Эдгар Лейтан (edgar_leitan) wrote,
Эдгар Лейтан
edgar_leitan

Мастерок (вольного каменщика?..)

Ну вот, сегодня исполнилась наконец некая литературная аллюзия: теперь в.п.с. может с полным правом носить романтическую шапочку с вышитой таинственной литерой "М", как у булгаковского героя. Титул уже не магистра, но "мастера", да ещё и — искусств, по специальности "Südasienkunde", иначе говоря, по индологии. Сдал наконец в Вене заключительный магистерский экзамен, "с отличием". "Красный диплом", так сказать…

Экзамен продолжался час, в течение которого экзаменовали по двум предметам. Первым была "История философских традиций Южной Азии", особенно др.-индийская натурфилософия и онтология, Вайшешика: истоки философской традиции/школы, её источники, эволюция, её основная и комментаторская литература, философский аппарат, вайшешика в контексте древнеиндийских философских диспутов с другими философскими традициями, вайшешика в общефилософском освещении.

Вторым предметом была "История буддийской философии в Южной Азии", с акцентом на традиции йогачары: литература йогачары/виджнянавады и категориальный аппарат данной традиции, Сандхинирмочана Сутра и буддийская герменевтика, Бодхисаттвабхуми, "пять трактатов Майтреи" + проблематика их авторства: Майтрея[натха] и Асанга; особенно Мадхьянтавибхага и различные её интерпретации "пустоты", учение о "трёх природах" (трисвабхава) в их синтезе с учением Madhyāntavibhāgasya об "абхутапарикальпа" (в сравнении с герменевтическими стратегиями мадхьямаки: saṃvṛttisatya vs. paramārthasatya), — на основе комментария Васубандху и субкомментария Стхирамати. Помимо сего — некоторый экскурс в тибетские традиции мадхьямаки рантонг и шентонг (особенно Дёльпопа, Шакья Чокдэн, Таранатха).

В общем, всё прошло чрезвычайно успешно. Неспешная подготовка (часть которой пришлась на затворничество в бенедиктинском монастыре) и регулярные занятия санскритскими и частично тибетскими текстами, чтение и изучение монографий и статей по отдельным вопросам, а также прямое общение с соответствующими сущностями философских и религиозных систем и их почитание преданным распеванием соответствующих санскритских мангала-шлок ;=)) сделали своё дело. Экзаменационная комиссия осталась довольна, и даже более того. Сам я чуточку недоволен, так как выученные наизусть почти три страницы санскритских дефиниций из "Падартхадхармасанграхи" Прашастапады так и остались почти не произнесёнными, за исключением мангала-шлок, а также развёрнутых дефиниций качеств, субстанций и движений.

Странное чувство: вроде уже столько лет занимаюсь всеми этими индийско-тибетскими штуками, уже 5 лет преподавал санскрит и тибетский, принимал экзамены, уже полгода сижу в докторантуре по той же самой индологии (помимо медиевистики), и вот сам снова оказался в роли экзаменуемого.

К сюрреалистичности ситуации (очень даже в духе йогачаровского идеализма, в котором все по видимости "внешние" явления интерпретируются в качестве порождений "загрязнённого" сознания — как "виджняптиматра") своего душистого перцу добавило присутствие на экзамене не только гостей-зрителей и слушателей из числа сотрудников института, моих учителей и коллег, но даже и моих собственных студентов. Магистерские экзамены (аналог российского госэкзамена) у нас "öffentlich", то есть доступны для пришлой вольной публики, которая только пожелает на них присутствовать.

Что ж, достаточно долгий период предварительного обучения (связанный с особыми факторами биографии и личной ситуации, а также сложностью санскрито-тибетологии и всем объёмом материи) наконец завершён достойным оффициальным его окончанием. Редко когда бываю собой доволен, но в данном случае — как-то так... Хотелось бы попытаться забыть про возраст и воскликнуть с надеждой, что "положено доброе начало":

anantapāraṃ kila śabdaśāstram, svalpaṃ tathāyur bahavaś ca vighnāḥ…

UPD: Получается забавное двойное обрамление имени-фамилии в.п.с. с обеих сторон в австрийской традиции любви и почтения ко всевозможным академическим титулам и званиям, которые имеют право заноситься в пачпорт: Mag. Mag. theol. имярек, BA, MA. "Доктора наук", конечно, пока не хватает для полноты тщеславия, но время ещё есть (хотелось бы надеяться). Да и стипендию докторантскую пока что исправно выплачивают...
Tags: Венский университет, Тибиндо, востоковедение, индология, учебный процесс
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 86 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →