?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

tibetologie

"Учитель одного из моих учителей говорил своим студентам, изучающим у него грамматику сирийского языка: «Основной обязанностью, основной ролью профессора является избавление от студентов, так как для них не будет в достаточном количестве рабочих мест. Поэтому следует как можно раньше отсеивать плохих студентов из их числа“. Он знал, что как учитель он весьма плох, и поэтому говорил: "Если они неспособны учиться у меня, то значит, они вообще неспособны к обучению, и от таковых надо избавляться". Другой причиной были соображения экономического рода: шансы на работу были после первой волны минимальными, то есть когда востоковедные кафедры были всюду уже заняты.


Почему же санскрит сохранился как предмет обучения при столь низком числе студентов-санскритологов? Я думаю, что одной из причин была немецкая университетская система, с королевскими университетами, которая отличалась от системы итальянской, в которой профессор был наёмником своих студентов. Насколько я понимаю, на американскую систему в большой мере повлияла итальянская, в то время как система немецкая копирует французскую. Поэтому, если король со своим министром образования решили нечто поддерживать, то так и случалось. Это служило тщеславию монарха, и, подобным образом, той же цели служили личные маленькие оперы или балетные труппы с красавицами-балеринами, содержавшиеся многими королями, князьями и герцогами.

Это льстило их самолюбию — то, что они имели в своих университетах представителей редких экзотических птиц, называемых по-немецки "Orchideenfach", "орхидейная специальность" или наука: такие, как санскритология, изучение иероглифов и т. п. Возможно, именно это объясняет тот факт, почему эти научные области выжили, но в наши дни изо всех сил борются за существование, а политики-популисты удивляются, почему они вообще получают так много денег при столь малом числе студентов.“

Источник:
Hartmut Scharfe, Comments on Chapter Six to Eight, in: Sanskrit and Orientalism: Indology and Comparative Linguistics in Germany, 1750-1958. Delhi: Manohar 2005, p. 332-233.

Данный отрывок я решил выложить, недавно получив известия о массовых сокращениях научных рабочих мест в знаменитом (некогда?) Лейпцигском университете — уничтожение 150 (sic!) ставок, а также узнал о полной ликвидации знаменитого лейпцигского института археологии и (если не ошибаюсь) этнографии (Kultur- und Sozialanthropоlogie), а также о предстоящей ликвидации профессорского места по тибетологии и монголистикe. И такого рода известия поступают из европейских университетов отовсюду.

Конечно, ликвидация экономически убыточных институтов (то есть не приносящих никакой выгодной денежной прибыли, кроме международного научного престижа), к коим можно отнести практически все гуманитарные науки (которые по-английски и "науками" — sciencies — не называются) — некогдашнюю гордость и особый "цимес" германских университетов — имеет в Европе несколько иную природу, нежели в России. В той же Германии, в том же Дрездене, где я ныне нахожусь, всемерную поддержку и развитие получают естественные и технические науки, развиваемые в Дрезденском Техническом университете, являющемся одним из лучших в Германии. Этого, насколько я понимаю и знаю, совершенно нет в РФ (буду благодарен за любые уточнения или исправления от российских знатоков ситуации).

В виде краткого вывода: студентам, желающим заниматься гуманитарными, а наипаче востоковедными науками в Европе, следует знать и понимать, что им практически нечего рассчитывать на любого рода постоянные, а тем более профессорские места — в университетской или академической системе. С другой стороны, талантливые и усидчивые студенты всегда могут надеяться на получение разнообразных исследовательских грантов, коих бывает великое множество. Именно это я говорю своим венским студентам, которые решились перешагнуть ступеньку бакалавра и перешли учиться в магистратуру.

Проблема некоторых из таких талантливых студентов — это голова, замороченная неумеренным романтизмом, касающимся "индийской духовности".** Опыт показывает, что эта "духовность" обычно претерпевает жесточайший кризис, вызванный пониманием того, что санскрит с наскоку и одною лишь "духовностью" не одолеть. Виноватыми оказываются, как обычно, "скучные" европейские профессора и преподаватели-лекторы, заставляющие искателей быстрого просветления зубрить санскритские парадигмы и внимательно разбирать тексты, роководствуясь строгими филологическими методами, а не одною лишь "интуицией"*** и религиозными фантазиями. Впрочем, об этом — как-нибудь в другой раз.

