?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

С некоторым удивлением узнал от родственников, давно меня не видевших, что они воспринимают меня человеком, коему свойственно "некоторое явное высокомерие". Ладно, — думаю, — мне об этом давно говорят самые разные люди, особенно церковные функционеры, любящие других всемерно "смирять" и поучать, тем самым за чужой счёт паразитически самоутверждаясь, так что уже надоело об этом обстоятельстве сокрушаться и сей смертный грех исповедовать. Но тут к высокомерным типажам причислили, под одну гребёнку нас всех причесав, и двух других моих родичей — кузена и кузину, и я всерьёз задумался, в чём тут дело.


Дело тут, конечно, не в наборе моих дипломов (сам-то я считаю себя обычным социальным неудачником, коему, однако, выпали в жизни небезынтересные перипетии и встречи с любопытными антиками. Но высокомерного отношения к другим тут и близко нет, ибо превозноситься здесь совершенно нечем, разве что причудливыми фантазиями Судьбы или Провидения). Люди воспринимают почти наощупь и на запах незримую стену, отделяющую пространство их манипулятивных игр (особенно в случае родичей, знавших меня ещё младенцем) от моего нежелания в сих играх участвовать. Натыкаясь на эту невидимую стену, они, естественно, раздражаются и даже разъяряются, не понимая, в чём тут дело.

А это просто стена рефлексивности, неизбежная дистанция нарочито занятой и культивируемой метапозиции наблюдателя ситуации как поля сознания. Наблюдатель наблюдает, но не спешит участвовать, чего не прощают люди, к рефлексивности мало склонные и к ней не привыкшие. Религиозный собеседник может воспринимать её в соответствующей беседе как неуверенность в вере и отсутствие в ней рвения, давно не встречавшийся родственник — как прохладную отстранённость и нежелание смеяться над старыми, бесцеремонными шутками. Твёрдо знающий, как обустроить то или иное общество, будет воспринимать эту дистанцированность как либерализм или даже анархизм, а превозносящий мнимую бесхитростность "простых" жителей провинции увидит в ней чопорность горделивого горожанина.

На самом же деле это никакой не снисходящий взор сверху чрез стёкла лорнета уверенного в себе, напомаженного и завитого посетителя светского салона эпохи барокко. Это осторожный и несколько виноватый взгляд сбоку, мельком и походя, через дырку в заросшем крапивою заборе, на дощатую сцену театра, где разыгрывается изо дня в день слишком хорошо, до одури и ломоты в зубах знакомое действо. Посмотрел — и пошёл дальше по своим делам. А на чай и поговорить уж пожалуйте ко мне...

