

Написал в одном ЖЖ в виде комментария с оказией: „Удивительно слушать ссылки на какие-то каноны неких Вселенских Соборов или синодов от дядeнек и тёток ещё не вполне старых, бывших бравыми комсомольцами или коммунистами ещё два десятка с хвостиком лет назад. Все они и оне теперь специалисты по бесоведению, демонологии и иным разделам святоотеческой аскетики, знатоки Аввы Дорофея, Иоанна Лествичника, а то и эзотерических премудростей самого божественного Григория Паламы, творители "умного делания" и чемпионы "обожения", со-трудники "нетварных энергий", в своей одной отдельно взятой квартирии мегаполиса беспрестанно стяжающие "фаворский свет" и легко взбегающие на небеси по "Лествице Иакова", поддерживаемые под руки пуховыми крылами Божиих Вестников. Ото всего этого остаётся стойкое ощущение участия или хотя бы наблюдения со стороны нечто подобного одному громадному "Muppet Show". Только не знаешь, смеяться при том или плакать“.


Ещё более дурное чувство кафкианской тошноты и не престающего головокружения возникает, когда видишь стареньких ветеранов Второй Великой бойни, немощными старческими губами говорящих всё о Том же "Господе" и "русской вере православной" [*по странному впечатлению от некоторых свежепросмотренных видео-сюжетов], сплошь увешанных при этом медалями и орденами богоборческой власти, которую они (чего уж греха таить?) „во время оно“ преданно и "не щадя живота своего" защищали. Защищали, увы, не только Родину, но и Власть... Всё это из одной и той же безнадёжной нынешней российской шизофрении: и доныне — "товарищи офицеры" под кровавыми звездатыми знамёнами, "злая звезда бога вашего Ремфана" над изострёнными зубьями пилы Кремлёвской стены, в обращении — с беспорядочною мутностью клинической шизофазии перемежающиеся то "товарищи", то "господа", мумия Главбольшевика и убеждённого безбожника, "эффективный менеджер" и — "государь-страстотерпец"... Патриарх, молящийся и что-то там возлагающий 9 мая над "вечною" огненною пентаграммой ("огонь их не угасает"..? наверное, и "червь не умирает") всё у той же страшной могильной Стены, гебисты и партийные деятели, все сплошь после перестройки заделавшиеся потомственными столбовыми дворянами и, разумеется, строго православными "служителями Отечества", как были до того безукоризненными атеистами и строителями коммунизму, по работе буднично и без особых эмоций "ликвидировавшие контру" ("Мы только исполняли приказы...").

В чьём-то Журнале увидел такой словесный образ, дополнив его для изящности завитками своей приватной додумки: Феликс Дзержинский в фирменной кожанке и с взведённым маузером, нежно нянчащий болезнующего Цесаревича Алексея, и под пристальным наблюдением народного целителя Старца Григория степенно беседующий с Государем об тонкостях управления Державою. В этом суть нашего нелепого, подобного дурному сновидению времени, в котором ещё долго предстоит разбираться людям слова и мысли, буде таковые останутся.

Кукольный театр пустых картонных форм: марионеточные персонажи с сабельным пришипом в рвущихся от пафоса голосах говорят заученный урок, а тебе, наблюдателю, становится чем далее, тем больше за это недостоверное лицедейство неудобно. И совсем уже хочется, сквозь землю провалившись, надёжно упрятаться, покраснев кожею лица, когда действующие лица, бывшие "простые советские люди", медоустно источая словесный олей и ладанным дуновением "благорастворяя водуси", вплетают в свою риторику "Господа и Его нерушимые святые заповеди"...

Меня всегда изумляло, насколько резко и кардинально меняется интонация, и даже жестикуляция и тончайшая мимика, людей в России или из России (пусть и повсеместно встречающихся во всё большем количестве в Западной Европе, образующих незримую и всё вкруг тонко оплетающую паутину "русского мира"), когда речь заходит о чём-нибудь "сакральном": о том, что ныне принято называть "святыней" — о Церкви, о вещих тайнозрительных старцах, о священных всенароднo поклоняемых объектах вроде "пояса Богородицы" или волшебного "благодатного Огня". Так и ощущаешь с гипнотической ясностью fanum с его как бы в планетарии достоверно проэктором изображённым на искусственной стенке космосом "традиционной" риторики и музейной архаики ("канонов Вселенских Соборов" в качестве руководства к повседневному действию: всё это незримо происходит под вечноствующим знаком "как бы"), где и кашлянуть-то ненароком или высморкаться, или каблучком пристукнуть — "грех", за кой непременно "накажет милостивый Гпосподь"… Fanum сего сакрального пространства отделён непроходимой пропастию от pro-fanum-а безудержной повседневной и такой привычной крупной и мелкой лжи, жестокости и бессердечия, мелочности, хамства и грубости, пьянства и обычной бытовой распущенности.

