?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Прогноз?

orwell

Некоторые старые знакомые, искренне желая мне добра, откровенно не понимают, почему я мысленно не могу отрешиться от происходящего в России, занимаясь своими науками и преподаванием в европейских странах и почитывая книги в своём книжном раю. Действительно не могу (хотя очень люблю и преподавание, и не имеющее тривиальных целей чтение книг), хотя бы потому, что пользуюсь русским языком для этих своих записок (ЖЖ). Выучивая себе в удовольствие новые языки — западные, восточные и какие угодно — а в быту In Real Life около двух десятилетий уже пользуясь почти исключительно немецким и, в некоторой степени, английским, я трепетно-ностальгически отношусь к всему, что в моей жизни было, стараясь ПОМНИТЬ. Ведь жизнь так коротка и быстротечна. Не свершить, но помнить и свидетельствовать, хотя бы перед самим собой и редким собеседником...


Именно поэтому стараюсь живо следить за умонастроениями в РФ, не только читая и перечитывая русскую классику, актуальные публикации в Сети, но и расспрашивая своих друзей и знакомых, живущих ТАМ. Меня интересуют разные восприятия (возможно, я внутренне всё-таки в большей степени буддист, чем мне бы того хотелось: годы чтения буддийских текстов в оригинале сказываются) — пространства, времени, политической реальности, сконструированной деяниями коллективов и средствами пропаганды.

В последние месяцы особенно много думаю над такой категорией человеческого бытия и самопонимания, как свободой. Естественно, и над тем, как легко и с какой готовностью многие готовы, не моргнув глазом, её отдать. Даже никогда ею не обладав и не имея до сего дня. Лишь бы явился тот, кто её подберёт, завладев восторженным воображением. Вот что говорит один добрый и давний друг моей питерской юности, умный и интеллигентный человек, восторгаясь личностью тех, кто с готовностью берёт у "людишек" эту непосильную им ношу:

"В современном мире любая личность у власти, которая имеет силы организовать сопротивление мировом финансовым институтам, становится врагом "демократических" ценностей = диктатором. Я не тепло отношусь к этим людям — я отношусь к ним с уважением. Во всяком случае до тех пор, пока они (эти люди) материально не заинтересованы в своей деятельности. Я Ким Ир Сена уважаю больше, чем любого президента Европейской страны — потому что он открыто выступает против того "мира" который навязывается финансовой структурой. Пусть это делалось с ошибками, но это достойно уважения. Я уважаю Каддафи — по той же причине. Я уважаю Кастро и Че Гевару. Я уважаю Сталина и Ленина. Я уважаю Ладена. Я уважаю Лукашенко, который умудряется свою маленькую страну удержать от разрухи, которая так заметна у нас, когда возвращаешься из БР в РФ. Заметь — не люблю и всецело одобряю, а уважаю".

Конечно, мультимиллионер бин Ладен не был никак материально заинтересован в своей деятельности. А равно и клан корейского папы Кима... Впрочем, может, так и есть. Но власть — наркотик посильнее, чем деньги и благосостояние, разве нет? Не зря это одно из основных искушений Христа в пустыне (Мф.4.8).

Помню, как в "добрые старые советские" времена, когда я ещё учился в школе классе в 8-м, один мой одноклассник тогдашний близкий приятель (мне говорили, что потом он стал каким-то высоким милицейским чином, — полковником, кажется: a ведь в Российской Федерации это кое-что значит, не так ли?) говорил: "Жизнь так устроена — или они нас, или мы их!" Разумея по этим ИХ, гнусных европейцев и американцев.

[Ещё другой мой одношкольник, бывший всего на два класса и на один год меня старше, стал министром юстиции РФ.]

Зато другой мой одношкольник, коллега по восточной филологии и френд по ЖЖ, banshur69 как-то сказал, что у людей либо есть „благоговение перед жизнью и редчайшее в наши дни чувство свободы“, либо их просто нет, и поэтому им бесполезно что-либо доказывать. Это всё равно, что пытаться логически доказать с рождения слепому, что такие-то облачные узоры на небе — это красиво. Либо эту красоту видишь и ею восторгаешься, либо угрюмо не замечаешь по причине отсутствия зрения, а восторженных эстетов хочешь полечить электрошоком или психотропными средствами в сумасшедшем доме, чтобы не будоражили трудовое население и не отвлекали от повышения производительности труда, портя настроение.

