?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

caayam

После обсужения в недавнем посте выдержки из книги П. Уильямса о его обращении из буддизма обратно в христианство я случайно наткнулся на отзывы обо всё этом в каком-то ЖЖ-сообществе. Кто-то из то ли буддистов, то ли иных прозорливых мудрецов немедленно и сильно возбудился от одного моего утверждения: о "текстологичности" традиционного религиозного опыта, категорично отрубив, что ему "всё сразу стало ясно" и со мною, и с профессором Уильямсом. Итак, помимо самой по себе сомнительной быстроты наступившего прозрения [у меня в таких случаях всегда возникает подозрение, что дело не в действительном понимании, что тот или иной человек имел в виду, но в рефлекторном реагировании на сигнальные слова, в данном случае, кажется, на утверждение о "вербальном выражении религиозного опыта"]...


Я знаю, что "опыт" буддисты-любители или его адепты считают непременно невербальным, находящимся выше каких бы то ни было словесных концепций, определений и представлений. Тема для меня самого интересная, поэтому попытаюсь пояснить. Насколько я понимаю, дело в невероятной терминологической путанице.

Под невербальным, непредставимым и неконцептуальным (как примерно и сказано во многих будийских Сутрах, особенно из раздела Праджняпарамиты) я понимаю (вернее, называю) не "опыт", а некое сильное внутреннее переживание, которые могут иметь многие люди. Однако, прежде чем стать буддийским ли опытом, или христианским, или опытом шиваитского йога, или мусульманского суфия, то или иное переживание должно быть санкционировано соответствующей традицией. Pелигиозная традиция — это (почти) всегда канонический корпус обычно письменно зафиксированных текстов.

В иных случаях это то, что у католиков называется sensus fidelium, а у индуистских "садху" (в исконном значении слова — не религиозных подвижников, но sādhu как "добрых (людей)", ārya: "благородных-ариев"), "омытых Ведами" (snātaka) — Дхармой, т. е. безукоризненное знание индивидом своей традиции изнутри. Если точнее, это имманентное знание своей традиции, поскольку в ней с детства воспитывался, впитав и её авторитетные писания, и устные поучения авторитетных лиц (āptavacanaṃ cāptavacanaṃ cāptavacanam!: „"Аптавачана — это как авторитетное [само по себе] высказывание, так и высказывание авторитетного [лица]).

Вряд ли у современных западно-, восточно-европейских или русских буддистов или всяких "даоистов" можно предполагать это имманентное знание. Благочестивые простирания в количестве сотен тысяч раз или даже трёхлетние "ламские" уединения, как и показное кручение молитвенных мельниц и демонстративное перебирание чёток с черепами или бормотание "ом-мани-падме-хум", как и ритуальное подношения статуе Будды плошечки с рисом и пиалки с чистой водой этого дать вряд ли смогут — детский опыт в традиционном окружении вряд ли что-то способно полноценно заменить; неофит всегда остаётся неофитом! Остаётся некое знание, почерпнутое из (плохо ли, хорошо ли) усвоенных текстов. Обычно первое, как я подозреваю; для второго надо как минимум прилично знать языки — санскрит, тибетский, китайский, но для западных или российских буддистов это ненужная роскошь.

Из этого знания формируется внутренняя инстанция (метанаблюдатель), классифицирующий, упорядочивающий те или иные "психологические" переживания, которые, едва они закончились в качестве "неизреченных, непредставимых и невыразимых", тут же требуют подтверждающего утверждения и словесного выражения, т. е средств традиционной риторики. Так "неизреченное, выходящее за пределы слов и представлений" переживание становится конкретной опытом, находящим своё законное место в сетке традиционных координат, заданной, опять же, традиционной текстологией.

Прибавляя к слову "религиозный опыт" определение "буддийский" или "кашмирско-шиваитский" (или вообще любой другой), я непременно сопрягаю с моим непосредственным невербальным переживанием, какое бы оно ни было, это знание (из авторитетных для той или иной рел. традиции источников), которое в тексте или устном поучении по необходимости всегда вербально, облечено в слова (здесь, я знаю, непременно должны возбудиться адепты дзена; однако это отдельная тема).