.......................................................

*) Имеется в виду период в т. ч. до образования политически единой Германской империи в 19-м веке, поэтому именно так, а не "в университетах Германии".

**) Я твержу об этом с известным постоянством, поскольку около полутора-двух десятков лет тому назад сам был не чужд подобных благоглупых фантазмов. Лишь тот факт, что все эти годы я оставался в институте Южной Азии в основном просто как бы предметом мебели, нисколько не рассчитывая на какое-либо профессиональное занятие (то есть такое, что предполагает солидную академическую квалификацию, и чем, во-вторых, можно зарабатывать на физическое существование) санскритскими или тибетологическими науками, но просто из семестра в семестр — из одного интереса, удовольствия и интеллектуальной привычки — посещая множество семинаров и упражнений, а также научных докладов и конференций, позволил мне постепенно спуститься с виртульных небес на землю почтенной европейской научной традиции, научив меня ценить её как великое наследие европейского Просвещения, ныне весьма успешно разрушаемое доминирующими левыми политиками. Впрочем, последние события в общественной жизни мне подсказывают, что политики правой ориентации едва ли чем-нибудь лучше. Отличия их друг от друга — как разница в сортах известной вторичной субстанции или как отличия красного чёрта от коричневого. По слову Гекльберри Финна: "Все короли — дрянь". За исключением просвещённых и мудрых государей прошлого, разумеется, которые ценили и финансово поддерживали наши изящные науки.

***) Интуиция, дополняющая и венчающая знание многих научных фактов и общую начитанность, разнится от "интуиции" молодого романтика, основанной лишь на его/её произвольных фантазиях.

Comments

( 57 comments — Leave a comment )
nlzo
Jun. 17th, 2014 01:29 pm (UTC)
*Эдгар, надо чаще писать)

В постсовке и университетов наверное достойных не осталось, может быть парочку , к сожалению большинство высших учебных заведений, держатся еще на советской модели, которая с каждым годом все больше и больше приходит в упадок замещаясь разичными формами имитации образования, а не образования по сути.
edgar_leitan
Jun. 17th, 2014 01:34 pm (UTC)
Насколько я знаю, сама советская университетская модель, к которой я, честно признаться, отношусь без особого почтения, является дальней, видоизменённой наследницей модели германской, какова была в своё время адаптирована в Российской Империи, где первыми великими профессорами были сплошь немцы.
А как обстоят дела у вас в Беларуси? Есть ли там востоковедные науки?
(no subject) - nlzo - Jun. 17th, 2014 01:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jun. 17th, 2014 02:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nlzo - Jun. 17th, 2014 02:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jun. 17th, 2014 02:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - miram - Jun. 17th, 2014 03:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jun. 17th, 2014 03:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - miram - Jun. 17th, 2014 04:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jun. 17th, 2014 05:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jun. 17th, 2014 01:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nlzo - Jun. 17th, 2014 02:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jun. 17th, 2014 02:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nlzo - Jun. 17th, 2014 02:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - e_zhong - Jun. 20th, 2014 11:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jun. 20th, 2014 12:35 pm (UTC) - Expand
prostopop
Jun. 17th, 2014 02:24 pm (UTC)
Каков же финал будет сей повести печальной? Экзотические науки будут изучаться и преподаваться только в месте пребывания? Индология - в Индии и так далее. Желающие смогут ехать туда и проходить курс. Как Вы думаете?
edgar_leitan
Jun. 17th, 2014 02:58 pm (UTC)
В Индии с традиционным преподаванием санскритских премудростей тоже всё довольно печально обстоит. Дети учёных брахманов препочитают уезжть в Америку и получать образование в области медицины или компутерных наук. А санскритология западного типа в Индии вообще особо не блещет. Думаю, что какие-то серьёзные центры останутся, только будет их меньше. Возможно, постепенно всё это перейдёт в частные университеты. Например, в Америке. Но в Штатах практически нет солидной филологии немецкого типа (отдельные учёные не в счёт). Там индология в основном в рамках сравнительного религиоведения, насколько я знаю.
(no subject) - buddhistmind - Jun. 18th, 2014 07:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - buddhistmind - Jun. 18th, 2014 07:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jun. 18th, 2014 10:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jun. 18th, 2014 10:01 am (UTC) - Expand
buddhistmind
Jun. 17th, 2014 07:31 pm (UTC)
Всё так. Просто к слову приведу состав индологический состав "азиатского факультета" Техасского университета в Остине (переписывался с коллегой и составил когда-то список. Это только профессора и постоянные лекторы):

