?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

buddhist nun

Отрывок из книги британского буддолога проф. Пауля Уильямса, ставшего католиком после 20 лет деятельности в качестве учителя буддизма:

„Знание христианской мысли и опытность в христианском делании среди многих западных людей остаются самыми элементарными, на детском уровне. Всё это мы изучаем в школе. И знания эти остаются на том же самом уровне, по своей сложности не превышающем уровень 11-летних. Лишь очень немногие интересуются христианством в той степени, чтобы изучать христианское богословие и философию на достаточно глубоком уровне уже в юношеском возрасте. Ситуация ещё более плачевна в Соединённых Штатах, где религиозное образование не является обязательной частью школьной программы. <…> Когда же мы приходим к буддизму уже взрослыми, мы начинаем изучать его на уровне, на котором традиционно это делает интеллектуально-духовная элита высокоталантливых и продвинутых (advanced) практиков, обычно монахи и монахини.


Мы читаем сложнейшие трактаты (хотя и не можем заниматься описанными там практиками). Эти знания сложнейшей буддийской мысли, почерпнутые из множества философских текстов, доступных теперь на Западе, плюс слепое следование доминирующей культуре и уровню западного образования, является одной из причин, почему тибетцы обычно думают, что западные люди столь умны (хотя им недостаёт самодисциплины и сосредоточенности).

Поэтому неудивительно, что, когда мы начиная сравнивать буддизм и христианство, то обычно склонны думать, что буддизм намного его превосходит по сложности учений и духовных практик. Христианская мысль, выходящая за пределы Нового Завета, обычно остаётся совершенно неизвестной для большинства людей, как правило ограничиваясь так называемыми "христианскими мистиками". Люди, более заинтересованные в общих чертах различных религий, нежели в детальном изучении текстов источников в их контекстуальном обрамлении, обычно представляют этих мистиков в водянисто-размытом виде.

Дело обычно заканчивается тем, что мы себе начинаем представлять, будто христианские мистики наивно и не совсем правильно утверждали то же самое, о чём гораздо более подробно и на неимоверно более высоком уровне излагали буддийские мыслители. Однако мы не сравниваем подобное с подобным. Если мы действительно хотим сравнивать христианство с буддизмом, то мы должны в качестве сравнения привлекать таких мыслителей, как св. Ансельма, св. Фому Аквинского или, если взять современных философов, Алвина Плантинга (Alvin Plantinga) или Петера ван Инвагена (Peter van Inwagen). A это требует долгого времени.

Мы стали буддистами (я говорю прежде всего о себе) не до мозга костей, не потому, что были привлечены тем, как буддизм практикуется в своих традиционных культурах, не пережив глубокого обращения. Мы стали буддистами отчасти потому, что нас заинтересовала буддийская философия, а отчасти по причине того, что буддизм как религиозная традиция может быть представлена в удобном виде, привлекательном для современного Западного мира и постмодернистского индивидуализма.

Это мир, заинтересованный в экзотике, в прибыли от инвестиций, в приятных ощущениях, обладающий болезненным стремлением к душевному комфорту, а также стремящийся к глубоким внутренним переживаниям, к ощущению принадлежности к элите — не только в том, что касается роскоши или достатка, но и в мудрости, и всё вместе это обозначается словом "духовность" (spirituality).

"Нью Эйдж" (новый век) стал путём подавления старого века. Возможно также, что нас вдохновил Далай Лама или другие буддисты, с которыми приходилось встречаться. Всем нравятся тибетцы. Однако я сомневаюсь, что всё это может быть солидной основой для серьёзного обращения. Стать буддистом просто по причине якобы отсутствия в буддизме проблем, которые столь очевидны в случае христианства — всё это слишком слабый фундамент для буддийской практики.

О себе самом я думаю, что я был буддистом, поскольку шёл по пути наименьшего сопротивления, но не по причине глубокого убеждения. <...> Мы проделываем большой путь, чтобы попытаться где-то там, далеко найти нечто крайне ценное. Именно с этого удалённого расстояния становится ясно, что наше сокровище всегда было при нас. И оно было не там, куда мы шли, а там, откуда мы ушли. Тибетские буддисты говорят о "жемчужине на собственной ладони". Почему же мы не смогли её разглядеть? <...> Нам было необходимо это расстояние“.

