?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

celja soma

Сегодня исполняется 65 лет со времени второй, т. н. "мартовской" массовой депортации населения стран Балтии советскими оккупантами. Из одной только Латвии было вывезено более 42 тысяч человек, что составляет примерно половину всех вывезенных оккупантами из стран Балтии (ок. 95 тысячи человек). Об этой депортации я знаю не только по чтению документов и публикаций. Она составляет предание нашей семьи, которое я воспринял в раннем детстве, и память о котором я тщательно храню всю свою жизнь. Это был один из тех судьбоносных переломов оси времён, которые определяли ещё только созревающие виртуальности, а если точнее, быть ли лично мне — или нет.


Мой дед, отец отца (см. фото*), был в то время директором детского дома недалеко от Резекне, в Áдамове, а бабушка работала учительницей в школе. Семейное предание гласит, что в тот мартовский день 1949 г. кто-то деду позвонил (кажется, кто-то из его то ли знакомых, то ли друзей или доброжелателей из резекненского горисполкома, в общем, кто-то из начальства, имевший доступ к конфиденциальной информации: предание не сохранило имени этого спасителя) и сказал: "Юзик, ты в списках, исчезни".

Немедленно родители отца сложили самые необходимые пожитки и всем семейством отправились к родичам под Резекне, где сестра бабушки дала им телегу с лошадью (к тому времени советские оккупанты ещё не успели лошадей у нашей родни отобрать, они сделают это чуть позже), мешок продуктов, после чего те отправились дальше, в расположенные тут же и тогда ещё очень густые леса, куда-то в сторону Zylais pūrs (Синего болота), где и схоронились. Отец хорошо помнит лишь, как им, пятерым детям, всё это время, неделю или больше, не позволяли играть или бегать и даже громко разговаривать. Время от времени бабушкина сестра приносила продукты. Иногда дед куда-то исчезал (видимо, уходил, чтобы разузнать новости), потом опять появлялся. Спали под перевёрнутой повозкой. В лесах прятались около недели или чуть больше; как потом оказалось, депортация продолжалась трое суток. Потом решились вернуться домой в город, и их уже не тронули.

rezekne-2

[* Резекне 1973 г. Память и преемственность поколений: автор данного Журнала со своим латгальским дедом, которого довелось знать всего неполных 5 первых лет жизни, но воспоминания о котором до сих пор яркие, а предания бережно хранятся в благодарном сердце.]



Ещё одно воспоминание из рода семейных преданий. Дело было чуть раньше, в "страшный" для латышей 1940 г. ("Baigais gads"), когда так же, как сейчас Крым**, восточный сосед — исключительно "добровольно", разумеется — присоединил Латвию и друге страны Балтии. Дед был директором школы в Латгалии и находился во время этого случая в классе. Заходят в школу "голубые околышки" (энкаведешники), спрашивают двух учениц: "Где сёстры NN?" У деда задрожали коленки и потемнело в глазах, т. к. девочки были среди учеников. Но он сказал, что "сегодня они почему-то не пришли", и посмотрел на класс. Голубые повертелись и ушли не с чем, к счастью, не став почему-то делать подробную поверку по журналу. Потом, говорят, этих девочек отправили в отдалённую деревню к каким-то родичам и спасли тем самым от ареста. Как рассказывают, самое удивительное было даже не это обыденное мужество, ценой которого могла стать жизнь, а то, что целый класс промолчал, никто не сдал, не настучал.

Да, 1940-й год, и привычный уже жителю СССР 1930-х дух всепронизывющего предательства и недоверия ещё не успел к тому времени укорениться в жителях Латвии. Всё это придёт позже. Был лишь ужас, а также ещё только предстоящие Латвии первые массовые депортации 1941 и жестокого убийства коммунистами, к примеру, цвета городской интеллигенции Резекне. Этому мой дед, опять-таки, был свидетелем в июле 1941, когда большевики под натиском Wehrmacht-a улепетнули, и пришли немцы. Тогда дед ходил и опознавал в изуродованных энкаведешниками трупах многих своих знакомых, коллег и друзей.

Немцев, этих, тоже, в сущности, оккупантов, встречали тогда радостно, как избавителей от убийц-садистов. Роковым приход немцев, увы, оказался для резекненских евреев и цыган: песок Анчупанских холмов (иx там расстреливали), где я бывал, и где ещё до недавних пор находили человеческие кости, а также семейное предание ещё в детстве поведали мне эту страшную историю.


**) Я понимаю, что, в отличие от тогдашней — в 1940 — оккупации Латвии и др. стран Балтии Советским Союзом, нынешняя агрессия против Украины и оккупация Крыма прошли при явной, а не мнимой поддержке значительной части населения полуострова (не считая крымских татар, которые — рискну предположить — небезосновательно боятся теперь новых депортаций). И тем не менее как тут, так и там факт военной агрессии и нарушение всяческих международных договоров налицо, что говорит как об РСФСР, так и о РФ очень многое, и веcьма веско. Впрочем, в этой заметке речь не про Крым и нынешние большие игры дяденек с Лубянки, а про отражение большой геополитики в частном семейном предании.


