?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Помимо общего нынешнего состояния академической образованности, отсутствиe в России интереса к профессионализму как специфическому "знаку качества" работника умственного труда (интеллектуала), возможно, обусловленo какими-то не очень понятными мне культурными предпосылками. Могу здесь лишь предполагать. По моим наблюдениям, не претендующим на законченность, одной из причин такого непрофессионализма является хроническое отсутствие культуры академического ученичества, подразумевающего смиренное обучение в течение долгого времени у признанного профи своего дела. Хоть санскриту и тибетскому, хоть шумерскому и аккадскому языкам, хоть русскому стиховедению. В России всякий традиционно метит в гении, потому что ниже гения — как бы и не совсем прилично. Ну или по крайней мере чрезвычайно скучно.


В интеллектуальной, а особенно интеллигентской среде cуществует запрос на всеохватные решения вселенских же проблем. Людям невдомёк, что в науке (тем более в таких "скучных" науках, как востоковедческая филология и источниковедение, неважно в какой конкретно области) решаются не вселенско-глобальные, а всегда партикулярные, конкретные проблемы, и что эти решения верифицируемы, но не тайными посвящениями и мистическим опытом, а научными методами и скрупулёзной интерпретацией источников.

Всякий человек с гуманитарными склонностями в России без раздумий берётся рассуждать обо всём на свете. Я имею здесь в виду не политику, так или иначе касающуюся всех нас. Для подтверждения своих "гениальных" прозрений наперебой цитирутся Конфуций, китайская Книга Перемен, мудрецы древней Индии, арабские или персидские суфии, Л. Н. Гумилёв с его вздорными теориями, буддийские мыслители — все, разумееся, в русских переводах. Разговор с такими всезнайками бывает очень утомителен. Помимо того, что у них обычно отсутствует понимание границ своего знания, нередко отсутствует и самая элементарная учтивость и доброжелательность к собеседнику (то, что в быту называется "культурностью"), а также осторожность в суждениях.

Западные интеллектуалы в качестве собеседников, хоть и бывают скучноваты как всякие педанты, хорошо осознающие свои границы, способны намного сильнее стимулировать своего собеседника в умственном отношении. Русский собеседник своими экстравагантыми идеями и эскападами может скорее подтолкнуть к художественному творчеству. Логические связи и верность мелким, нередко противоречивым фактам, сам интерес к ним — его отнюдь не самая сильная сторона.

Из предисловия к изданному профессором В. Емельяновым (banshur69) сборнику переводов древневосточных текстов К. Шилейко (к сожалению, у меня нет сейчас этой книги под рукой, поэтому в изложении моих фактов могут быть неточности) я узнал, что талантливый студент-востоковед просидел то ли на втором, то ли на третьем курсе два или три года, а потом был отчислен из университета за неуплату, так и не закончив полного курса.

Его собеседниками по переписке были светила европейской ассириологии, и с ними он переписывался соответственно по-немецки и по-французски. Когда учёный француз крайне деликатно указал ему на неправильность упоребления какого-то то ли артикля, то ли оборота, Шилейко совершенно по-детски обиделся и перестал сообщаться с этим именитым коллегой. Всё это подтверждает моё первоначальное предположение: русскому всегда непременно хочется самому быть гением, и не втайне, но чтобы его и другие считали таким, для которого любая ошибка — своя или коллеги — совершенно нестерпима.

Ещё один пример самостилизации русского гения — философ Владимир Соловьёв. У кого-то из его биографов я как-то вычитал, что он уже в 22 или 23 года "превзошёл всех профессоров Духовной Академии, своих учителей", возле которой проживал (? кажется так), готовя свою диссертацию. Я хорошо представляю себе этакого совершенно невозможного двадцатисчемтолетнего угрюмого бородатого зануду-невротика, постоянно спорящего со своими учителями. Хотя, может быть, в той среде и вправду были такие преподаватели? Ну и длиннющая борода пророка (другой типичный российский topos), дополняющая прочую атрибутику.

Другой пример типичного русского гения (хотя он и был евреем) — трагически и рано погибший в эмиграции в Бостоне философ Зильберман, приятель другого русского еврея, мыслителя А. М. Пятигорского. Вначале у знаменитого Б. Л. Смирнова (переводчика Бхагавадгиты и отдельных текстов Махабхараты), а потом практически самоучкой изучает санскрит и довольно скоро берётся высказывать глобальные, обобщённые суждения об индийской философии, пренебрегая конкретными историческими фактами, как и всякий философ. Кроме того, и глубина его знаний санскрита и написанной на нём литературы вызывает у меня сомнение. Ключевое слово здесь — самоучка. В России, по отсутствию во многих областях гуманитарного знания стабильных научных школ, полно самоучек, считающих себя гениями. Спокойная дискуссия с ними практически невозможна, ибо какая дискуссия может быть с гением?

