?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Нашёл среди сетевого мусора такую вот картинку (подскажите, как называется эта категория катинок? Кажется, это ведь не демотиватор. А что тогда?). Картинка эта вдруг заставила подумать о "мусорности" нашей современной бытовой речи (в данном случае русской, но то же самое касается и хорошо знакомой мне немецкой), проецирующейся на зафиксированные и широко представленные в Интернете образчики, наполненности её разного рода неотрефлексированными штампами, создающими вроде бы ощущение успешной коммуникации, но на самом деле производящими "туман безмыслия".


К самому высказыванию, случайно подтолкнувшему меня к этой маленькой рефлексии. Я бы не сказал, что изготовление современных протезов для инвалидов — это "духовность" или "нравственность". Что же это тогда? Это свидетельство, во-первых, наличия в стране высокоразвитых, самых современных — в данном случае медицинских — технологий, а также признак хорошей социальной медицины, если бионические протезы эти инвалиды получают по обычной карточке медицинского страхования, а не за сотни тысяч или миллионы наличных денег. Иначе говоря, это показатель уровня технологической и общественной цивилизованности той или иной страны.

Что такое "духовность" — мне вообще не очень понятно, кроме того, что это расхожая (ср. у Мережковского "Что пошлó, то пóшло") идеологема, используемая в примитивной идеологической борьбе (a идеологическая борьба всегда примитивна, поскольку использует готовые штампы или слоганы вместо сложного процесса осмысления тех или иных явлений), а также трудноопределимая категория эстетической (само)стилизации, связанная с отцензурированными на предмет благонадёжности коллективными представлениями господствующей религии.

"Нравственность" же в смысле нравственного акта, а не абстрактного нормативного свода или смутно ощущаемых "традиционных устоев" — всегда сознательный акт отдельной личности, руководствующейся в конкретных ситуациях надличностными этическими принципами, необязательно конкретно-конфессиональными. "Нравственность общества" подобна "средней температуре по больнице".

Начинать объяснение абстрактных терминов или идеологем с оборотца "это когда" — чрезвычайно плохой стиль. Насколько я понимаю, подобное дурновкусие теперь широко распространено в соцсетях. Оно в чём-то подобно знаменитому росскому оборотцу-речекарциноме "как бы", являющемуся либо абсолютным плеоназмом, то есть раздражающим речевым мусором, либо свидетельством субъективной неуверенности говорящего, либо же объектвной неточности высказывания.

А что именно Вы понимаете под "духовностью"? Возможно ли, с Вашей точки зрения, точно определить или хотя бы примерно очертить данную идеологическую и эстетическую категорию?

Comments

vasia_tapkin
Jul. 9th, 2016 07:38 pm (UTC)
не даёт прагматика жизни

Ну, так и плюньте на это дело.
Во всё ЭТО имеет смысл влезать только практически полностью отключившись от Системы.
А это уже даже в РП с превеликим трудом проканывает.
Во европах же (не говоря уж о США) за подобные дерзновения - моментально бошкУ открутят.

edgar_leitan
Jul. 9th, 2016 07:52 pm (UTC)
Re: не даёт прагматика жизни
В Европе, пока ты со своими прозрениями не огранизуешь новую политическую партию, попытавшись свергнуть "элиты" establishment-a, никому до твоих приватных размышлений нет никакого дела. Чем, в общем, Европа и хороша, в определённом смысле.
vasia_tapkin
Jul. 9th, 2016 07:56 pm (UTC)
нет никакого дела

"Полное отключение от Системы" и - "приватные размышления" - это, дорогой друг, есть - две большие разницы)).

edgar_leitan
Jul. 9th, 2016 08:04 pm (UTC)
Re: нет никакого дела
Что касается полного отключения от Системы: я не сторонник дауншифтерства, да и откровенно не верю в подобное "отключение", коль скоро я продолжаю зарабатывать деньги на существование, оплачивать счета и ходить в магазин за продуктами.
Возможно, где-нибудь в глубинах Сибири это ещё и возможно, да и то вряд ли.
Остаются размышления и определённое критическое отношение к подсовываемым схемам.
vasia_tapkin
Jul. 9th, 2016 09:16 pm (UTC)
я не сторонник дауншифтерства

