Не успел приехать в Вену и появиться в институте, как коллега, дающий вводный курс в санскрит, которого я зашёл лишь навестить, тут же "припряг" преподать студентам-второкурсникам блиц-введение в санскритскую метрику, с практическим занятием по рецитации шлок, но также и других стихотворных размеров. Не смог устоять перед искушением распушить павлиний хвост перед восторженными студентами бакалаврата, благоговейно слушающими, затаив дыхание...
Объяснял правила рецитации шлоки и упаджати (индраваджры + упендраваджры) на примере своей любимой 2-й главы Гиты, а также на примерах некоторых известных мангала-шлок, сочинённых более живописными и сложными классическими санскритскими размерами. Среди великовозрастных студентов оказался профессиональный музыковед, и он тут же вычислял в моей рецитации составляющие её терции, кварты и квинты, в чём я в свою очередь мало что смыслю.
Кажется, сие театральное действо вдохновило как начинашек, так и меня самого. Увы, я убедился лишний раз, что нашему европейскому преподаванию санскрита, -- хотя бытует оно на самом высоком научном уровне, -- нередко недостаёт важного элемента -- живого вдохновения. Возможно, формальных знаний как таковых эти перформансы не прибавляют (или дают не столь много, -- хотя кто знает?), но их дидактически-вдохновляющую роль трудно переоценить. Увы, прагаматикам, тем не менее, нелегко бывает объяснить, как из сей восхитительной феерии, чувственно переносящей нас на много столетий и даже на пару тысячелетий назад, потом делать презренные деньги, помогающие выжить в нынешнем мире нашего сухого и подлого прагматизма... Сам я, увы, так толком и не умею отвечать на этот каверзный вопрос...
Воспользуюсь здесь оказией и дам ссылку на интересный блог моей венско-итальянской коллеги Элизы, посвящённый в основном различным вопросам индийской классической философии и санскрита. Блог ведётся на английском языке. Возможно, кого-нибудь заинтересует, я же могу лишь горячо рекомендовать в качестве освежающего дух и стимулирующего ум чтения: http://elisafreschi.com/