?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Читаю в сегодняшней австрийской KathPress (4.04.2016) мнение профессора пастырского богословия Венского университета П. М. Цуленера, одного из известнейших европейских социологов религии, касающееся злободневной темы, которая до сих пор именуется стыдливым эвфемизмом "Flüchtlingskrise" (кризис, связанный с беженцами). Формулируя свою позицию, неплохо мне лично знакомый венский профессор (у которого я своё время слушал и сдавал курсы по пастырскому богословию), сетует по поводу "современной культуры посюстороннего". Нынешним кризисом наиболее затронута, согласно исследованиям профессора Цуленера, нижняя прослойка среднего класса, представители которой больше всего подвержены нарастанию экзистенциальной тревоги: потере рабочих мест и более-менее доступного жилья из-за наплыва мигрантов, резкого и необратимого изменения социальной и культурной среды, исламизации общества и нарастанию опасности терроризма.

"Чем выше в людях потенциал страха, тем более они склонны к выказыванию неодобрения в отношении ищущих защиты людей [ещё один эвфемизм, политкорректное именование мигрантов — Э. Л.], к агрессии и защитным реакциям. Иных это приводит даже к ненависти и взрывам насилия... Если же страх уменьшается и увеличивается доверие, то люди склонны к несению тягот во имя солидарности."

Всё, в общем, вроде бы правильно. Однако я невольно вспоминаю, что филиппика эта, направленная против недостаточноой религиозности и якобы слабой социальной солидарности австрийского обывателя, принадлежащего к среднему классу, исходит из уст явного представителя высшей прослойки среднего класса. Профессор Венского университета (бывший несколько лет и деканом факультета теологии ВГУ), сохранивший и после выхода на пенсию свою полную профессорскую ставку в немалое число тысяч евро ежемесячно, великолепную, обнесённую высоким забором виллу в фешенебельном венском районе Лайнц [сам видел! — Э. Л.], бездетный священник, имеющий высшеразрядное социальное и медицинское страхование чиновник Австрийской Республики (австрийские чиновники, к которым принадлежат и все университетские профессора — это в Австрии вообще совершенно особый, чрезвычайно привилегированный и наиболее социально защищённый класс!), которому ни при каких обстоятельствах не грозит ни потеря дохода, ни фешенебельного жилья и прочих социальных гарантий, ни голод...

Да, при этих условиях почему бы и не покритиковать малоимущего обывателя, у которого в последние полгода, сотрясшись и зашатавшись, всё более выскальзывает из-под ног предательская почва, ставшая вдруг чрезвычайно зыбкой и хлипкой, и который, вместо глубокой благодарности судьбе, своим политикам и небывалому шансу углубить опыт общения в прекрасном межрелигиозном многообразии, испытывает лишь усиливающийся тоскливый страх, переходящий в тошноту?..

Шутки шутками (но они все очень грустны), однако подобные призывы со стороны высокопоставленного и весьма состоятельного церковного чиновника к представителям имущественно средне-нижних и нижних слоёв венского общества, многие из которых умудряются жить и содержать свои семьи на очень небольшие зарплаты, тратя их в основном на квартирную аренду, всемерно выказывать братскую солидарность к прибывшим из отдалённых, бедных стран Земли соискателям социальных выгод, отбросив личные тревоги и опасения, звучат по меньшей мере крайне амбивалентно, если не вовсе бестактно.

Похоже, церковные чиновники и сами не понимают, насколько неубедительно, а то и издевательски звучит подобного рода моральная проповедь и призывы к "трансцендендированию земных забот" и солидарности ("затянуть пояса потуже"), когда они исходят от подобных людей, пусть и обладающих высокими академическими степенями и знаниями, но в своей каждодневной экзистенции явно уповающими не токмо на нищего Господа, проповедовавшего Заповеди Блажества с места возвышенна почтительно внимавшему Ему народу.

Comments

edgar_leitan
Apr. 6th, 2016 11:00 pm (UTC)
Вы знаете Штайнкелльнера лично? :-0
Для интеллигента в российском понимании у него слишком характерное (для умного австрийца) чувство самоиронии, абсолютно несовместимое с мессианством любого рода. Для российского интеллигента такое чувство самоиронии совершенно нехарактерно. "Культура" для русского интеллигента -- это почти религия.
Ш. -- интеллектуал очень высокого уровня, член корпорации профессоров и полных академиков, великолепный и международно ценимый профи своего дела, но хорошо понимающий границы своей компетентности, и наверняка не осознающий себя "носителем культуры". Уверяю Вас, я этих людей близко знаю уже более двух десятилетий. Они очень осторожны в выражении своих мнений, выходящих за пределы их специальных областей, в отличие от российских интеллигентов, с важным видом любящих рассуждать обо всём на свете. Так что сходство это мнимое. Чем-то похожее явление не означает идентичности.
buddhistmind
Apr. 7th, 2016 12:41 am (UTC)
"Для интеллигента в российском понимании у него слишком характерное (для умного австрийца) чувство самоиронии, абсолютно несовместимое с мессианством любого рода."

Абсолютно таковы известные мне лично московские и питерские интеллигенты : Вяч.Вс.Иванов, В.Н.Топоров, Т.Я. Елизаренкова, В.В. Вертоградова, Н.Н. Казанский, Я.В. Васильков и мн.др. Самокритика и самоирония - первое качество интеллигента.

Вы интеллигента воображаете кем-то вроде одержимого Бердяева, каких-то авторов "Вех". Но это большая ошибка. Вы показываете непонимание интеллектуальной истории и истории культуры России.
buddhistmind
Apr. 7th, 2016 12:53 am (UTC)
Не упустил возможности поговорить с мэтром пару раз.

"и наверняка не осознающий себя "носителем культуры"."

А мне так не кажется.

Ну а как же все эти ритуалы академические, обычаи присуждения степеней и т.д. Люди, на которых это держится - профессоры и прочие акад.работники - не могут не осознавать себя хранителями этих и более широкого круга знаний и традиций.

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

June 2018
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com