?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

vazhnyj sadhu

В отличие от историков европейских Средних веков, в распоряжении которых обычно имеются исторические документальные акты, связанные с различными типами монашеской жизни, их социальными институтами и нормативными текстами (уставами, обычаями-Consuetudines и установлениями/конституциями), а также возможностью довольно точной их исторической атрибуции, у индолога наблюдается совсем иная картина. В доклассической и классической Индии, согласно известным брахманическим текстам, существовало два социальных "института трансценденции", то есть институционализированного аскетизма, конечное целеполагание которых — преодоление рамок социальной имманентности, заданных повседневной вовлечённостью "дваждырождённого" индивида в рутинную брахманическую ритуалистику, достижение по смерти потусторонних божественных миров и конечное освобождение.


Эти социальные институты сооветствуют 3-й и 4-й ашрамам (āśrama) семантической системы брахманической нормативноcти "варна-ашрама-дхарма": varṇāśramadharma (на ранних этапах — явно опциональным инвариантам выбора стиля жизни, а на более поздних этапах брахманической институционализации — последовательным ступеням жизненных стилей): ванапрастха/(вайкханаса)/ванавасин — "лесной житель" или "пустынник", и париврат/паривраджака/яти/бхикшу(ка)/санньясин — "перипатетик, странник, бродячий, нищенствующий аскет, отреченец/отречник".

При этом нельзя забывать, что оба эти инварианта стиля жизни (3-я и 4-ая ашрамы) представляют собой более позднюю (начинающуюся в периоды компиляции Дхармасутр (3-2 вв. до н. э.) и более обширных и [чуть] более поздних Дхармашастр) брахманическую интеграцию — социальную и текстологическую — новых дотоле стилей жизни разного рода аскетов, об истинном историческом происхождении которых исследователю приходится лишь строить гипотезы или вовсе просто высказывать догадки.

Говоря крайне упрощённо, "лесные жители-пустынники" представляются историческим продолжением ведических ритуалистов-спецов, удалившихся в леса, подобно их древним примерам для подражания — ведическим провидцам-риши, с целью углублённого практикования определённого типа тайных ритуалов, требующих разного рода сопутствующих аскетических практик и частичной интернализации ритуалов.

Бродячие бездомные аскеты, именуемые в более ранних текстах "яти" (аскетами), "паривражака"(ми) (бродягами) или "бхикшука"(ми) (нищенствующими), а в более поздних схоластических трактатах-нибандхах (ок. 12 в. н. э.) или уже в достаточно ранних Санньяса-Упанишадах — "санньясин"-ами (отречниками), канонизированные в брахманической нормативной текстологии как 4-ая, последняя ашрама (этап индивидуальной жизни), представляют собой, вероятно, брахманическую интеграцию изначально небрахманических, неортодоксальных аскетов-шраманов, с которыми, вероятно, встречался и исторический Будда, возникших в древней Индии в т. н. "осевое время" (говоря словами К. Ясперса), где-то около 6-5 вв. но н. э. Об этой ортодоксально-брахманической институционализации "дикого" аскетизма говорят более ранние исследователи. Впрочем, иные теории говорят об изначальной вписанности представителей "четвёртой ашрамы" в парадигму ведического брахманизма.

beregovoj sadhu

У обоих этих социальных институтов целеполагание, судя по текстам, совершенно различно: ванапрастхи стремятся к потусторонним небесным мирам (как брахмалока и т. д.), они практикуют аскезу-тапас, в результате чего нередко получают сверхъестественные магические силы и способности. Санньясины стремятся к конечному освобождению ([vi]mokṣa/mukti) из пут сансары (круговерти бытия), а также к обретению глубоких знаний (гносиса: jñāna), ведущих к такому освобождению.