А вот я нахожу в Сети текст, созвучный своим грустным мыслям и всё яснеющим предчувствиям:

"История однозначно доказала, что добиться единомыслия и подавить инакомыслие без террора невозможно. Россия обречена на террор, причем на массовый террор. Сегодня большинству это заявление покажется чрезмерным. Но цели не только оправдывают, но и предопределяют средства. <...> Не напугав, Россию мыслить не отучишь. <...> В условиях террора отпадает необходимость заставлять думать как все. Люди сами, добровольно и в массовом порядке, отказываются думать вовсе.

Стабильность в тоталитарном государстве поддерживается благодаря эффекту «выключенного сознания». <...> Террор тем и отличается от произвола, что он носит ненаправленный характер, что рождаемая им паранойя заставляет репрессивную машину обрушиваться на всех подряд. Террор начинает с врагов, а заканчивает друзьями. <...>

Террор — это не инструмент политики, а состояние общества. Он сродни стихийному явлению, похож на торнадо. Начавшись с небольшого ветра, террор постепенно вырастает до размеров гигантской воронки, втягивающей в себя из окружающего пространства людей и предметы. Провалившись в террор, общество теряет контроль над своей собственной историей до тех пор, пока бедствие само по себе не прекратится, исчерпав свою энергию. В целом тоталитаризм — это истерическая реакция общества на переживаемый им глубочайший кризис, аффективный ответ на страх и усталость. В таком состоянии люди готовы отдать столько своей свободы, сколько власть может унести.<...>“

Целиком эту статью в "Новой Газете", которая совпала с моими приватными размышлениями, можно прочесть вот ЗДЕСЬ.

И ещё подумалось: если сами по себе умные, достаточно образованные люди мыслят (вернее, не мыслят, а реагируют) только двойственными категориями "мы-они", вспоминая с нежностью и тоской "египетские мясные котлы" (ср. Исход 16.3) СССР („При советской власти было лучше“, — говорит мой друг), а также "уважают бессребренников" бин Ладена, Ким Ир Сена, Бацьку Луку и др., то дело, по всей видимности, худо. Как тут не вспомнить слова незабвенного А. М. Пятигорского o романе "Доктор Живаго":

"Свидетельствуемая доктором Живаго катастрофа была не гибелью культуры, а гибелью духа, за которую те, кто её допустили, поплатились культурой".

"Он [д-р Живаго] видел в [своих старых друзьях Дудорове и Гордоне] будущих булгаковских персонажей, зная, что от кого ушла истина смерти, тот будет обречён на выживание и станет добычей страха смерти".

Где-то в другом месте тот же Пятигорский говорил, что должна была быть не только намерение и воля в определённых кругах убивать, но и у представителей перерабатываемой в перегной или золу человеческой "щепы" — готовность быть убитой.

И, наконец, слова другого классика: "Сорок лет ушло у него на то, чтобы понять, какая улыбка прячется в чёрных усах. О жестокая, ненужная размолвка! О упрямый, своенравный беглец, оторвавшийся от любящей груди! Две сдобренные джином слезы прокатились по крыльям носа. Но всё хорошо, теперь всё хорошо, борьба закончилась. Он одержал над собой победу. Он любил Старшего Брата".

Comments

( 175 comments — Leave a comment )
nlzo
Jul. 16th, 2013 06:41 pm (UTC)
Da.Propaganda velikaya vesh. Smeus' otrkito pro obraz Lukashenko. )Rebyata eto vse go lish obraz. Etot 4elovek takze lubit dengi, a eshe bolshe on lubit vlast. I u nas toze est svoi oligarhi i priblizennie)))

PS Izvinyus za translit)
edgar_leitan
Jul. 16th, 2013 07:09 pm (UTC)
Вот здесь Вы можете писать кириллицей, имея под руками латинскую клавиатуру, и переносить её в текст/комментарий и т. п.: http://translit.ru/
Я только так по-русски и печатаю, т. к клавиатура у меня немецкая.

