?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

О беседах и ситуациях

Я всё больше понимаю, чем же мне так дороги нечастые встречи и беседы с действительно образованными российскими университетскими и академическими интеллектуалами. Вот недавно был у меня в Вене мой друг и одношкольник, многознатец и многокнижец В. Е., буквально только что — "развиртуализовавшийся" фрэнд по ЖЖ и ФБ, достопочтенный А. Т., многоуважаемая старшая коллега по индологическому цеху В. Л. Несколько лет назад встречались в Вене с многоуважаемым Д. П. Приезжали и ещё другие, реальные знакомые или "развиртуализовывавшиеся" фрэнды, всех не перечислишь.

Что касается важных общественно-политических вопpосов, со всеми этими людьми я могу в чём-то иметь схожее мнение, в чём-то различное. Но для всех них характерна прежде всего доброжелательная вдумчивость беседы, нюансировка деталей, осторожные оговорки, внимательная рефлексия над проговариваемым предметом разговора. И, самое главное — отсутствие идеологической предвзятости, хотя у каждого могут быть и свои политические предпочтения. К сожалению, этой богатой "семиосферы" ситуации беседы мне крайне не хватает в моём интеллектуальном окружении в австрийских и немецких университетах. Такой вот парадокс. А ведь я обитаю в немецкоговорящей центральной Европе аж 23-й год! С коллегами-австрийцами или немцами (а также с французами, итальянцами, бельгийцами и т. д.) можно великолепно, глубоко беседовать на специальные научные темы, но почти совершенно невозможно вдумчиво, нюансированно говорить на темы текущей политики.

Вместо осторожного рассуждения (какой бы то ни было политической направленности) с их стороны обычно будет яростная однозначная реакция на ключевые, сигнальные слова, по которым тебя тут же немедленно и занесут в ту или иную категорию — друзей или врагов. Если ты смеешь критически высказываться о текущей политике правящих "элит" или её допущенном цензурою медийном освещении, тебя тут же немедленно записывают в "нацисты" или, как говорят в Германии и Австрии, в "вечно-вчерашние" (Ewiggestrige), то есть в нерукопожатные ретрограды.

Всё это может свидетельствовать о следующих вещах:

Во-первых, это крайне тревожный признак того, что наши европейские университеты (рассказывают, что в университетах в США ситуация ещё гораздо хуже), по всей видимости, под влиянием поколениями длящейся пропаганды коммунистически-социалистических идей теряют своё исконное предназначение — формировать независимо мыслящую личность, становясь рассадниками всякого "культурного мраксизма" (каков оксюморон!) и принципиального ценностного релятивизма.

Во-вторых, христианская Церковь (в виде своих конфессий — Католическая или Евангелическая/протестантская церкви), становясь явным бенефициаром левой (но, по факту, ещё и псевдо-центристской) политической стратегии постепенной замены европейского населения на мигрантов из мусульманских и африканских стран, и получая за свой конформизм огромные финансовые вливания от политических элит и государственных структур (то суть ничто иное, как деньги налогоплательщиков), перестаёт выполнять фундаментальную функцию духовного ориентира и лидера своей традиционной паствы. Скрытым лозунгом Церкви становится кажущееся парадоксальным, но на деле вполне циничное, практическое упование, по принципу "чем хуже (в обществе в целом), тем (для нас!) лучше". В потакании разрушению остатков традиционных структур и общественных укладов в Западной Европе Церковь увидела для себя уникальный шанс "новой евангелизации". Однако последняя является на поверку всего лишь симулякром, то есть риторическим оформлением нарратива, призванным легитимировать необходимости добровольного суицида остатков европейских национальных обществ, с последующей заменой их постнациональными обществами "гениев-потребителей".