Кажется, то ли Конфуцию, то ли Лаодзы принадлежат слова, что "о морали и традиционный ценностях" громко заговорят тогда, когда вдруг окажется, что их уже давно в помине нет...

У Виктора Гюго, когда часто перечитывал в юности своих любимых "Отверженных", я поразился оксюморону "свирепого благочестия" некоей тамошней монашествующей матушки. С этим метким словцом, а также собственным печальным жизненным опытом согласуется и малый эпизод из знаменитого романа сэра Вальтера Скотта: "Прощаю вас, сэр рыцарь, — сказала Ровена, — прощаю как христианка. — Это значит, что она вовсе и не думает его прощать , — сказал Вамба".

О религиозном языке как культурном клишировании (из интервью А. М. Пятигорского "Индивид и культура") — вместо подведения итога:

"Нынешнее увлечение религией в России также в значительной степени культурное. Это выработка новых штампов культурного поведения, потому что старые обрыдли... Вернуться к религии нельзя. И вообще ни к чему нельзя вернуться. Чтобы что-то делать, человек должен сделать это в самом себе, с самого начала сам.

Беда не в языке, а в культурном умопомешательстве, в обязательности воспроизводства и восприятии обществом каких-то культурных клише. Я думаю, что обращение сейчас к религии большого количества людей в России (не будем уж валять дурака) возможно и потому, что стало разрешённым. Надо быть честным хотя бы с самим собой".

[P. S. О "смешении в доме Облонских", сиречь в речи Патриарха требуемого моментом выдержанного церковного елея с до боли знакомой риторикой недоброй памяти некоей не столь древней эпохи: см. ЗДЕСЬ. Помимо традиционной чекистской и такой уже по-народному родной "бдительности", присутствует и всенепременный везде глубоко и цепко угнездившийся "национальный код" в симфонии с "неосознаваемой православной цивилизациею", и риторический отпор внешнему и внутреннему врагу, тщащемуся в прах злой "зарубежной воли" повергнуть "свободу Отечества", и повсеместно скрещивающиеся "линии невидимого фронта" с бойцами его светлого воинства. Никак, увы, не отделаться от ощущения всепроникающей духовной и культурной шизофазии как структурного элемента нынешнего российского постмодернистого кукольного феатрона].

patriars'

Comments

( 62 comments — Leave a comment )
irescha
May. 12th, 2013 08:37 pm (UTC)
Я очень люблю Губермана...
поскольку он всегда ухватывает суть,излагая ее лаконично в неповторимой,только ему присущей манере...)))


***дурное чувство кафкианской тошноты и не престающего головокружения ...
***Чтобы что-то делать, человек должен сделать это в самом себе, с самого начала сам.


На все происходящее гляжу
и думаю: огнем оно гори;
но слишком из себя не выхожу,
поскольку царство Божие — внутри.

***в котором ещё долго предстоит разбираться людям слова и мысли, буде таковые останутся.

Забавен русской жизни колорит,
сложившийся за несколько веков:
с Россией ее совесть говорит посредством иностранных языков.

***я поразился оксюморону "свирепого благочестия"...

В нас пульсом бьется у виска
душевной смуты злая крутость;
в загуле русском есть тоска,
легко клонящаяся в лютость.

*** "о морали и традиционный ценностях" громко заговорят тогда, когда вдруг окажется, что их уже давно в помине нет...

В года растленья, лжи и страха
узка дозволенная сфера:
запретны шутки ниже паха и
размышленья выше хера.