Отсюда столь типичное, наблюдаемое мной в Сети высокомерие многих русских гуманитариев, у некоторых скоро переходящее в открытое хамство и выражающееся в типичной интеллигентской жлобской риторике презрения и уничижения собеседника ("мне вас жаль", "ваше образование оставляет желать много лучшего", "вы не знаете самых элементарных вещей", дурацкое сетевое "учите матчасть" и т. п.).

Несколько лет назад в Вене, когда я преподавал санскрит, у меня в классе сидел один русский юноша-информатик и математик, также считавший себя не только гением, но, что гораздо хуже — человеком высокодуховным. В санскрите он был самым слабым из всех порядка тридцати студентов. Положительную оценку (самую низкую из них, "достаточно", то есть что-то вроде тройки с минусом, я по человеколюбию ему подарил). Это не мешало ему огульно критиковать "западную систему филологичeского образования". Помню, что я после занятий пробовал с ним беседовать, чисто из этнографически-антропологичского любопытства (меня интересует сектантское мышление). Также помню, насколько это было тоскливо и безнадёжно. Как "гениям", так и особенно людям "духовным" доказать ничего невозможно. Люди такого психотипа не умеют быть учениками, но сразу метят в учителя. И если в философии, которая есть не наука, но своего рода творчество, это и может довольно успешно пройти, то в области гуманитарных наук* избыток субъектов, считающих себя гениями, порождает социальный дискурс, отрицающий необходимость длительного ученичества, а также отношение, окружающее такое ученичествo ореолом ценности.

Профессионал своего дела, добротный "ремесленник" (наука — это тоже рукомесло, пусть и в метафорическом смысле), не считающий себя носителем совести нации и одержимым Духом Божиим пророком, для русского скучен, ему интересен краснобай, красиво рисующий великие перспективы. Отсюда повальное увлечение теориями Льва Гумилёва или — хуже того — Дугина. Профессионалы, понимающие, что в наше время у науки "нет отечества", и что гордое выражение "отечественная наука" звучит ныне признанием в провинциализме, остаются в презираемом меньшинстве, не будучи востребованными политической и идеологической конъюнктурой.

[*Про состояние природоведческих и точных наук в России рассуждать не решаюсь, поскольку ушёл из одной из своих ранних виртуальностей — биологии и химии — очень давно, и не слежу с тех пор за положением дел в этих областях по недостатку времени]

Comments

( 84 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
nazlo_vsemu
Feb. 26th, 2015 01:12 am (UTC)
Хи-хи!
По-моему,я даже знаю,кто Ваша муза,"вдохновившая" Вас на этот текст.

А ведь он так перекликается с тем,который я сейчас читаю.
Эдгар,я хочу Вам его порекомендовать.Он очень длинный,я прочитала только половину,но мне он очень понравился...
http://hvylya.net/analytics/society/dzhazovaya-improvizatsiya-na-temu-sovremennogo-korporativizma.html

А Ваш текст забираю к себе.
Спасибо! Как жаль,что в последнее время Вы так редко пишете...
edgar_leitan
Feb. 26th, 2015 01:47 am (UTC)
То, что Вы имели в виду, это не муза, а просто импульс подумать :)

Насчёт редкости писания -- тут три основные причины:

Во-первых, очень много душевных сил съедает диссертация "на два фронта" (то есть по двум специальностям) и на два университета, которую необходимо будет сдать вовремя, а также занятие попутно Wissenschaftsmanagment (организация научной конференции, участие во всяких заседаниях и workshops института и т. п.).

В-вторых, что-то я стал к ЖЖ относиться слишком серьёзно. Вот в FB можно накропать пару строчек (краткий комментарий), и будет. А тут это вроде как не comme il faut. Наверное, к ЖЖ надо бы относиться попроще. Но политических споров мне достаточно в ФБ, сюда не очень бы хотелось их переносить, да и бороться со всякими идиотами или просто идейными оппонентами мне надоело. И времени нет на них, и желания, потому как абсолютно бесполезно. Бессмысленно, потому что мнение других людей ни за что не изменишь, можно лишь в лучшем случае принять его к сведению. Однако если оно меня раздражает или пугает, то и к сведению я ничего такого не хочу принимать. Пуcть себе ступают с Богом!

