?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

И ещё раз духовка...

Muora_Aglyuna

Нейдет из мыслей один случайный комментарий, вызвавший цепную реакцию вспоминания, оставленный в.п.с. с оказией в Журнале моего почтенного фрэнда kalakazo. Воспроизвожу его с некоторыми добавками и иными финтифлюшками услужливой памяти в виде медитации на ночь и на ближайшие дни — прежде всего для самого себя — в роде небольшой оглядки на прожитое, кое ох как сноподобно своею мимолётностью…
В хитросплетениях судеб православных богоискателей и богостроителей позднесоветского призыва, о коих с живым чувством повествует рекомый мой фрэнд, всё узнаваемо в главных чертах и для латынского кафолика. Bсё, что касается так называемного "духовного возрождения" в позднесоветской-раннепостсоветской России (вернее, СССР, так как судить смею по Латвии и в некоторой степени по Литве) и то, как это отдаётся в отдельных человеках и событиях разномастных их жизней: волнообразный взлёт и болезненное, горькое падение со скелетным порою стуком оземь.


Как говаривали во второй половине 1980-х с оттенком восторга и нежной надежды мои былые добрые друзья-катехизаторы при Рижском католическом соборе св. Иакова — "духовный ренессанс". Грядёт ренессанс веры! Тогда это казалось именно им. Просто и очевидно. О, знать бы, чем сие пышное цветение чрез десятка два лет обернётся!

Какие-то очень давние и основательно подзаросшие мозолистой шкурой занозы вытаскиваешь из приватных, хронически саднящих поранений, со вниманием патологоанатома-любителя рассматривая сии артефакты в мелкоскоп. Иное же примечаешь по своим бывшим друзьям-однокашникам: попам, епископам, мирянам и вовсе из Церкви ушедшим, с которыми довелось сталкиваться.

Основное чувство, перебивающее многое другое: тоскливое осознание гигантского как бы надувательства со стороны бездушной, тупой бюрократической организации, воспроизводящей лишь саму себя и собственную набившую оскомину риторику, где "Христос" — всего лишь затасканный риторический приём, не более, а "волею Божией" прикрывается воля любого самодура из церковного начальства. Когда это понимаешь, тогда ничегошеньки в жизни изменить уже нельзя, ибо безнадёжно поздно. И, не желая подавлять или забывать, остаётся лишь со вздохом это принять.

Огромные надежды и романтические даже жертвы, уход в подпольные тогда ещё ордена и дажe монастыри и советским духом пропитанные и стукачами пронизанные семинарии в 1980-х, стремление к беззаветному "служению Богу", "борьбе с совецким безбожием" и всеобщим безверием, а потом — для дослужившихся до попов — церковная кофемолка, хомячий бег в колесе повседневного "еnnui", варенье в душно-прогорклом соку мелких внутрицерковных дрязг (некоторые почему-то называют это "служением Христу" и "жизнию в Церкви"), рутина беспросветной приходской работы, произвол честнЫх владык, затыкающих некоторыми талантливыми и образованными батюшками последние деревенские дыры в 5,5 старушек, горькое пианство и психологически заместительное компульсивное обжорство этих ксендзов-батюшек, а то и их уход за церковную ограду, с громким хлопом дверьми и без обороту назад . B ханжески-благочестивой церковной тусовке это называется "предательством Христа и Его Церкви": произносить это следует с брезгливо поджатыми, слегка закушенными бескровными губами, словно чрез силу выплёвывая.

Oстрое осознание иного измерения началось для меня c середины 1980-х, хотя заложено было с самого раннего детства. B то время Церковь казалась антимиром по отношению к глухой ватной атмосфере совецкой недействительности, символом свободы духа и мысли… Два-три десятилетия спустя всё печально поменялось. И ещё как поменялось!

Моя ситуация полупостороннего наблюдателя несколько особенная — по многоразличным причинам в поповке-духовке остаться не пришлось, но после многих лет в разных внутрицерковных средах и общинах и получении двух теологического магистерских дипломов в.п.с. всё же стяжал и неплохое светское гуманитарное образование (филолога-востоковеда), окончательного завершения коему пока не видно.

B латынской Ц., вопреки широко распространённому стереотипу, шибко образованных не особо жалуют — не на словах, но на деле. Об этом мне твердили в своё время ещё в Риге: "Семинария — это место духовного воспитания, а не образования", — это когда в.п.с. запирался по ночам в библиотеке и запоем читал книги на разных языках, будучи ex officio библиотекарем, коего принялся точить вдруг проснувшийся неумолимый червий познания, — чем и сыскал репутацию вольнодумца и неисправимого вольтерьянца. Уже годами позже, оказавшись волею тех же таинственных ветров во вроде бы католической (как считается) экс-габсбургской центральной Европе, в.п.с. с изумлением вдруг обнаружил, что никакой он более не вольтерьянец, но самый что ни на есть замшелый реакционер-консерватор и тем самым для многих собратиев и иных из ближних — предмет изощрённых насмешек, поучений и многоразличных укоров.

