?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

IMG_6540

Во время проходившей в сентябре в Вене научной конференции по йоге познакомился, кроме прочего, с д-ром Мэтью Кларком, написавшим в Лондоне диссертацию по индийскому монашеству. Оказывается, этот господин был не только хорошо знаком с Пятигорским, который успел побывать у него одним из научных руководителей, но и считает себя в некотором смысле благодарным учеником А. М. С г-ном Кларком мы разговорились: и по поводу индуистских санньясинов, так как моя нынешняя работа будет в большой мере связана с темой санньясы, и по поводу "Саши" Пятигорского, которого М. К. достаточно коротко знал не один год.


По рассказам Мэтью Кларка, Пятигорский вызывал у приходящих к нему молодых студентов вначале как минимум сильное недоумение: странный дядька, который беспрерывно туда-сюда расхаживает по аудитории, иногда разляжется на столу или ещё что-нибудь дивное учудит. Как-то раз в аудитории не было доски (куда-то убрали с какой-то оказией), и Александр Моисеевич, чтобы проиллюстрировaть некоторые свои мысли, принялся без всяких колебаний фломастером рисовать на свежеотбеленной или недавно покрашенной стене.

Стиль лекций у П. был совершенно непредсказуемый. Загодя объявленную тему он мог по ходу дела и под настроение тут же похерить, начав болтать о чём-то совершенно другом, а то и просто травить анекдотцы. В начале курса он всегда умолял своих студентов — ради Бога не писать конспекты! Он мог совершенно неожиданно на что-нибудь разъяриться и начать орать, площадно ругаясь. Вероятно, он делал это каким-то образом по-английски. Например, его выводило из себя любое упоминание о Фрейде, которого он искренне ненавидел и не упускал случая обозвать каким-нибудь нехорошим словом.

Разумеется, студентам, особенно в начале, было совершенно непонятно: "Чего этот странный дядька от нас хочет?" Списков обязательной к чтению литературы, которую с него неукоснительно требовало в Лондонском университете кафедральное начальство, он так же неукоснительно не составлял, за что и был в 2003 или 4-м году уволен со своего штатного места, перебиваясь с тех пор малодоходным заработком лектора-почасовика и другими случайными заработками.

Такой экстравагантный стиль совершенно "ломал шаблон" у скубентов, и на вторую-третью-четвёртую неделю они либо начинали люто Пятигорского ненавидеть, либо в него влюбляться, становясь постепенно преданными учениками. Нейтрально относиться к нему, по словам д-ра Мэтью Кларка, было совершенно невозможно. Доктор Кларк, по его словам, вначале тоже удивлялся, раздражался и негодовал, а где-то на тртью неделю занятий вдруг стал понимать, что НЕЧТО в этом ЕСТЬ — в Пятигорском и в том, что он говорит.

Видимо, это понимало немало людей, так как, по словам М. К., аудитория, когда читал лекции или вёл семинары Александр Моисеевич, была забита совершенно разномастными слушателями, — и далеко не только студентами. Послушать этого чудаковатого Гуру-философа съезжались отовсюду из Лондона. Съезжались именно местные англичане, а не заезжие бывшие соотечественники — об этом я спросил г-на Мэтью Кларка особо. Так что несправедливым выглядит прочитанное мною где-то размышление-воспоминание М. Ф. Альбедиль, где она сетует, что, дескать, на Западе Пятигорский растерял свою "тантрическую свободу", обретённую во время ученичества у Бидии Дандарона, став обычным скучным университетским профессором, вынужденным не опаздывать на 30 или 40 минут, а приходить всегда вовремя. Вероятно, её источники подвели Маргариту Фёдоровну: Пятигорский, пo словам М. К., отличался непунктуальностью, а про чтение лекций в положении полулёжа на парте или про рисование на стене маркером я уже рассказал.

[К слову сказать, сам я ничего дурного не вижу в том, что преподаватель пунктуален, а во время лекций не отвлекается чрезмерно на "развлекалово". Hаоборот, считаю это непременным свойством хорошего преподавателя или профессора. Студентам ведь только дай волю... Сам я ещё практически ни разу на свои курсы не опоздал, за исключения случая зимой, когда автобус, на котором я должен был ехать из Вены в Брно, сломался ещё по дороге из аэропорта на остановку в Венском Пратере, отчего пришлось ехать в Брно на 3 или 4 часа позже. Сам я не люблю специально интересничать, как ожидают от преподавателя "продвинутые" российские интеллектуалы, хотя не могу не согласиться, что любой удачный урок или занятие — это ещё и хорошо срежиссированная театральная постановка. А вот зато непременно считаю необходимым расхаживать по аудитории. Терпеть не могу монолитом стоять за кафедрой, а тем более сидеть. Однако думаю, что интересным должен быть скорее предмет, а не преподаватель. Впрочем, речь здесь не обо мне, да и тема это несколько другая].

