?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

jacobus

Написал в одном ЖЖ в виде комментария с оказией: „Удивительно слушать ссылки на какие-то каноны неких Вселенских Соборов или синодов от дядeнек и тёток ещё не вполне старых, бывших бравыми комсомольцами или коммунистами ещё два десятка с хвостиком лет назад. Все они и оне теперь специалисты по бесоведению, демонологии и иным разделам святоотеческой аскетики, знатоки Аввы Дорофея, Иоанна Лествичника, а то и эзотерических премудростей самого божественного Григория Паламы, творители "умного делания" и чемпионы "обожения", со-трудники "нетварных энергий", в своей одной отдельно взятой квартирии мегаполиса беспрестанно стяжающие "фаворский свет" и легко взбегающие на небеси по "Лествице Иакова", поддерживаемые под руки пуховыми крылами Божиих Вестников. Ото всего этого остаётся стойкое ощущение участия или хотя бы наблюдения со стороны нечто подобного одному громадному "Muppet Show". Только не знаешь, смеяться при том или плакать“.


Ещё более дурное чувство кафкианской тошноты и не престающего головокружения возникает, когда видишь стареньких ветеранов Второй Великой бойни, немощными старческими губами говорящих всё о Том же "Господе" и "русской вере православной" [*по странному впечатлению от некоторых свежепросмотренных видео-сюжетов], сплошь увешанных при этом медалями и орденами богоборческой власти, которую они (чего уж греха таить?) „во время оно“ преданно и "не щадя живота своего" защищали. Защищали, увы, не только Родину, но и Власть... Всё это из одной и той же безнадёжной нынешней российской шизофрении: и доныне — "товарищи офицеры" под кровавыми звездатыми знамёнами, "злая звезда бога вашего Ремфана" над изострёнными зубьями пилы Кремлёвской стены, в обращении — с беспорядочною мутностью клинической шизофазии перемежающиеся то "товарищи", то "господа", мумия Главбольшевика и убеждённого безбожника, "эффективный менеджер" и — "государь-страстотерпец"... Патриарх, молящийся и что-то там возлагающий 9 мая над "вечною" огненною пентаграммой ("огонь их не угасает"..? наверное, и "червь не умирает") всё у той же страшной могильной Стены, гебисты и партийные деятели, все сплошь после перестройки заделавшиеся потомственными столбовыми дворянами и, разумеется, строго православными "служителями Отечества", как были до того безукоризненными атеистами и строителями коммунизму, по работе буднично и без особых эмоций "ликвидировавшие контру" ("Мы только исполняли приказы...").

В чьём-то Журнале увидел такой словесный образ, дополнив его для изящности завитками своей приватной додумки: Феликс Дзержинский в фирменной кожанке и с взведённым маузером, нежно нянчащий болезнующего Цесаревича Алексея, и под пристальным наблюдением народного целителя Старца Григория степенно беседующий с Государем об тонкостях управления Державою. В этом суть нашего нелепого, подобного дурному сновидению времени, в котором ещё долго предстоит разбираться людям слова и мысли, буде таковые останутся.

Кукольный театр пустых картонных форм: марионеточные персонажи с сабельным пришипом в рвущихся от пафоса голосах говорят заученный урок, а тебе, наблюдателю, становится чем далее, тем больше за это недостоверное лицедейство неудобно. И совсем уже хочется, сквозь землю провалившись, надёжно упрятаться, покраснев кожею лица, когда действующие лица, бывшие "простые советские люди", медоустно источая словесный олей и ладанным дуновением "благорастворяя водуси", вплетают в свою риторику "Господа и Его нерушимые святые заповеди"...

Меня всегда изумляло, насколько резко и кардинально меняется интонация, и даже жестикуляция и тончайшая мимика, людей в России или из России (пусть и повсеместно встречающихся во всё большем количестве в Западной Европе, образующих незримую и всё вкруг тонко оплетающую паутину "русского мира"), когда речь заходит о чём-нибудь "сакральном": о том, что ныне принято называть "святыней" — о Церкви, о вещих тайнозрительных старцах, о священных всенароднo поклоняемых объектах вроде "пояса Богородицы" или волшебного "благодатного Огня". Так и ощущаешь с гипнотической ясностью fanum с его как бы в планетарии достоверно проэктором изображённым на искусственной стенке космосом "традиционной" риторики и музейной архаики ("канонов Вселенских Соборов" в качестве руководства к повседневному действию: всё это незримо происходит под вечноствующим знаком "как бы"), где и кашлянуть-то ненароком или высморкаться, или каблучком пристукнуть — "грех", за кой непременно "накажет милостивый Гпосподь"… Fanum сего сакрального пространства отделён непроходимой пропастию от pro-fanum-а безудержной повседневной и такой привычной крупной и мелкой лжи, жестокости и бессердечия, мелочности, хамства и грубости, пьянства и обычной бытовой распущенности.

