Эдгар Лейтан (edgar_leitan) wrote,
Эдгар Лейтан
edgar_leitan

Categories:

К слову о нелюбви к ученичеству в русской культуре



Читаю на одном сайте об известном среди московских философов поколения Пятигорского "Эдике" Зильбермане: "Годы в Средней Азии были плодотворными. За короткий срок Д. Зильберман самостоятельно изучил санскрит, греческий, латынь и еще несколько языков, работал над переводами с санскрита, написал ряд философских рассуждений. Санскрит стал прекрасным ключом в сферы познания."
Тяжело вздыхаю. Да невозможно самостоятельно "изучить" целый ряд объективно сложных классических языков, особенно санскрит, "за короткий срок", невозможно! А что же тогда возможно?

Возможно — довольно быстро "пройти", то есть внимательно прочитать, ту или иную грамматику, разобрать данные в учебнике или грамматике упражнения, если человек усидчивый и очень одарённый, каким, несомненно, был Зильберман. Упраждения есть, например, в краткой грамматике санскрита Яна Хонды (Jan Gonda) или в немецкой старой, замечательной грамматике Штенцлера. Обе эти грaмматики (как мы видим, в наше время свободно доступные для скачивания), помимо известного в России учебника Бюлера, могли быть доступными Зильберману.

В предисловии к книге "Генезис значения в философии индуизма" читаем об авторе: "Единственный период ученичества в жизни Д. Зильбермана был в Ашхабаде, когда он сотрудничал с выдающимся индологом Борисом Леонидовичем Смирновым".

Этим маленьким замечанием по ходу дела, как мне кажется, обозначена одна из серьёзнейших проблем российских гуманитарных наук — отсутствие ученичества, часто — академической преемственности. И это, пожалуй, не просто её отсутствие по вполне понятным объективным причинам табуированности определённых областей знания и пресечения тех или иных гуманитарных академических школ в советское время (напр. практически полное физическое уничтожение учеников Ф. И. Щербатского, занимающихся "поповской областью знания", буддизмом). Это именно вполне осмысленная нелюбовь к смиренному ученичеству, презрение к продолжительному пребыванию учеником, желание как можно быстрее считаться "самостоятельным", а то и "гениальным мыслителем", желание к генерированию собственных текстов и обновлению текстовых канонов.

По моим наблюдениям, эта нелюбовь к ученичеству, презрение к нему то и дело то и дело тематизируется в русской культуре. Идеал или просто экземплификатор русской научной культуры — не безымянный перипатетик, один из целого кружка, прогуливающийся и беседующий с учителем, и так — многие годы терпеливо и последовательно развивающий свои профессиональные навыки и мышление, а вихрем врывающийся в затхлую академическую среду и производящий революцию масштабом своей личности талантливый самоучка. Неприятие "гениального" самоучки университетской и академической средой служит как бы лишним доказательством его гениальности. При этом обычно забывают, что понятие "гениальности" изначально относилось к сфере искусств, а никак не науки.

Указанная выше и доступная для скачивания книжка Зильбермана "Генезис значения..." сама по себе, конечно, чрезвычайно любопытна (целиком книжку в формате "дежавю" можно скачaть ЗДЕСЬ). Моё личное к ней отношение представляет собой странную смесь яростного раздражения потоком вольных, совершенно внеисторических фантазий на тему индийских философских традиций и восхищения отдельными мыслями или неожиданными перспективами талантливого автора-самоучки.

Сам тезис об органической нелюбви в русской культуре и даже o презрении к ученичеству, разумеется, нуждается в дальнейшей более подробной проработке и заполнению конкретными примерами. Интересной была бы сравнительная перспектива: сравнить материал в русской культуре с параллелями в европейских и, например, в высокоразвитых письменных неевропейских ("восточных") культурах, как, например, в индийской.
Tags: индология, наука, персоналии, санскрит, университет, философия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 79 comments