Так что Пятигорский, исходя из рассказов М. К., сполна отвечал мифическому и любовно лелеемому образу, столь обожаемому российскими искателями экзотической духовности (кажется, в пору Серебряного века, или даже в 1920-е гг. было принято говорить о "богоискательстве" и даже "богостроительстве") — не только неординарного преподавателя, провоцирующего мысль в своих слушателях, но и Гуру, все действия которого тайнодейственно и мудро направлены на то, чтобы пробудить в своих учениках какие-нибудь там таинственные "энергии пробуждения".

Я, однако, в своём застарелом цинизме думаю, что сам Александр Моисеевич себя настолько всерьёз не воспринимал, как восхищающиеся его куриозной непосредственностью поклонники. Просто он мыслил, как умел, и это многим, согласившимся выносить отчебучиваемые им экстравагантности, импонировало. Те же, кто этого выносить не мог, достаточно быстро от него разбегались. Сам д-р Кларк считает Пятигорского своим учителем, а себя — недостойным учеником, которого Александр Моисеевич "научил по-настоящему самостоятельно мыслить".

По рассказам д-ра Кларка, университетское преподавательское бюро Пятигорского выглядело так, будто там заповедано было никогда не убираться. Всюду — на столе, стульях и полу, — были расставлены и разбросаны кофейные чашки и кружки, которые принципиально никогда не мылись. В этих посудинах скапливались сигаретные бычки, а сверху всё было припорошено слоями сигаретного пепла. Сам Пятигорский как-то утробно прорычал М. Кларку, когда тот навестил его в этом свинарнике: "O yes, I am really a very filthy person" ("Я действительно грязный тип!"). И весело захохотал. Видимо, заметил немую реакцию.

Ещё одно воспоминанице, уже со слов С. С. Аверинцева, а позже и его супруги Натальи Петровны, которое я неоднократно слышал от самого Сергея Сергеевича, знакомого с Пятигорским ещё по интеллигентским тусовкам в Москве и по Ленинке. Это к слову о непредсказуемости действий Пятигорского, и чем это могло обернуться для окружающих. Как-то Аверинцевы навестили Пятигорского в Лондоне, а жил тот, кажется, очень далеко от центра, в каком-то пригороде. Так вот, А. М. настолько заговорил своих визитёров, спешивших на последний городской автобус, что они, разумеется, опoздали, и добраться пришлось то ли на дорогущем такси, то ли вообще пешком. Пятигорский, по словам Аверинцева, прекрасно понимал, что автобус вот-вот уйдёт, и совершенно намеренно удерживал своих гостей дома, чтоб те опoздали. Объяснений никаких не последовало. Как говорится, "за что купил, за то и продаю".


В качестве одного из научных руководителей своей диссертации про "дашанами"-санньясинов д-р Кларк был у Пятигорского лишь на двух собеседованиях. Говорит, что, совершенно не разбираясь в самой теме, Пятигорский тут же прекрасно понял, что к чему, и надавал множество полезных указаний и советов.

Такие вот крохотки воспоминаний и впечатлений в копилку истории и литературно-мемуарных мифологий. Решил записать хотя бы эту малость, которую пришлось слышать от непосредственного хорошего знакомца Пятигорского по Лондону, не быв с А. М. знаком лично. Возможно, когда-нибудь это будет кому-либо занимательно присовокупить к своей копилке сведений о наших великих, но уже, увы, в вечность ушедших современниках.

[На переднем плане фото — д-р Мэтью Кларк]

UPD: Формально Пятигорского не уволили, просто не продлили контракт. "Но мы-то с вами знаем"... Мэтью Кларк говорил, что контракт не продлили именно из-за того, что он из года в год игнорировал требования планировать лекции и снабжать студентов списком обязательной к чтению литературы. Вероятно, внешне это обставили как выход на пенсию.

