?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Мои лекции в Лейпциге

chitayu lekciyu

Отчитал наконец свой мини-курс из трёх лекционных пар в Лейпцигском университете: введение в литературу Вед, классическая санскритская литература и индийский эпос (Махабхарата и Рамаяна). Курс по индийским литературам, из коих три лекции были моими, читался для самой общей студенческой публики. Индологов из более чем сорока слушателей хорошо если было четыре-пять человек. Прошло, кажется, неплохо — это с моей точки зрения. На второй и третьей лекции я был особенно в ударе. От студентов, впрочем, слышал нарекания, что было "слишком много информации", а также "слишком много санскритских терминов".


Не знаю, как можно читать лекции по санскритской литературе, даже нефилологам, полностью исключив санскритскую терминологию, кою и я и так урезал, насколько возможно. Из положительного, что отметили, было множество рецитации наизусть санскритских стихотворных строф — для иллюстрации различных стихотворных размеров ("ни у кого такого ещё не доводилось слышать").

Ещё, из радостного: на последней лекции (по эпосу) удалось рассказать вкратце (в форме сутр) содержание всей Махабхараты, всех 18-ти парванов! И, немаловажное: доходчиво (с вычерчиванием схем на доске) объяснить хитросплетения родственных связей и родословные линии основных героев Эпоса.

doska s mahabharatoj

По теме учебного процесса, из меня крайне опечалившего: составители курса не решаются давать студентам читать подготовленные лектором дополнительные материалы (в виде залитых на специальную страницу пдф-ок) в размере более тридцати страниц на лекционную пару. И то это не "обязательное" чтение, а всего лишь опциональное! Дескать, если давать больше, то студенты испугаются и вообще ничего не будут читать. С одной стороны, я понимаю, что этот лекционный курс предназначен не для индологов-санскритистов, которых в Лейпциге вообще очень мало,но для самой разномастной публики в качестве самого общего введения. Но всё же не понимаю, как можно настолько идти на поводу у тотального поветрия — ради "демократизации" высшего образования, а также сохранения достаточного количества студентов на "экзотических" курсах превращать университет в подобие детского сада.

Получается очень интересная штука: в 19-м и даже 20-м веке, вплоть до 1990-х годов, одной из целей профессоров было выдавить как можно больше студентов с востоковедных специальностей „во тьму внешнюю“: либо естественной сложностью материала, а то и нарочитым усложнением его преподавания, либо бездарным лекторством пусть и замечательных учёных, но неталантливых педагогов (таким был, по отзывом его учеников, знаменитый буддолог Дж. Туччи, преподававший лишь то, над чем он в данный момент работал, что было ему самому интересно, при этом совершенно не заботясь, понимают ли его студенты хоть чуточку).

В последние же несколько лет, после введения болонской трёхступенчатой системы с бакалавратом, обучение в университете всё более стало походить на занятия в средней школе, с разжёвыванием и вкладыванием массы в рот, а также с постоянной оглядкой, не переутомятся ли бедные детки, если станут вдруг читать слишком много. Из элитного образования для немногих, искренне заинтересованных и способных, университетское обучение всё более становится линейным, почти что обязательным продолжением гимназии.

auditorija

Впрочем, профессор Эли Франко ободрил меня, сказав, что-де замечтельно, что я своим курс(ик)ом внёс в Лейпциг элементы жёсткой венской школы. А ведь и правда, в Вене-то моей, в славной нашей Касталии — подлинный востоковедный рай. По крайней мере пока, слава мохнатому Джатибхуте!

s eli franco

Comments

( 15 comments — Leave a comment )
rualev
Nov. 17th, 2014 03:59 am (UTC)
Ох уж эти студиозусы - везде-то они ищут лёгких знаний, чтобы быстро и без усилий, как в Макдоналдсе.
edgar_leitan
Nov. 17th, 2014 04:27 am (UTC)
Мне кажется, они везде такие (вспоминая себя...). Но в Вене, к примеру, в Институте Южной Азии имеется железная воля многих преподавателей, ломающая хребты студенческому нехочу.
rualev
Nov. 17th, 2014 04:30 am (UTC)
Приятно удивляет, что на пути профанации научного знания заслон поставили именно в Вене. По моим наблюдениям, австрийцы в целом более расслаблены и безалаберны, чем немцы.
edgar_leitan
Nov. 17th, 2014 04:35 am (UTC)
Я не буду говорить за все университеты, которые знаю лишь понаслышке. В Вене индо-тибетология -- институт (кафедра) как учрежение -- расцвела в самом начале 2000-х, после прихода конкретного завкафедрой. Немки, кстати, как и двух других ординарных профессоров-немцев. Хотя и раньше там была всемирно знаменитая научная школа. Всё зависит от конкретных руководящих лиц. А тенденция всюду одна -- сокращать и многое упразднять.
Студенты тоже все (за самым малым исключением) и везде примерно одинаковые. Лишь бы сдать экзамен, да чтоб попроще.
az_pantarei
Nov. 17th, 2014 04:18 am (UTC)
да, не тот немец стал, конзум заел? Как-то недавно обратил внимание, что в переводе на русский нет ничего существенного по философии и худ. литературе из Германии. В отличие, например, от Франции, Скандинавии и даже Польши. Философия исчезла из Германии? Парадоксально. В Вене в прошлом году я просмотрел всё, что было по философии на нем. языке ( в большом книжном магазине), и ничего современного нет, переиздание классики...
edgar_leitan
Nov. 17th, 2014 04:25 am (UTC)
Может быть, Вы просто плохо искали?
Огромное количество того, что в действительности издаётся, просто не выкладывается на полки и витрины, а напрямую заказывается в издательствах -- по-другому, чем в России.А классика именно потому и лежит, что она -- классика, и её часто покупают.