Edited at 2013-05-12 08:45 pm (UTC)
edgar_leitan
May. 12th, 2013 11:03 pm (UTC)
Re: Я очень люблю Губермана...
Можно и к таким формулам ("гарикам") свести :)
petrark
May. 12th, 2013 09:07 pm (UTC)
Угу, примерно как у Блока в "Грешить бесстыдно, беспробудно...".
edgar_leitan
May. 12th, 2013 11:02 pm (UTC)
Угу...
china_shore
May. 13th, 2013 03:43 am (UTC)
Удалили комменты...жаль
edgar_leitan
May. 13th, 2013 06:11 am (UTC)
Подумал и решил, что не хочу разводить тут holy-war и иного рода srach...
klausnick
May. 13th, 2013 03:47 am (UTC)
Патриарх комичен.
edgar_leitan
May. 13th, 2013 06:12 am (UTC)
Я бы сказал скорее о гротеске.
lucem_glorifico
May. 13th, 2013 05:18 am (UTC)
да, очень хорошо.
находясь в одной маленькой стране и маленьком мирке внутри нее, думаю о сознательном выключении себя из «русского мира» для того, чтобы остаться человеком, как-то так.
edgar_leitan
May. 13th, 2013 06:13 am (UTC)
Очень Вас понимаю...
vasia_tapkin
May. 13th, 2013 07:40 am (UTC)

===== Ото всего этого остаётся стойкое ощущение участия или хотя бы наблюдения со стороны нечто подобного одному громадному "Muppet Show".
... Ещё более дурное чувство кафкианской тошноты и не престающего головокружения возникает

----- «Характерным признаком «симулятивного спектакля» является ощущение полной, абсолютной ирреальности происходящего, какого-то тотального безумия и абсурда, охватывающее любого не принимающего участия в симуляции (то есть не «подключённого» к самому аппарату спектакля) стороннего наблюдателя» - http://vasia-tapkin.livejournal.com/136022.html

edgar_leitan
May. 13th, 2013 07:47 am (UTC)
...Хотя против Маппетов впс, пожалуй, чересчур загнул -- как раз их-то спектакль смотрится безо всякого ощущения la nausée...В нём-то -- никаой симуляции, но просто весёлая игра.
просто весёлая игра. - vasia_tapkin - May. 13th, 2013 07:50 am (UTC) - Expand
vasia_tapkin
May. 13th, 2013 07:48 am (UTC)

==== Беда не в языке, а в культурном умопомешательстве, в обязательности воспроизводства и восприятии обществом каких-то культурных клише.

---- Типичнешие аберрации пост-совеЦЦкого интеллигента.

Для 99% россиянского - "электората" единственными воспринимаемыми - "культурными клише", есть только и исключительно - жрать в три пуза, ржать в три горла и срать в три жопы.

Всё.
edgar_leitan
May. 16th, 2013 07:56 am (UTC)
срать в три жопы
Сильный образ! :)))
Re: срать в три жопы - vasia_tapkin - May. 17th, 2013 05:09 am (UTC) - Expand
Re: срать в три жопы - edgar_leitan - May. 18th, 2013 12:19 pm (UTC) - Expand
оставаясь - vasia_tapkin - May. 18th, 2013 03:02 pm (UTC) - Expand
Re: оставаясь - edgar_leitan - May. 20th, 2013 08:14 pm (UTC) - Expand
vasia_tapkin
May. 13th, 2013 08:02 am (UTC)
Быль

==== "Прощаю вас, сэр рыцарь, — сказала Ровена, — прощаю как христианка. — Это значит, что она вовсе и не думает его прощать , — сказал Вамба".

---- В переложении на современные - "православные" реалии это выглядит примерно так:

Прощённое воскресенье, после литургии.

- Здравствуй Андрей!

(в ответ угрюмое молчание и откровенное - "не удостаивание" взглядом)

- Прости меня Андрюша, если в чём против тебя согрешил.

- Бог простит.

- Спаси Господи, но вот ты Андрюша, прощаешь ли?