В распоряжении исследователя-индолога нет никакого подобия опубликованных (или даже неопубликованных, но хотя бы известных) исторических документов, свидетельствующих о реальных обычаях и стиле жизни этих индийских аскетов древности, а также историческом присхождении тех или иных социальных институтов. Прошлые и нынешние исследователи высказывают на этот счёт зачастую разные, противоречивые точки зрения: назовём здесь Хеестермана, Бронкхорста, Оливелля, Шпрокхофа и др. Всё, что остаётся индологу — это как рутинное изучение собственно языковых особенностей, интертекстуальности и проч., так и созданных с помощью нормативных (разного уровня нормативности) и описательных текстов символических "миров" древнеиндийских аскетов — их инвариантов и вариативности — с использованием различных методологий, при этом собственно филологическое исследование особенностей санскритских памятников является далеко не единственным путём. Перспективны исследования институционализации, символизма и ритуализма, а также перформативности в самом широком смысле.
<…>

[Данный набросок — окказиональная попытка сформулировать по-русски некоторые из мыслей, спонтанно возникших у меня пару месяцев назад при работе над диссертацией. Ничего более подробного написать так и не получилось, так как львиную долю времени и усилий отнимает работа по чтению и анализу результатов исследований коллег в прошлом и настоящем, изучению санскритских источников и формулированию собственных идей в формальных рамках диссертации (работа пишется по-немецки).

И тем не менее, жалко было данные несколько абзацев отправлять в шеол для исправно горящих рукописей. Вдруг кому-то из русскоязычных читателей эти записки покажутся достойными хотя бы мимолётного внимания? Поэтому, несмотря на их "сырой" характер, решил их опубликовать в своём ЖЖ. Тем же, кто темой древнеиндийских аскетов заинтересуется всерьёз, придётся читать мой докторат на немецком, когда он будет написан (sub conditione Jacobea!).]

gangasadhu

Comments

( 57 comments — Leave a comment )
buksartis
Jan. 7th, 2015 08:24 am (UTC)
Так как ничево в этом не понимаю, могу поделится только молвой домохозяек. Один кореш, который несколько раз там бывал (увлекся учением Сай-Бабы) рассказывал, что средняя продолжительность жизни этих аскетов около 40 лет, а те седые старики, которые позируют туристам, в основном парни лет 30, просто довели образом жизни организм до стремительного старения. Верить?

P.S.
Вопрос. На латышском в женских порталах пишут "Ajūrvēda", "Ājūrvēda" и т.д. (очень популярные всякие аюрведические кухни, иоги и каланетики - вобшем всякая всячине с прибавкой "аюрведическое"ж хотя по моему это по обьему не слишком толстая книжка о правильном выполнении ритуалов). А Виктор Ивбулис это слово произносит как "Jadžurvēda". Как Вы думаете правильней произносить/писать это слово по латышски?
az_pantarei
Jan. 7th, 2015 09:06 am (UTC)
есть же данные биографий. Жизнь - разная, Абхедананда жил,кажется, около 90 или больше лет.

И причем здесь продолжительность жизни? Ее ценность измеряется СДЕЛАННЫМ. Шанкара жил лет сорок, Алексадр Македонский не дожил до сорока, то же - Пушкин, Лермонтов и т.д.
(no subject) - edgar_leitan - Jan. 7th, 2015 09:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - buksartis - Jan. 9th, 2015 09:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jan. 9th, 2015 09:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - buksartis - Jan. 9th, 2015 11:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - buksartis - Jan. 9th, 2015 11:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jan. 10th, 2015 11:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - buksartis - Jan. 15th, 2015 02:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jan. 21st, 2015 10:47 am (UTC) - Expand
az_pantarei
Jan. 7th, 2015 09:07 am (UTC)
по касательной к теме
археологи и филологи :)))

hvd

"Археологи, как известно, в языках не очень сведущи. Филологи всегда над ними подсмеиваются за это.
Вот такой анекдот. Копали где-то в северном причерноморье. То ли в Ольвии, то ли в Херсонесе. И нашли храм небольшой. Сначала непонятно было, кому посвящен храм, а потом, на одной из колонн, нашли надпись: ΟΥΧΕΣΑ.
Вроде, среди олимпийских богов никакой Ухэсы нет. Да и вообще, нигде она не встречается. Поэтому, археологи решили, что нашли храм какой-то местной богини Ухэсы. Таврской, не иначе. Но мы ведь ничего не знаем про тавричских местных богинь.