Как только в Беларуси исчезнет Л., то скорее всего и его заводы-гиганты окончательно развалятся, и унаследованная ещё с СССР инфраструктура.

Edited at 2013-07-16 07:16 pm (UTC)
(no subject) - nlzo - Jul. 16th, 2013 07:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nlzo - Jul. 16th, 2013 07:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 16th, 2013 07:47 pm (UTC) - Expand
irescha
Jul. 16th, 2013 07:01 pm (UTC)
Об уважении и бескорыстии...
Достаточно поставить простой опыт-ни один из перечисленных выше "бескорыстных" персонажей не смог бы как Диоклетиан добровольно оставить власть и уединившись в своих владениях выращивать капусту,и на все призывы вернуться на трон отвечал отказом...))))

Так почему же их всех выносили из властных кресел вперед ногами?
Видимо такое "бескорыстие" всегда сопровождалось таким террором,что пост свой оставить по доброй воле было совсем не безопасно-свои же разорвут...
edgar_leitan
Jul. 16th, 2013 07:14 pm (UTC)
Re: Об уважении и бескорыстии...
Вот и я о чём -- это власть, и она много слаще больших денег. Даже маленькая властзь приятна, а тем более едва ограниченная (разве что богом Смерти). Только не возьму в толк, что тут можно уважать? Это как "уважать" расстрелянных Виссарионычем безумных большевиков за один их их большевицкий фанатизм, за то, что они "свято верили в дело Ленина"... Этак всякого маньяка надо уважать.
amofares
Jul. 16th, 2013 07:15 pm (UTC)
террор, порождающий страх, который в свою очередь становится источником террора - можно ли разорвать этот круг? Что должно произойти, что бы страх сдал свои позиции? И возможно ли это вообще?
edgar_leitan
Jul. 16th, 2013 07:23 pm (UTC)
Коллективно, видимо, поделать ничего нельзя. Наверное, надо хотя бы попытаться начать думать, а не повторять лозунги статспропаганды. Я заметил это в случае некоторых (именно что некоторых, а не одного!) своих знакомых времён юности, никогда не выезжавших из России или коротко выежавших лишь туристами: мы как бы люди из совершенно разных миров, где никакое взаимное понимание уже невозможно. Слишком разный социальный и мыслительный опыт. То, что я говорю, для этих людей -- "демагогия общества потребления". А для меня их филиппики отдают явственной пропагандой авторитаризма, переходящего постепенно в тоталитаризм. Такой вот когнитивный диссонанс :)
(no subject) - amofares - Jul. 17th, 2013 06:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 17th, 2013 02:08 pm (UTC) - Expand
seligenstadt
Jul. 16th, 2013 07:21 pm (UTC)
По-моему Вы неправильно трактуете Мф.4.8, Иисус не отвергает власть в принципе (дана Мне всякая власть), но отвергает власть от Сатаны, ибо всякая власть от Бога.

Edited at 2013-07-16 07:21 pm (UTC)
edgar_leitan
Jul. 16th, 2013 07:25 pm (UTC)
Вы здесь логически противоречите самому себе: если Иисус "отвергал власть от Сатаны", то ведь не "всякая власть от Бога", получается. Бывает власть и не от Бога. Впрочем, это уже детали толкования образов и предикатов Бога.
(no subject) - seligenstadt - Jul. 16th, 2013 07:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 16th, 2013 07:35 pm (UTC) - Expand
seligenstadt
Jul. 16th, 2013 07:26 pm (UTC)
> Помню, как в "добрые старые советские" времена, когда я ещё учился в школе классе в 8-м, один мой одноклассник тогдашний близкий приятель (мне говорили, что потом он стал каким-то высоким милицейским чином, — полковником, кажется: a ведь в Российской Федерации это кое-что значит, не так ли?) говорил: "Жизнь так устроена — или они нас, или мы их!"