[Paul Williams, The Unexpected Way: On Converting from Buddhism to Catholicism. Edinburgh and NY: T&T Clark 2002; перевод мой — Э. Л.]

UPD: Если вдруг кому-то интересно прочитать книгу целиком и попробовать понять по-настоящему мотивы и аргументацию автора, то скачать её можно здесь: http://www.libgen.info/view.php?id=928851
По-моему, книжка очень любопытная, если принять во внимание, что профессор П. У. действительно известный и серьёзный буддолог.

UPD 2: Я с грустью предполагаю, что русскоязычные (и западные, если бы могли этот русскоязычный пост прочитать) "практикующие буддисты" будут скорее безапелляционно (истерически и с надрывом?..) критиковать или даже высмеивать сам факт такого обращения, нежели пытаться разобраться в авторском опыте и его рациональной аргументации. Что самим своим фактом может свидетельствовать о неотрефлексированной позиции фидеизма в случае таких буддистов и подобного рода их критики. А также, разумеется, в собственной глубокой неуверенности. Как бы то ни было, выше я дал ссылку на саму книгу, которую можно скачать и при желании изучить. Как бы лично ни относиться к буддизму и/или христианству, я нахожу изложенный в книге опыт её учёного автора чрезвычайно интересным и поучительным, заслуживающим самого пристального и благожелательного внимания.

Comments

( 189 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
livejournal
Aug. 3rd, 2013 01:17 pm (UTC)
Буддизм и христианство на Западе
Пользователь agitato_canta сослался на вашу запись в записи «Буддизм и христианство на Западе» в контексте: [...] Оригинал взят у в Буддизм и христианство на Западе [...]
m_gluk
Aug. 3rd, 2013 02:46 pm (UTC)
Думаю, в любой религии практика гораздо важнее теории. имхо.
edgar_leitan
Aug. 3rd, 2013 02:55 pm (UTC)
Это не совсем так.
(no subject) - m_gluk - Aug. 3rd, 2013 03:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Aug. 3rd, 2013 05:45 pm (UTC) - Expand
livejournal
Aug. 3rd, 2013 03:07 pm (UTC)
Буддизм и христианство на Западе
Пользователь germanenka сослался на вашу запись в записи «Буддизм и христианство на Западе» в контексте: [...] Оригинал взят у в Буддизм и христианство на Западе [...]
sujanasi
Aug. 3rd, 2013 05:04 pm (UTC)
Я правильно понимаю, что возжелай некто стать христианином, он должен перво-наперво уверовать в то, что события, произошедшие две тысячи лет назад в Галилее, имеют к нему самое прямое касательство? Далее, если этот некто человек серьезный и осознанный, он должен вникнуть в Никейский символ веры, разобраться во всех хитросплетениях природы, сущности и ипостасей и - то ли остротою разума, то ли силой веры, - отваергнуть еретические измышления несториан и монофизитов и утвердиться в правильности магистральной линии. Далее, уяснив на чьей стороне истина в споре о филиокве, можно обратиться к Фаворскому свету, умному деланию и прочим радостям Христианской жизни.
Так вот, с чего вдруг этому некту, желающему по всей видимости прежде всего разобраться с какими-то вопросами, касающимися лично самого себя, проделывать эти сложные и небесспорные ментальные операции?
edgar_leitan
Aug. 3rd, 2013 05:37 pm (UTC)
Я не знаю, как "должно быть" -- все претензии к автору. Если интересно, то книгу можно скачать здесь: http://www.libgen.info/view.php?id=928851
evgenevg1
Aug. 3rd, 2013 05:06 pm (UTC)
Боюсь быть банальным,но проблема европейского "обращения внимания" к Востоку,и к буддизму(в частности),может быть с 70х 19столетия,напрямую сопряжена с феноменом прогресса.Причина даже не в секуляризации,а в большей степени в специализации,именно специализация "расчленяет","фрагментирует" человека.Но "фрагментарно","узко" человек(речь идет о самоосознании)существовать не может(вне самоосознания -может,но человек ли это?).На "востоке" человек и является и набюдается(из вне) целостным.Романтизм(это чисто европейский феномен)практически всегда исключает диахронический взгляд в Истории Человека.Это,и маскирует тот факт,что "восточная целостность" это целостность "детства",и как всякое детство и это "детство" неразрывно,исключительно,связанно с местом рождения.Вне место рождения попытки воспроизведения иногда приобретают оттенки ролевых игр.Все сказанное ни в коей мере не умаляет ценность духовного опыта "востока",как впрочем и ценности всей Истории Человека.
edgar_leitan
Aug. 3rd, 2013 05:48 pm (UTC)
Я думаю, что эта рекомая "целостность человека Востока" в большой степени является европейской рационализацией мифологиически-романтических представлений о Востоке как о чуждом и чрезвычайно поэтому притягательном "Чужом".
(no subject) - suvatthi_hotu - Feb. 25th, 2018 10:07 am (UTC) - Expand
huandi
Aug. 3rd, 2013 05:14 pm (UTC)
\\ Мы стали буддистами отчасти потому, что нас заинтересовала буддийская философия, а отчасти по причине того, что буддизм как религиозная традиция может быть представлена в удобном виде, привлекательном для современного Западного мира и постмодернистского индивидуализма.