Жалею ли я о том, что во время оно (в мятежную пору бурливой юности) поддался нашёптываниям духа бунтарски-романтического искательства благородных внутренних приключений, множество мостов за собою порушив, а за сим и сам очертя голову pинувшись в омут неизвестности? Теперь уже — нисколько. Да и на факультете католического богословия в Венской Alma Mater Rudolphina учиться было, в общем, очень интересно, хотя тут и нету нисколечка заслуг Цэ (в моём случае, т. к. оплачивал учёбу и зарабатывал на жизнь я себе сам, ни от кого регулярных дотаций или стипендий не получая).

Смотрю на иных из своих латвийских однокашников, загнанных и уже полудохлых от хронической усталости поповских лошадок (лучшие из них замаливают себя до инфаркта, инсульта или экстатических видений), органически неспособных взгляд свой долее секунды сосредоточить на собеседнике, но прокручивающих по внутренней телевизии всё то, что "ещё непременно надо сегодня-завтра сделать, не забыть ". Cпрашиваю себя — хотелось ли для себя такого? Есть ли в этом иной смысл, кроме "поддержания традиций" и иной этнографии? И не уверен в ответе.

Но что любезно предлагают мне матерьялисты-безбожники (Невзоров и компания)? "Некробиоз". Или там горстка молотого пепла после кремации. Фи, какая гадость... Цэ, при всей неподлинности многих её функционёров, при её „Брегетах“ и мерседесах (сразу оговорюсь: в латвийской латынской поповке такие штуки скорее исключение, чем правило), хотя бы напоминает о надежде, если и не дарует её — в своей дебелой беспомощности и занудстве затёртых фраз. Безбожники радуются гниению и смерти (Базаров, сецирующих лягушек) и абсолютному небытию, где даже глухой черноты — нет и быть не может. Цэ, напротив, говорит: "Это ещё не всё! Далеко не всё..."

Так, может, именно в этом подлинная роль в мыло загнанных деревенских поповских лошадушек (каковы бы ни были их личные качества) — НАПОМИНАТЬ о надежде, кидая утопающему в болотной трясине соломинку?

"А с попами-то лучше!" (В. В. Розанов)
… … … …
См. фотографии также здесь: http://edgar-leitan.livejournal.com/75982.html

Comments

( 64 comments — Leave a comment )
klausnick
Sep. 29th, 2013 06:14 am (UTC)
Наверху брегеты, а внизу есть нормальные попы.
edgar_leitan
Sep. 29th, 2013 09:24 am (UTC)
Да, конечно. Да у наших-то кафолинов (разумею в Прибалтике) никаких особых и Брегетов нет. Недавно вышедший на пенсию рижский кардинал жил скромнее скромного.
(no subject) - klausnick - Sep. 29th, 2013 10:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 29th, 2013 10:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - aunt_millicent - Sep. 29th, 2013 10:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 29th, 2013 09:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - klausnick - Sep. 29th, 2013 11:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 29th, 2013 09:15 pm (UTC) - Expand
aunt_millicent
Sep. 29th, 2013 08:56 am (UTC)
Ваши размышления живо напомнили мне "В тени алтарей" Миколайтиса-Путинаса - там тоже про удушающий быт поповки, а во второй части так и вовсе схожая ситуация, религия в получившем независимость государстве.
А сколько ваших товарищей по новициату дошло в итоге до рукоположения? У меня была возможность на протяжении последних 10 лет наблюдать за тем, что происходит с иезуитами в России, и текучка там страшная, многие уходят уже и после рукоположения. Я их хорошо понимаю...
edgar_leitan
Sep. 29th, 2013 09:22 am (UTC)
Да, у иезуитов вовсю уходят уже с вечными обетами, то есть после благополучно завершённого навициата. И это несмотря на всю хвалёную "строгость отбора", "проницательность магистров" и все изощрённые техники психотренинга, которыми подвергают адептов. Нынешние иезуиты представляют из себя организацию левых либералов, нередко с марксистским уклоном, которые действительно, как в известном анекдоте, non rubricant. Не до Литургии...

"В тени алтарей" очень люблю особенно первую часть -- и за прекрасный литовский язык, и находя многие созвучия в собств. жизни. Про несчастного автора мне рассказывали знавшие его лично (кстати, именно литовские иезуиты), что в браке счастья ему так и не было, и в пожилом возрасте он очень хотел (и активно пытался) вернуться обратно в священство, но советские уполномоченные и Органы не позволили.