Edited at 2014-11-17 04:30 am (UTC)
az_pantarei
Nov. 17th, 2014 04:41 am (UTC)
Да нет: что же , из других стран у нас публикуют,а из Германии - нет? :))Продавцы чешут в затылке - что же у них из ФРГ. Недавно неожиданно была у нас переводчица из Германии (переводит книги с русского на немецкий) и тоже не смогла ответить,что же выдающегося сейчас у них. Дух философии и дух Гете покинул Германию.
edgar_leitan
Nov. 17th, 2014 09:51 am (UTC)
Я, честно признаться, вообще почти не читаю современной художественной литературы каких бы то ни было стран, разве что для изучения иных языков. Не интересно и не особо вдохновляет. Достаточно много есть великолепных классических образчиков, что ещё время тратить на всякую герундию?

Из самых современных, ныне много пишущих и модных, много издающихся хвилософов Германии мне называли П. Слотердийка (см. Peter Sloterdijk). Кое-что я читал. Не знаю, известен ли он в России. Потом, Вы забыли Гадамера, наверняка переводившегося на русский. Вот его я читаю с большим интересом и пользой. А умерший в конце 1970-х М. Хайдеггер тоже ведь практически наш современник, пусть и уже покойный. И ведь классик.
Так что я бы не торопился делать категорические заявки по поводу духов философии и Гёте.
az_pantarei
Nov. 17th, 2014 10:18 am (UTC)
да-да, эти философы известны. Но это уже 20 век. К 21-му что-то ничего не заметно.
А что вообще о Германии (философия, литература, культура), то ведь история такова. До 1914 она была ведущей в науке: большинство изобретений и открытий и публикации о всех в мире. Потом война,потом 20-е гг, потом Гитлер, а около 1945 в дополнение ко всему немецких ученых растащили по разным странам, особенно в США (делать Бомбу на Манхеттене). А теперь - экономические проблемы и "понаехавшие". Так что снижение научно-культурного уровня в течение 20-21вв. очевидно.
livejournal
Nov. 17th, 2014 04:19 am (UTC)
Мои лекции в Лейпциге
Пользователь az_pantarei сослался на вашу запись в своей записи «Мои лекции в Лейпциге» в контексте: [...] Оригинал взят у в Мои лекции в Лейпциге [...]
m_gluk
Nov. 17th, 2014 10:57 am (UTC)
С интересом почитал бы толковую аналитику по Махабхарате с генеалогическими схемами, картами и обстоятельными объяснениями обычаев, обрядов и сути всей этой истории с точки зрения людей и богов. Такое существует на русском или английском?
edgar_leitan
Nov. 17th, 2014 11:03 am (UTC)
По-английски лучше всего книга Дж. Брокингтона: J. Brockington, The Sanskrit Epics. К сожалению, стоит бешеных денег: http://www.amazon.com/Sanskrit-Handbuch-Orientalistik-Zweite-Abteilung/dp/9004102604

Есть хороший обзор в Бриллевской Brill's Encyclopedia of Hinduism: http://www.brill.com/publications/brills-encyclopedia-hinduism

Насчёт схем не знаю: я всё составлял сам, исходя из текстов.
m_gluk
Nov. 17th, 2014 12:48 pm (UTC)
Спасибо за ссылки )
m_gluk
Nov. 17th, 2014 04:22 pm (UTC)
Нда, за такие деньги не скоро соберусь купить... Может Вы книжку напишете? Я бы купил ))
edgar_leitan
Nov. 17th, 2014 04:27 pm (UTC)
Могу Вам прислать оба текста (книжку Брокингтона и статью о Махабхарате-Рамаяне) в виде пдф-ок, если скинете свой мэйл. :))
Лучше, наверное, в личку.
( 15 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

August 2018
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com