?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Наконец завершил и окончательно сдал свою магистерскую работу о категории судьбы в Махабхарате, получившую оценку "отлично". Для интересующихся выкладываю под катом русское резюме работы (которое наскоро написал сегодня, и которое в самой работе отсутствует), которая должна вскоре стать общедоступной в электронной версии на сайте Венского университета (http://othes.univie.ac.at/) и, тем самым, защищённой от плагиата. Работа написана на немецком языке.

Резюме, включающее также английскую и немецкую версию, а также в виде приложения две таблицы с примерами использования "слова судьбы" "дайва" в Махабхарате можно скачать на моей страничке в academia.edu ЗДЕСЬ.

P. S. Эта работа, особенно в её части анализа МБх 3.33, является примером синтеза филологического метода исторической критики текста со структуралистким анализом его содержаний, а также герменевтической (философской) рефлекcией над её результатами.



Резюме

В данной магистерской работе исследуется мировоззренческая категория "дайва" (daiva, досл. "божественное"/"божественная [сила]": слово это нередко переводят как "судьба") на разнообразном и многочисленном материале из древнеиндийского санскритского эпоса Махабхарата. В вводной части работы ("Герменевтические приближения") задаётся основополагающий вопрос о сущности мировоззренческих категорий и определяется в этой связи положение среди них категории "судьбы". Далее очерчивается проблема герменевтического плана, проистекающая из противопоставления двух принципиально разных точек зрения на исследуемый материал — этической (перспектива стороннего наблюдателя ) и эмической (перспектива изнутри самой традиции).

Следующий большой раздел ("Дайва: пролегомены к изучению") содержит, во-первых, краткую характеристику основного источника исследуемого материала, санскритского эпоса „Махабхаратa“. Далее следует описание и обсуждение уже имеющихся на сей день результатов изучения мировоззренческой категории "дайва" на примере важнейших научных публикаций по этой теме, а также делается экскурс в существующие теории по поводу этимологии слова "дайва", исходя из различных источников.

Далее категория "дайва" рассматривается в качестве разнообразного и многоликого феномена, основываясь на всестороннем анализе иллюстративного материала, подобранного из санскритского текста критического (Пунского) издания Махабхараты, включая также не вошедшие в основной текст критического издания эпизоды, данные в приложениях, а также интересные разночтения, приведённые в критическом аппарате. Феномен "дайва" характеризуется в работе на следующих различных семантических уровнях: "дайва" как самостоятельное, отдельное слово во всех его значениях и синтаксических связях, "дайва" как компонент санскритских композитов, а также в качестве составной части стабильных поэтических выражений (т. н. формул). Особое рассмотрение получил семантический вопрос о синонимии на примере "дайвы-судьбы" в связи с прочими санскритскими словами, могущими обозначать "судьбу", а также были сформулированы другие вопросы, важные в контексте исследования феноменологии данной мировоззренческой категории.

В следующем разделе ("Около дидактической речи Драупади (МБх 3.33): иллюстративное прояснение") подробному анализу подвергается завершённый текст из санскритского эпоса, содержащий важные указания и сведения, касающиеся категории "дайва". Вначале приводится перевод целиком всего текста на немецкий язык, наглядно представляются его структуры и содержание и, наконец, к каждой из 58 строф последовательно даются комментарии и примечания. Особое внимание при этом уделяется характеристикам представленных в тексте дидактической речи Драупади разнообразных мировоззренческих моделей, а также выдвигаются гипотезы о последовательных этапах становления данного текста как единого целого. Категория "дайва" рассматривается при этом в в качестве важного компонента и поливалентного феномена разноплановых структур дидактической речи и её внутритекстовых интерпретаций.

В завершение работы её результаты ещё раз специфицируются и подвергаются тщательной категоризации в свете подробной герменевтической рефлексии, а также показываются дальнейшие перспективы исследования санскритской мировоззренческой категории "дайва".

Работа содержит 199 страниц вместе с приложениями и списком литeратуры.

Comments

( 35 comments — Leave a comment )
klausnick
Feb. 24th, 2014 04:30 pm (UTC)
Поздравляю!
edgar_leitan
Feb. 24th, 2014 04:32 pm (UTC)
Merci!
sadovnica
Feb. 24th, 2014 04:32 pm (UTC)
Apsveicu!
edgar_leitan
Feb. 24th, 2014 04:33 pm (UTC)
Paldies!