Comments

( 44 comments — Leave a comment )
jozhik
Sep. 14th, 2014 10:14 am (UTC)
А "манипулятивные игры" с "культивируемой метапозицией" это разве не
"некоторое явное высокомерие"? ))))
edgar_leitan
Sep. 15th, 2014 08:33 am (UTC)
Человек, занимающий метапозицию, по определению чужд какой-либо манипуляции. Игра предполагает участие, но не наблюдение.
olga_kurochkina
Sep. 14th, 2014 11:07 am (UTC)
А почему "несколько виноватый взгляд"? В чём виноватый?)
edgar_leitan
Sep. 15th, 2014 08:34 am (UTC)
Ну это как у Достоевского -- всегда можно найти в чём ;)
(no subject) - olga_kurochkina - Sep. 15th, 2014 09:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 15th, 2014 07:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_kurochkina - Sep. 16th, 2014 05:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 16th, 2014 09:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - olga_kurochkina - Sep. 16th, 2014 10:05 am (UTC) - Expand
buddhistmind
Sep. 14th, 2014 11:29 am (UTC)
Простые люди всегда недолюбливают "яйцеголовых".
edgar_leitan
Sep. 15th, 2014 08:34 am (UTC)
Похоже на то...
(no subject) - buddhistmind - Sep. 15th, 2014 09:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - evgenevg1 - Sep. 15th, 2014 10:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - buddhistmind - Sep. 15th, 2014 10:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - evgenevg1 - Sep. 15th, 2014 11:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - buddhistmind - Sep. 15th, 2014 12:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgenevg1 - Sep. 15th, 2014 04:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - buddhistmind - Sep. 15th, 2014 07:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - buddhistmind - Sep. 15th, 2014 07:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgenevg1 - Sep. 16th, 2014 04:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - buddhistmind - Sep. 16th, 2014 08:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - evgenevg1 - Sep. 16th, 2014 10:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - buddhistmind - Sep. 16th, 2014 09:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - az_pantarei - Sep. 24th, 2014 02:55 pm (UTC) - Expand
dr_burchakov
Sep. 14th, 2014 11:37 am (UTC)
Хорошо сказано. Я бы с вами чаю выпил.
edgar_leitan
Sep. 15th, 2014 08:35 am (UTC)
Заходите! :)
evgenevg1
Sep. 14th, 2014 03:36 pm (UTC)
Может быть,путанница в определениях,считают высокомерным,но на самом деле это самоуверенность,в значительной степени следствие самостоятельности,напрямую сопряженной с индивидуальностью.Курьезно,но буквально сейчас я разговаривал на близкую этому тему.Парный случай...
edgar_leitan
Sep. 15th, 2014 08:36 am (UTC)
Я только сейчас, когда писал, понял, что это не имеет с подлинным отношением высокомерия ничего общего.
gomazkov
Sep. 14th, 2014 04:05 pm (UTC)
Но что-то со стороны похожее на высокомерие есть-таки - хотя бы вот в этом: "слишком хорошо, до одури и ломоты в зубах знакомое действо".
Может быть оно и "от противного", но человек, который настолько хорошо всё вокруг знает, что ему уже смертельно скучно, так или иначе производит впечатление "Онегина".)
edgar_leitan
Sep. 15th, 2014 08:45 am (UTC)
Многие люди, увы, действительно "до ломоты в зубах" предсказуемы. :( Но я давно научился со всеми держаться в обычной ситуации общения ровно и дружелюбно. Это не циничное отношение подуставшего от жизни Онегина, но доктора, к которому некоторые пациенты ходят многие годы с одними и теми же хворями, почему-то ожидая новых решений. Только докторского профессионального высокомерия тут нет. Это именно то, о чём я написал -- (как правило) понимание ситуации и нежелание (всегда) идти на поводу. Если это всё-таки "высокомерие", ну тогда, видимо, да. В моём случае это не взгляд "сверху" (высокомерие), но сбоку, со стороны, так что называть лучше как-то по-другому.
И доктору тут тоже не измениться. На каждый чих не наздравствуешься.
banshur69
Sep. 14th, 2014 06:52 pm (UTC)
Тебе придется с этим смириться и жить дальше. Знаю по себе. Меня уже в четыре года считали высокомерным. Трудно в мире людей быть котом, взирающим со шкафа.
edgar_leitan
Sep. 15th, 2014 08:52 am (UTC)
прекрасный образ! :)
Тут и кот, и шкаф :) Да, oн отделён уже просто тем, что лежит там наверху.

Кот, уютно мурлыкавший на шкафу, может в следующий момент и когтистой лапой сообразить, и хвост изогнуть дугой, и зашипеть. И забиться в самый отдалённый угол шкафа.

Я тоже привык к такому отношению с детства, но вот по-настоящему смирился не очень давно.
varrajun
Sep. 14th, 2014 09:01 pm (UTC)
Некоторые обожают обсуждать личные качества других людей. От этих обсуждений в груди растекается теплое такое чувство, как после двух-трех стопок водки) высокомерными считаются обычно те, кто не стремиться с ними собутыльничать, в прямом и переносно-метафорическом смысле))
edgar_leitan
Sep. 15th, 2014 08:57 am (UTC)
Ну, это обычные бытовые разговоры, в которых можно участвовать или нет. Я имел в виду не столько отдельные специфические ситуации, сколько типическое восприятие людьми "кота, лежащего на шкафу" в самых разных обстоятельствах.
vasia_tapkin
Sep. 15th, 2014 10:37 am (UTC)
через дырку в заросшем крапивою заборе

Насчёт - "заросшего крапивою забора" - просто отменно.
Спасибо, дорогой Эдгар, давно так не хохотал - вот уж повеселили, так повеселили.
Заметьте, Впс совершенно искренен.
И, само собой разумеется - никакого высокомерия)).