Comments

( 70 comments — Leave a comment )
sergi
Nov. 27th, 2013 02:57 pm (UTC)
Спасибо!
edgar_leitan
Nov. 27th, 2013 04:41 pm (UTC)
de rien :)
nlzo
Nov. 27th, 2013 03:57 pm (UTC)
Да, Пятигорский конечно глыба. И этот неповторимый стиль изложения.
Cпасибо!
edgar_leitan
Nov. 27th, 2013 04:39 pm (UTC)
#неповторимый стиль изложения# У кого, у Пятигорского?
(no subject) - nlzo - Nov. 27th, 2013 05:01 pm (UTC) - Expand
colonel_hunter
Nov. 27th, 2013 04:29 pm (UTC)
Вообще говоря, из рассказа вырисовывается образ интеллектуального прохиндея, который и был у меня о Пятигорском...
edgar_leitan
Nov. 27th, 2013 04:38 pm (UTC)
Оригинальничанье -- это лишь одна сторона, бытовая. Всё же я считаю его очень "освежающим" ум мыслителем. Что касается всего, связанного с точностью, в т. ч. и фактов -- да, некий элемент прохиндейства и распи@ства в нём, безусловно, был.
(no subject) - menix - Nov. 27th, 2013 05:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 27th, 2013 06:03 pm (UTC) - Expand
lenish
Nov. 27th, 2013 06:11 pm (UTC)
я тоже расхаживаю по аудитории, что-то в этом есть стимулирующее для работы мозга… Хочу признать, что толерантность английских университетов к профессорскому эксентризму гораздо выше, чем американских. У нас бы тут Пятигорский продержался бы максимум один семестр. Более того, студенты ныне требуют, чтобы лекции сопровождались компьютерными слайдами и прочими техническими нововведениями, вроде регулярного размещения этих слайдов на веб-сайтах курсов, что значительно усложняет жизнь старых профессоров, которые не привыкли к такому техническому сопровождению. Трудно себе представить в этой новой академической атмосфере, которая все больше напоминает корпоративную, таких незаурядных персонажей как Пятигорский….
edgar_leitan
Nov. 28th, 2013 08:50 am (UTC)
Я тоже терпеть не могу всех этих новомодных требований и считаю, что они лишь в отдельных случаях оправданы. А сейчас такое требуется у нас даже в школах. Это уже совсем полный идиотизм. Вместо того, чтобы написать несколько слов на доске и объяснить их устно, их положено препарировать в Power Point, чтобы всё вращалось и крутилось, да ещё под идиотическую музыку. Результат -- тот же, а (совершенно ненужной) работы и подготовки больше раз в 10.
buddhistmind
Nov. 27th, 2013 08:53 pm (UTC)
слушал Пятигорского в Москве, в последний его приезд (2006? 2007 ? - не помню). Был "курс лекций" "по буддизму".

Нёс он безумную ересь. Сказал, что за свои восемьдесят (или сколько ему было?) лет так и не запомнил восьми членов восьмеричного пути - и действительно, долго думал, несколько раз начинал перечислять, но не смог назвать. Звенья восмеричного пути. Восемь. Восемьдесят лет (из них 50 с лишним - изучения буддизма). Не смог назвать. Т.е. даже просто назвать - не по порядку.

Ненавижу его. Тупой, безграмотный и придурочный был человек. Вот такое моё мнение - имею право иметь.

*опоздал

Edited at 2013-11-27 08:54 pm (UTC)
edgar_leitan
Nov. 28th, 2013 08:40 am (UTC)
Для буддиста ненависть -- пожалуй, не самое адекватное состояние для выработки отрефлексированныx мнений. Есть мнения, а есть сильные эмоции :))
Я не уверен, что П. считал себя буддологом. Философом -- да.

Edited at 2013-11-28 08:46 am (UTC)
(no subject) - buddhistmind - Nov. 28th, 2013 10:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - buddhistmind - Nov. 28th, 2013 10:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 28th, 2013 12:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - buddhistmind - Nov. 28th, 2013 08:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 28th, 2013 12:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - buddhistmind - Nov. 28th, 2013 02:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 28th, 2013 03:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - buddhistmind - Nov. 28th, 2013 09:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - stierliz - Dec. 19th, 2013 08:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Dec. 20th, 2013 11:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - stierliz - Dec. 20th, 2013 01:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Dec. 20th, 2013 02:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - stierliz - Dec. 20th, 2013 02:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pod257 - Dec. 8th, 2013 06:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Dec. 8th, 2013 03:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 28th, 2013 12:50 pm (UTC) - Expand
markandeia
Nov. 27th, 2013 10:31 pm (UTC)
Вообще-то А.М. никто не увольнял в 2003-м (или даже 2004-м) году. Он вышел на пенсию в 2001-м и с этого времени был prof. emeritus'ом, продолжая время от времени читать в SOAS'е лекции по индийской философии и не только.
edgar_leitan
Nov. 28th, 2013 08:36 am (UTC)
Наверное, я не совсем точно выразился. Matthiew Clark мне объяснил, что ему не продлили контракт, и именно по вышеизложенной причине. Это как в СССР -- "по собственному желанию".
(no subject) - markandeia - Nov. 29th, 2013 07:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 29th, 2013 10:31 am (UTC) - Expand
livejournal
Nov. 28th, 2013 12:49 am (UTC)
Новые сведения о А. М. Пятигорском
Пользователь oleg_orlov сослался на вашу запись в записи «Новые сведения о А. М. Пятигорском» в контексте: [...] Оригинал взят у в Новые сведения о А. М. Пятигорском [...]
konstantin5000
Nov. 28th, 2013 08:31 am (UTC)
Читал и слышал много о Пятигорском и Пятигорского, не нигде не встречал упоминаний о его ученичестве у Дандарона. Не подскажете источник?
edgar_leitan
Nov. 28th, 2013 08:45 am (UTC)
Не помню точно, где об этом упоминается. Есть эссе Пятигорского "Уход Дандарона". Кажется, что-то писал Монтлевич. Я встречал упоминания и рассказы об этом в нескольких местах. К сожалению, сейчас не могу справиться в своих книжных собраниях. Все они остались дома в Вене.
(no subject) - konstantin5000 - Nov. 28th, 2013 09:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - konstantin5000 - Nov. 28th, 2013 09:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 28th, 2013 12:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 29th, 2013 11:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - konstantin5000 - Nov. 29th, 2013 03:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 29th, 2013 03:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - konstantin5000 - Nov. 29th, 2013 08:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Dec. 1st, 2013 02:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 28th, 2013 12:54 pm (UTC) - Expand
lucem_glorifico
Nov. 28th, 2013 09:51 am (UTC)
а я вот никак его «Феномен масонства» не дочитаю...
edgar_leitan
Nov. 28th, 2013 12:40 pm (UTC)
Я не историк, но, по-моему, очень любопытная книжица. Вы имеете в виду "Кто и за что боится вольных каменщиков"?
(no subject) - lucem_glorifico - Nov. 28th, 2013 12:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 28th, 2013 12:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lucem_glorifico - Nov. 28th, 2013 12:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 28th, 2013 01:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lucem_glorifico - Nov. 28th, 2013 01:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 28th, 2013 03:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lucem_glorifico - Nov. 28th, 2013 05:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 28th, 2013 06:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lucem_glorifico - Nov. 28th, 2013 06:14 pm (UTC) - Expand
sleng_
Nov. 28th, 2013 01:45 pm (UTC)
Чуть не расплакался)
Не знаю почему, но просто обажаю этого дядьку.
Спасибо за заметку.
edgar_leitan
Nov. 28th, 2013 03:28 pm (UTC)
Merci! Мне тоже эти сведения показались очень даже вкусными. Просто иные А. М. недолюбливают. :((
buddhistmind
Nov. 28th, 2013 09:00 pm (UTC)
"В доброжелательном к чужакам Лондоне Пятигорский оказался благодаря приглашению прочесть несколько лекций в Оксфордском университете (о его приглашении больше всего хлопотала теперешняя профессор истории религии Чикагского университета Венни Донигер, знавшая Пятигорского по своим поездкам в Москву). Возможность прочесть серию лекций в Оксфорде через пару недель после приезда в Англию была, конечно, удачей, но смог он это сделать только благодаря серьезным занятиям в Москве. Один из известных британских буддологов, долгие годы профессор-санскритолог Оксфордского университета Ричард Гомбрих из этих лекций запомнил, только что они читались на никому не понятном семиотическом жаргоне, а в конце Пятигорский сказал: “Не беспокойтесь, если вы эти лекции не поняли. Я тоже их не понял”.

http://magazines.russ.ru/nlo%20/2010/101/ri15.html
edgar_leitan
Nov. 29th, 2013 11:26 am (UTC)
Спасибо, интересные сведения. Германские востоковеды семиотизмом не страдают. Зато у тартусского буддолога Мялля его хоть отбавляй. Я как-то вообще практически не понял, о чём там речь. Сама статья -- латышский превод с русского, уж не помню, о чём точно, но впечатление ненужной зауми и научной новизны, близкой к нулю.
livejournal
Dec. 7th, 2013 09:01 am (UTC)
post
Пользователь nataliypp сослался на вашу запись в записи «post» в контексте: [...] Как говорится, "за что купил, за то и продаю". http://edgar-leitan.livejournal.com/229749.html [...]
( 70 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com