Dr. Joel Brereton, Chair
https://www.utexas.edu/cola/depts/asianstudies/faculty/jpb33

Patrick Olivelle
https://www.utexas.edu/cola/depts/asianstudies/faculty/olivelle

Oliver Freiberger
Indian Buddhism | asceticism | comparison in the study of religion
https://www.utexas.edu/cola/depts/asianstudies/faculty/of63

Donald R Davis
Sanskrit; Dharmaśāstra; Law and Religion; Medieval India; Malayalam
https://www.utexas.edu/cola/depts/asianstudies/faculty/drdj

Janice Leoshko
South and Southeast Asian art history and Buddhist art
https://www.utexas.edu/cola/depts/asianstudies/faculty/leoshkoj

Stephen Phillips
Sanskritist, Indian Philosophy; philosophy of religion; theory of value

Karen Thomson
http://www.utexas.edu/cola/centers/lrc/general/facultyhomes/karen.html

Richard W Lariviere
Sanskrit
https://www.utexas.edu/cola/depts/asianstudies/faculty/rwl

Cynthia Talbot
Medieval and early modern history of South Asia
https://www.utexas.edu/cola/depts/asianstudies/faculty/talbotcm

Edeltraud Harzer
Sanskrit, Indian philosophy and literature
https://www.utexas.edu/cola/depts/asianstudies/faculty/harzer

Sankaran Radhakrishnan
Tamil language (modern and classical) and literatures (modern and classical); south Indian culture/history; Tamil teaching/learning material production
https://www.utexas.edu/cola/depts/asianstudies/faculty/sulo

Rupert Snell
Poetics and aesthetics in pre-modern Hindi; poetry in Braj Bhasha and Awadhi dialects.
https://www.utexas.edu/cola/depts/asianstudies/faculty/rs7322

Jishnu Shankar
Aghor Tradition of India; Comparing Religious Practices in South Asian Traditions
https://www.utexas.edu/cola/depts/asianstudies/faculty/js47759

Martha Selby
Representations of women, birth, and disease in classical Indian medicine. Sanskrit poetry and poetics, Prakrit and Old Tamil poetry, and Sanskrit medical literature.
https://www.utexas.edu/cola/depts/asianstudies/faculty/selbym

Madhavan Unnithan
Malayalam
https://www.utexas.edu/cola/depts/asianstudies/faculty/mru78

James Brow
Political economy, social theory, colonialism and nationalism; South Asia. Anthropology of development and underdevelopment; Sri Lanka; South Asian anthropology; economic development in village communities.
https://www.utexas.edu/cola/depts/asianstudies/faculty/browjb

Kathryn Hansen
Research Interests: The history of theatrical practices in South Asia, gender and performance, South Asian literary and cultural studies (modern period), South Asian (Hindi, Urdu), diaspora, ethnicity, and immigration
https://www.utexas.edu/cola/depts/asianstudies/faculty/kathrynh

Robert Hardgrave, Jr.
South Asia: domestic and international politics (India specialty), comparative ethnic conflict, British India: European images and artists' representation.
https://www.utexas.edu/cola/depts/asianstudies/faculty/hardgrav

Indrani Chatterjee
Slavery & South Asian History
https://www.utexas.edu/cola/depts/asianstudies/faculty/ic2396#courses

Sumit Guha
Intro To The History Of India
https://www.utexas.edu/cola/depts/asianstudies/faculty/sg7967#courses

Robert King
Sociolinguistics of India
https://www.utexas.edu/cola/depts/asianstudies/faculty/rdking

Gail Minault
History of India and Pakistan; women's history, history of Islamic art
https://www.utexas.edu/cola/depts/asianstudies/faculty/minaultg

Впечатляет, да? И это далеко не Гарвард и не Беркли, хотя одна из сильных индологических школ Америки.
edgar_leitan
Jun. 17th, 2014 08:42 pm (UTC)
Ну у Вас и коллекция набрана! :) Спасибо.
(no subject) - buddhistmind - Jun. 17th, 2014 09:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - buddhistmind - Jun. 17th, 2014 09:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jun. 17th, 2014 10:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - buddhistmind - Jun. 18th, 2014 06:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jun. 18th, 2014 09:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - buddhistmind - Jun. 18th, 2014 12:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jun. 21st, 2014 03:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - stierliz - Jul. 15th, 2014 08:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - buddhistmind - Jun. 18th, 2014 07:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jun. 18th, 2014 09:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - buddhistmind - Jun. 18th, 2014 12:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jun. 18th, 2014 02:54 pm (UTC) - Expand
buddhistmind
Jun. 17th, 2014 10:04 pm (UTC)
Несколько удивительно, что Шарфе пишет "изучение иероглифов и т. п."

Санскрит - ладно, хотя это живой учёный язык, элитарный, который оставлять совсем без изучения немыслимо. Но как раз "изучение иероглифов и т.п." абсолютно необходимо в прикладном и практическом плане : для торговли и бизнеса в самом перспективном и мощном восточно-азиатском регионе.

Китайский язык невозможно выучить по-настоящему, не вызубрив около тысячи "чэнъюев", очень непростых устойчивых оборотов-идиом, происходящих по большей части из классической др.-кит. литературы. Просто не сможешь написать элементарный текст, письмо. Так что "иероглифы" как раз жизненно необходимо изучать всем "практически ориентированным".

Вот только в англ. языке "иероглифами" называются только собственно иероглифы - египетские par excellence, а восточноазиатская письменность только "characters", "знаки".

Вопрос: что имелось в виду в данном случае, и затрагивает ли Шарфе восточноазиатскую проблематику?
edgar_leitan
Jun. 17th, 2014 10:16 pm (UTC)
В немецком "иероглифами" называются лишь египетские. Китайские иероглифы называются "chinesische Schriftzeichen". Так что Шарфе пишет здесь о египтологах.