Знаменитому Рамакришне, когда он переживал свои экстазы или впадал в глубокий самадхи, требовалось подтверждение каноничности, с точки зрения Вед, его религиозных переживаний от текстоведов-пандитов, которые не были никакими йогами, но лишь начётчиками, на ять знавшими ТЕКСТЫ своей традиции. Не будь их вердикт положительным, кто знает, что бы они сделали с юным брахманом, который для многих казался эксцентричным безумцем.

Например, когда я интенсивно изучал кашмирский шиваизм, некоторые из моих переживаний in vivo, то есть прямо на месте, были определены моим тогдашним авторитетным учителем как вполне каноничные и даже имеющие некое специальное значение с точки зрения мистической кашмирской традиции Пратйабхиджня. А до того момента я и не подозревал, что это так, поскольку для христианской традиции, в которой я вырос, всё это было не иначе, чем некие диффузные переживания, не имеющие самостоятельного смысла.

Подобным же образом мои знакомые суфии изъясняли мне в традиционной суфийской манере мои переживания во время радений "самаа" с выпеванием арабских Прекрасных Имён Аллаха и ритмичным верчением в танце, когда всё это синхронизировалось с особым дыханием. То, что для меня представлялось результатом специальных дыхательно-танцевальных техник (я всё-таки не мусульманин, и для меня мои неоднократные участия в ритуале "самаа" были не более, чем увлекательным психологически-религиоведческим экспериментoм, помогающим понять суфийский опыт и проникнуться Кораном и арабским языком), было для них мистическим переживанием единства с Богом, и т. д. и т. п.

[На фотографии: Священный Чай как источник всякого духовного и душевного опыта, вербального и невербального, а чайник как алтарь, сей духовный опыт взращивающий и вываривающий; блошиный рынок в Вене].

Comments

( 93 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
nlzo
Aug. 10th, 2013 09:47 pm (UTC)
Тогда возникает вопрос что делать неофитам? если ты все равно вырван из традиции будь то христианство,буддизм и тд?
edgar_leitan
Aug. 10th, 2013 09:56 pm (UTC)
Неофиту остаётся чрезвычайно благородное занятие -- размышлять, рефлексировать обо всяких таких вещах, поскольку он самим своим положением неофита относительно ситуации родного религиозного лона (которого у него нет!), рефлексии не способствующей -- остранён. Но последнее, конечно, только если у него есть склонность к философскому размышлению.
(no subject) - nlzo - Aug. 10th, 2013 10:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Aug. 11th, 2013 01:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - Вячеслав Аскери - Aug. 11th, 2013 07:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Aug. 11th, 2013 09:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shantira_shani - Aug. 11th, 2013 01:12 am (UTC) - Expand
huandi
Aug. 11th, 2013 01:13 am (UTC)
Классическое буддийское "знание вне слов", означает всего лишь собственное опытное знание, превосходящее знание с чужих слов.
edgar_leitan
Aug. 11th, 2013 01:35 am (UTC)
Да, это одна из интерпретаций. Но, например, учения махамудры (тантрической и не-тантрической, сутра-махамудры) говорят именно об опытном переживании "Татхаты", которое "превыше слов и концепций".
(no subject) - huandi - Aug. 11th, 2013 02:34 am (UTC) - Expand
основания полагать - edgar_leitan - Aug. 11th, 2013 04:40 pm (UTC) - Expand
Re: основания полагать - huandi - Aug. 11th, 2013 06:03 pm (UTC) - Expand
Re: основания полагать - edgar_leitan - Aug. 11th, 2013 08:12 pm (UTC) - Expand
Re: основания полагать - huandi - Aug. 11th, 2013 08:14 pm (UTC) - Expand
Re: основания полагать - edgar_leitan - Aug. 11th, 2013 08:52 pm (UTC) - Expand
Re: основания полагать - huandi - Aug. 11th, 2013 08:54 pm (UTC) - Expand
Re: основания полагать - edgar_leitan - Aug. 11th, 2013 09:15 pm (UTC) - Expand
Re: основания полагать - huandi - Aug. 11th, 2013 09:21 pm (UTC) - Expand
shantira_shani
Aug. 11th, 2013 01:15 am (UTC)
Эдгар, напишите об этом статью. Хотя бы на 2-2.5 страницы. Я прекрасно понимаю, что вы имеете ввиду, но иногда просто не хватает слов объяснить.
А вам скажу большое спасибо. :)
edgar_leitan
Aug. 11th, 2013 01:29 am (UTC)
На самом деле об этом нужно бы написать серьёзную религиоведческую научную статью, со ссылками на источники и всем прочим антуражем, а не просто постинг в ЖЖ на пару страниц. Материал постепенно собирается. Но пока что мне надо разделаться с некоей крайне срочной работой.