В третьих, поскольку уж начал я эту заметку с сообщения о радости, проистекающей от общения с российскими (для меня также — с украинскими, литовскими, польскими и иными восточноевропейскими) университетскими интеллектуалами. Я имею в виду людей примерно одного поколения или близких поколений, заставших ещё "Совок", то есть тех, кому 35-50 лет. Вероятно, общей, сближающей нас чертой, является "звериная чуйка" на самый дух тоталитаризма, на его серносмердящую инфернальную суть. У тех из интеллектуалов, с которыми мне беседовать приятно (хотя и не всегда просто), проявляется это в недоверии к так называемой политкорректности, на деле являющейся, как я уже нередко указывал, не каким-то там неписаным кодексом вежливости в отношении других, инаковых людей, а весьма злокачественной, глубоко трансформирующей европейские общества стратегией контроля правящих левых элит за речью и, тем самым, за мышлением своих пасомых овечек, которые, в свою очередь, становятся объектами очередных "великих социальных экспериментов" и манипуляций со стороны подконтрольных этим левым элитам СМИ.

Уточнение. Из этой радости вдумчивого общения я, разумеется, исключаю людей, университетских коллег и даже бывших личных знакомых по индологическому цеху из РФ, которые два года назад ругательно обрушились на меня за мою позицию по Украине. Правда, что эта позиция, бывшая прежде спонтанной эмоциональной реакцией на явный апофеоз геополитического идиотизма вырождающегося режима (советский режим в его последней стадии окончательного разложения и, вероятно, мумификации), подверглась некоторой корректировке. Я не считаю, что замена в У. одной олигархии другими, альтернативными воровскими кланами, стоила жизни обычных людей, до сих пор сжигаемых в топке этой хронической недовойны за конфетные фабрики или, наоборот, за химеру "русского мира" и всякое такое... Впрочем, это уже другая тема.

Так вот, это как раз люди, общаться с которыми мне и нерадостно, да и положительно невозможно по причине их идеологической позиции. Совершенно так же, как с большинством российских или европейских левых, за крайне редким исключением. Как то ни странно, люди консервативного склада, склонные к ценностно структурированным системам в обществе и мышлении, нередко оказываются гораздо более открытыми для нюансированной беседы и терпимыми к иным точкам зрения, нежели те, кто приватизировал для себя титулование "гуманиста" и человеколюбца, но на деле являются обычными левыми "озвучивателями" расхожих лозунгов из партийных брошюрок, для которых "принципы" и "идеи" ближе и важнее, нежели живые люди как они есть.

Живые люди для таких деятелей (они могу называть себя как угодно: левые, коммунисты, либералы, прогрессисты и т. п.) всегда являются лишь трудным, неблагодарным объектом коллективного идеологического перевоспитания. Это о них незабвенный Сергей Сергеевич Аверинцев говорил, что их главный принцип — "запрещено запрещать". Однако этот запрет, как ни странно, оборачивается не вседозволенностью, как можно было бы ожидать, но мрачным зиянием безмыслия нового тоталитаризма, с множество совершенно иррациональных запретов и строго табуированных тем, наступающего подобно средневековой эпидемии чумы и потому неотвратимого.

Иными словами, под маской прогресса и либерализма скрывается психологический откат в архаизм магического (не)мышления, замаскированного идеологически выверенной риторикой, контролируемой новыми "властителями бездумья" посредством "чёрной магии" СМИ.

Comments

( 31 comments — Leave a comment )
li_bao
Dec. 5th, 2016 12:59 am (UTC)
Спасибо, интересные заметки. Для меня особенно важно замечание о церкви и её стратегии.