В третьих, уже целый год борюсь с упорным нежеланием, страшным внутренним сопротивлением писать по-русски. О причинах Вы, наверное, догадываетесь... Я понимаю, что сам по себе язык тут вроде как не при чём, но всё же, но всё же... Мир стал иным, и я изменился. Однако, несмотря на всё, пока что решил ещё не ликвидировать свой ЖЖ. Вдруг в России остались ещё нормальные, разумные люди? -- слаабая такая надежда пока теплится. Да и читают меня вроде бы не только в РФ.

Edited at 2015-02-26 01:54 am (UTC)
(no subject) - const_bts - Feb. 26th, 2015 03:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Feb. 26th, 2015 04:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - nazlo_vsemu - Feb. 26th, 2015 10:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Feb. 27th, 2015 03:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - quaeritans - Feb. 26th, 2015 07:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Feb. 26th, 2015 10:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - quaeritans - Feb. 26th, 2015 11:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Feb. 26th, 2015 02:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nlzo - Feb. 26th, 2015 10:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Feb. 26th, 2015 11:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - nlzo - Feb. 26th, 2015 11:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Feb. 26th, 2015 02:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nlzo - Feb. 27th, 2015 09:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Feb. 27th, 2015 03:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nlzo - Feb. 26th, 2015 11:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Feb. 26th, 2015 02:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nlzo - Feb. 27th, 2015 09:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Feb. 27th, 2015 03:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nlzo - Feb. 26th, 2015 11:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - nlzo - Feb. 26th, 2015 12:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Feb. 26th, 2015 02:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nlzo - Feb. 26th, 2015 11:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - nazlo_vsemu - Feb. 26th, 2015 10:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Feb. 27th, 2015 04:05 pm (UTC) - Expand
livejournal
Feb. 26th, 2015 01:13 am (UTC)
Полунощные мысли об интеллектуальной культуре
Пользователь nazlo_vsemu сослался на вашу запись в своей записи «Полунощные мысли об интеллектуальной культуре » в контексте: [...] Оригинал взят у в Полунощные мысли об интеллектуальной культуре [...]
mikeura
Feb. 26th, 2015 01:48 am (UTC)
Кажется, это Мамардашвили говорил, - в России надо быть гением или ты никто.
edgar_leitan
Feb. 26th, 2015 01:50 am (UTC)
Возможно. Но у меня это глубоко личное наблюдение и вывод. Впрочем, я очень высоко ценю Мамардашвили, и тем важнее для меня это согласие с мыслителем.
(no subject) - lavrentevdv - Feb. 26th, 2015 08:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Feb. 26th, 2015 10:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - lavrentevdv - Feb. 26th, 2015 11:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Feb. 26th, 2015 02:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nazlo_vsemu - Feb. 26th, 2015 10:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Feb. 27th, 2015 04:08 pm (UTC) - Expand
varrajun
Feb. 26th, 2015 01:51 am (UTC)
Очень хорошо рубанули. Знаешь, что хорошо написано, когда в некоторых моментах видишь себя, но не злишься, а киваешь. Я, правда, не ученый и, надеюсь, даже не будущий, но повадки гнилого гуманитария перенимаются очень быстро... а теперь вот избавляйся от них.

Особенно мне понравилось про ученичество. А ведь при более тесном отношении между обучающим и обучающимся, многие проблемы могли бы улетучиться. Как ни как, тесное общение это своего рода воспитание.

Я вот лично себе честно признался, что способностей, а точнее воли, к тому, чтобы быть ученым у меня нет. Многие признаваться в этом не хотят, а потом ведут какую-то непонятную жизнь в полу-сне. Я просто понял, заниматься наукой это не быть заинтересованным в той или иной сфере, но это еще и праксис. Если человек не готов к именно праксису, то лучше просто читать умные книжки тех, кто готов.