(Вопрошаемый, метнув исподлобья взгляд - "со значением" - и ничего не отвечая, на всех парах устремляется - "под благословение" показавшегося в дверях батюшки...)


edgar_leitan
May. 16th, 2013 08:02 am (UTC)
Re: Быль
Интересно, что это за эпическое событице?
знаковое имя. - vasia_tapkin - May. 18th, 2013 01:20 pm (UTC) - Expand
princessrimosa
May. 13th, 2013 08:08 pm (UTC)
Что же тут удивительного?Надо ради чего-то жить. Разочаровавшись в одних идеалах, люди обрели другие. Каша в голове еще не означает злого умысла.
edgar_leitan
May. 16th, 2013 08:00 am (UTC)
Я же не сужу об умыслах людей и не отправляю никого в ад :). Просто какие-то внешние знаки действуют, подобно ударам дубины по голове. Замутняют сознание, шокируют, но и наводят на мысли... Вот и всё.
Однако безусловное и фанатичное поклонение общественно канонизованным сущностям (будь то ВОВ как мифологическое событие "священной истории" или "всемирно-исторический подвиг советского народа") начисто препятствует возможности о вещах подумать. Не всё так в этих событиях однозначно и просто.
А как тогда? - vasia_tapkin - May. 21st, 2013 11:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - princessrimosa - May. 17th, 2013 05:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - May. 18th, 2013 12:28 pm (UTC) - Expand
скорее подходит Ин 6, 65 - vasia_tapkin - May. 17th, 2013 06:07 pm (UTC) - Expand
az_pantarei
May. 14th, 2013 07:52 am (UTC)
"чума на оба ваших дома" (шекспир)
Еще в древности говорили : да будет выслушана и другая сторона! А когда хотят слушать только себя и только свое от других... И когда вновь и вновь возвращаются к одной и той же теме, как к незаживающей язве.... No comment
edgar_leitan
May. 16th, 2013 08:01 am (UTC)
Re: "чума на оба ваших дома" (шекспир)
Too much comment of "no-comment", but not really understandable, sorry :)
arhyart
Jun. 2nd, 2013 12:49 pm (UTC)
Дядюшка Эдгар, Вы всё с Россией воюете? Это ж надо было столько текста написать! (Я даже не дочитал всё. )Причём, используя термины совершенно не из области ваших знаний...

Да что Вам до России? Вы же латышско-русский австрияк. Только не надо утверждать, что Вы жалеете Россию: те, кто жалеют, те таких текстов не пишут, не рассуждают односторонне и предвзято, а стараются хотя бы чем-то помочь...

И ещё: а где критические заметки о католицизме? А где критические заметки о жизни в Латвии? Почему критика лишь только в сторону России и православия? Это наводит на определённые мысли...

На вашем месте я бы лучше посмотрел замечательный латышский мультфильм:



Очень мне нравится...
edgar_leitan
Jun. 2nd, 2013 01:06 pm (UTC)
Достопочтеннейший Роман! Кажется, мы ещё не породнились, да и раньше не состояли в родственных отношениях, чтобы панибратски называть меня "дядюшкой". Как-то Вам такой стиль совершенно не к лицу.
В данном журнале я пишу то, что нахожу нужным: см. заглавный пост и сведения о хозяине ЖЖ. И писать ли мне о России или нет, как-то я забыл у Вас нижайше спросить на то милостивого дозволения. И о моей этнической идентичности я как-нибудь постараюсь разобраться сам, с Вашей аппробации и идеологического утверждения, кто я -- латыш, русский, "европеец" или ещё что-то другое. Равно и без дозволения ваших ФСБ, КГБ и других излюбленных народом институций... Нравоучительно указывать на такие интимные вещи, как этническое самоощущение, ступайте с Богом в другие Журналы, где очень любят делать всякий srach и раздувать "холивары", сиречь флэйм...
Я мог бы писать "критические" заметки и о Латвии, и о Европе, но боюсь, что для русскоязычного сообщества они были бы: 1) не очень интересными; 2) игрой в одни ворота, так как понятно, что в нынешней РФ толпа в большинстве ненавидит и Латвию, и Европу, а практикуют идеологию выставления напоказ своего, с позволения, "православного патриотизма". Но это туда, к ним: к Ульяне Скобейде и к Ирине Бергсет...
За мультик искреннее спасибо!
(no subject) - arhyart - Jun. 2nd, 2013 02:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jun. 2nd, 2013 03:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - arhyart - Jun. 2nd, 2013 04:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jun. 2nd, 2013 03:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - arhyart - Jun. 2nd, 2013 05:02 pm (UTC) - Expand
( 62 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com