Эдгар Лейтан (edgar_leitan) wrote,
Эдгар Лейтан
edgar_leitan

Categories:

О нынешнем вторичном продукте: ночные наброски наскоро

svoboda

C бездарным, лживым, безнравственным и непрофессиональным режимом кремлёвских вечных сидельцев у меня глубокие "стилистические разногласия", как сказал бы почтенный профессор Андрей Синявский. Hе люблю, и всё тут. Идиосинкразия, как к давно уже и со страхом ожидавшейся летальной мутации Совдепии. Поэтому с моей детской, то есть совершенно неполитологической, приватной, но непосредственно-искренней точки зрения „хорошо“ всё то, что вызывает у них ярость и соответствующие телодвижения и звуки. Ну, это как известно-расхожее: "Если Евтушенко против колхозов, то я — за". А украинская антикриминальная революция ИХ явно раздражает и пугает. Какие бы ни велись за всем этим глобальные, туманные геополитические игры, однако скинуть власть явных бандитов и дорвавшейся до серьёзного влияния мелкой шпаны — сие одно уже прекрасно и достохвально. Так же правомерно, как дать в фиксатое рыло нагло отжимающему мобилу треникофорному гопнику с Лиговки. Даже если на их место со временем придут разбойники другого окраса, что не исключено, и что будет в этом случае крайне печальным развитием событий.


Ещё что хорошо — понял, кто в моём окружении безнадёжные случаи, homines sovietices, с кем говорить больше не о чем, ибо, как оказалось, бесполезно: это как играть в пинг-понг с жёсткой стеной. Грустные, душераздирающие открытия, но так, видимо, было надо. Аскетически отсечь, как приражение или прилог того самого, из пустыни... Пусть их: мёртвые хоронят своих мертвецов! А мы будем погребать наших...

Cо школьных времён меня томительно раздражал Блок, воспевавший огненных ифритов красной революции, всю эту жуткую матросню и прочих подонных и поддонных пеpсонажей "Двенадцати", которыми нас программно, до рвоты пичкали в школе. А теперь я его восхищение, кажется, понял. Эмоционально проник. Хотя и знаю, что всякое экзальтированное чувство кратковременнo, как и любая влюблённость. Но не визгом же и рёвом жутких орков восхищаться, право слово?

Всё больше нахожу в украинцах — в их взаимоотношениях с их презирающими и не понимающими, не воспринимающими их всерьёз как нацию "москалями" — параллелей с латгальцами в их взаимоотношении с уничижающими и пытающимися их заносчиво опекать латышами-"западэнцами". Рига и Москва — такая вот типологическая аналогия! То же высокомерие, то же нежелание понять, что идиом тех, других — не "испорченный НАШ язык", диалект неотёсанных провинциалов и деревенщины, но — ДРУГОЙ язык, хотя и имеющий близкие, а то и частично идентичные исторические корни. Обладающий, кстати, своей литературной традицией и нормой, и допустимыми её вариантами. А потенциально, да и актуально — достаточными средствами для выражения любой современной концепции произвольной степени сложности. Вспомним, что ведь и русский язык, которым так картинно, казённо-патриотически восхищаются нынешние орки, — духовные дети Совка и духовные же материалисты, будучи при этом безграмотно-косноязыкими существами, — выпростался из пелёнок церковно-славянской речи, впитав реки европейских идиомов и потоки туретчины и прочей азиятчины, чтобы достигнуть вершин своей силы и высот славы к концу 19 века, а уже менее, чем через столетие, к концу 20-го — угрюмо скукситься в тюремно-лагерном маразме, источая лишь "парашные" миазмы насквозь прогнившего, в струпьях, ослабленного и хронически недугующего тела.

То же незнание и отсутствие интереса к особенностям другого: насколько же оно универсально, что и болезнью духа-то трудно назвать, но следует — почти что "непременным фактором бытия"! То же нежелание видеть другого — другим, но лишь фототипическим, ненавидимым отпечатком себя, любимого.

Нежелание принять факт происходящего на наших глазах этногенеза молодой (политической) нации и попытки её строить своё государство. Впрочем, в случае латгальцев (из нашей аналогии), которых едва ли 200 тысяч наберётся, а не десятки миллионов, любое серьёзное противостояние с Ригой, кроме отстаивания культурной автономии (каковая реально существовала до 1934 года), совершенно вредны для них самих и лишь на руку агрессивному, не на шутку развоевавшемуся и прожорливому Большому Брату с востока. Который, кстати, и в Латгалию (как, впрочем, и во всю Латвию целиком), и в Украину принёс обязательное и повсеместное двуязчие — штуку, для менее агрессивного, чем русский, языка и народа и для мышления его носителей, несомненно, в стратегической перспективе роковую и погибельную.

Но дело здесь также и в самоуважении. Я вообще сторонник культурного регионализма и разнообразия как культурных моделей, так и региональных идиомов. Культурный монизм губителен для будущего нации не менее, чем политический тоталитаризм. Когда же глубокое ощущение неполноценности своего родного языка пронизывает массу его природных носителей, то о чём же тогда разговор? Воистину, поколение, отравленное сладостными воспоминаниями о чаде египетских (советских!) мясных котлов должно прежде подчистую вымереть в пустыне своего выхолощенного дух, прежде чем возникнет нечто новое — как надежда.

Вышеизложенные соображения — некоторые (…) из эмоциональных причин того, почему я безоговорочно восхитился событием украинской анти-бандитской, национальной — в политическом смысле — революции (чем бы она ни закончилась: скорее всего ничем хорошим, увы — как всегда и всё подобное) и с омерзением отвратился от архаичного взрыва воздушных демонов злобы, козлогласым легионом заскрипевших и взвывших в великом множестве жителей РФ (о чём могу судить по целому ряду явственных и косвенных признаков) — верных подданных нового феодального клана —, взрыва, приведшего к неправедной, захватнической войне и грозящего всему миру неисчислимыми бедствиями, а возможно, и новой глобальной бойней и полным уничтожением. Конечно, всё это метафоры, лихие аналогии и в текст влепленные эмоции, но таково моё лихорадочное видение в настоящее время. Возможно, оно изменится. Не исключено, что на ещё более мрачное. Sed dixi, sapienti sat est.

Ах да, к слову. Стилистика происходящего сумрачно напоминает «Последние дни человечества» великого и едкого венца, любимого мноюКарла Крауса. Вот произведение чрезвычайно трезвого ума и великого художника немецкого слова.
Tags: Абсурдистан, Латвия, Латгалия, Украина, актуальное, личное, общество, события
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 125 comments