Не знаю насколько это правильно, но мне кажется, что деление на правых и левых сильно устапело, нужно вводить какие то другие координаты для обозначения политических пристрастий.
edgar_leitan
Dec. 5th, 2016 01:23 am (UTC)
Это традиционные клише, которые до сих пор в ходу в Европе. Понятно, что сейчас они обозначают нечто иное, чем столетие назад. Так же, как и именование "либерал".
(no subject) - occuserpens - Dec. 5th, 2016 01:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Dec. 5th, 2016 02:36 am (UTC) - Expand
nikaan
Dec. 5th, 2016 03:57 am (UTC)
вот с мексиканцами и латиноамериканцами тоже можно говорить. С европейцами да, сложно.
edgar_leitan
Dec. 5th, 2016 11:48 am (UTC)
Я мало знаком с латиноамерикнскими университетскими интелектуалами, так что не могу сказать точно. Там какой-то другой мир. Но, несколько зная его по представителям Церкви, могу предположить, что "левые" темы там тоже должн быть сильны.
philtrius
Dec. 5th, 2016 05:13 am (UTC)
Да, у Россiи, конечно, былъ шансъ, при желанiи отречься отъ сатаны. Но отреченiя не послѣдовало…
edgar_leitan
Dec. 5th, 2016 11:46 am (UTC)
Сатану там, похоже, успешно интегрировали в строительство нового гибрида. По-моему, новый герб, придуманный этим бандитом (который на мотоцикле, как там его...), с имперским орлом и красной пентаграммой, отражает нынешнюю реальность.
dedushka
Dec. 5th, 2016 05:23 am (UTC)
Не знаю, есть ли на немецком выражение, сходное ангийскому what comes around, goes around.
edgar_leitan
Dec. 5th, 2016 11:43 am (UTC)
No idea :)
scholarpunk
Dec. 5th, 2016 07:09 am (UTC)
Ничо-ничо! Вон дополитркоректились уже, доборолись - трамп повылазил, брексит, вот это всё...
edgar_leitan
Dec. 5th, 2016 11:42 am (UTC)
Да, это именно последствия всепронизанности учреждений левацкой идеологией. Маятник качнулся в противоположном направлении.
livejournal
Dec. 5th, 2016 07:10 am (UTC)
таки да
Пользователь scholarpunk сослался на вашу запись в своей записи «таки да» в контексте: [...] Оригинал взят у в О беседах и ситуациях [...]
chura24
Dec. 5th, 2016 07:42 am (UTC)
\\\\доброжелательная вдумчивость беседы, нюансировка деталей, осторожные оговорки, внимательная рефлексия над проговариваемым предметом разговора\\\\.
Сталкивался с таким в Германии, но все это - с оглядкой и внутренним напряжением, как бы не заступить за не ими установленные флажки. А ведь они ("флажки") маркируют некую реально существующую границу между свободой мысли, которая неизбежно конвертируется в свободу действий, в том числе самых безумных, и идеологическими шорами, призванными обеспечить движение в заданном направлении, но за счет иссушения мысли вообще и научной в особенности. Временное разрешение проблемы обеспечивают мобилизационные (т.е. тоталитарные) системы за счет концентрации ресурсов для подпитки творческой потенции в отдельных областях.
edgar_leitan
Dec. 5th, 2016 11:41 am (UTC)
Думаю, что эта внутренняя оглядка на "правильные" взгляды у наших университетских интеектуалов глубоко интернализована.
anna_bpguide
Dec. 5th, 2016 07:57 am (UTC)
Спасибо.
Всё же не очень понимаю, имеется ли сегодня общее понимание смысла термина "левые".
edgar_leitan
Dec. 5th, 2016 11:39 am (UTC)
Я писал, используя тот термин, что широко используется в западных СМИ. Все, что "левее" центра. Центром в немецкоязычной Европе выступают т. н. народные партии (христианские партии: в Германии CDU и CSU, в Австрии ÖVP). Левее -- социалдемократы, зелёные, немецкая Die Linke (бывшая ГДР-ошная СЕПГ), зелёные, коммунисты, анархисты.
buksartis
Dec. 5th, 2016 08:38 am (UTC)
А где то в другом конце блистательного Вена сидит немецкий интеллектуал и пишет в блоге:

