?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Neuberg an der Mürz

В середине сентября, когда колесили с нашими венскими друзьями и моими родителями по прекрасной лесисто-горной Штирии, посетили, помимо прочего, местечко Neuberg an der Mürz, где расположен древний цистерцианский монастырь (сейчас там живут монахини). Само монастырь и храм при нём готические, сохранившие первозданную простоту бесхитростной цистерцианской готики, даже несмотря на некоторую барокизацию внутри (в Австрии почти непременную), правда — очень незначительную.



Внутри главный неф храма имеет такой вид:

neuberg innen

Барочный элемент изобилует характерными для эпохи, этакими милыми напоминаниями о всеприсутствии в человеческой жизни смерти: моровой язвы и иных эпидемий, войн, многочисленных неизлечимых болезней, голода… Когда не было ещё ни социального страхования, лукаво лишившего многих людей в современной Европе чувства близости смерти и её страха, ни антибиотиков.

skeletiki

На одном из боковых алтарей видит такую вот своеобразную и любопытную святую троицу, родственников по нисходящей линии: бабушку — св. Анну, мать — Богородицу Марию и, наконец, младенчика Иисуса, держащего в своей ручке небольшое яблоко, но, тем не менее, тянущегося к огромному яблоку в руке своей бабушки. Что бы это значило?.. Интересно, что, судя по размеру и положению, главный здесь вовсе не Иисус и даже не Мария, но именно св. Анну, держащая обоих на коленях.

troica

Другой боковой алтарь посвящён очень популярному на просторах бывшей империи Габсбургов святому — священнику Яну Непомуку, про которого легенда повествует, что он не выдал тайну исповеди королевы, духовником которой был, за что и был зашит в мешок и сброшен с Карлова моста во Влтаву в Праге. По этой причине Ян Непомук является покровителем духовников, для которых в католичестве (в отличие от "ортопраксии" РПЦ МП особенно советского, но также и Синодального периода...) предательство тайны исповеди означает ipso facto извержение из числа христиан и членов Церкви. Это всё известно, хотя сама легенда с точки зрения исторической достоверности вызывает серьёзные вопросы, считаясь некоторыми специалистами сознательной "конструкцией святого".

Nepomuk

Что интересно в данном изображении над головой святого: представленный в центре монстранции, куда обычно помещаются Святые Дары во время литургического поклонения, язык св. Непомука, излучающий лучи света. Язык, не выдавший тайны исповеди.

sancta jihva

P. S. Проходя или проезжая в Австрии (да даже и по одной лишь самой Вене) мимо бесчисленных церквей, многочисленных действующих монастырей самых разных орденов, вспоминается столь обычное хроническое нытьё в России о "бездуховности Запада". Становится смешно и грустно одновременно. Хочется воскликнуть в сердцах вместе с М. Булгаковым: "Да отрежут лгуну его гнусный язык!" К сожалению, лгунов таких что-то слишком много в последнее время, и их ложь захлёстывает за все мыслимые пределы.

Нет, что ни говорите — я не хочу, не хочу и ещё раз не хочу на месте этих святынь, от одного вида которых делается светло и радостопечально на душе, видеть тревожащие пики мечетей, созерцать их ободранные от любых изображений стены и слышать тягуче-угрожающие крики муэдзинов вместо колокольного перелива...

Comments

( 29 comments — Leave a comment )
pevchaya_ptiza
Oct. 11th, 2013 03:59 am (UTC)
Эдгар, как социальное страхование может лишить чувства близости смерти? Антибиотики - да, спасибо месье Флемингу и иже с ним, а страхование-то? Оно разве что облегчает жизнь родственникам умершего (погибшего).
edgar_leitan
Oct. 11th, 2013 08:29 am (UTC)
Ну это такой лёгкий пинок в адрес сограждан... Не лишает, конечно. Но многим действительно кажется, что, если уж ты застрахован, ничего плохого произойти не может. Правда-правда :)

Edited at 2013-10-11 08:29 am (UTC)
anna68
Oct. 11th, 2013 05:20 am (UTC)
Елизавета? А они с Марией разве не кузины были? А мать-то Марии, вроде бы, Анна? Если я, конечно, правильно помню:)
aunt_millicent
Oct. 11th, 2013 07:05 am (UTC)
Подтверждаю, это св.Анна. а все вместе образуют довольно распространённый в позднем Средневековье сюжет, даже у Леонардо да Винчи есть: http://gallerix.ru/fullpic/3dc37980781c3ffb0250fb93d4a3de6a/