По этому поводу сделали доклад в Эрмитаже. На доклад пришел Никита Шебалин, замечательный эллинист с филологического факультета. Когда доклад начался, Никита Виссарионович сватился за живот, потом упал под стол, а когда его достали оттуда, он объяснил, что ΟΥ ΧΕΣΑ значит по-гречески - "не отливать". Т.е., "не мочиться"."

------------------

НЕПЛОХАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ, КАК ФАКТ (СЛОВО) МОЖНО ИНТЕРПРЕТИРОВАТЬ СОВЕРШЕННО ФАНТАСТИЧЕСКИМ ОБРАЗОМ...
edgar_leitan
Jan. 7th, 2015 09:25 am (UTC)
Re: по касательной к теме
Замечательная история! :)))
az_pantarei
Jan. 7th, 2015 09:12 am (UTC)
А.ЗАЛИЗНЯК (из речи при вручении премии)
Мне хотелось бы высказаться в защиту двух простейших идей, которые прежде считались очевидными и даже просто банальными, а теперь звучат очень немодно:

1) Истина существует, и целью науки является её поиск.

2) В любом обсуждаемом вопросе профессионал (если он действительно профессионал, а не просто носитель казённых титулов) в нормальном случае более прав, чем дилетант.

Им противостоят положения, ныне гораздо более модные:

1) Истины не существует, существует лишь множество мнений (или, говоря языком постмодернизма, множество текстов).

2) По любому вопросу ничьё мнение не весит больше, чем мнение кого-то иного. Девочка-пятиклассница имеет мнение, что Дарвин неправ, и хороший тон состоит в том, чтобы подавать этот факт как серьёзный вызов биологической науке.

Это поветрие — уже не чисто российское, оно ощущается и во всём западном мире. Но в России оно заметно усилено ситуацией постсоветского идеологического вакуума.

Источники этих ныне модных положений ясны:

• действительно, существуют аспекты мироустройства, где истина скрыта и, быть может, недостижима;

• действительно, бывают случаи, когда непрофессионал оказывается прав, а все профессионалы заблуждаются.

Капитальный сдвиг состоит в том, что эти ситуации воспринимаются не как редкие и исключительные, каковы они в действительности, а как всеобщие и обычные.
edgar_leitan
Jan. 7th, 2015 09:29 am (UTC)
Re: А.ЗАЛИЗНЯК (из речи при вручении премии)
Не очень уверен, к тому ли посту попал этот Ваш комментарий. Где я спорю против научного поиска истины? Всё приведённое -- легитимные объекты научного исследования и вполне научные методы. Так что возражения не ко мне.
az_pantarei
Jan. 7th, 2015 09:14 am (UTC)
отрывок из Речи А.Зализняка - против логических вольностей и фантазий.
m_gluk
Jan. 7th, 2015 10:07 am (UTC)
Интересная тема. Я так понимаю, что разные традиции приводят к разным результатам. Хотел узнать, различают ли в традициях индийского аскетизма достижение святости и достижение просветления?
edgar_leitan
Jan. 7th, 2015 10:14 am (UTC)
Надо сначала выяснить, что понимать под "святостью". Всё-таки это наш европейский термин, или шире -- из христианского культурного Универсума.
Это очень непростая тема, так как здесь сталкиваются два подхода к материалу: этический (etic), т. е. взгляд стороннего наблюдателя из чуждого культурного ареала, и эмический (emic), т. е, взгляд изнутри традиции. Всё это требует сложной герменевтической работы.