Тут я еще думаю проблема в том, что существует какая-то пропасть между жизнью интеллектуалов и жизнью всех остальных. Мол, если тебе интересно востоковедние или классическая филология, то ты непременно должен пойти в эти сферы, иначе останешься "со всеми остальными". Можно любить рыбалку, не будучи рыбаком, но среди молодых почему-то нельзя любить науку, не будучи ученым.
edgar_leitan
Feb. 26th, 2015 02:05 am (UTC)
То, что Вы здесь назвали волей, я называю мотивацией. Ко мне она пришла далеко не сразу, а постепенно. Просто так поступенчато сложилось в течение ряда лет, что я стал наукой зарабатывать себе кипеечку на проживание, а в шофёры или в продавцы идти совершенно не хотелось. Если бы в этой области не сложилось, то и науки бы никакой не было. То есть, помимо мотивации с её динамикой, здесь ещё и игра случая. Но мой пример здесь совершенно нетипичен.
Именно оттого, что я очень много лет занимался всеми этими штуками в совершенно необязательном порядке, из чисто платонического интереса, совершенно не будучи уверен, закончу ли когда-либо свои курсы формально, то и выдалось мне на ученичество чрезвычайно долгое время, и учителя попались великолепные. Посему я хорошо знаю, что такое "долговременное смиренное обучение", и не могу сочувствовать торопыгам и скороспелкам. :)
(no subject) - varrajun - Feb. 26th, 2015 02:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Feb. 26th, 2015 02:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - varrajun - Feb. 26th, 2015 02:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Feb. 26th, 2015 02:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - varrajun - Feb. 26th, 2015 02:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Feb. 26th, 2015 02:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - varrajun - Feb. 26th, 2015 03:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Feb. 26th, 2015 03:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - varrajun - Feb. 26th, 2015 03:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Feb. 26th, 2015 04:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - varrajun - Feb. 26th, 2015 01:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Feb. 26th, 2015 01:59 pm (UTC) - Expand
evgknyaginin
Feb. 26th, 2015 07:46 am (UTC)
"русскому всегда непременно хочется самому быть гением, и не втайне, но чтобы его и другие считали таким"

На мой взгляд, не совсем так. Русский совершенно убежден, что за ним правда, оттого и высказывается столь безапелляционно.
Кстати, вы, по-видимому, русский, так как не лишены этого свойства. Во всяком случае, ваше замечание о том, что философия "есть не наука, но своего рода творчество" об этом свидетельствует.
edgar_leitan
Feb. 26th, 2015 10:53 am (UTC)
Каюсь, формулировка насчёт философии как творчества принадлежит не мне, но одному другу из Питера, профессору--древневосточнику. Но я с ней в целом согласен. Да, творчество, только относящеся не к художественной области, но сфере мышления.
Как штатный зануда (поскольку филолог) вынужден буду, слегка оправдываясь, подчеркнуть, что в этих своих записках нет возможности подробно объяснять какие-то свои положения, давать ссылки и т. п. Во-вторых, я никогда на своих особо интерпретациях не настаиваю.
Но если совсем вкратце: науки требуют знания множества отдельных фактов, они внимательны к каждой отдельной мелочи, коллекционируют и комментируют их. Например, к фактическому отступлению от намеченных мыслию схем. Факты, не укладывающиеся в рамки концептуализации и широких обобщений, раздражают философа или вообще им не учитываются. Философ обычно создаёт систему, а чрезмерная мозаика разнородных фактов ему мешает.
Кое-что знаю из своей востоковедной области. Примеры философов, наговоривших/понаписавших об Индии много чепухи, поскольку многих фактов не знали или пренебрегали ими: Гегель в довольно далёком прошлом и упомянутый мною бостонец Зильберман в прошлом не столь отдалённом.
catta
Feb. 26th, 2015 08:00 am (UTC)
Это чертовски верно, и, как мне кажется, не только для гуманитарных наук. Хуже всего когда в себе замечешь, как желание выпендриться на диво окружающим подавляет желание всерьез что-то проработать.
edgar_leitan
Feb. 26th, 2015 10:40 am (UTC)
По-моему, в естественных и точных науках подготовленному неспециалисту гораздо легче заметить этот "выпендрёж" и "понты", чем в каком-нибудь литературоведении или, к примеру, современной истории или философии. В sciences надо знать формулы и всё такое, в филологии древних языков надо как минимум знать эти самые языки. А есть области, где немалое впечатление можно произвести, токмо если хорошо подвешен язык и имеется обширная начитанность в научно-популярной литературе.
zelnitski
Feb. 26th, 2015 10:39 am (UTC)
Ох, Эдгар, как же Вы правы! Вот я, например, влез в синологию, будучи религиоведом и не имея долгого систематического опыта изучения китайского языка. Ну, то есть, база-то у меня есть, но и только, в общем-то. Вот теперь не знаю куда деться. Потому что от этого зависит, например, будет у меня вообще работа по специальности и в приличном месте, или нет.
Все, что у меня пока неплохо получается, это очерки, носящие, по самой своей природе, компилятивный характер и небольшие сюжетики с ориентацией на дискуссионные моменты или неясности с научной поменклатурой. Типа вопроса о том, где в конкретную эпоху можно провести границу между "имперским" и "даосским", и если можно, то как именно. Ну там, ковыряешь, опять же, что кто и как об этом высказывал, какие мнения, ну и показываешь, что, в итоге, получается. Занятие, надо сказать, интересное, тем не менее. Потихоньку, даже, начинаешь к хроникальным записям подбираться, расставив кучу подпорок из уже существующих трактовок.
Но у меня был момент, когда ломанулся, было, по нашей, российской, привычке в обобщения, даже что-то получилось, в итоге, но дальше двинуться не смог, потому что нужна тщательная проработка деталей, на что уже мощи не хватило, хе-хе :)
Вот такая вот, как говорится, петрушка.

Edited at 2015-02-26 10:40 am (UTC)
edgar_leitan
Feb. 26th, 2015 02:26 pm (UTC)
У нас в Вене с религиоведами та же беда. Некоторые из них, желающие специализироваться по Индии, ходят к нам в институт на занятия, но обычно бывают никудышными санскритологами :) Потому как довольно скоро это скучное дело (филологические курсы) бросают и переключаются на более интересное, с их точки зрения.
А вот из меня сейчас в Дрездене пытаются сделать историка-медиевиста. Я же при этом беспокоюсь, не утерять бы квалификацию хорошего филолога-санскритиста. С другой стороны, такое crossing the line даёт великий шансо выйти за пределы своих узкопрофессиональных шор.
В Вашем случае дело, по-моему, вполне поправимо: надо просто попосещать пару лет специфические семинары или др. курсы по китайской филологии. Правда, на это нужно обычно много времени. Да и не знаю, возможно ли это в Питере чисти юридически. В Вене с этим совершенно не проблема.
(no subject) - zelnitski - Feb. 26th, 2015 02:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Feb. 26th, 2015 03:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Feb. 27th, 2015 04:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zelnitski - Feb. 27th, 2015 06:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Feb. 27th, 2015 07:56 pm (UTC) - Expand
gomazkov
Feb. 26th, 2015 10:46 am (UTC)
Такое, безусловно, есть, не уверен, специфично ли данное явление именно и только для России.
Но, скажем, Кнорозова вряд ли можно назвать самоучкой, считающим себя гением?
А решительная императивность русским часто свойственна, это правда, - Вы ведь это знаете по себе.)
edgar_leitan
Feb. 26th, 2015 02:32 pm (UTC)
Я бы не стал применять вообще словечко "гений" к занимающимся науками интеллектуалам. Это слово придумали, кажется, романтики (? или это уже существовало в этоху Ренессанса?) применительно к деятелям искусств.
Про Кнорозова я, к сожалению, мало что знаю, кроме того, что можно найти в Сети (нет сил и времени подробно следить за всем на свете). Знакомые лингвисты отзывались о нём крайне почтительно. Тут, наверное, подошло бы титулование "крупный" или даже "великий учёный", создавший свою научную школу. Но я бы принципиально не стал называть "гением" учёного-гуманитария, даже очень крупного.
(no subject) - gomazkov - Feb. 26th, 2015 03:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Feb. 27th, 2015 03:44 pm (UTC) - Expand
racoonbear
Feb. 26th, 2015 10:52 am (UTC)
Эдгар, это очень верно. Я примеряю на себя, и получается очень похоже.
С другой стороны, очень часто и шансов стать другим не было.
Я вырос в маленьком посёлке, там были предприятия лесозаготовки, и льнозавод, который производил бечёвки и верёвки.
Друзья - дети либо механизаторов, либо сельских учителей.
У нас полстраны минимум было сельской, и при этом традиция, и до революции недавняя, прервалась в 17-м году и дальше началась с чистого листа и в извращённом виде. Мы буквально отмыться не можем от всех этих застарелых перверсий, так что неудивительно, что это находит выход в инфантильной агрессии преодоления.
При том, у меня всё-таки дед окончил вуз (педагогический), отец и мать (МГУ), и я математик по образованию, хотя и очень слабый.
Может быть мой сын, уже четвертое поколение, всё-таки станет интеллектуально свободным и не зажатым в чувство униженности и нереализованности. Ему пока 3,5 года. Время, я надеюсь, есть.
edgar_leitan
Feb. 26th, 2015 02:35 pm (UTC)
Очень желаю такого положительного жизненно-нравственного сценария для Вашего сына. К сожалению, все последние события и их стремительное развитие в РФ оснований даже для чрезвычайно осторожного оптимизма пока не дают, увы :(
petrark
Feb. 26th, 2015 11:10 am (UTC)
Хорошо написали, однако в России, конечно, есть немало весьма достойных гуманитариев, которые перечисленными Вами грехами не страдают. И подозреваю, что в Европе тоже не все скучные педанты :-)
edgar_leitan
Feb. 26th, 2015 11:13 am (UTC)
И я даже имею удовольствие знать одного из них лично, Петя! :)))
Впрочем, далеко не одного...
Говоря о "скучности" я имел в виду не для себя, конечно, но для предполагаемого русского читателя, ищущего прежде всего экстравагантности.
(no subject) - petrark - Feb. 26th, 2015 11:38 am (UTC) - Expand
mikhail_bar
Feb. 26th, 2015 04:41 pm (UTC)
я в целом с Вами согласен,хотя мне представляется, тут
много проблем разного плана ( и материальных в частности).
но все-таки вот это противопоставление "ремесленника" и "пророка"...
как можно избежать, занимаясь "науками о духе", предельных вопросов?
они так или иначе возникают, тем более, что и тексты к ним обращают.
мой знакомый библеист из Франции говорил как-то, что с одной стороны,
в России почти нет людей, которые "в теме", а с другой стороны, ему интересно общаться с русскими, потому что им эти вопросы интересны,
это для них не "просто специальность", они живо откликаются.
edgar_leitan
Feb. 27th, 2015 03:38 pm (UTC)
Я, конечно, несколько упростил. Но эта тема мне кажется достойной серьёзного культурологического исследования. Именно для прояснения частностей и необходимых оговорок.
symon_salavejka
Feb. 26th, 2015 08:04 pm (UTC)
Эх-хе-хе... Соль на раны :)
edgar_leitan
Feb. 27th, 2015 03:36 pm (UTC)
А Вам-то почему? ;)))
(no subject) - symon_salavejka - Feb. 27th, 2015 03:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Feb. 27th, 2015 08:00 pm (UTC) - Expand
menix
Feb. 27th, 2015 12:00 am (UTC)
невероятно приятно читать не только ваши посты, но и наблюдать всю теплую компанию в комментах, спасибо вам!
edgar_leitan
Feb. 27th, 2015 03:32 pm (UTC)
Спасибо! :)
evgenevg1
Feb. 27th, 2015 04:51 am (UTC)
Может быть,у этой проблемы есть и другая "плоскость".Научность-обобщение массива наблюдаемых фактов.В этом отношении, обьективное(при наличии соответствующих способностей,обстоятельств итд) наблюдение единичного факта,феномена, ненаучно,не доказательно.Однако,подобное наблюдение потенциально научно,может послужить отправной точкой для дальнейшего изучения.Но,антиподом такой ненаучности,является не наука,а вымысел-ложь-миф,пытающийся (в РФ довольно успешно) конкурировать с наукой.
Не так давно,один "мифолог русского разума" ответил мне:"пусть факты опровергают мои представления,но мне нравится моя вариация...".То есть, мифологическое-ненаучное сознание в определенной степени,это вопрос нрава,нравственности.Любопытен документальный сериал А.Лошака "Россия.Полное затмение".
Кстати,Тимофеев-Ресовский очень серьезно относился к теории феномена пассионарности Гумилева( возможностей ее генетической природы).
edgar_leitan
Feb. 27th, 2015 03:42 pm (UTC)
Я не верю в генетическую природу культурных явлений и вариантов. Такой подход должен раньше или позже неизбежно привести к подобию расизма/фашизма/нацизма... А это уже лишает споры их академичности, переводя в плоскость "окончательных решений", чему мы, увы, теперь снова являемся свидетелями.
"Русский ум", "германский ум" и т. п. -- это эстетическая стилизация, определённые бренды, востребованные политиками и благодарно сглатываемые обывателем, когда тот надлежаще подготовлен СМИ.
fin_plan
Feb. 27th, 2015 01:18 pm (UTC)
Добрый день! У Вас очень интересный блог, как на счёт взаимной дружбы?! Добавил Вас в друзья, жду взаимности! :-)
edgar_leitan
Feb. 27th, 2015 03:35 pm (UTC)
Извините, я не френжу блоги, предназначенные для раскрутки финансовых проектов.
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 84 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com