Вместо заключения:

Итак, памятуя всё это, вспоминая сегодня страшные события 65-летней давности (исторически, в сущности, пустяк), нельзя не задаться вопросом о временах и событиях нынешних, а также о грядущем. Вид ликующих, ревущих, будто обезумевших от всё более гипнотически слышимого терпкого запаха целого моря дымящейся крови, беснущущихся при разрывах салюта толп , будто после победы над врагом Nr.1, не может не внушать глубокую тревогу, а порой и откровенный ужас. Ещё недавно такими врагами были назначены последовательно чеченцы, потом эстонцы, латыши, потом грузины и вот, наконец, этим столь чаемым ненавистным врагом, в котором воплотилось всё антирусское зло, стали украинцы! Не говоря вообще обо всём "Западе", разумеется. Предания и воспоминания нашей семьи эту тревогу лишь подтверждают и укрепляют.

Я сам — человек мирный, которому о войне и связанных с нею страданиях и бедствиях настолько много рассказывали бабушки-дедушки как со стороны мамы, так и со стороны отца, да и сами отец и мать, дети войны, и который оттого испытывает к этому излюбленному спорту орков и гоблинов из числе всех народов явственное отвращение. А все последние события показывают, что всё неудержимо идёт именно к тому. Даже в непростые 1990-е, когда несколько лет казалось, будто страна (РФ), наконец, выбирается из глубокой советской зомбификации, постепенно и со скрипом становясь в перспективе б.-м. нормальной, пригодной для жизни, я испытывал некоторое, с детства глубоко въевшееся недоверие. Но тогда оно было перемешано со светлой надеждой. Теперь — всё окончательно ясно, и никаких больше надежд. Недоверие превратилось в острый страх (да, именно и буквально в "русофобию"!), почти мистический ужас перед восстающим чудовищем бесчеловечного Государства в союзе с рукоплещущей ему толпой подданных, в очередной раз в издевательской ухмылке показавшим миру свои клыки, от которого, возможно, всему миру суждено погибнуть.

Такая вот медитация на 65-летний юбилей геноцида балтов и эстонцев.

[Основные сведения об оккупациях и советизации стран Балтии можно почитать (на английском языке) ЗДЕСЬ.]


Latvia_deportation_1941

Comments

( 131 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
livejournal
Mar. 25th, 2014 07:17 pm (UTC)
Тёмный юбилей и переломы оси времён
Пользователь jozhik сослался на вашу запись в записи «Тёмный юбилей и переломы оси времён» в контексте: [...] поэтому делаю перепост одной давней истории. Оригинал взят у в Тёмный юбилей и переломы оси времён [...]
(Deleted comment)
edgar_leitan
Mar. 25th, 2014 07:31 pm (UTC)
Paldies, izlaboju.
jozhik
Mar. 25th, 2014 07:22 pm (UTC)
Делаю перепост.
edgar_leitan
Mar. 25th, 2014 07:31 pm (UTC)
Спасибо.
xgrbml
Mar. 25th, 2014 07:39 pm (UTC)
Спасибо за этот рассказ.

Я сейчас обдумываю запись, из которой было бы естественно сослаться на этот Ваш текст. Это можно (всякие после этого могут заявиться) или лучше не надо? Если не надо, обойдусь.
edgar_leitan
Mar. 25th, 2014 07:42 pm (UTC)
Ссылайтесь, если надо. Мне всё равно, троллей я мгновенно баню, в препирательства предпочитаю с ними не вступать, ибо бесполезно, да и нервы и время жалко тратить.

Edited at 2014-03-25 07:45 pm (UTC)
vasia_tapkin
Mar. 25th, 2014 07:40 pm (UTC)

Деда Впс арестовали в - 41-м, дали - "червонец" по 58-й (семью с 2-х летним отцом, как ЧСВН сослали на 5 лет в Сибирь), отсидел - "от звонка до звонка" и вышел в - 51-м. Прожил после лагеря менее - 10 лет, однако, по свидетельству его родной сестры ещё в лагере - уверовал и преставился глубоко верующим человеком.

edgar_leitan
Mar. 25th, 2014 07:43 pm (UTC)
Видимо, у многих сохранились подобные истории. Эх...:(
(no subject) - vasia_tapkin - Mar. 25th, 2014 07:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 25th, 2014 07:48 pm (UTC) - Expand
В РФ? Или в ЖЖ? - vasia_tapkin - Mar. 25th, 2014 08:09 pm (UTC) - Expand
Re: В РФ? Или в ЖЖ? - edgar_leitan - Mar. 25th, 2014 08:24 pm (UTC) - Expand
Но здесь я бы разделял - vasia_tapkin - Mar. 25th, 2014 10:40 pm (UTC) - Expand
occuserpens
Mar. 25th, 2014 07:40 pm (UTC)
Сейчас это называется арабская модель: http://www.reuters.com/article/2014/03/25/us-egypt-brotherhood-idUSBREA2O0F720140325

[с непробиваемым американским прагматизмом]

Все мыслимые последтавия событий 1940х гг давно произошли. А эта история только начинается...

