?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

О проекте доктората

sadhu

Написал краткий очерк проекта своего доктората для Revue Mabillon, где он вскоре должен быть опубликован. Пока что рабочее название данного проекта: "Между нормативностью и перформативностью: аскетизм в индуизме и христианское монашество в сравнительной перспективе".
Немецкий текст этого очерка желающие могут скачать ЗДЕСЬ.

Внизу — НЕ перевод этого очерка на русский, но вольный пересказ некоторых идей.


Указанный исследовательский проект предполагает изучение различных классов источников и содержащихся в них сведений об индуистском "монашестве" (сам закавыченный термин требует дальнейшего уточнения и специального исследования) — прежде всего нормативных текстов, относящихся к категориям Шрути и Смрити: это литературa Дхармасутр и Дхармашастр с их позднейшими комментариями, Санньяса-Упанишады, Махабхаратa и Рамаянa, Пураны, средневековыe компендии по Дхарме (социо-религиозной Норме) -- так называемые "Нибандхи", а также отдельные тематические трактаты по "Ятидхарме" (нормативности для аскетов), из множества которых (известно порядка сотни) издано всего несколько памятников, а переведено и исследовано и того меньше.

Особое внимание будет уделено собиранию многообразных сведений по описанию монахов (санньясин/яти/бхикшу(ка) <...>), а также локусов их обитания (матха, ашрама и др.) -- из санскритской художественной литературы, из эпоса (МБх, Рам.) и Пуран: символический "перформанс" нормативности, преломление его в текстах изящной словесности, связанные с этим литературные клише и т. п.

Дальнейшими важными источниками созидания нормативности более поздних, организованных монашеских традиций индуизма могут служить агиографические тексты, как например жития Шанкары, Валлабхи, Чайтаньи и др. великих реформаторов. Отдельным классом источников, релевантных для исследования истории конкретных индуистских монастырей, могут считаться эпиграфические памятники: например, дарственные надписи (дарение той или иной монашеской общине земли или храмов), указы раджей о привилегиях монастырям (матхам, ашрамам) и т. п.

И, наконец, интересной задачей представляется оценка взглядов на индуистских монахов и монастыри со стороны [перспектива "этическая" (etic) в противоположность "эмической" (emic)]: сообщения, описания и донесения ранних европейских путешественников, миссионеров и др. Великое множество этого рода редких документов дожидается своего исследователя, например, в библиотеке Венского университета.

Работа предполагает также наличие аспекта сравнения монашеских культур, принадлежащих к таким разным религиям, как индуизм и христианство. Эти культуры содержатся в "закодированном" виде как в нормативных, так и в описательных ("перформативных") текстах той или иной традиции. Можно ли с уверенностью утверждать, что монашество — это некая универсальная составляющая большинства религий, которой свойственны те или иные планы содержательного выражения, как: особые концепции индивидуума и/или общины, представления об иерархичности, специальные способы организации пространства и времени (/ пространств и времён), система ритуалистики, механизмы консервации традиции и инновативности, текстура символики и др.?

Разработка герменевтически чётко обоснованной критериологии для подобного рода межрелигиозной компаративистики, выведение её из области исключительно романтической околонаучной беллетристики или мистики и включение в пространство строгого научного анализа представляет собой отдельную, немаловажную задачу исследования.

caayabhuuta

Comments

( 42 comments — Leave a comment )
lehire
Jun. 10th, 2014 02:58 pm (UTC)
Удачи Вам! :)
edgar_leitan
Jun. 10th, 2014 03:25 pm (UTC)
Спасибо!
nlzo
Jun. 10th, 2014 03:17 pm (UTC)
ОМММММММ!)))))
edgar_leitan
Jun. 10th, 2014 03:25 pm (UTC)
Это к нижней фотографии? :))
(no subject) - nlzo - Jun. 10th, 2014 06:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jun. 11th, 2014 09:06 am (UTC) - Expand
prostopop
Jun. 10th, 2014 03:39 pm (UTC)
Критериология - это общепринятый термин или Ваше ноу-хау? Не встречал его ранее никогда.
edgar_leitan
Jun. 10th, 2014 04:06 pm (UTC)
В немецкоязычном дискурсе это, кажется, общепонятный термин. В русскоязычном -- не знаю, но в интернете встречается.

"Наука о критериях (чего-либо)".