Кажется, то ли Конфуцию, то ли Лаодзы принадлежат слова, что "о морали и традиционный ценностях" громко заговорят тогда, когда вдруг окажется, что их уже давно в помине нет...

У Виктора Гюго, когда часто перечитывал в юности своих любимых "Отверженных", я поразился оксюморону "свирепого благочестия" некоей тамошней монашествующей матушки. С этим метким словцом, а также собственным печальным жизненным опытом согласуется и малый эпизод из знаменитого романа сэра Вальтера Скотта: "Прощаю вас, сэр рыцарь, — сказала Ровена, — прощаю как христианка. — Это значит, что она вовсе и не думает его прощать , — сказал Вамба".

О религиозном языке как культурном клишировании (из интервью А. М. Пятигорского "Индивид и культура") — вместо подведения итога:

"Нынешнее увлечение религией в России также в значительной степени культурное. Это выработка новых штампов культурного поведения, потому что старые обрыдли... Вернуться к религии нельзя. И вообще ни к чему нельзя вернуться. Чтобы что-то делать, человек должен сделать это в самом себе, с самого начала сам.

Беда не в языке, а в культурном умопомешательстве, в обязательности воспроизводства и восприятии обществом каких-то культурных клише. Я думаю, что обращение сейчас к религии большого количества людей в России (не будем уж валять дурака) возможно и потому, что стало разрешённым. Надо быть честным хотя бы с самим собой".

[P. S. О "смешении в доме Облонских", сиречь в речи Патриарха требуемого моментом выдержанного церковного елея с до боли знакомой риторикой недоброй памяти некоей не столь древней эпохи: см. ЗДЕСЬ. Помимо традиционной чекистской и такой уже по-народному родной "бдительности", присутствует и всенепременный везде глубоко и цепко угнездившийся "национальный код" в симфонии с "неосознаваемой православной цивилизациею", и риторический отпор внешнему и внутреннему врагу, тщащемуся в прах злой "зарубежной воли" повергнуть "свободу Отечества", и повсеместно скрещивающиеся "линии невидимого фронта" с бойцами его светлого воинства. Никак, увы, не отделаться от ощущения всепроникающей духовной и культурной шизофазии как структурного элемента нынешнего российского постмодернистого кукольного феатрона].

patriars'

Comments

edgar_leitan
Jun. 2nd, 2013 01:06 pm (UTC)
Достопочтеннейший Роман! Кажется, мы ещё не породнились, да и раньше не состояли в родственных отношениях, чтобы панибратски называть меня "дядюшкой". Как-то Вам такой стиль совершенно не к лицу.
В данном журнале я пишу то, что нахожу нужным: см. заглавный пост и сведения о хозяине ЖЖ. И писать ли мне о России или нет, как-то я забыл у Вас нижайше спросить на то милостивого дозволения. И о моей этнической идентичности я как-нибудь постараюсь разобраться сам, с Вашей аппробации и идеологического утверждения, кто я -- латыш, русский, "европеец" или ещё что-то другое. Равно и без дозволения ваших ФСБ, КГБ и других излюбленных народом институций... Нравоучительно указывать на такие интимные вещи, как этническое самоощущение, ступайте с Богом в другие Журналы, где очень любят делать всякий srach и раздувать "холивары", сиречь флэйм...
Я мог бы писать "критические" заметки и о Латвии, и о Европе, но боюсь, что для русскоязычного сообщества они были бы: 1) не очень интересными; 2) игрой в одни ворота, так как понятно, что в нынешней РФ толпа в большинстве ненавидит и Латвию, и Европу, а практикуют идеологию выставления напоказ своего, с позволения, "православного патриотизма". Но это туда, к ним: к Ульяне Скобейде и к Ирине Бергсет...
За мультик искреннее спасибо!
arhyart
Jun. 2nd, 2013 02:44 pm (UTC)
Это шутейное обращение... :) Всё. Понял. Исправлюсь.