Ваше понимание меня, откровенно сказать, очень радует и поддерживает. С университетскими коллегами по институту мне особенно об этом не поговорить -- все они слишком филологи. А в нашем институте религиоведения никто такими темами, насколько я знаю, не занимается. Теологам это вряд ли будет интересно. А форумные буддисты моментально высмеивают, даже не попытавшисъ вникнуть в суть дела. Также боюсь, что и с кашмирско-шиваитской точки зрения это ересь. Это какая-то мучительно и в течение многих лет выклёвывающаяся личная концепция, над которой надо, разумеется, ещё много работать.
(no subject) - shantira_shani - Aug. 11th, 2013 02:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Aug. 11th, 2013 04:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - arhyart - Sep. 18th, 2013 03:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 20th, 2013 07:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - se_boy - Aug. 13th, 2013 05:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Aug. 14th, 2013 12:42 pm (UTC) - Expand
sergi
Aug. 11th, 2013 07:23 am (UTC)
Отличный пост! Хотя исходя из своего опыта скажу, что Эдгар Вы переоценивайте и уровень практики наших, да и западных, буддистов. К глубокому моему сожалению.
edgar_leitan
Aug. 11th, 2013 04:24 pm (UTC)
Я мало что знаю об уровнях практики. Но знаю, что многие хвастаются всякими высокими посвящениями, тантрами, дзогаенами и махамудрами. Я действительно думаю, что в большинстве случаев это бахвальство без глубоких знаний. Буддизм -- это сейчас модно среди интеллектуалов. Особенно если это, что называется, "школота" и вообще молодые люди.
Вряд ли кто-то будет со значением намекать, что-де "я практикую наставления по бодхичитте". Просто это та область, где фальшь обнаруживается довольно быстро. В то время как можно заявлять о практиковании тантры, при этом оставаясь всё таким же трамвайным хамом по своим манерам и неучем по сути, но говорить, что "твои клеши и тот факт, что ты НЕ практикуешь, или ЕЩЁ не достиг..., не позволяет тебе увидеть во мне Будду" и т. д. и т. п. Давно известные и основательно надоевшие игры, про все эти "уровни, степени и проч. Мистический туман, призванный другим и прежде всего себе заморочить голову.
m_gluk
Aug. 11th, 2013 08:20 am (UTC)
Думаю, можно сказать так: священные тексты - это некоторые реперные точки, которые помогают осмыслить и систематизировать религиозный опыт, который сам по себе словами невыразим.

Обычный Чайник может подняться до уровня Священного Чайника путем вербализации процесса кипения. Причем, в процессе вербализации можно обнаружить, что католическое кипение не менее захватывающий процесс чем буддистское.