Неужели Вы учились вместе с Карлом Шмиттом?! Кажется это именно он таким образом определял сущность политического. :)
edgar_leitan
Jul. 16th, 2013 07:32 pm (UTC)
Нет, у нас такого господина не было :) Не буду называть его фамилию -- мы уже лет 20 не общаемся. Но я всегда воспринимал эту фразу как советскую пропаганду, не более того. На пропагандистские лозунги я никогда толком не умел, а позже уже сознательно не хотел отвечать. Попытка всерьёз отвечать означала бы, что ты принимаешь их птичий язык за нечто реальное.
m_gluk
Jul. 16th, 2013 07:33 pm (UTC)
Был такой мультик "Страна невыученных уроков". Хорошее название...
Террор - это оценка народу за невыученный урок о ценности свободы. И нет никаких признаков, что урок выучен.
edgar_leitan
Jul. 16th, 2013 07:37 pm (UTC)
Да, это там, где знаменитое "казнить нельзя помиловать": http://www.youtube.com/watch?v=r8_U68YXuqc
gomazkov
Jul. 16th, 2013 07:36 pm (UTC)
Как должны быть скучны такому разностороннему человеку, как Вы, Эдгар, столь чёрно-белые мысли о нынешней России.)
Филиппики в адрес тиранов, что излагает добрый и давний друг Вашей питерской юности, поверьте, столь же маргинальны, сколь и кликушеские призывы террора со стороны "Новой газеты".
А настоящая жизнь тут течёт помаленьку, со своими печалями и радостями, дети растут - и, кстати, они уже гораздо внутренне свободнее нас: по дочери и её друзьям вижу.)
edgar_leitan
Jul. 16th, 2013 07:45 pm (UTC)
Однако всё это -- точки зрения, которые существуют и с которыми я по тем или иным причинам соприкасаюсь, когда вообще начинаю взаимодействовать с темой России. Мне, как экзегету-любителю текста своей личной памяти, они интересны, хотя и не всегда сложны и замысловаты. Однако мне кажется, что коллективные tendencies хоть в РФ, хоть в стаой Европе как раз на всемерное упрощение, на забвение такой вещи, как сложность, и на политические лозунги, -- скорее, чем на непредвзятую беседу. И вот это не может не тревожить.
Понятно, что жизнь идёт своим чередом... Она же и при Сталине, и при Гитлере, и при любых их коллегах шла своим обыденным чередом для очень и очень многих. Не всех же сажали или расстреливали.
(no subject) - gomazkov - Jul. 16th, 2013 07:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 16th, 2013 08:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gomazkov - Jul. 16th, 2013 08:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 16th, 2013 08:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gomazkov - Jul. 16th, 2013 08:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 16th, 2013 08:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gomazkov - Jul. 16th, 2013 09:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 16th, 2013 09:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gomazkov - Jul. 16th, 2013 09:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 16th, 2013 09:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gomazkov - Jul. 16th, 2013 10:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 16th, 2013 10:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gomazkov - Jul. 16th, 2013 10:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mikhail_bar - Jul. 16th, 2013 08:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gomazkov - Jul. 16th, 2013 08:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mikhail_bar - Jul. 16th, 2013 08:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gomazkov - Jul. 16th, 2013 08:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mikhail_bar - Jul. 16th, 2013 09:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gomazkov - Jul. 16th, 2013 09:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mikhail_bar - Jul. 16th, 2013 09:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gomazkov - Jul. 16th, 2013 09:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 16th, 2013 09:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gomazkov - Jul. 16th, 2013 09:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 16th, 2013 09:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gomazkov - Jul. 16th, 2013 09:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 16th, 2013 09:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 16th, 2013 08:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gomazkov - Jul. 16th, 2013 08:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 16th, 2013 08:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - irescha - Jul. 16th, 2013 08:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gomazkov - Jul. 16th, 2013 08:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - irescha - Jul. 16th, 2013 08:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gomazkov - Jul. 16th, 2013 08:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - irescha - Jul. 16th, 2013 09:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 16th, 2013 09:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - irescha - Jul. 16th, 2013 09:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gomazkov - Jul. 16th, 2013 09:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - irescha - Jul. 16th, 2013 09:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gomazkov - Jul. 16th, 2013 09:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 16th, 2013 09:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - irescha - Jul. 16th, 2013 09:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gomazkov - Jul. 16th, 2013 09:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 16th, 2013 10:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gomazkov - Jul. 17th, 2013 05:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - irescha - Jul. 16th, 2013 09:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 16th, 2013 09:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - irescha - Jul. 16th, 2013 09:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 16th, 2013 09:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - irescha - Jul. 16th, 2013 10:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 16th, 2013 10:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - seligenstadt - Jul. 17th, 2013 11:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 17th, 2013 01:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - seligenstadt - Jul. 17th, 2013 02:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 17th, 2013 04:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gomazkov - Jul. 16th, 2013 09:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - irescha - Jul. 16th, 2013 09:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gomazkov - Jul. 16th, 2013 09:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - irescha - Jul. 16th, 2013 09:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gomazkov - Jul. 16th, 2013 10:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - irescha - Jul. 16th, 2013 10:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gomazkov - Jul. 16th, 2013 10:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 16th, 2013 10:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gomazkov - Jul. 16th, 2013 10:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 16th, 2013 10:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gomazkov - Jul. 17th, 2013 05:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 16th, 2013 10:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gomazkov - Jul. 17th, 2013 06:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 17th, 2013 02:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gomazkov - Jul. 17th, 2013 02:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 17th, 2013 04:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gomazkov - Jul. 17th, 2013 04:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 16th, 2013 10:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gomazkov - Jul. 16th, 2013 10:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 16th, 2013 10:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gomazkov - Jul. 17th, 2013 05:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - seligenstadt - Jul. 17th, 2013 11:38 am (UTC) - Expand
karachee
Jul. 16th, 2013 08:40 pm (UTC)
Свободу отдать, свободу подобрать, это всё очень абстрактно и умозрительно. Есть ощущение жизни, есть память, она уже разная у вас и у тех кто здесь пребывает. Вы даже не представляете насколько чуждым веет от самой организации ваших мыслей и выводов, они словно выдернуты из прощлого, из 90-х, которые прошли безвозвартно и исчезли здесь, но там у вас ещё где то здравстуют, как тексты иной культуры данные в дурном переводе ))

