?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Читаю на одном сайте об известном среди московских философов поколения Пятигорского "Эдике" Зильбермане: "Годы в Средней Азии были плодотворными. За короткий срок Д. Зильберман самостоятельно изучил санскрит, греческий, латынь и еще несколько языков, работал над переводами с санскрита, написал ряд философских рассуждений. Санскрит стал прекрасным ключом в сферы познания."
Тяжело вздыхаю. Да невозможно самостоятельно "изучить" целый ряд объективно сложных классических языков, особенно санскрит, "за короткий срок", невозможно! А что же тогда возможно?

Возможно — довольно быстро "пройти", то есть внимательно прочитать, ту или иную грамматику, разобрать данные в учебнике или грамматике упражнения, если человек усидчивый и очень одарённый, каким, несомненно, был Зильберман. Упраждения есть, например, в краткой грамматике санскрита Яна Хонды (Jan Gonda) или в немецкой старой, замечательной грамматике Штенцлера. Обе эти грaмматики (как мы видим, в наше время свободно доступные для скачивания), помимо известного в России учебника Бюлера, могли быть доступными Зильберману.

В предисловии к книге "Генезис значения в философии индуизма" читаем об авторе: "Единственный период ученичества в жизни Д. Зильбермана был в Ашхабаде, когда он сотрудничал с выдающимся индологом Борисом Леонидовичем Смирновым".

Этим маленьким замечанием по ходу дела, как мне кажется, обозначена одна из серьёзнейших проблем российских гуманитарных наук — отсутствие ученичества, часто — академической преемственности. И это, пожалуй, не просто её отсутствие по вполне понятным объективным причинам табуированности определённых областей знания и пресечения тех или иных гуманитарных академических школ в советское время (напр. практически полное физическое уничтожение учеников Ф. И. Щербатского, занимающихся "поповской областью знания", буддизмом). Это именно вполне осмысленная нелюбовь к смиренному ученичеству, презрение к продолжительному пребыванию учеником, желание как можно быстрее считаться "самостоятельным", а то и "гениальным мыслителем", желание к генерированию собственных текстов и обновлению текстовых канонов.

По моим наблюдениям, эта нелюбовь к ученичеству, презрение к нему то и дело то и дело тематизируется в русской культуре. Идеал или просто экземплификатор русской научной культуры — не безымянный перипатетик, один из целого кружка, прогуливающийся и беседующий с учителем, и так — многие годы терпеливо и последовательно развивающий свои профессиональные навыки и мышление, а вихрем врывающийся в затхлую академическую среду и производящий революцию масштабом своей личности талантливый самоучка. Неприятие "гениального" самоучки университетской и академической средой служит как бы лишним доказательством его гениальности. При этом обычно забывают, что понятие "гениальности" изначально относилось к сфере искусств, а никак не науки.

Указанная выше и доступная для скачивания книжка Зильбермана "Генезис значения..." сама по себе, конечно, чрезвычайно любопытна (целиком книжку в формате "дежавю" можно скачaть ЗДЕСЬ). Моё личное к ней отношение представляет собой странную смесь яростного раздражения потоком вольных, совершенно внеисторических фантазий на тему индийских философских традиций и восхищения отдельными мыслями или неожиданными перспективами талантливого автора-самоучки.

Сам тезис об органической нелюбви в русской культуре и даже o презрении к ученичеству, разумеется, нуждается в дальнейшей более подробной проработке и заполнению конкретными примерами. Интересной была бы сравнительная перспектива: сравнить материал в русской культуре с параллелями в европейских и, например, в высокоразвитых письменных неевропейских ("восточных") культурах, как, например, в индийской.

Comments

( 79 comments — Leave a comment )
livejournal
Sep. 25th, 2016 12:14 pm (UTC)
К слову о нелюбви к ученичеству в русской культуре
Пользователь az_pantarei сослался на вашу запись в своей записи «К слову о нелюбви к ученичеству в русской культуре» в контексте: [...] Оригинал взят у в К слову о нелюбви к ученичеству в русской культуре [...]
occuserpens
Sep. 25th, 2016 12:19 pm (UTC)
Получил техническое образование (Одесский гидрометеорологический институт, 1962), с 1962 по 1966 год по распределению работал метеорологом в аэропорту недалеко от Ашхабада - вот и все его систематическое образование.

В феврале 1972 г. открыл философский метод «модальная методология» - ой
edgar_leitan
Sep. 25th, 2016 12:39 pm (UTC)
При этом именно этот факт отсутствия систематического гуманитарнопго образования мифологизируется, как особый признак гениальности.
(no subject) - occuserpens - Sep. 25th, 2016 12:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - az_pantarei - Sep. 25th, 2016 01:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 25th, 2016 02:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - az_pantarei - Sep. 25th, 2016 02:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - az_pantarei - Sep. 25th, 2016 01:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 25th, 2016 01:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - az_pantarei - Sep. 25th, 2016 02:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 25th, 2016 02:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - az_pantarei - Sep. 25th, 2016 04:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 25th, 2016 07:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - az_pantarei - Sep. 25th, 2016 08:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - occuserpens - Sep. 25th, 2016 02:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - az_pantarei - Sep. 25th, 2016 02:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - occuserpens - Sep. 25th, 2016 02:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - az_pantarei - Sep. 25th, 2016 02:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - occuserpens - Sep. 25th, 2016 02:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 25th, 2016 02:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - occuserpens - Sep. 25th, 2016 02:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 25th, 2016 07:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - occuserpens - Sep. 25th, 2016 07:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 25th, 2016 08:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - occuserpens - Sep. 25th, 2016 10:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 26th, 2016 12:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - occuserpens - Sep. 26th, 2016 12:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 25th, 2016 02:36 pm (UTC) - Expand
az_pantarei
Sep. 25th, 2016 01:56 pm (UTC)
""При этом обычно забывают, что понятие "гениальности" изначально относилось к сфере искусств, а никак не науки.""

Это откуда взято?!:)) Где пруфы?

В русск. языке: "Гений - высшая степень творческой одаренности, талантливости" (БТС). Ньютон, Эйнштейн.

В Германии... Гегель пишет о себе и Гёте: "Вот мы, два гения..." (в письме жене, кажется).
edgar_leitan
Sep. 25th, 2016 01:58 pm (UTC)
Пруфы? Надеюсь, что искать нужную литературу и читать Вы умеете. Неужели Вас в Гугле забанили?
(no subject) - az_pantarei - Sep. 25th, 2016 02:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 25th, 2016 02:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - az_pantarei - Sep. 25th, 2016 02:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - az_pantarei - Sep. 25th, 2016 02:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 25th, 2016 02:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - az_pantarei - Sep. 25th, 2016 05:04 pm (UTC) - Expand
patricus
Sep. 25th, 2016 02:05 pm (UTC)
то что я наблюдаю в среде историков и филологов, противоречит этому утверждению относительно презрения к ученичеству. наоборот, верность конкретному учителю или «учителям» имеет подчас какой-то религиозный характер, более глубокий, чем обычноечинопочитание. лиди до семидесяти лет ходят в «мальчиках» и «девочках», и самостаятельными в своих и чужих глазах становятся только со смертью учителя или в результате окончательңого с ним разрыва, который, как правило, сопровождается чередой скандалов, о которых всем известно. Да и после смерти учителя идет совепрничество между постаревшими учениками - кто больше проявит верности лично человеку, его делу и заветам.
edgar_leitan
Sep. 25th, 2016 02:29 pm (UTC)
Надо бы эти факты собирать и сравнивать между собой.
Мне ясно одно: невозможность "быстрого" становления в качестве толкового востоковеда, тем более самостоятельно, пржде всего из-за сложности этих областей знания.
Соперничество между учениками -- ну да, это обычное и понятное дело.

Возможно, что эта нелюбовь к ученичеству -- не сам культурологической факт, но факт вторичного осмысления тех или иных ярких личностей их биографами или эпигонами. Например, о философе Владимире Соловьёве оченъ похожим образом. Дескать, ему со студенческих лет не было равных даже среди его учителей.
az_pantarei
Sep. 25th, 2016 02:55 pm (UTC)
скорее всего, З. строил во многом свои концепции "по поводу"... Но это делают очень многие, и кто более "адекватен" зачастую трудно сказать. Чаще всего идут интерпретации индийских текстов: согласно западной философии(по Канту...), западной психологии и психотераппии (по Юнгу...) и т.п. Пишут диссертации о понимании буддизма через Юнга! ;))).

До сих пор наши "профи"пишут "индийская философия" применительно к веданте, буддизму и тд.!! ;))) Какая тут "адекватность"!

З. опубликовал перевод "Апарокша-анубухути" Шанкары в жлн "Вопросы философии" (давно) - с ошибками и неточностями..



Edited at 2016-09-25 05:09 pm (UTC)
az_pantarei
Sep. 25th, 2016 05:18 pm (UTC)
в связи с ученичеством.