Edited at 2014-02-24 04:33 pm (UTC)
starp ciru, par kaķiem - sadovnica - Feb. 24th, 2014 04:41 pm (UTC) - Expand
Re: starp ciru, par kaķiem - edgar_leitan - Feb. 24th, 2014 05:13 pm (UTC) - Expand
Re: starp ciru, par kaķiem - sadovnica - Feb. 24th, 2014 05:52 pm (UTC) - Expand
Re: starp ciru, par kaķiem - edgar_leitan - Feb. 24th, 2014 06:19 pm (UTC) - Expand
aryadev_beda
Feb. 24th, 2014 05:06 pm (UTC)
Интересное развитие понятия Дайвы содержится в Йога-Васиштхе. Дайве противопоставляется "пауруша" т.е. волевое усилие адепта по преодолению "Судьбы". Сама же Дайва описывается в Йога-Васиштхе как чистая иллюзия.
edgar_leitan
Feb. 24th, 2014 05:16 pm (UTC)
Противопоставление "дайвы" "пауруше" или пуруша-артхе/пуруша-каре -- обычная, даже стандартная тема и в Махабхарате. У меня об этом в работе довольно много написано. Вот про её, дайвы, иллюзорность хотелось бы узнать поподробнее.
(no subject) - aryadev_beda - Feb. 25th, 2014 12:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Feb. 25th, 2014 01:37 pm (UTC) - Expand
m_gluk
Feb. 24th, 2014 05:35 pm (UTC)
Поздравляю!
edgar_leitan
Feb. 24th, 2014 06:20 pm (UTC)
Благодарствую!
mikhail_bar
Feb. 24th, 2014 05:47 pm (UTC)
я конечно не специалист в этом вопросе, но интересно,насколько обсуждается у вас вопрос о степени соотносимости этой "санскритской мировоззренческой категории" с категориями других культурно-языковых общностей. И остается ли какая-то территория значения этого термина,
не перекрывающаяся со значениями ананке, фатума и др.
edgar_leitan
Feb. 24th, 2014 06:27 pm (UTC)
Я совершенно не мог этого коснуться, кроме как кратко упомянув его в общем заключении в виде перспектив исследования, оставив изучение сего вопроса для Habilitation :)) Для качественного сравнительного исследования нужно знать языки и тексты соответствующих культурных ареалов.

Тема действительно необъятна. У меня и тема "дайвы" в Махабхарате (не говоря о всей санскритской лиетратуре) раскрыта лишь в первом приближении, не говоря о других санскритских категориях, могущих обозначають судьбу (их порядка дюжины). Но, осмелюсь сказать, тема дайвы у меня исследована подробнее и систематичнее, нежели во всех других имеющихся статьях или книгах.
(no subject) - buddhistmind - Feb. 25th, 2014 01:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Feb. 25th, 2014 01:34 pm (UTC) - Expand
irenered
Feb. 24th, 2014 06:24 pm (UTC)
Поздравляю!
edgar_leitan
Feb. 24th, 2014 06:27 pm (UTC)
Gratias ago!
(no subject) - irenered - Feb. 25th, 2014 06:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Feb. 26th, 2014 09:30 am (UTC) - Expand
livejournal
Feb. 24th, 2014 06:45 pm (UTC)
Мировоззренческая категория судьбы в Махабхарате
Пользователь germanenka сослался на вашу запись в записи «Мировоззренческая категория судьбы в Махабхарате» в контексте: [...] Оригинал взят у в Мировоззренческая категория судьбы в Махабхарате [...]
triglochin
Feb. 24th, 2014 08:58 pm (UTC)
Поздравляю!
edgar_leitan
Feb. 25th, 2014 09:58 am (UTC)
Paldies :)
piotr_sakharov
Feb. 25th, 2014 01:10 am (UTC)
Поздравляю!
edgar_leitan
Feb. 25th, 2014 10:01 am (UTC)
Dhanyavaadam karomi!
maria_gorynceva
Feb. 25th, 2014 05:58 am (UTC)
Судя по аннотации, фантастическая работа проделана!
Поздравляю!
edgar_leitan
Feb. 25th, 2014 10:01 am (UTC)
Да, путь был нелёгок :)
buksartis
Feb. 25th, 2014 07:47 am (UTC)
Поздравляю! На всеобщем фоне всяких аюрведических массаж и кухней, обогащенных махабхаратамы "какие они есть", такая работа как ручей в пустине.
edgar_leitan
Feb. 25th, 2014 10:03 am (UTC)
Боюсь, что именно по этой причине она будет мало кому интересна, т. к. это всего лишь научное исследование текстов и стоящих за ними реалий, не обещающее ни бессмертия, ни вечной древней мудрости :)
buddhistmind
Feb. 25th, 2014 01:22 pm (UTC)
Присоединяюсь к поздравлениям!
edgar_leitan
Feb. 25th, 2014 01:35 pm (UTC)
Спасибо!
semiliranda
Mar. 1st, 2014 11:46 pm (UTC)
Поздравляю!
edgar_leitan
Mar. 2nd, 2014 12:08 am (UTC)
Спасибо!
( 35 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com