Ваш приятель, при всем недоумении его позицией уже позволяет себе быть куда более свободным в своих рассуждениях. Позволяет кощунствовать, соединять несоединимое, отбрасывать всякие стереотипы. Он не следует какому-то канону, что-то ощущает и вербализирует. Вряд ли он особо серьезен, вряд ли эти его мысли будут началом его поступков. Здесь каждый полон своих тараканов, самых разных цветов, это нормально, это ползет из тысяч ещё советских кухонь. Культура политического трепа. Неформатированного, принципиально перпендикулярного любой строгой идеологии.
edgar_leitan
Jul. 16th, 2013 08:56 pm (UTC)
Я понимаю: любые слова про "свободу" звучат в наше время как клише, особенно в западно-европейском пространстве. Но я не о клише, а о живых ощущениях. Например, очень живо я эту разницу ощущаю всеми фибрами, когда вынужден идти мимо российских ментов. Защитная реакция вынуждает меня принимать "никакое" выражение лица обывателя, спешащего с работы домой. Когда я был помоложе, в 1990-х, то ходил по Невскому, бывало, с рюкзачком за спиной и с открытой улыбкой, которую незаметно перенял в Вене. И меня постоянно останавливали и допрашивали менты, а также рылись в моих сумках. Видимо, как-то информативно из толпы выделялся. Правдо, с моим иноземным европаспортом всегда без особых проблем отпускали.
С тех пор я поумнел, и, находясь в России, искусственно-гипнотически ввожу себя в духовное состояние пришибленного судьбой советского человека. И -- о чудо -- милиционэры перестали останавливать!
(no subject) - karachee - Jul. 17th, 2013 03:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 17th, 2013 01:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - karachee - Jul. 17th, 2013 04:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 17th, 2013 04:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - karachee - Jul. 17th, 2013 04:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 17th, 2013 04:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - karachee - Jul. 17th, 2013 04:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - karachee - Jul. 17th, 2013 04:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 17th, 2013 04:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - karachee - Jul. 17th, 2013 05:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 16th, 2013 09:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - karachee - Jul. 17th, 2013 03:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 17th, 2013 01:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - karachee - Jul. 17th, 2013 04:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 17th, 2013 04:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - karachee - Jul. 17th, 2013 05:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 17th, 2013 06:47 pm (UTC) - Expand
mikhail_bar
Jul. 16th, 2013 08:44 pm (UTC)
меня поражает ностальгия по советским временам.
неужели эти люди забыли облако страха и лжи,
висевшую над страной, эту серую мерзость...?
тут один человек в ЖЖ, вроде уже за сорок,вроде и взрослый,
а все восхищался газировкой, зарплатой в 120 р., путевками в Сочи.
нет, не случайность - все эти попытки оправдать Сталина,
все эти старые песни про сильную руку и гнилой Запад -
нас явно занесло в старые колеи.
edgar_leitan
Jul. 16th, 2013 08:48 pm (UTC)
Вот и я о чём... :(