Однако, Настоящему Священному Чайнику совершенно безразлично священный он или нет. Главное, чтоб вода кипела ).
edgar_leitan
Aug. 11th, 2013 04:25 pm (UTC)
О! Чайник никогда не бывает обычным. Всегда -- исключительно священным. И Чайник это знает, поскольку в нём Чай! :)))
(no subject) - m_gluk - Aug. 11th, 2013 04:54 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
edgar_leitan
Aug. 11th, 2013 04:17 pm (UTC)
Это могу быть устные наставления, это могут быть канонические тексты, с которыми либо свои переживания соотносишь post factum, либо которые их заранее формируют: тем, что ты такие наставления получал или изучал тексты и комментарии.
(Deleted comment)
(no subject) - edgar_leitan - Aug. 11th, 2013 08:27 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - edgar_leitan - Aug. 12th, 2013 08:04 pm (UTC) - Expand
heruka
Aug. 11th, 2013 11:07 am (UTC)
К счастью, все наши суждения о религиозном опыте другого по определению ограничены и едва ли подлежат экстраполяции. А все попытки такой экстраполяции по типу "им, гагарам, это вряд ли доступно, потому что … (здесь может быть любой вариант) " являются не слишком удачной попыткой сказать что-то такое о себе, о чем лучше было бы не говорить.
edgar_leitan
Aug. 11th, 2013 04:14 pm (UTC)
Те аспекты д. о., о которых я пытаюсь говорить, есть попытка научной, религиоведческой рефлексии (в первом приближении), а не каких-то там мифических "духовных оценок качества". Это феноменология, с которой можно соглашаться или спорить, и аргументация, в принципе доступная любому человеку, кто о таких вещах думал и размышлял над текстами оригиналов и прочитанными книгами, а не метафизика и теология, которая доступна только мифическому "высокореализованному мистику". Это именно попытка сказать не о себе, а о предмете. Мои частные опыты здесь приведены не более, чем для наглядного примера.
(no subject) - heruka - Aug. 11th, 2013 11:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Aug. 12th, 2013 04:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - heruka - Aug. 12th, 2013 06:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Aug. 12th, 2013 07:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - heruka - Aug. 12th, 2013 09:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Aug. 13th, 2013 01:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - heruka - Aug. 13th, 2013 02:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Aug. 14th, 2013 01:42 pm (UTC) - Expand
zelnitski
Aug. 12th, 2013 12:15 pm (UTC)
Помню какая буря протеста поднялась во мне после прочтения книги незабвенного (Царствие ему Небесное, хотя он и умер буддистом) Евгения Алексеевича. Вот примерно те же самые мысли проносились в моей голове, громоздясь одна на другую. Собственно, главное, что мне удалось для себя сформулировать тогда, это мысль о том, что никакого "вневербального и невыразимого опыта" просто нет в природе и что то, что можно было бы назвать "религиозным опытом" является эффектом практики, сформированной в рамках конкретной традиции, дающей совершенно определенное понимание задач, стоящих перед адептом, да и вообще перед любым человеком. Поэтому я всегда был против той довольно странной идеи, что нужно перетолковывать характерную для конкретной традиции образность в каком-то "общем" ключе и пытаться усмотреть в текстах, где говорится о некоем опыте, что-то отсылающее к неким "универсальным переживаниям", относительно которых носители традиции просто не подозревают "в силу своей культурной ограниченности".
edgar_leitan
Aug. 12th, 2013 04:47 pm (UTC)
Проф. Уильямс тоже говорит в своей книге о несуществовании такого "опыта". Я думаю, что дело здесь, как и во многом другом, в неясности и непродуманности терминологии. Одно слово "опыт", а сколько разных ассоциаций вызывает.
Аналитические размышления в буддизме над страданиями бытия тоже будут некоторым опытом (в данном случае называемом "чинтамайи-праджня", acumen (born out of) reflection), имеющим сотериологическое значение. Но "опытом" будет не только результат этих размышлений, инсайт, но и сам процесс рефлексии.
(no subject) - zelnitski - Aug. 12th, 2013 06:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Aug. 12th, 2013 08:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zelnitski - Aug. 12th, 2013 08:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Aug. 13th, 2013 02:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - zelnitski - Aug. 13th, 2013 07:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Aug. 14th, 2013 01:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zelnitski - Aug. 14th, 2013 04:48 pm (UTC) - Expand
az_pantarei
Aug. 13th, 2013 02:26 pm (UTC)
впервые на русском
Лонгчен Рабджам. Драгоценная сокровищница устных наставлений. "ГАНГА». М., 2013. 310 стр.

(Лонгчен Рабджанпу (1308-1363), наряду с Сакьяпандитой и Дже Цонгкапой, обычно признают одним из трех главных проявлений Манджушри, дававших Учение в Центральном Тибете — А.Берзин).

***************

Скр.: УПАДЕША-РАТНА-КОША

Для наиболее удачливых, жаждущих освобождения, я выявил самую суть сутр, тантр и устных наставлений, раскрыв им самые глубокие ключевые принципы, ничего не упустив. Почтительно внимайте этой сути, представленной здесь в шестистрофных наставлениях.