А у св.Анны точно яблоко в руках?
edgar_leitan
Oct. 11th, 2013 08:27 am (UTC)
Разумеется, св. Анна. Исправил. Морфей водил моей рукой.:)
В Средневековье -- да. Но из-за барокизации этих старинных статуй в Австрии осталось не так много. Я лично "вживую" эту троицу как-то раньше не встречал. Или не замечал?
aunt_millicent
Oct. 11th, 2013 08:33 am (UTC)
Барокизация - это зло! Просто ужас, сколько прекрасных церквей в Австрии и Баварии превратились в кремовые пироги:-(

Буквально этим летом видели вот такую св.Анну с семейством в Баварском Национальном музее: http://www.flickr.com/photos/78538641@N05/9147804865/in/set-72157634553292740
Насколько я помню, они довольно часто с книгой, а вот с яблоком тоже первый раз вижу.
edgar_leitan
Oct. 11th, 2013 08:50 am (UTC)
Вот! Меня поразила именно эта забавная композиция с двумя яблоками. где младенчик явно тяготеет к несоразмерному.
По поводу барокизации я и сам когда-то так думал с горечью. Но постепенно научился ценить символику церковного барокко. В данном описанном случае марципанчиков не так много, и готического пространства они не застилают.

Интересно, что как раз в Верхней Австрии довольно много осталось (почти, а кое-где и совсем) нетронутых, интереснейших готических церквей и даже со многими элементами романики кое-где. Обнаружил это в прошлом и позапрошлом годах, когда исследовал архитектуру Верхней и Нижней Австрии.
aunt_millicent
Oct. 11th, 2013 09:22 am (UTC)
Судя по Баварии, нетронутые церкви остались там, где у населения не было денег на поновления. Я думаю, они очень страдали, и с ненавистью смотрели на устаревшие интерьеры своих храмов, мечтая, как бы они тут всё обустроили:-)
edgar_leitan
Oct. 11th, 2013 09:27 am (UTC)
Не уверен, что было так просто однозначно. Однако я не специалист.
Барокизация -- да, была модна и желанна. Иначе бы не делали. Это как сейчас модно строить уродливые церкви из стекла и бетона, чтоб интерьер был, как в советском кинотеатре.
edgar_leitan
Oct. 11th, 2013 08:23 am (UTC)
Ой! Спасибо, конечно, Анна. Описка, ночью писал.
segop
Oct. 11th, 2013 06:18 am (UTC)
Любезнейший профессор! Как ты? Скоро ль в Дрезно? Я на будущей неделе пребуду во блатех. Пенсию пора оформлять. Ся дожили, называется.
edgar_leitan
Oct. 11th, 2013 08:41 am (UTC)
Ва, любезный священный Геронте! Работию мою всё не могут допроверить, а ведь ещё надо будет в очередной раз вносить исправления, поэтому экзамен будет в новембрии месёнце. Одни расстройства и нервическое состояние духа! Но в Дрезно-град со котомами да клюкой поеду числа 30 или 31-го октоврия. Засим придется снова приезжать ради экзаменатуса в Виндобону.
Ты бы, святый Гуро, позвонил моим родицам, егда будешь во блатех, бо спрашивают они мене непрестанно, волнуясь и любя некоего старца святаго, о аз не ведах ничесоже им ответствовати... Они будут рады зело внять гласу старческу, наставляющу и утешающу!
Напишу Тебе на пошту альбо сотворю звоний святый!
Пенсия уже? Вах-вах!! Ужссс.
zelnitski
Oct. 12th, 2013 08:06 pm (UTC)
Симпатичная у Вас там в Австрии иконография:) Особенно беспорочный язык понравился. Да и композиция со св. Анной озадачила.
Насчет страшной "бездуховности Запада" верно замечено. Когда у нас постоянных прихожан где-то процента 3-5 от тех, кто назвал себя православным, а в Италии где-то две трети населения, как-то поневоле задумаешься. Причем я и сам, грешным делом, отношусь к не слишком усердным прихожанам и болтаюсь у края этих трех-пяти процентов.
Насчет мечетей не буду говорить, бо не пророк, но при этом помню, про "врата ада не одолеют".
edgar_leitan
Oct. 13th, 2013 12:42 pm (UTC)
Так "не одолеть" могут каких-нибудь мизерных 1,5-2 процента населения, в то время как остальные осанну пророку М. петь будут должны и вратонеодоленных рэзать :) Нигде не сказано, что их, не одоленных, большинство останется. Будут неодоленные жить в своих гетто и джизью платить за то, что бородатое большинство дышать милостиво дозволяет.
zelnitski
Oct. 13th, 2013 12:45 pm (UTC)
Ну да, так оно вполне может случиться. Но я надеюсь на лучшее:)
edgar_leitan
Oct. 13th, 2013 12:47 pm (UTC)
А я уже почти перестал надеяться, но с тоскою смотрю в будущее. Ибо маска красной смерти (коммунизма и социализма) вкупе с зелёной лихорадкой (тоталитарной идеологией экоактивистов) основательно разъела европейские мозги.
zelnitski
Oct. 13th, 2013 01:13 pm (UTC)
Ну это я тоже наблюдаю, хотя сам сторонник социального государства и равноправия граждан (при условии, что гражданство получается на полностью законных основаниях). Но еще больше меня печалит, что евро-консерваторы сейчас стали нашего дорогого ВВП превозносить как защитника традиционных ценностей, как-то не замечая, что это чистой воды демагогия.
edgar_leitan
Oct. 13th, 2013 02:08 pm (UTC)
Да, евроконсерваторы бывают на удивление наивны, не зная реалий РФ изнутри. Однако левые мне гораздо более отвратительны, так как от них в перспективе -- одна лишь смерть Европе и новое варварство.
zelnitski
Oct. 13th, 2013 02:11 pm (UTC)
Ну да, современные левые как-то не очень...
edgar_leitan
Oct. 13th, 2013 02:18 pm (UTC)
Всё нынешнее зло -- именно от левых, от левой интернациональной бюрократии. Именно левые сломали Европе хребет (после войны) и противятся даже приобретению костылей для смертельно больного калеки: "Сдыхай на грязной кошме!" Именно левые способствуют нахлыну экономических мигрантов, в основном мусульман, и сажают их на бессрочные пособия.
zelnitski
Oct. 13th, 2013 03:22 pm (UTC)
Ну да, притом, что можно было бы те же социальные программы направить на граждан. Хотя, с другой стороны, Железная Леди тоже не много хорошего принесла своими мерами...
edgar_leitan
Oct. 13th, 2013 05:23 pm (UTC)
На своих граждан, которые в этом РЕАЛЬНО и остро нуждаются! Но не на профессиональных нахлебников, десятилетиями живущих целыми семьями на пособия, и не на приехавших (как, например, в Великобританию) террористов, скрывающихся от правосудия в своих странах, и всеми силами души ненавидящих приютивших их "неверных"-кяфиров.