"Для европейских интеллектуалов характерна прежде всего доброжелательная вдумчивость беседы, нюансировка деталей, осторожные оговорки, внимательная рефлексия над проговариваемым предметом разговора и, самое главное, признание права другого на инакомыслие. Что не возможно с мигрантами из бывшего советского блока, которые, вместо осторожного рассуждения (какой бы то ни было политической направленности) с их стороны обычно будет яростная однозначная реакция на ключевые, сигнальные слова, по которым тебя тут же немедленно и занесут в ту или иную категорию — друзей или врагов. Если ты смеешь критически высказываться о текущей политике правих популистов или копирования её медийном освещении из Риссийских СМИ, тебя тут же немедленно записывают в "либерасты" или, как говорят в Восточной Европе, в потакатели разрушению остатков традиционных структур и общественных укладов.
Это крайне тревожный признак того, что в наши европейские университеты, под влиянием поколениями длящейся пропаганды коммунистически-социалистических идей, принесенных мигрантами, теряют своё исконное предназначение — формировать независимо мыслящую личность, становясь рассадниками всякого "культурного мраксизма" (каков оксюморон!) и принципиального ценностного примитивизма.
Даже христианская Церковь (в виде своих конфессий Католическая или Евангелическая/протестантская церкви), в основе который стоит идея помощи страдающим, становясь обьектом нападений политической стратегии постепенной замены европейской толерантности на черно-белое мышление мигрантов из постсоветских стран, и перестаёт выполнять фундаментальную функцию духовного ориентира и лидера своей традиционной паствы. И хотя мигранты с востока сами себя считают экспертами по распознаванию духа тоталитаризма, они выросли в нем и носит себе саму суть чернобелого мышления, что есть только одна правда. И их никак не смущает, что теперь находится в одних позициях с местными нацистами и пропагансдком аппарате России (совершенно так же, как с большинством российских или европейских националсоциалистов) – их объединяет недоверие к так называемой политкорректности, потому что совок не может быть вежливым в отношении других, инаковых людей. Он мочет или подчинить, или подчинятся, но не сосуществовать. И хочет, чтобы и вся Европа стала таковой, соответствовала его ценностям.
В результате те, кто приватизировал для себя титулование "хранителей традиционных ценностей" (т.е. мышления середины 20-го века), на деле являются обычными ультраправыми "озвучивателями" лозунгов из ультраправых брошюрок, для которых "принципы" и "традиционный уклад" ближе и важнее, нежели живые люди как они есть.
Их главный враг – принцип "запрещено запрещать". Потому что совок без запретов не может, он борется не против запретов, на за замену одних запретов другими. Как в 1987 году выразился идеологический секретарь КП(б)ЛССР Горбунов: "демократия не вседозволенность!" Так и совки нового поколения за новый тоталитаризм, с множество совершенно иррациональных запретов и строго табуированных тем, наступающего подобно средневековой эпидемии чумы и потому неотвратимого. Иными словами, под маской сохранения традиционных ценностей скрывается психологический откат в архаизм магического (не)мышления, за Blut und Boden."

Как Вам такая другая сторона медали? ;)