Edited at 2014-06-10 04:06 pm (UTC)
(no subject) - edgar_leitan - Jun. 10th, 2014 04:13 pm (UTC) - Expand
николай четвергов
Jun. 11th, 2014 06:07 pm (UTC)
Эдгар, спасибо!
edgar_leitan
Jun. 12th, 2014 10:32 am (UTC)
:)
irenered
Jun. 11th, 2014 10:17 pm (UTC)
Любопытно! Очень любопытно! Я в немецкий поленилась смотреть, прочитала вольный пересказ.

А Вы знаете, Эдгар, по тематике мне приходилось иметь дело с текстами, ставшими итогом духовных упражнений авторов. Когда мы сидели над одним таким куском с моим латинистом, он заметил, что мой автор описывает свой опыт видения так, как он испытал во время клинич. смерти. тольк автор - монах-цистерцианец - достигал этй кондиции путем техники commoratio ^) ну это так, замечание на полях, в качестве вишенки на торт :) Про клин. смерть я уже выпытала в процессе разговора: а почему так думаете, а откуда вы знаете...
edgar_leitan
Jun. 12th, 2014 10:29 am (UTC)
Начаток моей идеи следующий: каковым бы запредельным и "духовно-сальтомортальным", в реальности малоповторимым ни был опыт автора того или иного текста, если он уже овеществился в текстуре, то он должен быть, при определённом усилии ума и собственного скромного опыта читателя, быть этому читателю понятным. Иначе в писании таких текстов вообще не было бы никакого смысла.

Тем более -- в своей работе я не дерзаю забираться в дебри запредельных духовных опытов per se, я всего лишь текстолог и историк, который из всего многообразия описаний должен для начала определить ключевые термины в их контексте: что то или иное слово обозначает. Это под силу, в принципе, любому, владеющему языками оригиналов и методами историко-филологической интерпретации.
buddhistmind
Jun. 12th, 2014 05:38 am (UTC)
Любопытно. Это моя тема, я ей профессионально занимаюсь. Только меня больше интересует историко-социологический и практический (методы практики) аспект, чем литературные свидетельства "сами по себе".

"Эти культуры содержатся в "закодированном" виде как в нормативных, так и в описательных ("перформативных") текстах той или иной традиции".

Наверное, всё же, "нормативные" = "перформативные", а "описательные" = "нарративные". Никогда не встречал (и не понимаю) определения "описательных" как "перформативных".
buddhistmind
Jun. 12th, 2014 06:03 am (UTC)
хотя "перформативные" высказывания\суждения, строго говоря, не равны ни нарративным, ни нормативным - оговорюсь. Но по природе они "предписывающие", потому ближе к нормативным.
(no subject) - edgar_leitan - Jun. 12th, 2014 10:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jun. 12th, 2014 10:06 am (UTC) - Expand
buddhistmind
Jun. 12th, 2014 05:56 am (UTC)
"символический "перформанс" нормативности"

непонятная фраза. Символическая репрезентация нормативности имеется в виду?
edgar_leitan
Jun. 12th, 2014 10:21 am (UTC)
Репрезентация может быть одним из видов performance-a. Так мне кажется пока что. Любая репрезентация символична, isn'it it? Символика пронизывает любой нормативный текст, а осуществляется в перформативных актах.

Какие-то мысли у меня об этом были набросаны по-немецки из семинара, проходившего зимой:

Performanz: ein bestimmter Typ des Handelns; es muss etwas geschehen, etwas wird aufgeführt, nicht inszeniert, sondern was man durchs handeln gestaltet.
Sinn hat es, wenn man ein Publikum hat; man braucht eine Öffentlichkeit und ihre Aufmerksamkeit. Warum? Weil man etwa zeigen will (z. B. Essen).
(no subject) - buddhistmind - Jun. 12th, 2014 12:20 pm (UTC) - Expand
buddhistmind
Jun. 12th, 2014 08:48 am (UTC)
Очень советую вам, если ещё не довелось, "Шаманизм. Архаические техники экстаза" Элиаде, J. McClenon "Wondrous Healing: Shamanism, Human Evolution and the Origin of Religion" (2002, Northern Illinois Uni. Press), J. Schumaker "The Corruption of Reality: A Unified Theory of Religion, Hypnosis, and Psychopathology" (1995, Amherst) -- к вопросу о подлинно универсальных и эмичных для человеческой культуры в целом аскетических практиках, а также к вопросам о фундаменте и природе религии, о природе folk religion(s).

Если это приглашение к обсуждению, то вот как я думаю.