То есть, он был буддистом не по причине понимания и разделения того, чему учил Будда. И он был неким "учителем буддизма"?
edgar_leitan
Aug. 3rd, 2013 05:33 pm (UTC)
Он был вполне буддистом, даже имевшим серьёзные тантрические инициации и всё это практиковавшим. Помимо своей академической буддологичности.
(no subject) - huandi - Aug. 3rd, 2013 05:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Aug. 3rd, 2013 05:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - huandi - Aug. 3rd, 2013 05:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Aug. 3rd, 2013 05:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - huandi - Aug. 3rd, 2013 05:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Aug. 3rd, 2013 06:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - huandi - Aug. 3rd, 2013 06:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Aug. 3rd, 2013 06:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - huandi - Aug. 3rd, 2013 06:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Aug. 3rd, 2013 06:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - huandi - Aug. 3rd, 2013 06:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Aug. 4th, 2013 06:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - huandi - Aug. 4th, 2013 07:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Aug. 4th, 2013 06:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - huandi - Aug. 4th, 2013 07:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - suvatthi_hotu - Feb. 25th, 2018 10:33 am (UTC) - Expand
chura24
Aug. 3rd, 2013 05:26 pm (UTC)
Элемент моды и любопытства присутствует, несомненно. Плюс отстраненность и ощущение возможности вернуться в лоно удобного "христианства", если устанешь или надоест. О от христианства не уйдешь (от настоящего, естественно).
edgar_leitan
Aug. 3rd, 2013 05:42 pm (UTC)
Я не думаю, что в случае означенного профессора-буддолога сыграла роль "усталось" от буддизма. Я выложил апдейтом ссылку на пдф-ку книги, которую можно скачать.
bogomilos
Aug. 4th, 2013 05:20 am (UTC)
>>> Стать буддистом просто по причине якобы отсутствия в буддизме проблем, которые столь очевидны в случае христианства