Edited at 2014-03-25 07:47 pm (UTC)
edgar_leitan
Mar. 25th, 2014 07:53 pm (UTC)
Да, читал об этом. Пока не знаю, как к этому относиться. Конечно, это пародия на правосудия, но исламисты из Ihwaan al Muslimiin реально опасны и безбашенны. Останься они у власти, вообще неопнятно, чем бы дело закончилось.
К счастью, "Запад", как раз всемерно поддерживающий исламистов, тут не при чём. Так что пусть сами разбираются со своими военными.
(no subject) - occuserpens - Mar. 25th, 2014 08:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 25th, 2014 08:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - occuserpens - Mar. 25th, 2014 08:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 25th, 2014 08:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - occuserpens - Mar. 25th, 2014 10:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 25th, 2014 10:51 pm (UTC) - Expand
mundis76
Mar. 25th, 2014 07:52 pm (UTC)
Мою бабушку и отца некто не предупредил, закинули их в вагон для скота и выкинули где то в тайге под Амуром. Надо будет отца расспросить, а то уже забылось что, да как. Сколько покалеченных судеб и погубленных душ.((
edgar_leitan
Mar. 25th, 2014 07:55 pm (UTC)
Такие вещи, я считаю, обязательно надо как-то фиксировать и помнить о них, передавая потомкам. Да, ужасно всё это. Ещё страшнее то, что истории свойственно повторяться.
uliaushuk
Mar. 25th, 2014 07:59 pm (UTC)
А почему многим людям кажется, что крымчане в своем большинстве радостно приветствовали аннексию? Потому что так телевидение показывало?
edgar_leitan
Mar. 25th, 2014 08:05 pm (UTC)
Да, я видел такие картинки в Сети: ликующие толпы в Севастополе, российские знамёна, салют. Потом, об этом, кажется, писали в каких-то украиноязычных (интернет-)СМИ,которые я тоже стараюсь просматривать. Но возможно, что это также подтасовки, что лишь подтверждает мой тезис.

У Вас какие-то более конкретные сведения, что это враньё?