А китайцы ещё используют классические обороты? Мне говорили, что для чтения современных газет достаточно около 3-х тысяч иероглифов.
(no subject) - buddhistmind - Jun. 18th, 2014 06:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jun. 18th, 2014 09:50 am (UTC) - Expand
az_pantarei
Jun. 18th, 2014 06:20 pm (UTC)
видимо, каждый живя в одной и той же стране, живет все же, в своей особой стране. В своем мире. В СССР в университете, не было физ-ры и военн. кафедры, если учиться на заочном или вечернем отделении. А также со второго курса можно было избрать индивидуальный план. То есть взять дисциплины с другого факультета, не посещать что-то, взять тему - курсовую, дипломную, диссертационную по своему желанию. Так было у меня. И ни к чему не принуждали, даже на философском (идеологическом!) факультете.
Не стоит обобщать свой индивидуальный опыт! Опыты - разные. Зачастую сам чк проецирует свою судьбу своим нытьем.
livejournal
Jun. 20th, 2014 04:30 am (UTC)
post
Пользователь seraphim_6k сослался на вашу запись в своей записи «post» в контексте: [...] поступают из европейских университетов отовсюду. http://edgar-leitan.livejournal.com/245626.html [...]
livejournal
Jun. 20th, 2014 05:34 am (UTC)
Sic trasit...
Пользователь nandzed сослался на вашу запись в своей записи «Sic trasit...» в контексте: [...] поступают из европейских университетов отовсюду. http://edgar-leitan.livejournal.com/245 626.html [...]
az_pantarei
Jun. 20th, 2014 06:29 am (UTC)
?????????????????????7
Нандзед: Данный отрывок я решил выложить, недавно получив известия о массовых сокращениях научных рабочих мест в знаменитом (некогда?) Лейпцигском университете — уничтожение 150 (sic!) ставок, а также узнал о полной ликвидации знаменитого лейпцигского института археологии и (если не ошибаюсь) этнографии (Kultur- und Sozialanthropоlogie), а также о предстоящей ликвидации профессорского места по тибетологии и монголистикe. И такого рода известия поступают из европейских университетов отовсюду.
livejournal
Jun. 20th, 2014 07:21 am (UTC)
Для памяти, Кашмирский шиваизм
Пользователь sspr сослался на вашу запись в своей записи «Для памяти, Кашмирский шиваизм» в контексте: [...] ым себя санскритологами, ибо благодаря Вам, понимаю что санскрит не так просто и выучить)Ссылка [...]
livejournal
Jun. 20th, 2014 09:29 am (UTC)
Дикие и недикие орхидеи
Пользователь vlkamov сослался на вашу запись в своей записи «Дикие и недикие орхидеи» в контексте: [...] поступают из европейских университетов отовсюду. http://edgar-leitan.livejournal.com/245626.html [...]
livejournal
Jun. 20th, 2014 10:09 am (UTC)
упадок востоковедения в Европе...
Пользователь az_pantarei сослался на вашу запись в своей записи «упадок востоковедения в Европе...» в контексте: [...] поступают из европейских университетов отовсюду. http://edgar-leitan.livejournal.com/245626.html [...]
livejournal
Jun. 20th, 2014 05:01 pm (UTC)
post
Пользователь guzel54 сослался на вашу запись в своей записи «post» в контексте: [...] поступают из европейских университетов отовсюду. http://edgar-leitan.livejournal.com/245626.html [...]
metaguest
Jun. 21st, 2014 01:34 am (UTC)
Он знал, что как учитель он весьма плох, и поэтому говорил: "Если они неспособны учиться у меня, то значит, они вообще неспособны к обучению, и от таковых надо избавляться".

Извините, просто зацепился за эту фразу. Это опечатка или он действительно считал, что у плохого учителя учиться легче?

edgar_leitan
Jun. 21st, 2014 03:49 pm (UTC)
Наверное, он считал, что хороший студент способен положительно учиться и научаться ДАЖЕ у явно плохих преподавателей. Кстати, я тоже так начал думать в последние годы.
(no subject) - metaguest - Jun. 21st, 2014 07:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jun. 22nd, 2014 10:19 pm (UTC) - Expand
az_pantarei
Jun. 21st, 2014 04:52 pm (UTC)
забавно и грустно наблюдать, как идеологемы или идеологические установки и комплексы прямо вмешиваются в оценки состояния востоковедения. Идеал науки - познание того, что есть на самом деле. А на деле все искажается неимоверно ангажированными личностями.
logos
Jul. 22nd, 2014 06:56 pm (UTC)
о полной ликвидации
Как печально... Мне рассказывали, кстати, что когда ликвидировали Институт истории в Майнце, то его богатую библиотеку предложили в дар Немецкому историч. институту в Москве и нескольким российским вузам. Никто не прельстился. :-(
edgar_leitan
Jul. 22nd, 2014 09:22 pm (UTC)
Re: о полной ликвидации
Я вот натащил уже полную квартиру книг, которые даром раздавали из университетских библиотек Вены и Брно. Не знаю уже, куда девать... Даже уже по специальности не знаю, куда девать. В цифры переводить?..
куда девать - logos - Jul. 22nd, 2014 09:39 pm (UTC) - Expand
Re: куда девать - edgar_leitan - Jul. 22nd, 2014 10:37 pm (UTC) - Expand
( 57 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com