Шесть способов извлечь пользу из духовных учений:

Взращивай в себе глубокий интерес к ним.

Внимай им.

Радуйся им

Почитай их.

Размышляй над ними.

Практикуй их хотя бы немного.

Все это посеет семена освобождения и положит конец самсаре.

edgar_leitan
Aug. 14th, 2013 01:02 pm (UTC)
Re: впервые на русском
Про "освобождение", которое наступит (или НЕ наступит) чераз миллионы КАЛЬП: это такой же предмет религиозной веры, как и вера в "воскресенье плоти и жизнь вечную". С одной лишь серьёзной разницей -- в христианском понимании имеет значение субъект, а также шанс есть в этой, одной-единственной жизни, в то время как в буддизме освобождение откладывается на времена, совершенно непредставимые с нынешней человеческой точки зрения. Кто в буддизме освобождается? Уж никак не "я" или "он", поскольку никакого "я" в буддизме нет, нет никакой личности, лишь серии ложных идентификаций. Надежда на освобождение какого-то "потока сознания" (который уж никак не будет "мной") через бесконечную череду эпох -- странная "надежда". А что касается подспорья и утешения в этой конкретной жизни, то его может дать абсолютно любая религия, которой придерживается человек.
Re: впервые на русском - az_pantarei - Aug. 14th, 2013 01:42 pm (UTC) - Expand
Re: впервые на русском - evgenevg1 - Aug. 14th, 2013 04:42 pm (UTC) - Expand
Re: впервые на русском - edgar_leitan - Aug. 14th, 2013 06:02 pm (UTC) - Expand
Re: впервые на русском - evgenevg1 - Aug. 15th, 2013 03:54 am (UTC) - Expand
Re: впервые на русском - edgar_leitan - Aug. 15th, 2013 06:04 am (UTC) - Expand
az_pantarei
Aug. 13th, 2013 02:30 pm (UTC)
и еще ра русском
АКАДЕМИЗМ

Чрезмерно строгое подчинение правилам школы или традиции в ущерб свободе, оригинальности, изобретательности, смелости. Склонность перенимать у учителей прежде всего то, что действительно легко поддается подражанию.... а не то, что на самом деле важно...
В стиле письма — чрезмерное увлечение научным, «профессорским» стилем. Академизм — стремление больше общаться с коллегами, чем с широкой публикой. Оно редко приносит ожидаемые плоды. Коллеги, они же соперники, испытывают от академизма такую же скуку, как и все остальные, зато ненавидеть умеют гораздо сильнее. (Андре Конт-Спонвиль. Философский словарь. М.2012. С 27)

Соочественнику Андре - Монтескьё приписывают изречение: "Люблю мужиков, они недостаточно учёны, чтобы рассуждать превратно". Гессе в "Игре в бисер" показал, как сугубая специализация ведет в пустототу, к никчемности тематики Впрочем, еще раньше Достоевский прекрасно высказался о том, что занятие только своей абстрактной областью в конце концов приводит к тому, что и ней не достигают настоящего. Необходимо еще какое-то конкретное занятие для того, чтобы не оторваться от реальности.

НЕУЛОВИМЫЙ АКАДЕМИЗМ

Акад. Д.С.Лихачев, в конце краткого варианта своей "Текстологии" рассуждает об академических изданиях Пушкина и Гоголя, находя в том и другом собрании сочинений изъяны, несовместимые с академичностью как образцовостью. Странным образом, на этом он и заканчивает свою книгу, не делая никаких выводов. - То есть читатель сам должен сделать вывод в том, что у нас вообще нет академически оформленных изданий??
Во всяком случае, многие работы по буддологии, изданные в Москве и Улан-Удэ (в системе РАН!) не тянут на академичность. Нюанс: В книге Нестеркина "Личность в буддизме махаяны" (и вообще в книгах из Улан-Удэ) нет электронного адреса издательства! Видимо, обратная связь с читателями не приветствуется... Что подтверждает характеристику академизма, данную выше.