Для меня этот всепронизывающий советское время страх (даже такое относ. безобидное, как самый конец 1980-х) всегда воспринимался как крайне неприятная, чуждая и гнетущая атмосфера. Видимо, для многих это была самая обычная атмосфера для жизни, отсюда изумление моими рассуждениями. Это как раз та самая тема -- о "чувстве свободы": я не могу пока это по-другому определить. И, видимо, другим этого не объяснишь. То есть либо это сходу понимаешь, либо нет.

Edited at 2013-07-16 09:10 pm (UTC)
toloknoff
Jul. 17th, 2013 03:45 am (UTC)
Всё смешалось в этом посте. И советские страхи автора, и взгляд иностранца, и философия, и теология.
Хочется сказать лишь одно. Есть категория людей (хотя их, к сожалению, меньшинство), которые и при Сталине были полностью свободны от догм и политики партии, распознавали все эти маразматические клише и фальшь, понимали куда и "за что" увозят соседей в чёрных машинах и т.п.
Сейчас же большая часть населения России ведома. Слава Богу не в такую уж плохую сторону. Но, справедливости ради, надо отметить, что управлять средним (если так можно выразиться) человеком из России и из любой другой страны мира очень легко. Технологии имеются. Германию с Австрией, а также прочие Франции с Италиями вспоминать не будем.
edgar_leitan
Jul. 17th, 2013 01:37 pm (UTC)
А Вам обязательно надо быть ведОмым кем-то, Вам это по-сердцу? Самостоятельно ходить не научились?
(no subject) - toloknoff - Jul. 17th, 2013 09:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 17th, 2013 09:30 pm (UTC) - Expand
philologist
Jul. 17th, 2013 05:52 am (UTC)
Спасибо! Очень близкие мне мысли. Хотя я надеюсь, что до большого физического террора не дойдет, будет именно удушение свободомыслия, выражения иного взгляда на происходящее, преследование всех "иных". Хотя неизвестно еще - что хуже...
edgar_leitan
Jul. 17th, 2013 01:38 pm (UTC)
Статья Пастухова меня эмоционально убедила. Боюсь, что этот мрачный прогноз может сбыться. История-то ничему не научила, как водится...
К вопросу о терминах - seligenstadt - Jul. 18th, 2013 03:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - philologist - Jul. 17th, 2013 04:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 17th, 2013 06:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - philologist - Jul. 17th, 2013 06:51 pm (UTC) - Expand
livejournal
Jul. 17th, 2013 06:01 pm (UTC)
Эдгар Лейтан. Об умонастроениях в РФ
Пользователь philologist сослался на вашу запись в записи «Эдгар Лейтан. Об умонастроениях в РФ» в контексте: [...] Оригинал взят у в Прогноз? [...]
irescha
Jul. 17th, 2013 08:24 pm (UTC)
О малой и большой Родине...
Эта тема не так проста,как кажется!

Как Вы наверное знаете,я родом с Украины и люблю ее не менее трепетно,чем любой русский Россию.
Так получилось,что именно ЖЖ связал меня с моими земляками,где у меня есть возможность общаться и обсуждать насущные проблемы моей страны.На страницах моих друзей регулярно появляются представители из России,и обсуждая вроде бы украинские реалии,они вносят свое видение наших проблем.В спорах по различным вопросам,я явственно ощущаю то,что для них Украины как отдельного государства не существует.Они искренне полагают это искусственным образованием,созданных сугубо для того,чтобы нагадить России.
Огромным потрясением стало для меня стихотворение Бродского,написанного им после обретения Украиной независимости в 1991 году.Я хочу привести его здесь полностью,ибо как мне кажется,он очень эмоционально,но точно отразил взгляд русского человека на это событие...


