Эдгар Лейтан (edgar_leitan) wrote,
Эдгар Лейтан
edgar_leitan

О проекте доктората

sadhu

Написал краткий очерк проекта своего доктората для Revue Mabillon, где он вскоре должен быть опубликован. Пока что рабочее название данного проекта: "Между нормативностью и перформативностью: аскетизм в индуизме и христианское монашество в сравнительной перспективе".
Немецкий текст этого очерка желающие могут скачать ЗДЕСЬ.

Внизу — НЕ перевод этого очерка на русский, но вольный пересказ некоторых идей.


Указанный исследовательский проект предполагает изучение различных классов источников и содержащихся в них сведений об индуистском "монашестве" (сам закавыченный термин требует дальнейшего уточнения и специального исследования) — прежде всего нормативных текстов, относящихся к категориям Шрути и Смрити: это литературa Дхармасутр и Дхармашастр с их позднейшими комментариями, Санньяса-Упанишады, Махабхаратa и Рамаянa, Пураны, средневековыe компендии по Дхарме (социо-религиозной Норме) -- так называемые "Нибандхи", а также отдельные тематические трактаты по "Ятидхарме" (нормативности для аскетов), из множества которых (известно порядка сотни) издано всего несколько памятников, а переведено и исследовано и того меньше.

Особое внимание будет уделено собиранию многообразных сведений по описанию монахов (санньясин/яти/бхикшу(ка) <...>), а также локусов их обитания (матха, ашрама и др.) -- из санскритской художественной литературы, из эпоса (МБх, Рам.) и Пуран: символический "перформанс" нормативности, преломление его в текстах изящной словесности, связанные с этим литературные клише и т. п.

Дальнейшими важными источниками созидания нормативности более поздних, организованных монашеских традиций индуизма могут служить агиографические тексты, как например жития Шанкары, Валлабхи, Чайтаньи и др. великих реформаторов. Отдельным классом источников, релевантных для исследования истории конкретных индуистских монастырей, могут считаться эпиграфические памятники: например, дарственные надписи (дарение той или иной монашеской общине земли или храмов), указы раджей о привилегиях монастырям (матхам, ашрамам) и т. п.

И, наконец, интересной задачей представляется оценка взглядов на индуистских монахов и монастыри со стороны [перспектива "этическая" (etic) в противоположность "эмической" (emic)]: сообщения, описания и донесения ранних европейских путешественников, миссионеров и др. Великое множество этого рода редких документов дожидается своего исследователя, например, в библиотеке Венского университета.

Работа предполагает также наличие аспекта сравнения монашеских культур, принадлежащих к таким разным религиям, как индуизм и христианство. Эти культуры содержатся в "закодированном" виде как в нормативных, так и в описательных ("перформативных") текстах той или иной традиции. Можно ли с уверенностью утверждать, что монашество — это некая универсальная составляющая большинства религий, которой свойственны те или иные планы содержательного выражения, как: особые концепции индивидуума и/или общины, представления об иерархичности, специальные способы организации пространства и времени (/ пространств и времён), система ритуалистики, механизмы консервации традиции и инновативности, текстура символики и др.?

Разработка герменевтически чётко обоснованной критериологии для подобного рода межрелигиозной компаративистики, выведение её из области исключительно романтической околонаучной беллетристики или мистики и включение в пространство строгого научного анализа представляет собой отдельную, немаловажную задачу исследования.

caayabhuuta
Tags: fovog, Венский университет, Дрезденский университет, востоковедение, докторат, мои публикации, наука, университет
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 42 comments