Алюс и Терентьев перевели с тибетского и издали уже многие тысячи страниц сложных тибетских текстов на хорошем уровне. Между тем, вряд ли Алюс стажировался у учителей-тибетологов, а А.Т. - вряд ли великий санскритолог-тибетолог... :)))). Важнейшее - реальный интерес к текстам у тех, кто ими занимается, а не ....
edgar_leitan
Sep. 25th, 2016 07:46 pm (UTC)
Человек без интереса не будет всеми этими темами заниматься вообще. У одних интерес религиозный, у других философский. Интерес может быть разный, но знание определяет не он, а глубина погружение и широта охвата.
mikhail_bar
Sep. 25th, 2016 09:08 pm (UTC)
Парадигматическое: "мы все учились понемногу..."
scholarpunk
Sep. 25th, 2016 09:29 pm (UTC)
вывсёврети!!!..
А чо, а чо! Вон Ломоносов-то, во какой!..
az_pantarei
Sep. 26th, 2016 09:09 am (UTC)
Главная тема (вишая) текстов религиозно-филос. систем (бзм, йога, веданта...) - высшая реальность (парамартха). которая недостижима для речи и мысли (аванманасагочарам). Путь к ее постижению - шравана, манана, дхьяна,самадхи (аналогично: шрута-майи, чинта-майи, бхавана-майи) . Изучение текстов и с некоторым их осмыслением - это всего навсего первая ступень (шравана).... :(((.
edgar_leitan
Sep. 26th, 2016 09:27 am (UTC)
Почитайте хотя бы переведённую Шохиным Ньяя-Сутру с Бхашьей для начала, прежде чем писать, извините, гм... фантазии.
(no subject) - az_pantarei - Sep. 26th, 2016 09:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - az_pantarei - Sep. 26th, 2016 09:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 26th, 2016 01:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - az_pantarei - Sep. 26th, 2016 01:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 27th, 2016 06:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - az_pantarei - Sep. 27th, 2016 08:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - sujanasi - Sep. 26th, 2016 02:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 26th, 2016 06:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sujanasi - Sep. 26th, 2016 07:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 27th, 2016 06:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - sujanasi - Sep. 27th, 2016 07:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 27th, 2016 10:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - sujanasi - Sep. 27th, 2016 11:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 30th, 2016 04:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 26th, 2016 06:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - az_pantarei - Sep. 26th, 2016 04:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 27th, 2016 06:35 am (UTC) - Expand
symon_salavejka
Oct. 1st, 2016 01:16 am (UTC)
Да сейчас как-то и с учителями проблема. По крайней мере во многих областях. А если и есть какие-то, то сами далеко не всегда были учениками в этом же смысле.
edgar_leitan
Oct. 1st, 2016 03:43 pm (UTC)
Мне иногда кажется, что это я по привычке ворчу. Просто сам уже десятки лет учусь, и всё неготовым себя считаю. Но у меня в востоковедении были, по счастью, прекрасные учителя, и много лет.
(no subject) - symon_salavejka - Oct. 1st, 2016 04:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Oct. 3rd, 2016 04:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - symon_salavejka - Oct. 4th, 2016 02:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - alexuh242 - Oct. 3rd, 2016 02:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Oct. 3rd, 2016 04:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alexuh242 - Oct. 3rd, 2016 06:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Oct. 3rd, 2016 07:41 pm (UTC) - Expand
P. S. - edgar_leitan - Oct. 3rd, 2016 07:52 pm (UTC) - Expand
Re: P. S. - alexuh242 - Oct. 4th, 2016 01:54 pm (UTC) - Expand
Re: P. S. - alexuh242 - Oct. 4th, 2016 01:56 pm (UTC) - Expand
Re: P. S. - edgar_leitan - Oct. 16th, 2016 01:09 pm (UTC) - Expand
Re: P. S. - alexuh242 - Oct. 17th, 2016 02:43 pm (UTC) - Expand
occuserpens
Oct. 8th, 2016 12:38 pm (UTC)
off

http://www.zdnet.com/article/googles-open-source-noto-free-font-covers-800-languages-including-dead-ones/

Я проверял, санскрит у них тоже есть. Так что принципиальных технических проблем с оцифровкой и занесением в базы данныx санскритских текстов нет, но зато нетехнических сколько угодно. Отсутствие у востоковедов $$$, неумение и нежелание работать с техникой и т.д.
edgar_leitan
Oct. 8th, 2016 01:11 pm (UTC)
На самом деле для нормальной, стандартной транслитерации нужен всего лишь установить Gandhari-unicode, доступный совершенно бесплатно в интернете. Поиск в Гугле.

Даже на деванагари писать можно прямо в онлайне, всё крайне просто, а потом переносить готовый текст себе в документ: http://www.lexilogos.com/keyboard/sanskrit_devanagari.htm

(no subject) - occuserpens - Oct. 8th, 2016 01:38 pm (UTC) - Expand
( 79 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com