В случае христианства проблемы неустранимы. Поскольку современное "христианство" - просто набор бабушкиных сказок, адресованных самому невзыскательному уму. А до собственно Христианства надо докапываться через завалы вековой лжи, чем никто заниматься не хочет. Впрочем, буддизм, особенно тибетский, в данном случае не альтернатива.
edgar_leitan
Aug. 4th, 2013 05:58 am (UTC)
Если Вы никогда не брали на себя труд заниматься философией, в т. ч. христианской, и вообще историей христианской мысли серьёзно, тогда конечно -- не больше, чем вечерние сказки Вашей бабушки. Именно то, о чём говорит автор цитированного текста, что и требовалось доказать!
(no subject) - bogomilos - Aug. 4th, 2013 06:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Aug. 4th, 2013 06:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - bogomilos - Aug. 4th, 2013 07:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - evgenevg1 - Aug. 5th, 2013 05:05 am (UTC) - Expand
Продолжение здесь: - bogomilos - Aug. 6th, 2013 08:40 am (UTC) - Expand
И об этимологиях - bogomilos - Aug. 5th, 2013 08:59 am (UTC) - Expand
С радостью прощаю Вас - vasia_tapkin - Aug. 4th, 2013 08:37 pm (UTC) - Expand
гностицизм - vasia_tapkin - Aug. 4th, 2013 08:02 pm (UTC) - Expand
Re: гностицизм - bogomilos - Aug. 4th, 2013 08:16 pm (UTC) - Expand
Re: гностицизм - vasia_tapkin - Aug. 4th, 2013 08:40 pm (UTC) - Expand
Re: гностицизм - bogomilos - Aug. 4th, 2013 08:50 pm (UTC) - Expand
консенсус - vasia_tapkin - Aug. 4th, 2013 08:59 pm (UTC) - Expand
Re: консенсус - bogomilos - Aug. 4th, 2013 09:06 pm (UTC) - Expand
чутя-чутя - vasia_tapkin - Aug. 5th, 2013 03:10 pm (UTC) - Expand
Re: чутя-чутя - bogomilos - Aug. 5th, 2013 05:55 pm (UTC) - Expand
все мимо Васятки?! - vasia_tapkin - Aug. 5th, 2013 06:11 pm (UTC) - Expand
не понял вопроса. - vasia_tapkin - Aug. 5th, 2013 08:29 pm (UTC) - Expand
Re: гностицизм - evgenevg1 - Aug. 5th, 2013 05:41 am (UTC) - Expand
Re: гностицизм - bogomilos - Aug. 5th, 2013 09:05 am (UTC) - Expand
Re: гностицизм - evgenevg1 - Aug. 5th, 2013 09:51 am (UTC) - Expand
Re: гностицизм - bogomilos - Aug. 5th, 2013 10:21 am (UTC) - Expand
Re: гностицизм - evgenevg1 - Aug. 5th, 2013 11:10 am (UTC) - Expand
Re: гностицизм - bogomilos - Aug. 5th, 2013 01:18 pm (UTC) - Expand
Re: гностицизм - evgenevg1 - Aug. 5th, 2013 04:33 pm (UTC) - Expand
Re: гностицизм - bogomilos - Aug. 5th, 2013 05:46 pm (UTC) - Expand
так, по мелочи - vasia_tapkin - Aug. 4th, 2013 07:42 pm (UTC) - Expand
Re: так, по мелочи - bogomilos - Aug. 4th, 2013 08:08 pm (UTC) - Expand
Re: так, по мелочи - vasia_tapkin - Aug. 4th, 2013 08:11 pm (UTC) - Expand
Re: так, по мелочи - bogomilos - Aug. 4th, 2013 08:20 pm (UTC) - Expand
Re: так, по мелочи - bogomilos - Aug. 4th, 2013 08:22 pm (UTC) - Expand
az_pantarei
Aug. 4th, 2013 06:28 am (UTC)
О чем речь?
Сознательный переход из одной религиозно-философской системы в другую - тема не новая. Рассказывают, что учитель учителя Шанкары - Гаудапада, комментатор Мандукья-упанишады, не раз переходил из индуизма в буддизм и "обратно". В чем здесь проблема? Что обсуждать? Каждая система обладает развитой системой аргументации, историей духовных практик, подвижниками и т.д. Поэтому спор о том, что лучше или "истиннее" - бессмысленен. Каждая система - права, вопреки аристотелевской логике.
Но, в частности, в мире нет никаких свидетельств вмешательства Бога в наши земные дела, как и в дела космические. Подобные представления ( о вмешательстве) - принимание желаемого за действительное.
edgar_leitan
Aug. 4th, 2013 06:54 am (UTC)
Re: О чем речь?
Умным и наблюдательным людям всегда естъ что обсудить.:)
Автор в своей книге не занимается школьной апологией католичества и опровержением буддизма, но излагает свои аргументы и иные соображения, которые для НЕГО имели значение.
По поводу "принимания желаемого за действительное" -- это never ending story и такой же веский аргумент, как: "А всё-таки наш Реббе перелетает через реку на носовом платке; он нам сам об этом сказал".
Re: О чем речь? - az_pantarei - Aug. 4th, 2013 08:14 am (UTC) - Expand
serg_hos
Aug. 4th, 2013 07:32 pm (UTC)
Когда дело касается реалий мета-физических, истинным следует полагать то, что сам желаешь утвердить в мире в качестве истины.
Посему факт такого пере-обращения может быть интересен преимущественно как факт личной биографии пере-обратившегося. Он ничего не свидетельствует ни о буддизме, ни о христианстве.
Хотя общие рассуждения о преломлении буддизма и христианства в уме людей Запада, изложенные в топиковом посте, мне представляются содержательными.
Спасибо, очень интересно.
edgar_leitan
Aug. 4th, 2013 10:22 pm (UTC)
Разумеется! Мне эта книга интересна прежде всего именно как свидетельство о личном опыте и размышлениях автора.

