Эдгар Лейтан (edgar_leitan) wrote,
Эдгар Лейтан
edgar_leitan

Таинственная венская душа: господин Карл



[Целиком монодраму можно слушать и смотреть ЗДЕСЬ]:

Вниманию тех, кому интересна австрийская культура слова: знаменитая монодрама "Господин Карл", выступление одного актёра, венца Хельмута Квальтингера. Господин Карл, работник магазина деликатесов, находясь на складе, обращается к воображаемому "молодому человеку", своему почтительному и безмолвному слушателю, рассказывая в апологетической тональности о своей жизни, начиная с конца I Мировой войны, и вплоть до конца оккупации Австрии союзниками в 1950-e гг.


Мелкий буржуа и социальный оппортунист, называющий себя "типичным венцем" и добрым католиком, господин Карл успел побывать во всех возможных партиях, как только это становилось выгодным. Будучи человеком, внешне "во всех отношениях приятным", г-н Карл чем-то напоминает этим персонажа австрийского писателя Роберта Музиля, сочинившего знаменитый роман "Человек без свойств".

Будучи до 1933 г. социал-демократом, после установления Австрийского "Сословного государства" г-н Карл становится христианским социалистом, а после Аншлюсса делается, разумеется, национал-социалистом, находя себя и свою кровную пользу при любых режимах. После войны, конечно же, активно и с чистой совестью сотрудничает с оккупационными властями.

Будучи приятным по внешности дядькой, а по глубинной сути многоликим и беспринципным приспособленцем и жёстким эгоистом, ищущим во всём и при любых поворотах политических событий лишь свою выгоду, литературный и кинематографический господин Карл (впервые показанный по телевизору 15. ноября 1961 г.) являет собой беспощадную сатиру великого артиста (русскому зрителю Квальтингер известен по роли еретика- келаря Ремигия Варагинского в художественном фильме "Имя розы") на "простого австрийца", такого по-видимости уютного и приятного душку, а на деле активно и с удовольствием сотрудничавшего с режимом национал-социалистов, без которой этот режим вряд ли бы сумел взять власть и натворить то, что он натворил, да и вообще готового сотрудничать с любым действующим политическим режимом: cujus regio...

Господин Карл разговаривает на типичном венском диалекте, в отдельных же ситуациях переходит на (не очень хороший) литературный общенемецкий идиом, каковые переходы являются ещё одним тонким художественным приёмом, маркирующим тщательно упорядоченную идеологическую кашу в голове у антигероя.

Данная монодрама считается в Австрии послевоенной классикой. Подозреваю, что по причине своей природы, основанной на тонкой языковой игре и типичном венском колорите, проистекающем из венского диалекта и венских же социальных реалий, для русскоязычного зрителя она остаётся скорее всего неизвестной.

Для венца, помимо его глубокого и воспетого в литературных произведениях пессимизма, вообще очень характерен сарказм и насмешка над самим собой и своими национальными "святынями" [ср. например другую венскую классику, скетч Резетарица "Колбасный ларёк", который начинается показом австрийского герба, сложенного из курицы и колбасок, и торжественной, ритмическим белым стихом речью лавочника-колбасника на карикатурном литературном немецком языке с сильнейшим австрийским акцентом, с "рычащим эр"], а также над зловещими чертами "простого человека из народа", который, по словам Ханны Арендт, единственный и делает возможной такую черту, как "банальность тотального зла".

Все эти черты самоиронии в России, например, кажутся почти непредставимыми [B самобытном художественном творчестве, однако, её воплощает наш современник, известный Вася Ложкин. Не зря его страницу в Фейсбуке пытались стараниями (доносами) "православных патриотов" закрыть! Но согласитесь, что творчество Васи Ложкина — это позиция художественного маргинала]. Если бы общественная и политическая ситуация Австрии напоминала нынешнюю российскую, упомянутые скетч и монодрама были бы, без всякого сомнения, давно запрещены, а на актёров, живых или умерших, подали бы в суд за "оскорбление" чего-нибудь там...

Любая серьёзная ирония над собой и над тёмными, амбивалентными моментами своей национальной истории будет восприниматься в России, скорее всего, как "происки врага" и "оскорбление национального чувства" (теперь, параллельно известному "врагу народа", вошёл в обиход и политический штамп "русофобии"). Удивляться нечего — те, кто были ещё 20 лет назад "простыми советскими людьми", атеистами и рядовыми строителями коммунизма, сделались теперь все поголовно верующими, православными и державниками-патриотами, наперебой цитирующими постановления Вселенских или поместных церковных соборов для оправдания чего угодно, но размахивающими при этом советскими красными флагами. Лишь бы была на то воля Начальства . Чем не толпа (коллектив!), состоящая сплошь из "господ Карлов"?

Величие и торжественная пафосность — сильнейший наркотик, тем более действенный, чем сам по себе ничтожнее и примитивнее обыватель, попавший под это влияние коллективных идеологических "ценностей" (вспомним, что этот ничтожный обыватель, в жизни своей обычно ни разу свой зад от стола с домино в компании с другими дворовыми алкашами не оторвавший, "кормит и благоустраивает советскую Прибалтику", и "спасает мир от фашизма", и "кормит пшеницей весь мир", и всем народам несёт "великую культуру", и иным образом показывает всем "кузькину мать").

Вероятно, именно по причине этой хронической елейной торжественности интонации, которая никуда не делась, история в России имеет свойство бесконечно повторяться, как в страшном сне. И в этом "интонационном" отношении Австрия, также бывшая некогда "Великой Державой", империей, трансформировавшаяся в течение 20 века в небольшую, вполне пригодную для жизни большинства своих жителей страну, коренным образом отличается от "Третьего Рима", после которого "четвёртому не бывать".

P. S. Помимо всех вышеизложенных соображений, касающихся австрийской культуры, в том числе в её сравнении с российской культурой (я не описáлся: не только русской!), данная гениальная монодрама (или монолог) возможно, будет интересна тем, кто просто любит немецкий язык и интересуется его диалектами.
Tags: Австрия, Вена, Россия, австрийская культура, венский диалект, немецкая диалектология, размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments