?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Чем дальше узнаю новости о пандемии миракулёза среди российского люда, вчерашних строителей коммунизма и верных ленинцев, а сегодня "жаждущих чуда православных верующих", тем более скептичен становлюсь. Верить в то, что в неприкосновенности сохранились т. н. "дары волхвов" — это, знаете, как-то... Напоминает латынские (а, возможно, и православные) бурсацкие шуточки о головах Иоанна Крестителя, из коих лишь три — подлинные. Вот где полезно было бы чтение Честертона, хотя бы и в переводе покойной Натальи Леонидовны Трауберг (для тех из "патриотов", которым неведомы заморские языки идеологического лютого врага). Вспоминаю честертоновского неуклюжего простачка патера Брауна, который рассекретил переодетого в священника великого артиста-мошенника Фламбо по одной очень характерной профессиональной черте: "Вы нападали на разум. У нас [у священников] это не принято".


Все эти многочасовые очереди то к священному "поясу Богородицы", то к волшебному огню, сходящему ежегодно по расписанию, скорректированному по времени прилёта группы НТВ (ничего себе — чудо по расписанию!), а сейчас вот к фальшивым украшениям (по всей видимости, византийским подделкам, пусть и достаточно солидного возраста), к чудотворному тапку или сакральному креслу Шанхайского святителя — всё это с христианской точки зрения крайне двусмысленно. Я понимаю — "религия" и всё такое. Но… идентично ли христианское благовестие "религии" с присущим ей стремлением "освящения и очищения", а тишайшее внутреннее чувство сердца, плачущего о своей немощи и безоговорочно милующего при этом всякую тварь — яростному желанию "приобщиться святыне"? Не уверен...

Повальный миракулёз оправославившейся (после того, как это стало не только разрешённым, но и выгодным) [пост]совецкой публики, как и любое массовое явление с сопутствующими ему психологическими феноменами, доверия не вызывает. Не вызывает и трепета уважения, насмотря на отсылки к тому неумному трюизму, что-де "нужно уважать веру", или "во что-то же нужно верить". Hе всякую веру нужно и можно уважать. Хотя всё это с определённой точки зрения, с позиции наблюдателя-религиоведа — крайне интересно, представляя благодарный и богатый материал для научного исследования явлений человеческой религиозности. Но сама по себе религиозность не является ни спасительной, ни "благодатной". Она просто — есть (наверное, даже тогда, когда её нет), как есть явление сновидения или мышления. И она определяет стиль поведения человека, формируя стереотипы его мышления и чувствования, при этом не меняя его, что называется, сердца, которое всё так же остaётся преисполненным похотений, гордыни, презрения, ненависти к "другим", страхов и жажды власти.

Хорошо помню, как в 1990-е гг. на постсоветском (или это было ещё позднесоветское?) пространстве был популярен великий манипулятор Кашпировский со своими "установками" или Чумак, "заряжавший" тюбики с мазями или примочки. Публика к тому времени ещё не была так повально воцерковлена, не усвоила ещё, что неблагочестивые народные сказки или всякие фэнтези-фильмы — это очень плохо и греховно, а "оккультизм до добра не доводит". Теперь это все знают, а на место массовых истерий при колдовских помаваниях Кашпировского на стадионах заступили многочасовые или суточные "стояния в Истине", чтобы поклониться тапку, ладану со смирной или православному Агни.

Между тем призывы этих благочестивцев "сжигать в печи сердца" тех, кто им, воспитанным на лагерной фене и тюремных же "понятиях", столь отвратителен, весь шквал "вскипевшей волны ярости благородной" и "христианской ненависти" к иным из ближних говорят сами за себя. Особенно смешно выглядят рассуждения (таковых найдётся немало в комментариях в блоге неистовствующего и пустившегося во все тяжкие интригана и "гейдара всея Руси") о том, "как же теперь целовать руки священников", якобы уличённых доносчиком-протодиаконом в страшных грехах.

Примечателeн магизм пронизанного тюремным опытом поколений, нерефлексирующего в своей свирепой вере сознания, этa боязнь ненароком "зашквариться" и потерять оттого лагерную "кошерность". На таковое теологическое вопрошание российских мысленных обитателей "хат с дубками, шконками и парашей" я бы с лёгким цинизмом вообще посоветовал не целовать батюшкам и деспотам ручек. Мало ли каких частей дебелого жреческого тела эти руки касались и с какой целию? А ну как ритуальная нечистота перейдёт на целовальщика и осквернит, и надо будет "очищать карму" или штопать чакру?

Небольшой диалог произошёл у в.п.с. в Лицекнижии в связи с показным массовым реликвиопоклонничеством, долженствующим, видимо, выполнить роль очередной духовной скрепки, сиречь идеологемы, для общества, поражённого всепронизывающим недовольством, прерываемым массовыми вспышками ненависти и всеобщей оголтелости.

[Pеплика в Фейсбуке]: Одна и та же ситуация с разных ракурсов и смотрится по разному. Если людей греет вера в подлинность реликвий, то зачем эту веру у них отнимать? Ведь по Вере вашей будет вам... У каждого человека своя мера духовности.

[в.п.с.]: Ну что это за вера, которую так легко отнять скептическим замечанием? Я вот вырос в атеистическом СССР, когда над религиозной верой издевались вообще все, кому не лень, в том числе и те, кто теперь демонстративно выстаивает со свечками в ХХС, и моя христианская вера лишь укреплялась. Критика может заставить вспомнить, что, помимо наивных детских или фанатичных верований, у христианина есть ещё Божий дар разума и рассуждения.

Как тут не вспомнить "Праздник святого Йоргена" — фильм, который я совершенно новым взглядом посмотрел и оценил именно в последнее десятилетие?.. [ролик вверху поста]

Comments

( 93 comments — Leave a comment )
kirill_lunjov
Jan. 13th, 2014 01:37 pm (UTC)
С Новым годом!)))
Знаете, я пошутил на Facebook - как смотрит инфекционист на все эти прикладывания, так человек десять вполне серьезно начали комментировать, что на святой вещи заразы быть не может)))

Тут же латышский вспомнил, там выразительнее звучит - "щаусмиги!" (нет латышской раскладки, а как транлитом писать шипящие и длинные гласные - не знаю).

А по-русски можно сказать только разве что - приехали)))

Да, к вере отношусь вполне спокойно - это выбор каждого)))

Edited at 2014-01-13 01:38 pm (UTC)
edgar_leitan
Jan. 13th, 2014 01:55 pm (UTC)
У Вас всё ещё Новый год? ;)))

Сам я не против почитания каких бы то ни было реликвий, настоящих или поддельных. Хотя именно все мною упомянутые меня сильно смущают своей "некошерностью". Но с социологической точки зрения меня интересует политтехнология, которая массовое психологическое явление умудрятся делать "духовной скрепой" общества, меня изумляет массовая же потеря рассуждения (кстати, специфической христианской добродетели) в этих психозах и полное отсутствие облагораживания этого общества такой вроде истовой верой. Из чего заключаю, что христианства (насколько я его понимаю, будучи далеко не неофитом) тут и близко нет, а есть обычная и такая универальная религиозность.
(no subject) - kirill_lunjov - Jan. 13th, 2014 02:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jan. 13th, 2014 03:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kirill_lunjov - Jan. 13th, 2014 03:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jan. 13th, 2014 04:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kirill_lunjov - Jan. 13th, 2014 07:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jan. 14th, 2014 02:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - messala - Jan. 14th, 2014 04:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jan. 14th, 2014 02:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - messala - Jan. 14th, 2014 03:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jan. 14th, 2014 07:33 pm (UTC) - Expand
vasia_tapkin
Jan. 13th, 2014 02:10 pm (UTC)

====== идентично ли христианское благовестие "религии" с присущим ей стремлением "освящения и очищения", а тишайшее внутреннее чувство сердца, плачущего о своей немощи и безоговорочно милующего при этом всякую тварь — яростному желанию "приобщиться святыне"?

------ Нет.
Не идентично.

«религиозные люди» в «храмах» РПЦ МП

/в духовном - «плане», вне всякого сомнения, являющейся абсолютно - «законной» частью постмодернистского - «плоского мира» (о чём её - «представители» именно сами вполне открыто и недвусмысленно заявляют), и потому пребывающей в состоянии лаодикийской - «изблёванности» (Откр 3, 16) из уст Божиих)/

вовсе не – «во имя» Его собраны, а только исключительно – в своё собственное - «имя».

Это есть совершенно очевидный факт для того, кто много лет провёл среди них, да ещё и будучи одним из них.

В своём большинстве современные - «религиозные люди» есть абсолютно те же самые - «атомизированные элементы» постмодернистского - «гомогенизированного множества» потребителей симуляции

/разве только придерживающихся несколько отличного от основной массы обычных консьюмеров - «дресс-кода» и оперирующих в своём - «дискурсе» несколько иными - «штампами»/

только в данном, конкретном случае, в большей степени именно квазирелигиозной, а не медийной.

Впрочем, если уж быть до конца честным, то с необходимостью придётся признать, что за крайне редкими исключениями и медийной тоже, поскольку ни для кого не секрет - телевизор в доме современного - «религиозного человека» скорее именно правило, нежели исключение - http://vasia-tapkin.livejournal.com/227872.html


edgar_leitan
Jan. 13th, 2014 03:25 pm (UTC)
Мне встречались православные люди, вполне серьёзно задававшие вопрос, а не грех ли разрешать детям смотреть телевизор и пользоваться компьютером.
groningen_sn
Jan. 13th, 2014 02:36 pm (UTC)
А так не везде ли? Лурд почему-то вспомнился, итальянские соборы с раками и именами исцелившихся, обязательные чудеса при канонизации, рав Кадури, Любавический ребе, который до сих пор жив, только мы его не видим...
edgar_leitan
Jan. 13th, 2014 03:14 pm (UTC)
По крайней мере, Лурд и Фатима не являются членом Символа веры. Я вполне могу оставаться примерным христианином и относиться ко всем этим явлениям скептически (я сам в данном случае предпочитаю пребывать в классе агностиков), и никакой Римский Понтифик не может заставить меня истово веровать в истинность Лурских или Фатимских откровений. Я не против частных путей веры и её выбора. Но надо, чтобы такой выбор вообще был, в принципе допускался. А образ мышления и чувствования является косвенным критерием, всё ли тут в порядке, или не очень. Если моё стремление к чудесному предполагает, во-первых, забвение разумных аргументов, а во-вторых, систематическое разжигание ненависти к ближним, тогда что-то тут с этой верой не так.
(no subject) - groningen_sn - Jan. 13th, 2014 03:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jan. 13th, 2014 04:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - groningen_sn - Jan. 13th, 2014 04:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jan. 13th, 2014 05:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - groningen_sn - Jan. 13th, 2014 05:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jan. 14th, 2014 02:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - de_sen_luk - Jan. 17th, 2014 07:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jan. 18th, 2014 07:46 pm (UTC) - Expand
putnik07
Jan. 13th, 2014 02:43 pm (UTC)
Свято место пусто не бывает
Я бы выделил два аспекта:
1. По одной очень древней традиции (полагаю вы знаете)) , исходя из представления о природе человека и общества, 80% населения запрещалось изучение священных текстов. И это не было дискриминацией.
2. Мне кажется, что не совсем корректно связывать проблему религиозности именно с Россией, бывшим СССР, или даже с Востоком, забывая про сборища на площади Ватикана и поклонение всяким реликвиям в Западной Европе. Тут скорее что-то глубоко личное, а не научное.
edgar_leitan
Jan. 13th, 2014 03:00 pm (UTC)
Re: Свято место пусто не бывает
Аd primum sic proceditur: В наше время никто не запрещает ни изучать св. Писаний, ни читать иные книги, какие угодно. Даже если бы хотели, сделать это невозможно -- тогда надо запрещать не только книги, но и интернет. Любые тексты в бумжном и электронном виде сейчас доступны. Отсутствие самообразования и мышления в этой области понйтно, но малопростительно.

ad secundum: Разница в том, что такого рода массовое почитание (именно так, никакое не "поклонение": veneratio, не adoratio) реликвий, которое имеется и в католичестве, на шкале диахронии располагается в далёком прошлом. То, что смотрелось обычным в европейской Церкви средневековья, в современном европейском государстве абсолютно непредставимо. Здесь не традиция, которой давно нет, а постмодернистская реконструкция и политические манипуляции массовым сознанием.

Последней реплики не очень понял. Это у меня нечто "личное, а не научное"? Разумеется, у меня всегда резкая личная реакция неприятия заведомых ситуаций незнания, навязываемых внешним мне авторитетом или медийными манипуляторами. Хотя, к слову, РПЦ МП для меня и не авторитет. Но всякое личное и ангажированное любопытство может быть превращено в ситуацию научного или околонаучного наблюдения, и сделаны объективированные выводы. Однако здесь для науки не та ситуация -- на это нет времени. Поэтому остаётся субъективная заметка в ЖЖ.
(Deleted comment)
vasia_tapkin
Jan. 13th, 2014 03:04 pm (UTC)
Им видимо слишком тяжело жить.

Вы - ошибаетесь, вовсе не в этом причина.
У Впс (до определённого - "момента") были личные знакомые (на всякий случай долларовые миллиардеры с личным реактивным самолётом, на котором они по воскресным утрам прилетали из Швейцарских Альп на литургию причаститься, а после обеда - возвращались обратно)) - так вот: это были одни из самых глубоко-религиозных людей, которых Впс видел за всю свою, отнюдь не короткую жизнь.

(Deleted comment)
а что такое "Впс"? - vasia_tapkin - Jan. 13th, 2014 03:23 pm (UTC) - Expand
Re: а что такое "Впс"? - edgar_leitan - Jan. 13th, 2014 03:26 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(no subject) - edgar_leitan - Jan. 13th, 2014 03:08 pm (UTC) - Expand
pevchaya_ptiza
Jan. 13th, 2014 03:33 pm (UTC)
Вдруг подумалось: в России ведь никогда не было настоящего института атеизма - умного, глубоко образованного, честного и последовательного. Более того, сейчас среди православных богоплётов можно утверждать, что атеист просто избегает "духовных глубин" и избегает вопроса о Божьем бытии. А если-де задумается по-честному, то всенепременно придёт к вере. Очевидно, что Вольтера и других "великих безбожников" эти господа не читали даже в переводе. На мой взгляд, именно оппозиция с истинно научным атеизмом очистила веру от многих дремучих наслоений и чужеродных примесей.

Советский же "научный атеизм" был настолько же беззуб и беспомощен, насколько чахло и поверхностно нынешнее постсоветское богословие. Всё-таки хороший спарринг-партнёр - великая вещь :)
edgar_leitan
Jan. 13th, 2014 03:44 pm (UTC)
#хороший спарринг-партнёр - великая вещь# Абсолютно с Тобой согласен! В той же Индии все направления философии развивались в непрестанных диспутах и дискуссиях. Да, кстати, и патристическое христианство первого тысячелетия. А теперь из "Отцов" сделали мёртвых идолов, вынув из их исторического контекста, и цитируя лишь для доказательства любых своих благоглупостей.
(no subject) - pevchaya_ptiza - Jan. 13th, 2014 03:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jan. 13th, 2014 04:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pevchaya_ptiza - Jan. 13th, 2014 05:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jan. 14th, 2014 02:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - messala - Jan. 14th, 2014 04:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - pevchaya_ptiza - Jan. 14th, 2014 09:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - messala - Jan. 14th, 2014 09:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - pevchaya_ptiza - Jan. 14th, 2014 09:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - pevchaya_ptiza - Jan. 14th, 2014 09:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jan. 14th, 2014 02:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pevchaya_ptiza - Jan. 14th, 2014 03:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jan. 14th, 2014 07:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pevchaya_ptiza - Jan. 15th, 2014 07:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jan. 15th, 2014 10:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - pevchaya_ptiza - Jan. 15th, 2014 02:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jan. 22nd, 2014 11:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - pevchaya_ptiza - Jan. 23rd, 2014 08:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jan. 23rd, 2014 10:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - pevchaya_ptiza - Jan. 23rd, 2014 10:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jan. 23rd, 2014 12:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pevchaya_ptiza - Jan. 26th, 2014 05:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jan. 14th, 2014 02:10 pm (UTC) - Expand
uliaushuk
Jan. 14th, 2014 10:42 am (UTC)
Однажды в библейском тексте меня задела одна деталь. Сейчас не буду искать точную цитату. Потому что текст был по-польски. Это было место, предваряющее нагорную проповедь. Там сказано, что к Христу приходили толпы. Поэтому он взошел на гору и обратился к ученикам.
То есть толпы валили его видеть и слышать, а Он обратился только к ученикам.
Эта мысль меня утешает, когда я слышу в новостях, что в Москве к дарам волхвов прибыло поклониться на десять тысяч человек больше, чем поясу Богородицы. Nihil novi.
Что же касается толпы, так хорошо показанной в "Празднике святого Йоргана", то, помнится, теолог Тридентского собора Яков Лайнец как-то в сердцах сказал, что его устрашает всякая толпа, даже если это толпа епископов.
edgar_leitan
Jan. 14th, 2014 02:15 pm (UTC)
Да, Христос, по Новозаветным свидетельствам, всегда обращается к конкретным людям, и никогда к безличной толпе. Но каждый в этих приходящих толпах думает, что именно у него с И. Х. эксклюзивная беседа. Почему-то традиционно считается, что молитва -- это "диалог человек с Богом". Однако обычно это всего лишь монолог или разговор с самим собой. Бог отвечает редко.
(no subject) - uliaushuk - Jan. 14th, 2014 09:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jan. 15th, 2014 08:55 am (UTC) - Expand
livejournal
Jan. 15th, 2014 01:12 am (UTC)
о дарах, очередях, сапогах
Пользователь dedushka сослался на вашу запись в записи «о дарах, очередях, сапогах» в контексте: [...] рассуждает [...]
agent_008
Jan. 15th, 2014 03:41 am (UTC)
а позвольте спросить, а вот за новыми айфонами в европах люди сутками в очереди стоят, вы чем объясните?
генами русских солдат в изнасилованных немках, не иначе )
edgar_leitan
Jan. 15th, 2014 08:52 am (UTC)
Наверное, так и есть, раз такие добрые люди, как Вы, в этом столь уверены.

Это, верно, о таких знатоках сказали евангелисты: γεννήματα ἐχιδνῶν...
(no subject) - agent_008 - Jan. 19th, 2014 06:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jan. 20th, 2014 09:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - torogoto - Jan. 20th, 2014 11:22 am (UTC) - Expand
edgar_leitan
Jan. 22nd, 2014 10:55 am (UTC)
Я очень надеюсь, что мою шуточную "экзегезу" по поводу топоровской "Девы Луши" (если Вы её имеете в виду) нигде не вздумают напечатать, ни под каким видом. Ведь это была не более, чем индологическая интеллектуальная шутка :)) Да, Топорова уважаю, но считаю, что в том самом случае академик немного зарапортовался. Хотя сама его статья и крайне интересная, и наводит на многие умные мысли, и информативно насыщена.
( 93 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com