В России среди иезуитов до сих пор большинство немцев?
(no subject) - aunt_millicent - Sep. 29th, 2013 09:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 29th, 2013 09:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - aunt_millicent - Sep. 29th, 2013 10:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 29th, 2013 10:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - aunt_millicent - Sep. 29th, 2013 10:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 29th, 2013 10:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 29th, 2013 10:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - aunt_millicent - Sep. 29th, 2013 10:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 29th, 2013 02:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aunt_millicent - Sep. 29th, 2013 02:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 29th, 2013 09:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aunt_millicent - Sep. 29th, 2013 09:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 29th, 2013 09:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aunt_millicent - Sep. 30th, 2013 06:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 29th, 2013 02:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aunt_millicent - Sep. 29th, 2013 02:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 29th, 2013 07:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aunt_millicent - Sep. 29th, 2013 10:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 29th, 2013 10:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - aunt_millicent - Sep. 29th, 2013 10:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 29th, 2013 02:29 pm (UTC) - Expand
a_kor
Sep. 29th, 2013 10:15 am (UTC)
Аминь!
edgar_leitan
Sep. 29th, 2013 10:19 am (UTC)
!
(no subject) - a_kor - Sep. 29th, 2013 10:24 am (UTC) - Expand
livejournal
Sep. 29th, 2013 10:26 am (UTC)
И ещё раз духовка...
Пользователь a_kor сослался на вашу запись в записи «И ещё раз духовка...» в контексте: [...] Оригинал взят у в И ещё раз духовка... [...]
mikhail_bar
Sep. 29th, 2013 11:30 am (UTC)
"тоскливое осознание гигантского как бы надувательства со стороны бездушной, тупой бюрократической организации, воспроизводящей лишь саму себя и собственную набившую оскомину риторику..."

вот странно, что это Вы относите и к католикам,
мне все-таки казалось, что это наш российско-православный облом.
edgar_leitan
Sep. 29th, 2013 02:28 pm (UTC)
Я не хочу это абсолютизировать. Возможно, это связано ещё с возрастом и с некоторой переоценкой ценностей. Но и от организации Ка Цэ нанашек пришлось получить немало.
С другой стороны, с дистанции это порою видится именно таким. Однако я бы не стал преуменьшать и свой положительный опыт. Всякое бывало.
livejournal
Sep. 29th, 2013 02:41 pm (UTC)
И ещё раз духовка...
Пользователь kalakazo сослался на вашу запись в записи «И ещё раз духовка...» в контексте: [...] соломинку? "А с попами-то лучше!" (В. В. Розанов)" http://edgar-leitan.livejournal.com/224776.html [...]
anton_grigoriev
Sep. 29th, 2013 04:52 pm (UTC)
Лучше с монахами, а не с попами.
edgar_leitan
Sep. 29th, 2013 07:50 pm (UTC)
Здесь я просто вспоминил парадоксальный вывод Розанова. Не знаю даже, с кем лучше. Во всяком случае, дистанция помогает увидеть Цэ и с положительной стороны.
li_bao
Sep. 29th, 2013 06:19 pm (UTC)
Да. Самое большое чудо, что не смотря на все на это Христос людям в Церкви открывается. И зачем атеисты требуют громов с неба для доказательства существования Бога?

Это я уже о своем, понятно. Спасибо за пост.
edgar_leitan
Sep. 29th, 2013 07:37 pm (UTC)
Merci. Да, открывается иногда. Без этого было бы совсем как-то не так...
dedushka
Sep. 29th, 2013 06:58 pm (UTC)
Христианская церковь по замыслу пятое управление. Люди, не склонные к выполнению "поставленных задач", в ней рано или поздно начинают чувствовать себя не в своей тарелке. По правде говоря, подобные люди часто приходят к тому же самому и в других нишах обитания. Такова их судьба:)
edgar_leitan
Sep. 29th, 2013 07:37 pm (UTC)
Хмм, я думаю, что "по замыслу" х. Ц. -- как раз НЕ пятое управление, хотя на деле нередко оказывается именно им.
(no subject) - dedushka - Sep. 29th, 2013 08:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 29th, 2013 08:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dedushka - Sep. 29th, 2013 09:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 30th, 2013 11:53 am (UTC) - Expand
idvik
Sep. 29th, 2013 08:49 pm (UTC)
Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не вошел к Отцу Моему"