Я мог бы писать "критические" заметки и о Латвии, и о Европе, но боюсь, что для русскоязычного сообщества они были бы: 1) не очень интересными; 2) игрой в одни ворота, так как понятно, что в нынешней РФ толпа в большинстве ненавидит и Латвию

Почему? Очень были бы интересными! Тогда Вас бы никто не обвинял в предвзятости... Но это дело Ваше, разумеется. В нынешней РФ очень много разных мнений, общество разделено, а большинству есть дело до себя... О Латвии люди судят лишь исходя из информационного шума, который, конечно же, "не очень" (но, скорее всего, и не на пустом месте, увы).

Недавно на Фейсбуке меня удалил человек (приправив это оскорблением) за невинные слова о религиозности одного ветхозаветного народа. так мне объяснили потом, что тамошние спецслужбы следят очень строго за каждым репатриантом. Это к тому, что такие службы есть везде...

Да, мультфильм хороший... И ещё: судя по фотографиям, в Латвии общий уровень наружной рекламы (и вообще внешнего оформления) выше российского. Много фотографий видел, приходится признать...
edgar_leitan
Jun. 2nd, 2013 03:33 pm (UTC)
Если шутейное обращение, тогда ничего, пойдёт. Если без желчи сарказма, то ОК, я не сноб какой. Просто я сначала этой шутейности не распознал.

Я как та птичка -- пою, о чём в настоящее время подумалось. А о России я думаю очень и очень много -- первая половина моей жизни прошла именно там. И мои нынешние горькие ressentimentes проистекают именно оттого, что сбываются, становятся явью кошмары моей юности, в то время как на рубеже 1990-2000-х я даже какое-то время подумывал серьёзно о возвращении в Питер, где вырос. В 1990-х всё верилось, что после всех пертурбаций 90-х всё выровняется, будет со временем нормальная страна, где можно жить и спокойно заниматься своим делом, а не бесконечно воевать и ненавидеть и выявлять врагов. Не страна, заправляемая бандой гебешников, где нормой устного общения стала зоновская феня и всё регулируют "понятия". После нынешнего потопа магической архаики общественного сознания последнего десятка с лишком лет и законодательно оформленного абсурда... увольте, пусть строят свой булькающе-болотный, религиозно-магический Китеж со "скрепами", но без меня. Невелика потеря. А я отстроился светлое будущее ещё в детстве и юности. Хватило. Basta.

Будучи из смешанной семьи, я нигде не был полностью "своим". Я на всё привык смотреть немного со стороны. В центральной Европе, где у меня нет родовых корней и жадных претензий "рода" на мою душу и тело, мне дышится как-то легче. Есть возможность хоть иногда остановиться и подумать о жизни.

То, что происходит последние годы в Латвии в политической жизни и в экономике, ввергает меня в такую тоску, что не хочется об этом и думать. Для меня Латвия живёт в языке и произведениях литeратуры.
arhyart
Jun. 2nd, 2013 04:47 pm (UTC)
О, в 90-ые многие думали всякое и разное! Теперь вообще смотрю на то время по-другому. Что до Вашего образа России... ну, я не знаю. Мне кажется, что такого нет. я вижу вокруг себя обывателей, которые не меняются. Тот же мир. Картина в СМИ не всегда отражает реальность.

Нет, у меня такого не было, но я знаю подобное на примере социума: скажешь верующим, что ты был на выставке совр. искусства (вполне нормального, есть и такое), тебе в ответ: "Ты что с этими пи***асами связался? Вокруг них бесы." А если среди художников узнают о консервативных взглядах на некоторые вопросы, то: "Ты что, фашист?!" Два вида чуши... В итоге: приходится быть между мирами.

Обида у Вас на Россию какая-то... Или, может быть, просто свои личные проблемы так выражаете (что скорее всего). Что касается Латвии, то я очень удивлён, что нет пропаганды латышской культуры! Никому это не нужно. Хотя требуется-то мало... Очень мало. Но не нужно. Так жизнь и идёт...
edgar_leitan
Jun. 2nd, 2013 03:42 pm (UTC)
Вот Вам ещё замечательные латышские мультики:

http://www.youtube.com/watch?v=jw69-qqC1Qs

http://www.youtube.com/watch?v=X8laXAeT0wE
arhyart
Jun. 2nd, 2013 05:02 pm (UTC)
Да, удивительно, ощущение какое-то иное... И языческие корни всё-таки сильны. ) Первый встречал на Ютубе, второй не видел (очень красивые моменты). Спасибо! )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com