P. S. Телевизию я не смотрю, т. к лет 15 не держу.

Edited at 2014-03-25 08:07 pm (UTC)
(no subject) - uliaushuk - Mar. 25th, 2014 08:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 25th, 2014 08:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - uliaushuk - Mar. 25th, 2014 08:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 25th, 2014 10:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zelnitski - Mar. 26th, 2014 08:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - nazlo_vsemu - Mar. 25th, 2014 09:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 25th, 2014 09:53 pm (UTC) - Expand
Уже...первые симптомы... - nazlo_vsemu - Mar. 25th, 2014 10:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - varrajun - Mar. 25th, 2014 08:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 25th, 2014 08:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - varrajun - Mar. 25th, 2014 08:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 25th, 2014 08:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - uliaushuk - Mar. 25th, 2014 09:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 25th, 2014 09:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - uliaushuk - Mar. 25th, 2014 10:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - uliaushuk - Mar. 25th, 2014 10:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 25th, 2014 10:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - uliaushuk - Mar. 25th, 2014 08:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 25th, 2014 08:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nazlo_vsemu - Mar. 25th, 2014 09:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 25th, 2014 09:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nazlo_vsemu - Mar. 25th, 2014 09:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 25th, 2014 10:35 pm (UTC) - Expand
varrajun
Mar. 25th, 2014 08:26 pm (UTC)
Моего деда-эстонца расстреляли после войны... предположили, что шпион.
edgar_leitan
Mar. 25th, 2014 08:37 pm (UTC)
... :(
anna_bpguide
Mar. 25th, 2014 08:33 pm (UTC)
Спасибо
Будете рассказывать, будем читать - не будет забвения.
edgar_leitan
Mar. 25th, 2014 08:37 pm (UTC)
Да, хотя бы так, понемножечку...
huandi
Mar. 25th, 2014 08:59 pm (UTC)
Латвийские политики упоминают о нарушении РФ принципа послевоенных границ в Европе. Видимо, хотят их восстановить.
edgar_leitan
Mar. 25th, 2014 09:47 pm (UTC)
Вы прекрасно знаете, о каких именно границах и о каком послевоенном периоде идёт речь.
(no subject) - huandi - Mar. 25th, 2014 09:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 25th, 2014 09:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - huandi - Mar. 25th, 2014 10:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 25th, 2014 10:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - huandi - Mar. 26th, 2014 04:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 26th, 2014 12:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - huandi - Mar. 26th, 2014 05:53 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - huandi - Mar. 26th, 2014 08:00 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - huandi - Mar. 26th, 2014 09:26 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - huandi - Mar. 26th, 2014 09:49 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - huandi - Mar. 26th, 2014 10:06 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - huandi - Mar. 26th, 2014 10:14 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - huandi - Mar. 26th, 2014 10:32 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - huandi - Mar. 26th, 2014 12:05 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - huandi - Mar. 26th, 2014 01:18 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - huandi - Mar. 26th, 2014 01:32 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - huandi - Mar. 26th, 2014 01:39 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 26th, 2014 01:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - huandi - Mar. 26th, 2014 01:57 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - huandi - Mar. 26th, 2014 02:03 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - huandi - Mar. 26th, 2014 02:22 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - huandi - Mar. 26th, 2014 02:32 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - huandi - Mar. 26th, 2014 03:09 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - huandi - Mar. 26th, 2014 03:27 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - huandi - Mar. 26th, 2014 03:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 26th, 2014 12:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 26th, 2014 12:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 25th, 2014 10:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - huandi - Mar. 25th, 2014 10:08 pm (UTC) - Expand
petrark
Mar. 25th, 2014 09:07 pm (UTC)
+
edgar_leitan
Mar. 25th, 2014 09:42 pm (UTC)
...
livejournal
Mar. 25th, 2014 09:13 pm (UTC)
Тёмный юбилей и переломы оси времён.
Пользователь nazlo_vsemu сослался на вашу запись в записи «Тёмный юбилей и переломы оси времён.» в контексте: [...] Оригинал взят у в Тёмный юбилей и переломы оси времён [...]
livejournal
Mar. 26th, 2014 05:06 am (UTC)
Тёмный юбилей и переломы оси времён
Пользователь tobycrackit сослался на вашу запись в записи «Тёмный юбилей и переломы оси времён» в контексте: [...] Originally posted by at Тёмный юбилей и переломы оси времён [...]
(Deleted comment)
buksartis
Mar. 26th, 2014 07:56 am (UTC)
Видите ли... здесь две разные точки моровозрения. Для советского человека это нормально. Для шведа, нидерландца или латыша - ужас. Просто непривикши к таким методам, не представляли, что можно так, с семьями, с детьми просто так насильно вывести в чужое государство, обвинив в "предательсте родины". Скажем так, чтоб понятнее: они чувствовали себя так, как чувствовал бы себя средний россиянин, если бы его землю захватил Китай, а его семью всю депортировали без средств ня существование где то на пустиню Такламахан "за предательство Китая".
А в воспоминаниях очевидцев интересно то, что самое трудное было, что непонять: за что и кого. В немецкой оккупации репресировали гораздо больше граждан Латвии, но была какая система и люди знали, кто числится врагом этого государства. Про власти СССР никто не знал, за что и кого. Могли не трогать зажиточного крестянина или даже владельца завода, а депортировать семю сапожника, который ели конци с концами связывал - никто не чувствовал себя в безопасности. Это страшно шокировало даже тех, кто по убеждениям были левые и приветствовали свержение Красной армией правительства Улманиса. Европейцам просто не понять то, что для русских естесственно, потому и ужасаются до сих пор.

Насчет международного права в нашы дни, оно, конечно, желает лучшее, но и здесь две разные точки моровозрения: Россия ведет себы как Ирак, "освободив" Кувейт. А американские войны в Ираке, Ливии, Афганистане произошли с акцептом большенства государств - т.н. морового сообщества - в том и разница. Если есть акцепт ООН, значит акция легитимна. Если нет - просто бандитизм на международном уровне. И в остальном мире просто не понимают, что у России даже видимость законности не нужна - был бы человек, а статью подыщем. Т.е. у россиян совершенно иное представление о законности и праве, что естественно - это другая культура, совершенно иной взгляд на мир.
(no subject) - zelnitski - Mar. 26th, 2014 08:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 26th, 2014 12:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zelnitski - Mar. 26th, 2014 01:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 26th, 2014 12:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zelnitski - Mar. 26th, 2014 01:49 pm (UTC) - Expand
время было суровое - klausnick - Mar. 26th, 2014 08:28 am (UTC) - Expand
Re: время было суровое - edgar_leitan - Mar. 26th, 2014 12:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 26th, 2014 12:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zelnitski - Mar. 26th, 2014 01:53 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 26th, 2014 05:12 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 30th, 2014 07:28 pm (UTC) - Expand
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 131 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

June 2018
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com