Edited at 2016-12-05 08:42 am (UTC)
edgar_leitan
Dec. 5th, 2016 11:29 am (UTC)
Не очень понял смысл зеркального приведения этой слегка изменённой цитаты.
sujanasi
Dec. 5th, 2016 10:44 am (UTC)
Занятно, что лет 20 назад знакомые немцы объясняли мне, что говорить о политике вслух у них просто неприлично. И во время выборов даже члены семьи обычно не сообщают друг другу, за кого голосовали. В России это, как вы помните, было время ожесточенных дискуссий, и немецкий подход показался мне тогда каким-то неправдоподобным. Теперь, похоже, что-то изменилось?
У нас сейчас разговаривать о политике - в принципе дурной тон. Разве что Трампа обсудить))
edgar_leitan
Dec. 5th, 2016 11:34 am (UTC)
В университете о политике до сих пор мало говорили по причине опасности споров и ссор между коллегами.
Теперь чаще говорят, но совершенно "правильные", политкорректные вещи. Говорят не в тоне рассуждения, а ругани "неправильных" людей вроде Трампа. У альтернативных точек зрения нет шанса быть не только услышанными, но и проговоренными.
Однако я здесь имею в виду не только "политику" как "злобу дня".
evgenevg1
Dec. 5th, 2016 11:46 am (UTC)
Скажите Эдгар,вы осознаете то,что все чем эмпирически пользуются современные европейцы есть "социал-демократический продукт"(причем "социал-демократии" послевоенной)?Уже нет "социал-демократии",а инерция "продукта" пока еще есть,хотя и быстро исчерпывается...Тут главное понять,что реального,"не эскапического",консерватизма никто не видел,исключая единиц долгожителей.
edgar_leitan
Dec. 5th, 2016 12:12 pm (UTC)
Да, всё ещё сохраняющееся социальное государство -- это в большой степени продукт социалдемократии, я полагаю. Однако теперь красные его успешнейше и разрушают, предоставляя его блага всем пришлецам без ограничения. Социальное государство -- это, по его идеи, общество солидарности "своих", тех, кто участвует в общественном договоре, для поддержки своих наиболее слабых членов и для ослабления для кого-то боли критических ситуаций. Ныне оно создало огромный и всё растущий класс профессиональных иждивенцев. Нынешнее государство безудержной халявы для целого мира, сотен миллионов халявщиков -- это уже абсурдное извращение его самой идеи. Кто-то должен кассу наполнять, а не только черпать оттуда.
(no subject) - evgenevg1 - Dec. 5th, 2016 12:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Dec. 5th, 2016 06:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgenevg1 - Dec. 7th, 2016 05:50 am (UTC) - Expand
uliaushuk
Dec. 6th, 2016 03:38 am (UTC)
Спасибо за беседу. У меня сложилось впечатление, что длинные тексты в жж уже не видят смысла писать. А как общаться, если вокруг тебя нет желающих отвести на общение время?
Ваш текст приятен, поскольку дает пищу для размышлений. Вот, например, об этикетках-бирках "левый" или "правый". С одной стороны, ясно, что они служат для разметки социального пространства. Но с другой, мне кажется, что политкорректность - это как раз замена дорожных знаков двумя бесконечными стенами дорожного ограждения, в трубе которого мы несемся в комфорте автомобильного салона мимо жизни, разыгрывающейся где-то на окружающих автобан полях.
И вот, хотелось бы дальше мысль продолжить, а надо отвлечься и включиться в суету рабочего дня. Большое спасибо за предоставленный Вами повод занять себя на некоторое время умственным деланием.
edgar_leitan
Dec. 6th, 2016 11:20 am (UTC)
Длинные тексты не видят ни смысла писать, ни читать. У меня такое впечатление, что Живой Журнал сделался каким-то уже не совсем живым в последние года два. Какие-то бесконечные "блогеры" с "копипастой", машинами, Обамой и Путиным... И всё равно, бросать его жалко. Я нахожу его гораздо более удобным, чем дурацкое Лицекнижие (Facebook), где твои заметки пропадают уже дня чере три, канув в неизвестность.

С длинными текстами непросто. Я не то, чтобы смысла в их написании не находил, но скорее время. Диссертация отнимает время и силы.

В любом случае, спасибо на добром слове :)
livejournal
Dec. 10th, 2016 06:30 pm (UTC)
О беседах и ситуациях
Пользователь fomasovetnik сослался на вашу запись в своей записи «О беседах и ситуациях» в контексте: [...] Оригинал взят у в О беседах и ситуациях [...]
ontakoineodin
Dec. 11th, 2016 12:33 pm (UTC)
Спасибо Вам за статью.
edgar_leitan
Dec. 11th, 2016 08:00 pm (UTC)
Спасибо! :)
( 31 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com