СУЩНОСТЬ ДЗОГЧЕН УРГЬЕНА ТУЛКУ РИНПОЧЕ

Опубликовал: Валерий Павлов 05 Август 2013. Опубликовано в Новости книгоиздания


В этой книге содержится собрание учений мастеров традиции Великого Совершенства, начиная с первых патриархов-видьядхар, таких как Шри Сингха и Падмасамбхава и заканчивая современными учителями Дзогчен. Помимо множества ценнейших устных наставлений, этот труд содержит и исторические описания из коренных текстов. Безусловная ценность книги в разнообразии учений мастеров разных эпох, впервые собранных в одном труде. Учения Лонгчена Рабджама (1308-1363) можно назвать украшением этого собрания наставлений выдающихся мастеров. Книга будет полезна всем, кому интересен духовный путь, особенно практикующим медитацию и стремящимся понять смысл единства и недвойственности.
Тулку Ургьен Ринпоче (1920–1996) — прославленный мастер Дзогчен, один из величайших буддийских учителей XX века, сыгравший ключевую роль в принесении сокровенных учений тибетского буддизма на Запад.

«Прямые устные наставления Тулку Ургьена Ринпоче вызывали восхищение, глубокое доверие и уверенность в учении среди тех, кто встречался с ним. Его слова всегда помогали им в том смысле, что использование его наставлений уменьшало в их умах беспокоящие эмоции и естественным образом помогало раскрытию сострадания, любви и постижений. Это подтверждено опытом очень многих людей»,— Чокьи Ньима Ринпоче.

На сайте издательства «Ориенталия» вы можете читать начало книги.

Edited at 2013-08-13 02:33 pm (UTC)
edgar_leitan
Aug. 14th, 2013 01:12 pm (UTC)
ненависть к академизму -- это симптом
Традиционная ругань в отношении академизма подобна жалобам плохих учеников в школе на "вредных учителей", которые заставляют читать "скучные учебники" вместо того, чтобы позволить подросткам отправиться гулять на стройку, в лес, на речку или иные интересные места, мучить кошек и убивать птичек из рогатки, а вместо этого читают назидания и заставляют что-то зубрить или хотя бы просто читать, сидя в надоевшем классе за ненавистной партой.
Выходы тут могут быть следующие: поставить ученика в угол, отправить домой за родителями, дать хорошей трёпки (пройтись арапничком вдоль хребтины, хотя по нынешним временам это считается педагогически недопустимым) и, наконец, изгнать из школы и отправить с волчьим билетом подметать улицы.
az_pantarei
Aug. 14th, 2013 01:49 pm (UTC)
А где Вы увидели ругань и ненависть? Приведены факты и критика академизма с юмором. Но в шутке - лишь доля шутки, конечно. Приведите пример добротного академического издания на русском языке.
Между тем ситуация не новая:

Обучающиеся и размышляющие, но не имеющие веры, впустую тратят свое время, становясь лишь пресыщенными и самонадеянными «знатоками» Дхармы.(14 век, Л.Рабджампа).
edgar_leitan
Aug. 14th, 2013 02:18 pm (UTC)
Но я-то тоже ведь пошутил :)))

А ругать академизм действительно, к сожалению, принято. Просто потому, что от "академии" (и прочих университетов) романтически ожидают ей несвойственных функций. И пишут университетские люди очень по-разному, далеко не всегда сухо и скучно. Я вот очень люблю перечитывать книги или статьи немецких коллег первой половины 20-го века -- конфетка! Это сейчас действительно возобладала какая-то невкусная жвачка.