Слышал много таких историй, люди хотят не только прикоснутся, но буквально войти внутрь, а то и пройти насквозь, зато как замечательно смотрится, что КЦ,что РПЦ на расстоянии, сейчас все большую силу набирает богословие общения, но я бы подумал о богословии дистанции, буквально на днях слушал в Петербурге в базилике Св. Екатерины Григорианский хор Парижа, это и было настоящее общение поверх стран, языков и всего того о чем Вы пишете, об этом немного писал Бонхоффер, как только в дело вступают психические особенности, социальные законы и ты попадаешь под их влияние все превращается в нескончаемый ужас,когда вера перестала быть глубоко интимным личным делом, настоящей тайной и включилась в игру публичных идентичностей, что как пишет Агамбен является саморазрушением осатаневшей мелкой буржуазии. В общем я крайне осторожно вступаю в общение с верующими людьми, с воцерковленными особенно.
edgar_leitan
Sep. 30th, 2013 11:36 am (UTC)
Да, мне всегда было как-то много легче, естественнее общаться с людьми, у которых по отношению к Цэ -- вежливая дистанция. Не ненависть или отвержение, но несколько шагов с сторону. Хотя сам всегда считался воцерковлённым. Однако игры корпоративных идентичностей и вся их мертвенная фразеология давно уже смертельно надоели.

Я думаю, что богословие общения и б. дистанции -- это две стороны одной медали. Умение держать дистанцию -- непременная составная часть мудрого общения.
(no subject) - idvik - Oct. 1st, 2013 02:44 am (UTC) - Expand
sergiusvg
Sep. 30th, 2013 12:30 am (UTC)
Потрясающе!
edgar_leitan
Sep. 30th, 2013 11:32 am (UTC)
:)
(no subject) - sergiusvg - Sep. 30th, 2013 12:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 30th, 2013 01:20 pm (UTC) - Expand
sergiusvg
Oct. 1st, 2013 12:53 am (UTC)
Да помянет Господь Бог в Царствии Своем еще одну жертву "религиозного возрождения".
Отец Вячеслав Массанс (1966-2005)
http://www.icxc.narod.ru/memory/Massans.htm
edgar_leitan
Oct. 1st, 2013 06:39 am (UTC)
Ух ты!!! Наконец-то я узнаю нечто конкретное о судьбе моего бедного старого друга Чеслава. Я был знаком с ним года с 1986. Потом, уже с середины 1990-х, когда я оказался в Австрии, мы как-то потеряли друг друга из виду и сносились через общих знакомых. Во второй половине 2000-х в Риге мне сказали, что он "плохо умер". И всё, больше ничего, и никаких деталей: врата молчания. Я помню, когда он стал г.-к. священником (мы тогда общались в Зилупе у о. Яниса Купча), с какими-то группами прихожан наезжая в Аглону.
Zhanna Busargina - Zhanna Busargina - Nov. 1st, 2013 07:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Oct. 1st, 2013 06:40 am (UTC) - Expand
livejournal
Oct. 6th, 2013 11:24 am (UTC)
Еще одно свидетельство современника...
Пользователь alshat_n сослался на вашу запись в записи «Еще одно свидетельство современника...» в контексте: [...] попами-то лучше!" (В. В. Розанов)"" http://edgar-leitan.livejournal.com/224776.html [...]
semiliranda
Nov. 22nd, 2013 01:55 am (UTC)
Эдгар, а не могли бы вы рассказать немного о финансовой политике на венских приходах? Меня интересует, могут ли прихожане контролировать приходские расходы и для кого вообще прозрачны денежные потоки на приходе.
edgar_leitan
Nov. 22nd, 2013 02:50 pm (UTC)
Я в этом предмете почти совершенно не разбираюсь. Знаю только, что церковные, приходские финансовые потоки в Австрии-Германии совершенно прозрачны, и занимается финансами приходской совет, а не один только настоятель-автократ. У них там регулярно какие-то отчёты и проверки проводятся. Я думаю, что теоретически любой активный прихожанин может об этом узнать. Потом, о каких-то таких вещах сообщается в приходских бюллетенях.
Не думаю, что настоятели там могут приложить руку и нечто по-крупному умыкнуть. Отчётность слишком строгая, потом -- всё идёт через банки. Попробуешь мухлевать -- всё рано или поздно вскроется, и будет крупный скандал. Телевидением, газеты... Было нечто подобное со священником из Польши, которому потом пришлоь скрыться, и который был объявлен в розыск. Да священники в Австрии и Германии получают вполне неплохую зарплату из денежек налогоплательщиков. Настоятель, насколько я знаю, получает несколько больше 2.000 УЕ. А дом приходской, практически бесплатный. Так что жить можно неплохо безо всяких махинаций.
(no subject) - semiliranda - Dec. 2nd, 2013 01:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Dec. 2nd, 2013 02:12 pm (UTC) - Expand
( 64 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com