Ж. Леди хотя бы попыталась сломать хребет красным профсоюзам, превратившим некогда великолепную Британию в европейские задворки. За одно это ей хвала.

Социальное государство -- это великое благо, когда оно в самом необходимом помогает своим слабейшим, немощным членам. Но когда его нахлебниками становится неработающее большинство -- это конец как социальности, так и будущего такого государства.

Edited at 2013-10-13 05:24 pm (UTC)
edgar_leitan
Oct. 13th, 2013 12:45 pm (UTC)
Про "бездуховность", но равно и про "духовность" фальшивая песенка основательно надоела за годы. Однако это факт, что у нас процент активных прихожан наверняка много выше, чем в МП. Даже когда ужасаются и говорят (про Вену), что там аж только четверть населения регулярно ходит в храмы. Четверть -- это не 3-5 %!
zelnitski
Oct. 13th, 2013 01:10 pm (UTC)
Вот-вот. Причем самое странное, что люди почему-то уверены, что у нас было какое-то "возрождение" в течение последних 20 лет и в качестве аргумента приводят вот эту цифру в 60-80% назвавших себя православными, которые на дух не переносят попов и в храме бывают, зачастую, только два раза в жизни: когда их крестили и когда умрут. Я не осуждаю этих людей, мне просто неприятна вся эта бравада с тем, что "нас много" и "мы сейчас ух!", в то время, как даже приходов полноценных в стране раз-два и обчелся.
edgar_leitan
Oct. 13th, 2013 02:09 pm (UTC)
Эти "приходы" -- в большинстве бюро магических услуг (ритуально-оборонная магия). Мало полноценных общин. Если и случаются, то их стараются извести, начиная с батюшки.
zelnitski
Oct. 13th, 2013 02:14 pm (UTC)
Я бы не стал так категорично. Один из приходов, например, возглавлял отец Павел Адельгейм. Но и кроме него есть по-настоящему выдающиеся пастыри. Я об этих приходах написал. Ритуально-магическое доминирование как раз там, где приходов, по сути, нет.
edgar_leitan
Oct. 13th, 2013 02:20 pm (UTC)
Я не сомневаюсь, что есть достойные священники. Но я разделаю "приход" (признак его -- территориальный) и "общину", что может не зависеть от мест проживания прихожан.
zelnitski
Oct. 13th, 2013 03:23 pm (UTC)
Ну, если Вы разделяете, то я говорю, наверное, об общине.
edgar_leitan
Oct. 13th, 2013 05:28 pm (UTC)
Да, я резко разделяю общину и "приход". Последнее образование -- по формальным признакам (территория, назначенный настоятель), а признаки общины -- реальное содержание, качество "горизонтальных" человеческих отношений. В каких-то редких и счастливых случаях они могу, наверное, совпадать.
( 29 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com