Критика "самонадеянных знатоков Дхармы" ведь можно отнести и к традиционным тибетским Кхенпам, как и вообще к любым книжникам. Вообще говоря, здесь речь идёт скорее даже о символической власти над умами. Кхенпы знают тексты, но, скорее всего, не являются meditators. А всякие отшельники обладают практикой традиционных медитаций, но нередко не знают в достаточной степени совокупности традиций, зафиксированной в текстах, требующих многолетнего изучения.
(no subject) - az_pantarei - Aug. 15th, 2013 06:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Aug. 16th, 2013 01:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - az_pantarei - Aug. 16th, 2013 02:19 pm (UTC) - Expand
az_pantarei
Aug. 15th, 2013 06:04 am (UTC)
прогресс и Восток (фрагмент)
Теория прогресса вошла в умы, и с тех пор западному миру мнится, что любое движение обладает абсолютной ценностью, а всякий покой является косностью. Поэтому паровоз лучше лошади. А уж про то, что христианство лучше какого-нибудь буддизма или тотемизма, то туж уж и говорить нечего. Собственно говоря, это были логические и эмоциональные основы для создания колониальных империй. Были, конечно, и откровенные империалисты – «отберем ресурсы», но была масса людей, которые совершенно искренно считали, что «спящую Африку», «сонный Восток» нужно приобщить к достижениям европейской цивилизации, и тогда-то они запоют по-счастливому. Получилась подлость и глупость. Все эти колониальные империи в историческом промежутке довольно быстро распались. И никакого особого счастья не снизошло, наоборот, не-западный мир пережил гигантские социальные катастрофы и комплексы, переживает он их и теперь, но почти никто не сумел догнать Запад, не стал им. Поэтому в исторической ретроспективе Запад сыграл очень плохую роль для этих людей.
edgar_leitan
Aug. 15th, 2013 06:13 am (UTC)
Re: прогресс и Восток (фрагмент)
Сейчас этот "ориентализм" как позиция со стороны западного наблюдателя, а также миф о прогрессе на Западе уже в прошлом. Всё это было в конце 19, начале 20-го, но уже не в начале 21-го века. Колониальные импeрии принесли Востоку (Индии, Ближнему Востоку) очень много положительного. В Индии до сих пор активно используется построенная англичанами дорожная сеть, т. к. своё строить индийцы практически не умеют. И на Ближний Восток западный колониализм принёс множество благ, сами же арабы к 19-му веку умели лишь курить кальян и получать "кейф", абсолютно ничего не делая. Во всём мире используются достжения именно западной (а не традиционной индийской или арабской) медицины, науки и техники. Без антибиотиков и прочих западных препаратов весь Восток давно бы вымирал сотнями миллионов! Одним лишь "упованием на Аллаха" болезни и эпидемии не вылечишь.

Распад колониализма как системы и западной идеологии несёт и ещё пpинесёт всему миру неисчислимые бедствия -- как Западу, так и Востоку. Распад колониализма и раковый рост и распространение идей коммунизма и социализма несёт новое глобальное варварство, в жёсткую фазу которого мы все (и западная Европа, и Россия) как раз входим. Варвар у ворот, и варвар этот -- "мусульманин" со своим Средневековьем в головах и западным оружием в руках.

Edited at 2013-08-15 06:18 am (UTC)
az_pantarei
Aug. 15th, 2013 11:12 am (UTC)
Кстати: Европа на пути к Евразии
Заключённых Великобритании насильно заставляют принимать ислам

Опрос заключенных немульсульман показал, что они испытывают сильное давление

Число осужденных мусульман в тюрьмах Великобритании, согласно последнему докладу правительства, впервые достигло отметки 11 000 человек, пишет Gatestoneinstitute.

Палата общин предоставила статистический доклад от 29 июля, демонстрирующий, что численность заключенных мусульман в Англии и Уэльсе возросла с 3681 чел. в 1997 г. до 11248 чел. в 2012 г., т.е. более чем на 200%.

Мусульмане, составляющие более 5 % населения Великобритании, составляют 13 % обитателей тюрем.

Большинство мусульман в британских тюрьмах – мигранты из Азии, Ближнего Востока и Северной Африки. Также значительная часть из них приняли ислам, уже попав в тюрьму.

Согласно исследованию министерства юстиции, многие заключенные в тюрьмах насильно склоняются к принятию ислама. Уголовники принимают ислам в надежде на покровительство, защиту от насилия со стороны более сплоченных и беспринципных исламских тюремных группировок.

В исследовании приводится характеристика исламской "уголовной культуры" на примере тюрьмы Уайтмор в Кэмбриджшире, которая стала домом для более 500 наиболее опасных преступников Британии. По данным специалистов Кэмбриджского института криминалистики, более 1\3 (39%) заключенных Уайтмор – мусульмане.