Edited at 2014-09-15 10:38 am (UTC)
edgar_leitan
Sep. 15th, 2014 07:15 pm (UTC)
Re: через дырку в заросшем крапивою заборе
Рад, что доставил радость :)
synchrozeta
Sep. 19th, 2014 12:58 pm (UTC)
Бывают ситуации, когда из альтруизма отдаёшь людям (даже не родственникам, как в Вашем случае) свои внимание, заботу, помощь на регулярной, так сказать, основе. Они рады, счастливы, потом привыкают и думают, что ты, например, "влюблена".
Для них это выглядит как взаимная дружба, а тебе тяжело (после двух лет опёки, в т.ч. материальной и скучного "дружеского общения" - за счёт своей профессии, за счёт близких). И уже реально невмоготу. Тебя уже считают за само собой разумеющееся и позволяют себе опаздывать, не извиняясь. Следующим этапом, мню, должен быть, как в ситуации с Вашими родственниками, изъявление естественного права на Ваше внимание и открывание ногой двери в Вашу комнату. Что делать, как расстаться? Заметьте, сами люди не виноваты, виновата ситуация. И Вы в этой ситуации - в позиции жертвы, потому что силы и время человека ограничены, он не может всем угодить. Итак, что же делать, чтобы не обидеть людей?
Увы, придётся применить свою манипуляцию, придумать такой кундштюк, чтобы все поняли, что Вам реально не до них. Можно, например, всё время ссылаться на срочную работу, всячески затруднять встречи и тел. разговоры ("Извините, я сейчас, к сожалению, не могу разговаривать, перезвоните мне, пожалуйста, позже", - и сразу отключайтесь).
Лично я не увидела иного пути перестать встречаться с моим вампирическим (для меня) "другом" как сообщить со многими извинениями и пенями, что мой муж тяжело болен и я всегда, когда могу, должна быть при нём. Можно сослаться на свою собственную болезнь (без подробностей, а то начнут советовать лекарства). Тем более, что часто всё это - истинная правда: мы просто больны от этих людей - хотя они-то не виноваты! Этот способ проверен и работает.

edgar_leitan
Oct. 1st, 2014 01:02 pm (UTC)
Деликатное извещение о своей занятости или нежелании общаться по каким бы то ни было причинам я не считаю манипуляцией. Последняя -- из области психологических игр, а сообщение правды в той или иной форме переводит всё в плоскость общения взрослых людей. Правда, не все это умеют и не все к этому готовы.
az_pantarei
Sep. 24th, 2014 02:58 pm (UTC)
Эйнштейн не говорил лет до 4-х, а читать стал в 7.

В то же время сейчас не редкость дети с трех лет , переписывающиеся по "емеле" с друзьями. Но...

М.пр. айкью в мире вообще упорно снижается...

Edited at 2014-09-24 04:57 pm (UTC)
az_pantarei
Sep. 24th, 2014 03:04 pm (UTC)
"Я", эго, ахамкара - естественно, без этого нет личности, вообще человека.Но общеизвестна издревле и обратная сторона: гордыня, высокомерие и т.д. Об этом издревле пишут христианине, буддисты, индуисты.

Das ist eine alte Geschte, doch bleibt sie immer neu!

edgar_leitan
Sep. 25th, 2014 04:33 pm (UTC)
Здесь речь всё-таки не об аспектах буддийской философии, но просто о бытовом восприятии. В первом случае -- без ахамкары никакая эмпирическая личность вообще невозможна (оставив будд и боддхисаттв в их Тушите или где там они сидят...), сколь бы она ни казалась приятною; но не всех называют высокомерными. Человек достаточно образованный, рефлексирующий и поэтому выбирающий слова необходимо должен казаться человеку "простому" высокомерным.
Русский Мир
Nov. 13th, 2014 06:47 am (UTC)
Походу приятель - ты накармовал немеряно. А как известно : не наказанное зло - увеличивается. Отсюда все и неудачи. Будь добрее.
edgar_leitan
Nov. 13th, 2014 10:40 am (UTC)
Вон отсюда, нацистско-гебистская дрянь!
( 44 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

April 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com