В христианстве аскетизм и монашество - чуждый, изне привнесённый, неорганичный элемент, что доказывает его отсутствие в более чистых штаммах чумы из ближневосточных степей авраамических религий, равно как и других монотеистических системах. На создание христианского монашества повлияли индийские и греческие традиции организованной аскезы (брахманистская, "санньяса" аскеза (хотя она поздняя и "намеренно созданная", конечно), буддистская и джайно-адживиковская, греческая "философская" - стоицизм, кинизм и скептицизм (последний в очень маленькой степени, конечно). Индийские аскеты и их практики были хорошо известны в эллин. мире, буддистские монахи сопровождали торговцев, ездивших в Рим и Грецию (возможно, община "терапевтов" была создана по подобию будд. сангхи). Очень вероятно, на организацию ессейской общины и на её идеологию\учение, из которых выросло христианство, повлияли буддийские идеи. Индийские идеи и практики распространялись через эзотерико-гностические культы и общины.

Почему монашество чуждо христианству даже с "внутрихристианской" точки зрения? Потому что бог сказал: "плодитесь и размножайтесь". Одной веры в меня достаточно, чтобы у вас была счастливая здешняя и загробная жизнь.

Почему монашество сыграло такую роль в ранней истории становления христианства? Потому что Имерия была в процессе дезинтеграции, власть захватывали епископы, создавая теократическое государство. Теократическому государству нужны были органы власти и управления. Так нарождавшиеся киновиальные общины аскетов-пустынников были задействованы "социополитикой". Ни о каком монашестве в ранней церкви и речи быть не может -- см. "Дидахе" например. Вот чем они там занимались. У Павла упоминаются некоторые очень добродетельные и богобоязненные общины, но это никакого отношения к монашеству не имеет. Христианские столпники и одинокие отшельники появляются в открытых индийским влияниям Сирии и Палестине только где-то со 2 в. н.э. А киновиальные общины и того позже. Ещё, кстати, один довод в пользу чуждости монашества: в 330 миллионной Америке христианство живее всех живых без всякого монашества -- в протестантской, т.е. "модерново-архаической" форме, претендующей как раз на возврат к первоначальному христианству.

Тогда возникает вопрос: а как и почему в Индии-то возникло "классическое монашество\аскетизм"? Я имею в виду те формы, о которых известно из ранних, раннеджайнских и раннебуддистских по преимуществу текстов. Брахманские организованные общины были сделаны намного позже и по образцу буддистских и джайнских.

Всё опять упирается в раннюю историю древне-восточно-индийских учений и культуры. Какие социально-экономические, социально-политические факторы обусловили создание прототипов джайнской и раннебуддистской общин (насчёт самих джайнской и буддистской-то всё более-менее ясно)? Какую роль в этом сыграла "религия вратьев", намеченная ещё Хауэром? Какую роль сыграл очень древний восточно-индийский культ\учение Паршвы\Пасы, которому уделили большое внимание Циммер и Кумарасвами и которым давно занимается Виллем Болле (Bollée), который джайны "аппроприировали", встроив в свою систему. Как возникли те, безусловно, очень дисциплинированные и хорошо организованные общины, в которых порождены тексты ранней санкхьи и представителями которой были учителя Будды? Главное, какие социальные и экономические факторы дали импульс возникновению настолько организованных общин, имевших настолько высокий теоретический уровень? Почему была репрессирована сексуальность, почему понадобилась жесткая структура (и было ли это изначально)? Это свидетельство какой-то социальной катастрофы, катастрофической нехватки жизненных или человеческих ресурсов (-- вывод, который "напрашивается")?

Edited at 2014-06-12 08:57 am (UTC)
buddhistmind
Jun. 12th, 2014 09:31 am (UTC)
"в открытых индийским влияниям эллинистических Египте, Сирии и Палестине"
(no subject) - buddhistmind - Jun. 12th, 2014 10:25 am (UTC) - Expand
buddhistmind
Jun. 12th, 2014 08:57 am (UTC)
2
Имели ли к этому какое-то отношение древнемесопотамские закрытые\эзотерические жреческие общины, ведь у нас есть несомненные данные визуальной истории, археологии и пластических искусств о влиянии Месопотамии на Индию, в палийской Дигха-никае присутствуют несколько цитат из вавилонских текстов о знамениях-землятресениях?

Вот эти вопросы очень интересны. Как и во многих других случаях, в них опять всё упирается.

Edited at 2014-06-12 12:30 pm (UTC)
buddhistmind
Jun. 12th, 2014 12:45 pm (UTC)
Re: 2
*"землетрясение" - чтоб ещё раз не редактировать
az_pantarei
Jun. 15th, 2014 05:38 pm (UTC)
слова, слова, слова.... речевые зоны перевозбуждены....
( 42 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com