"Дауншифтерство" - равно как и любая иная разновидность эскейпа (в том числе и - "во глубину сибирских руд"), есть именно что неотъемлемая часть самой Системы.
Но, самое главное - как Впс уже неоднократно (и причём на протяжении всех долгих лет нашего с Вами общения) замечал, дорогой Эдгар, у нас с Вами совершенно противоположные понимания того, что является подлинным содержанием термина - "Система".
Мягко говоря, это вовсе не - государство ))

edgar_leitan
Jul. 10th, 2016 11:09 am (UTC)
Re: я не сторонник дауншифтерства
Я понимаю под "Системой" пример то, что буддисты называют "сансарой", то есть вот этот мир в его данности, в его сложных взаимосвязях и неизбывной болезненности и разного вида страдании и томлении. То, что современный богословский дискурс иногда называет пронизанностью "структурным грехом". В общем, Матрица, как в одной известной фильме ;) Однако я не думаю, что за этим стоит некая злая воля единого разумного начала. Просто так мир устроен.
Вероятно, Вы понимаете под этим нечто принципиально иное?
Я не знаю (теоретически) иного "выхода", кроме смерти. Личная гибель как плата за "выход" из Системы -- в ничто. А вот что ТАМ "после", я понятия не имею. Хотя неплохо знаю все книжные и конфессиональные, "традиционные" ответы на этот вопрос. Но я давно перестал доверять таким готовым ответам.
vasia_tapkin
Jul. 10th, 2016 11:21 am (UTC)
Я понимаю под "Системой"

"Пронизанность - "структурным грехом" - пожалуй, да, но это скорее ответ на вопрос - ЧТО, а не - ПОЧЕМУ.

Представляется, что ответ на вопрос - почему - у Впс, как-то более, што ли ... нагляден и убедителен: -

"любая СИСТЕМА дольних - «мира и века сего», в онтологическом «плане» есть – способ существования падшего творения в условиях непрерывного убывания бытийственности - http://vasia-tapkin.livejournal.com/168033.html.

Вместо термина - "способ существования", вполне можно поставить - "алгоритм", суть дела от этого нисколько не изменится.





Edited at 2016-07-10 11:27 am (UTC)
vasia_tapkin
Jul. 10th, 2016 12:01 pm (UTC)
Я не знаю иного "выхода", кроме смерти

А вот Впс - знает.
И отнюдь не теоретически, а именно - опытно.

"Я есмь Путь и Истина и Жизнь; никто не приходит к Отцу (к полноте Бытия - ВТ), как только через меня" (Ин 14, 6).

Смерть никакой не - "выход", а всего лишь и только - переход.

edgar_leitan
Jul. 10th, 2016 12:47 pm (UTC)
Re: Я не знаю иного "выхода", кроме смерти
Я знаю расхожие цитаты из Библии не хуже всех прочих. Но мой вопрос в том, откуда мне достоверно знать, что "я со Христом", помимо неубедительного для других субъективизма такого эгомана? Иной вполне уверен, что он "со Христом". А его сосед по палате точно знает, что он -- Наполеон. А третий, что на койке возле окна, наверняка знает, что он-то и есть рекомый Сын Божий.
Мой академический вопрос заключается в критериологии. Есть критериология конфессиональная. Для католиков это Magisterium, учение Церкви. Для московских дезунитов -- высказывания патриарха или "старцев".
Новый Завет, как и любые религиозные писания, полны взаимных противоречий. Над всеми ними мы имеем примат той или иной традиции гармонизации, якобы непротиворечивого изложения. Противоположностью остаётся чистый субъективизм ощущения, "личного знания". Но, как и всякий чистый субъективизм, он может быть интересен разве что наблюдателю-психиатру в качестве истории болезни.
vasia_tapkin
Jul. 10th, 2016 12:59 pm (UTC)
интересен разве что наблюдателю-психиатру

Друг мой, Ваш обличительный пафос вполне понятен и, даже более того - оправдан.
Ну нет у Вас этого самого опыта, и что же с этим со всем можно поделать?
А того, кто его всё-таки имеет, ни в чём убеждать - попросту не нужно.
Разумеется, с точки зрения - "академической критериологии" - таковой опыт есть ни что иное, как - "истории болезни" - некоего очередного - "эгомана", но что это меняет в самой сути дела?
"Тебе нет еще пятидесяти лет,- и Ты видел Авраама?" ))


edgar_leitan
Jul. 10th, 2016 12:50 pm (UTC)
Re: Я не знаю иного "выхода", кроме смерти
Я не хочу и не могу спорить с людьми в случае их иррациональной веры. Вернее, не вижу в этом смысла. Мне интересны систематически изложенные доводы, а не подборка цитат. Наподбирать я и сам могу что угодно на любую тему.
vasia_tapkin
Jul. 10th, 2016 01:01 pm (UTC)
Наподбирать я и сам могу что угодно

Вот в том всё и дело, дорогой друг ... в том-то всё и дело.

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com