Edited at 2013-08-04 10:23 pm (UTC)
livejournal
Aug. 4th, 2013 09:08 pm (UTC)
будда и не было ничего
Пользователь capibara сослался на вашу запись в записи «будда и не было ничего» в контексте: [...] проф. Пауля Уильямса, ставшего католиком после 20 лет деятельности в качестве учителя буддизма: >>> [...]
livejournal
Aug. 5th, 2013 08:44 am (UTC)
No title
Пользователь karachee сослался на вашу запись в записи «No title» в контексте: [...] Unexpected Way: On Converting from Buddhism to Catholicism. Edinburgh and NY: T&T Clark 2002 взято [...]
livejournal
Aug. 5th, 2013 01:38 pm (UTC)
Буддизм и христианство на Западе
Пользователь shantira_shani сослался на вашу запись в записи «Буддизм и христианство на Западе» в контексте: [...] Оригинал взят у в Буддизм и христианство на Западе [...]
mahadaridra
Aug. 6th, 2013 03:16 am (UTC)
Я взял книгу, Эдгар. Спасибо за ссылку.
Мой старый знакомец, когда-то ученик, уже 18 живущий в Канаде, сказал мне с полгода назад, что не может он толочься в буддийской западной среде канадцев и штатников, потому что, - цитирую его по смыслу,- они люди очень милые, но у них нету совести.
Меня это удивило. Я его искренности верю, конечно. Отчего такое впечатление, толком не знаю. Может, он приметил ихние инфантильность и эскапизм - мне они очевидны. Покойный Снеллинг хорошо писал, что буддизм рассчитан на людей со сформировавшимся здоровым "я", которое может быть снято практикой . А в приложении к интеллектуально перекормленным невротизированным особям с сытого Запада его не вредно дополнить методами, ведущими к созреванию и оздоровлению этого "я".
edgar_leitan
Aug. 6th, 2013 01:43 pm (UTC)
Разумеется, процитированный отрывок из книжки П. Уильямса -- именно о подобных типах. Почему "нету совести": эти же самые люди-гуманисты (по-немецки о таких котах Леопольдах говорят презрительно "Gutmenschen"), "милые во всех отношениях", мягкие и совершенно бесхарактерные, становятся буддистами или кем там ещё, и попутно из своего гуманизма без боя сдают западный мир муслимским пришлецам. Тоже, кстати, из своей инфантильной наивности, что "те тут поживут, да и проникнутся идеей, как хорошо жить всем в мире и согласии, в секулярном раю". А потом эти же Gutmenschen уже сдают свой буддизм, как раньше сдали своё несуществующее всерьёз христианство, и с облегчением глупых детей принимают ислам -- как "единственно истинную веру". Да, у этий людей действительно "нет совести"!
(no subject) - mahadaridra - Aug. 6th, 2013 05:55 pm (UTC) - Expand
zelnitski
Aug. 6th, 2013 09:09 am (UTC)
Эдгар, у меня к Вам офф-топный вопрос. Можно ли где-нибудь на просторах Сети найти полнотекстовые книжки Грегори Шопена? Мне их в свое время рекомендовал К. Солонин как ориентир.
edgar_leitan
Aug. 6th, 2013 01:34 pm (UTC)
Я, к сожалению, не знаю этого автора.
(no subject) - zelnitski - Aug. 6th, 2013 01:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ballilogh - Aug. 9th, 2013 11:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - zelnitski - Aug. 9th, 2013 12:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ballilogh - Aug. 9th, 2013 12:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Aug. 9th, 2013 01:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ballilogh - Aug. 9th, 2013 01:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Aug. 9th, 2013 04:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ballilogh - Aug. 9th, 2013 06:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Aug. 9th, 2013 10:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ballilogh - Aug. 9th, 2013 02:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Aug. 9th, 2013 04:16 pm (UTC) - Expand
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 189 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com