О "просветлении", строго говоря, в индийских аскетических традициях вообще не говорится. Буддисты говорят о "пробуждении" (buddhi), а аскеты-санньясины/паривраджаки из брахманических традиций -- об "освобождении" (mukti).
m_gluk
Jan. 7th, 2015 10:40 am (UTC)
Да, конечно. Я ни в коей мере не специалист в индуистских и буддистских традициях. Мне кажется есть существенная разница между путем святости /примем этот термин/ когда человек достигает гармонии с миром, видя в нем проявление божественного, наполняя этот божественный мир своей любовью и путем просветления, когда человек в результате длительной практики осознает, что то, что мы называем миром есть лишь результат весьма ограниченной и искаженной интерпретации неких чувственных сигналов нашим сознанием. Оба пути "расширяют сознание" /простите за профанический термин/ но очень по-разному. "Освобождение" и "пробуждение", как я понимаю, это этапы пути просветления, а не святости.

Да, я знаю, что у меня каша в голове ))
edgar_leitan
Jan. 7th, 2015 11:04 am (UTC)
Такая "каша" не до конца прояснённых понятий в головах у большинства неспециалистов, не занимавшихся длительное время тем или иным вопросом углублённо, так что ничего в этом страшного нет.
Нет", "освобождение" [mokṣa/(vi)mukti] -- это именно конечная цель санньясинов. Термина "пробуждение/просветление" я НИГДЕ в этой связи не находил. :) "Пробуждение" [buddhi] как конечная сотериологическая цель -- это proprium буддистов.

"Расширение сознания" -- это тоже фраза, выдуманная, по всей видимости, современными западными эзотериками. Мне неизвестно из всего множества санскритских текстов ничего, напоминающего эту концепцию "расширения".

Означенный Вами "путь святости" аналогичен индуисткой концепции "bhakti". Человека (обычно аскета, неважно, из какой конкретно традиции), углублённо посвятившего свою жизнь духовной практике ("йога" в самом широком смысле), обычно называют "садху", то есть "добрый/хороший (человек)", что свободнее можно перевести, как "святой". С другой стороны, "святые" в христианском понимании далеко не всегда стремятся к гармонии, так как она принципиально невозможна с падшим миром. "Гармонии" можно достигнуть лишь в будущей basileia tou theou, в эсхатологическом "Царствии Божием". Христианский подвижник в Уставе св. Бенедикта, например, именуется "воином", сражающимся в "милиции Христовой", то есть в "воинстве Христовом". Речь о неустанной духовной брани, а о "гармонии" не говорится в монашеском уставе нигде.

Впрочем, вся эта тема ещё гораздо сложнее :)
(no subject) - m_gluk - Jan. 7th, 2015 11:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - prostopop - Jan. 7th, 2015 08:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jan. 7th, 2015 10:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - prostopop - Jan. 8th, 2015 05:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jan. 8th, 2015 09:50 am (UTC) - Expand
prostopop
Jan. 7th, 2015 10:48 am (UTC)
Отшельники ведь учат молодежь там, да? То есть включены в социум. Я бы с сомнением назвал школьного учителя отшельником. :)
edgar_leitan
Jan. 7th, 2015 11:10 am (UTC)
Аскеты-санньясины характеризуются радикальным выходом из социума. Именно поэтому возможно говорить о "социальнх институтах транценденции". При этом парадоксальным образом они создают свой, альтернативный.
Учительство аскетов принципиально того же рода, что и у раннехристианских пустынников. Ищущие религиозного пути сами приходят к ним для духовных наставлений.

Я ничего не слышал о работе санньясинов учителями-предметниками в современных индийских колледжах. Это противоречило бы и духу, и букве санньясы.
(no subject) - prostopop - Jan. 7th, 2015 07:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jan. 7th, 2015 10:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - prostopop - Jan. 8th, 2015 05:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jan. 8th, 2015 03:27 pm (UTC) - Expand
buddhistmind
Jan. 7th, 2015 05:39 pm (UTC)
Прочитаю внимательно позже.

В первую очередь возникает вопрос: Вы читали Дюмона и Хистермана (те класс. работы, о кот. идёт речь, и моветон называть полностью)? Второй вопрос: довольно убедительно в последнее время было продемонстрировано (доказано, я бы сказал), что варнашрамская система грихья-, шраута-, дхарма- и прочих сутр и шастр не отражают реальность. Это только модель "властного брахманско-кшатрийского центра" (там, тогда и в той форме, в которой оные существовали и складывались). Реальность же была совсем другой, в игре участвовали и другие центры силы и системы. А общая картина аскетизма\религ.фанатизма (всегда) была похожа на современную индийскую (где никаких ванапрастх(инов), например, нет).

Edited at 2015-01-07 05:40 pm (UTC)
edgar_leitan
Jan. 7th, 2015 06:07 pm (UTC)
Разумеется, всё это, как и указынные работы и авторы, мне известно. Именно поэтому нельзя говорить об изучении исторической реальности, но Imaginarium-a, т. е. нормативных брахманических конструкций, с одной стороны, и художественных описаний -- с другой. Чем я, собственно, и занимаюсь.
Кстати, не "Хистерман", а "Хеестерман". Он голландец. Я знавал его лично.
(no subject) - buddhistmind - Jan. 7th, 2015 08:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jan. 7th, 2015 10:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - buddhistmind - Jan. 7th, 2015 11:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jan. 8th, 2015 12:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sujanasi - Jan. 8th, 2015 01:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jan. 8th, 2015 03:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - buddhistmind - Jan. 8th, 2015 01:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jan. 8th, 2015 03:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - buddhistmind - Jan. 10th, 2015 08:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - buddhistmind - Jan. 10th, 2015 08:40 pm (UTC) - Expand
sujanasi
Jan. 7th, 2015 06:39 pm (UTC)
Если следовать идее Бронкхорста о неведийских истоках идеи освобождения, тогда получается, что ванапрастха находится еще в русле ведийского миропонимания, а санниясин скорее следует шраманским доктринам? Как Вы в целом относитесь в "Великой Магадхе"?
А Оливелл что считает? Как-то мне, кроме перевода Упанишад, не попадалось его трудов...
edgar_leitan
Jan. 7th, 2015 06:53 pm (UTC)
Да, так именно и получается согласно Бронкхорсту. Похоже думает и Хеестерман. Оливелль им возражает, насколько я понимаю; он очень много на эти темы всего понаписал. О "ведийскости" санньясы пишет и Шпрокхофф. Хотя там всё очень сложно и не совсем мне пока понятно, т. к. противоречиво. Постепенно пытаюсь разобраться, в том числе на основе изучения санскр. текстов. Об этом, вероятно, и будет написано в моей работе.
(no subject) - edgar_leitan - Jan. 7th, 2015 10:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jan. 8th, 2015 12:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sujanasi - Jan. 8th, 2015 12:57 pm (UTC) - Expand
karamzin
Jan. 7th, 2015 11:24 pm (UTC)
Очень интересная тема, да.
Всегда хотел понять, кем были те парни, у которых Шакьямуни учился медитации в период отшельничества.
edgar_leitan
Jan. 8th, 2015 09:47 am (UTC)
Шраманы. Довольно непонятные парни-экспериментаторы, и на их происхождение существуют разные точки зрения.
(no subject) - karamzin - Jan. 9th, 2015 01:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jan. 9th, 2015 10:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - karamzin - Jan. 10th, 2015 12:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jan. 10th, 2015 11:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jan. 8th, 2015 12:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - karamzin - Jan. 9th, 2015 01:46 am (UTC) - Expand
alkanaftpirovic
Jan. 13th, 2015 12:40 pm (UTC)
Самый интересный момент вот он:
"скезу-тапас, в результате чего нередко получают сверхъестественные магические силы и способности"

а что об этом есть, желательно с христианской точки зрения?
edgar_leitan
Jan. 16th, 2015 03:42 pm (UTC)
Насколько я знаю, с "христианской точки зрения" об этом вообще ничего нет; имеются лишь отдельные индологические исследования, но их очень немного. Я сейчас как раз работаю в том числе и над этой темой в своей диссертации, но там будет систематическое религиоведческое сопоставление нормативных концепций, а не богословское их осмысление как таковое.
( 57 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com