Опрос заключенных немульсульман показал, что они испытывают сильное давление. Мусульмане заставляют их читать исламскую литературу, подвергают унижениям и физическому насилию, чтобы склонить к формальному принятию ислама и отречению от других религий. Если заключенные-одиночки принимают ислам, независимо от его статьи новые единоверцы обязуются защищать новообращенного. Также некоторые используют принятие ислама в тюрьме для продвижения по уголовной кастовой иерархии.

Немусульмане и охранники в тюрьме Уайтмор сравнивают ислам с "организованным преступным синдикатом" и "рэкетом", который "исповедует террор и запугивание". Члены террористических группировок пользуются особым авторитетом и уважением среди молодых. Некоторые считают, что Уайтмор это благодатная основа для вербовки боевиков в Талибан и выращивания нового поколения экстремистов.

По данным британских СМИ, известный убийца Дейл Креган, отбывающий пожизненное наказание в Манчестерской колонии, подвергается нападению мусульман, пытающихся заставить его принять ислам. Креган – ирландский католик и ислам принимать пока не собирается. По некоторым данным, исламская группировка Манчестерской тюрьмы уже объявила награду за его голову.

Источник: Седмица.RU
az_pantarei
Aug. 16th, 2013 03:22 pm (UTC)
а что изменилось?
Что до колониальной системы и пр., что существенно изменилось? По-прежнему миллионы в ужасающем состоянии.
13% населения Земли выкачивают свыше 60-70% ресурсов из других стран. Это основной факт. "Развитые страны" живут за счет других. Так что непонятно, о чем разговор. Кое-что колониальные страны позаимствовали положительного. Но...
Европейцы: полностью уничтожили население Тасмании, почти полностью - индейцев в Америке, миллионы африканцев (в т.ч. перевозимых в США в качестве РАБОВ), в Азии , опять же в Африке (война Франции в Алжире) и тд,и тд. Добавим Вьетнам, Афган, Ирак, Ливию и пр.- здесь миллионы жертв, и ради чего, для чего? Полный маразм и дикость.
Есть прогресс в технике. НО:
«Технологии, которые по всему миру используют, приходят к концу своего существования. Вспомните: десять лет назад мы меняли компьютеры каждые два года – настолько быстро они улучшались. Теперь, если мы меняем компьютер или мобильный телефон, улучшения минимальны. Они в том, как он выглядит, а не какая технология туда вложена. Мы – в начале глобального застоя… Низковисящие плоды все пожали, и мы приблизились к тому, что должны платить за ошибки последних 50 лет, что мы не вкладывали в науку, считали, что можно вкладывать в прикладные технологии, а не в фундаментальные исследования»

Андре Гейм, Лауреат Нобелевской премии (физика, 2010)

evgenevg1
Aug. 16th, 2013 06:09 pm (UTC)
Re: Полный маразм и дикость.
Почти полвека назад,уже не будучи пионером,я излагал свои представления о колониализме(по содержанию идентичные Вашим) одному умному взрослому человеку.Он ответил мне следующее:"Вы можете себе представить мнение лесных охотников(упоминаемых Вами ранее тотемистов) о земледельцах трех-четырех тысячелетней давности.Неслыханное кощунство-выжигают и расчищают лес,место обитания наших предков-тотемов". Дикость и полный маразм!
Или,критерием является абсолютное количество жертв?
Мне думается,перечень конфликтов приведенных Вами несколько однобок-можно смело добавить Руанду,Ирано-Иракскую войну,ну,а Японо-Китайская это "классика"-китайцы озвучивают З5 миллионов жертв!
az_pantarei
Aug. 16th, 2013 09:52 pm (UTC)
Пока что спорное и словеса у Вас. Ярлыки и штампы. Вопреки фактам. Суть не в утопиях и антиутопиях. Не в "за" и "против". А в ситуации, как она есть. То, что общество - в тяжкой болезни отнюдь не идеология, а прекрасно описано "изнутри" - Э.Фроммом, ("Здоровое общество"), А.Зиновьевым и множеством других. Вы претендуете на свою абс. истину?
Однако происходящее в Европе в последние годы Вас тоже не очень радует. Сцена с негром, описанная Вами, - весьма характерна.

Edited at 2013-08-18 06:06 am (UTC)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 93 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com