[И. Кудрявцев, Феномены политического национализма на примере Латвийской Республики]
Несколько новое для меня и любопытное толкование категории "интеллигенции". А ведь, пожалуй, так оно и есть. В нём очерчено расхожение интеллигенции с интеллектуалами-профессионалами. Последний может ответственно судить лишь о том, что наверняка знает, исходя из знаний, накопленных за много лет занятий тем или иным предметом. Да и то будет определённая неуверенность, оговорки ("да, конечно, однако...").
Интеллигент, считая себя универсально "культурным" человеком и не желая осознавать границ своего действительного знания или невежества, берётся самоуверенно судить обо всём. Всегда — только глобальные выводы и универсальные же политические рецепты. Всегда готовые развёрнутые ответы на российские "проклятые вопросы": "Как нам обустроить..." и "кто виноват?".
Символический пример (пусть несколько экстравагантный) "интеллигента" нового (или очень старого?) образца: небезызвестная безумица Ирина Бергсет, уверенная, что получила в МГИМО какое-то совершенно "фантастическое образование", несравнимое по качеству с "западным" (заимствую эти сведения из ЖЖ Мальгина и его интервью с норвежским ex-husband этой тётки). Если бы случай не был столь явно патологичным — по крайней мере, на взгляд трезвого человека — вполне могла преподавать на том же факультета журналистики, уча студентов "Родину любить", всерьёз рассказывая ужасные истории про "костюм Путина" и "генеральный план по геизации всего населения Европы", а также про переработку русских детишек "на органы" и "продажу педофилам".
Интеллигенция получается, во-первых, из недоучившихся интеллектуалов, А во-вторых, из интеллектуалов (гуманитариев и технарей, всё равно), которые в профессиональной жизни не нашли должного применения и стали заниматься несвойственным для себя делом: инженеры — писать книги на темы мировых религий, филологи — выступать на политических митингах, а экономисты — чистить карму и штопать чакру или проповедовать "всеединство".
Именно поэтому А. М. Пятигорский (если я правильно понимаю его мысль) говорил о культурной переразвитости России. Переразвитости не в том смысле, что там слишком много людей культуры, а в том, что от любого интеллектуала-гуманитария традиционно требуется "всё знать", обладая мифологической "энциклопедичностью". Чего-то в сфере культуры не знать, "быть не в курсе" до сих пор считается делом постыдным. Именно поэтому же так мало обычного профессионализма. Потому что "скучно".
Эта российская обязательность культуры регулируется механизмом стыда, боязни общественного порицания (т. е. со стороны других "культурных людей"), страха потерять лицо и стать в той или иной мере "нерукопожатным" (Пятигорский говорил — "нерукопожабельным").
Деталька: не изжитая до сих пор литературоцентричность. Наследие Салтыкова-Щедрина ("город Глупов" и т. п.), по нынешнюю пору управляющее сознанием. То там, то здесь — в журналистских публикациях и на форумах — можно наткнуться на традиционные полемический приём: "У тебя/у него/неё — говорящая (!) фамилия". То есть если человека называется, скажем, Козловым или Петуховым (в РФ — имеет несчастье носить такие фамилии), то в условиях всепронизанности российского пространства уголовнo-лагерными аллюзиями ему несдобровать.
Как-то в бытность учителем гимназии мне пришлось изведать в конкретной ситуации всю несправедливость такого подхода. У меня был в школе ученик 11 лет, мерзкий и негодный мальчишка (по крайней мере, в то время; возможно, что сейчас он изменился), по фамилии Faulhammer, что дословно переводится как "ленивый молоток" или "(обладатель) ленивого молотка" [это если толковать фамилию как композит-бахуврихи]. Был, помимо хитрости и злобности, страшный лентяй, хотя и умный. Как-то я в раздражении (довёл стервец!), особо не думая о последствиях, бросил походя, что он "вполне оправдывает свою фамилию".
Что потом было! Приходили родители жалиться директору: "Как можно так обижать семью?" Потом они и ко мне приходили с претензиями. Вполне милые люди. Мне их даже жалко стало и стыдно за такую свою реакцию. А ведь и вправду, причeм тут невоспитанный маленький негодяй — и вся его семья? В Европе сейчас детям вообще практически всё дозволяется. Это сейчас такой trend. Я тогда вполне искренне устыдился и каялся, и вовсе не "страха ради иудейска". Этот случай перевернул сознание.