Иосиф Бродский

На независимость Украины


Дорогой Карл XII, сражение под Полтавой,
Слава Богу, проиграно. Как говорил картавый,
Время покажет "кузькину мать", руины,
Кость посмертной радости с привкусом Украины.

То не зеленок – виден, траченный изотопом,
Жовто-блакытный Ленин над Конотопом,
Скроенный из холста, знать, припасла Канада.
Даром что без креста, но хохлам не надо.

Горькой вошни карбованец, семечки в полной жмене.
Не нам, кацапам, их обвинять в измене.
Сами под образами семьдесят лет в Рязани
С сальными глазами жили как каторжане.

Скажем им, звонкой матерью паузы метя строго:
Скатертью вам. хохлы, и рушником дорога.
Ступайте от нас в жупане, не говоря – в мундире,
По адресу на три буквы, на стороны все четыре.

Пусть теперь в мазанке хором гансы
С ляхами ставят вас на четыре кости, поганцы.
Как в петлю лезть, так сообща, суп выбирая в чаще,
А курицу из борща грызть в одиночку слаще.

Прощевайте, хохлы, пожили вместе – хватит!
Плюнуть, что ли, в Днепро, может, он вспять покатит.
Брезгуя гордо нами, как оскомой битком набиты,
Отторгнутыми углами и вековой обидой.

Не поминайте лихом, вашего хлеба, неба
Нам, подавись вы жмыхом, не подолгом не треба.
Нечего портить кровь, рвать на груди одежду,
Кончилась, знать, любовь, коль и была промежду.

Что ковыряться зря в рваных корнях покопом.
Вас родила земля, грунт, чернозем с подзомбом,
Полно качать права, шить нам одно, другое.
Эта земля не дает, вам, калунам, покоя.

Ой, ты левада, степь, краля, баштан, вареник,
Больше, поди, теряли – больше людей, чем денег.
Как-нибудь перебьемся. А что до слезы из глаза
Нет на нее указа, ждать до другого раза.

С Богом, орлы и казаки, гетьманы, вертухаи,
Только когда придет и вам помирать, бугаи,
Будете вы хрипеть, царапая край матраса,
Строчки из Александра, а не брехню Тараса.

И еще...у моего друга есть прекрасный пост,посвященный этой теме.
Пост этот собрал много откликов.Но,если говорить в двух словах,россияне в большинстве своем обречены нести в себе этот имперский дух величия и не способны понять тех,кто может это с легкостью отвергнуть,предпочитая теплоту и уют родного дома...

Начало здесь...http://trim-c.livejournal.com/38929.html
А здесь уже продолжение...http://trim-c.livejournal.com/39609.html
edgar_leitan
Jul. 17th, 2013 08:43 pm (UTC)
Re: О малой и большой Родине...
Да, "коллективный русский" -- это синоним жителя Империи и шовиниста, и представителей относительно небольших или совсем маленьких народов народов ему никогда не понять изнутри. Тут что-то фатальное.

Не знал, что Бродский мог написать такое. А это точно не фэйк?

Политический шовинист может быть высококультурным и в быту приятнейшим человеком, но... Вы понимаете.... Тут лелеемая в течение веков цивилизаторская миссия, от которой так легко не отказаться.

Я думаю, что и британцы в душе примерно такие же -- пусть они будут голодранцами и малообразованными кокни, но в душе -- гордые имперцы, представители "великой нации", которой все покорённые ими народы должны быть по гроб жизни обязаны.
(no subject) - evgenevg1 - Jul. 20th, 2013 06:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pevchaya_ptiza - Jul. 22nd, 2013 03:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgenevg1 - Jul. 22nd, 2013 04:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pevchaya_ptiza - Jul. 22nd, 2013 05:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgenevg1 - Jul. 23rd, 2013 04:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - pevchaya_ptiza - Jul. 23rd, 2013 10:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - evgenevg1 - Jul. 23rd, 2013 06:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pevchaya_ptiza - Jul. 24th, 2013 05:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgenevg1 - Jul. 25th, 2013 04:28 am (UTC) - Expand
( 175 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com