?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Один мой знакомый и собеседник на религионые темы (назовём его для краткости П.) высказался недавно в ФБ по поводу животрепещущей и довольно модной темы „расцерковления“, приведя в качесте аналогии для некоторых своих мыслей тибетский буддизм и связнные с ним явления. На это я стал ему отвечать, и получился обмен репликами, который мне показалось жалко совсем уж терять (а в дурацком ФБ тексты и реплики безвозвратно теряются уже через несколько дней), поэтому решил поместить этот диалог здесь, лишь с самыми минимальными исправлениями.


П: "БЛАГОЕ НЕВЕРИЕ
В ламаизме приняты всякие обряды и процедуры общения с духами и богами, подчас жуткие. Назначение их странное: привести буддиста к пониманию, что все эти сущности, с ним разговаривающие и требующие жертв, лишь порождение его разума, миражи суетного мира. Достигший такого неверия уже близок к просвещению и освобождению.
Вот что такое наше расцерковление. Осознание миража и шаг к свободе."

На это я возразил:

Я: Всё-таки не совсем, друг мой. Такое понимание — для экспертов в буддийской философии, которых не та уж и много даже среди монахов. А обычные "верующие" буддисты вполне верят в реальность всех этих жутких сущностей, элементарий, демонов, горных богов и. т. д.

П: Ну, они реальны как и мир, и нереальны так же. Если мир есть майя, то и боги таковы. Если же нет, то какой же это буддизм? Обычное язычество, как в Африке.

Я: Термин "майя" не употребляется, насколько я знаю, ни в каких буддийских текстах.

П: Странный путь ассимиляции выбрали буддисты, принятие всех обычаев других религий, индуизма, бонпо, и добавление лишь одного 'но'. Но всё это мираж, а стремиться надо к нирване.

Я: В буддизме махаяны, тем более в гималайском буддизме, нет никакого стремления к нирване, верите ли! Идеалом махаяны явяется бодхисаттва, то есть практически вечное перерождения во всяких возможных мирах круговерти-сансары, с целью всемерно помогать ВСЕМ живым существам. Так что нирвана как идеал — в некоем, совершенно непредставимом будущем, практически недосягаемым образом отстоящим от настоящего.

П: Многообразная религия, этот буддизм. Очень мне напоминает православие.

Я: Это ошибочная аналогия. Всё-таки буддизм — совершенно другой по своей сути. Правда, находились католические миссионеры (из самых первых миссионеров в Тибете), которые считали, что тибетцы переняли свои ламские одеяния, шапки и церемонии у раннехристианских миссионеров, некогда путешествовавших в их края.
Якобы похожесть эта — видимо, благодаря каким-то "антропологическим константам", общим для человечества. Желание гарантировать эффективность магических действий, обеспечить покровительство высших существ и т. п.

П: Должно же быть общее. Религии все об одном. Я экуменист.

Я: Кстати, о буддийских "богах". Они принципиально двух категорий — просветлённые и непросветлённые существа. Первые — это инкарнации бодхисаттв. А другие, вторые — это "защитники веры" из местных духов и демонов, которых могущественные буддийские маги-практики вынудили дать клятву защищать Учение и его адептов. Но этих сомнительных существ надо регулярно ублажать, иначе они могут рассердиться.
О чём Вы говорите ["Я — экуменист"] — это никакой не экуменизм, а синкретизм. Если уж термины употреблять более-менее корректно.

П: Я исхожу из единства человеческого рода и единства законов мира. 2х2=4 везде. Кстати, христианство отличный пример синкретизма.

Я: Я как раз думаю, что разные религии — вовсе не "об одном", а очень даже о разном. Сходными могут быть какие-то самые базовые структурные элементы (как, например: наличие авторитетных текстов, фиксирующих откровение/я, ритуалы, аскетические практики и т. д.), а вот наполнение может весьма сильно различаться.

П: Почему? Род же людской един. Или я слишком красно-зеленый?

Я: Не вполне уверен насчёт абсолютности 2х2=4, поскольку помню пример о пересекающихся параллельных в неевклидовом пространстве. Так что это зависит от системы координат. Иначе говоря — от мировоззрения.

Я: Утверждение о единстве людей — это обычное клише, которое, по сути, не ведёт никуда. Един? Ну и что c того? Это система координат, задаваемая привычным нам христианством, только и всего.
В том же буддизме в центре внимания стоит не человеческий "род" (или всё-таки — вид?), нo живые/чувствующие существа всех возможных миров. Избавиться от страдания должны абсолютно все, от червяка в мире животных, от несчастных претов или терзаемых обитателей адов и его злобных стражей, до бога в сфере дэвов.

П: То, что Бог един, как ДНК человека. И как всё мы генетически едины, так и в религии есть лишь одна благая Цель. А миражей много.

Я: Вы рассуждаете здесь как христианин, привлекающий пример буддизма лишь для оправдания своих собственных воззрений, но не особо заинтересованный в том, что Вам на это могут ответить сами буддисты, не принимающие Ваших предпосылок на веру. С философской точки зрения, это foundationalism.

П: Разве буддисты не согласны, что люди едины и цель религий одна?

Я: Далай Лама говорит об этом постоянно, вздымая себе рейтинг в западных странах. Но он просто хорошо изучил западных людей и их идеологии и говорит на их языке. Он хороший миссионер буддизма.

[Помещаю этот обмен репликами без комментариев, хотя их подробное составление и снабжение справочным аппаратом могло бы послужить основой для написания отдельной религиоведческой статьи, если не диссертации.]

Comments

prostopop
Dec. 11th, 2016 08:14 pm (UTC)
Я верю, что "совершенно другой" религия быть не может. Я не разделяю верование в злокозненных бесов, жаждущих извратить веру себе на пользу, отвлечь людей от истинного Бога. И в Бога ревнивого. Сие есть психология мутная периода патриархата, с гневным отцом и вредными братьями. Важнейший вопрос религии- как относиться к миру несовершенному. Надеяться на его исправление Богом или уходить от него в небытие?
edgar_leitan
Dec. 11th, 2016 08:20 pm (UTC)
Сама постановка этого вопроса свидетельствует о христианстве вопрошающего.
Например, буддизм такого вопроса в принципе не ставит. Он не ставит вопрос о "мире", но лишь о страдании и об избавлении от него. Бессмысленно спрашивать о происхождении лучника, выпустившего ранившую меня стрелу, о его родственниках и друзьях. Нужно лишь её поскорее извлечь и залечить рану. Есть такая буддийская притча, приписываемая Будде.
prostopop
Dec. 11th, 2016 08:27 pm (UTC)
Но ведь христианство тоже всё "о страдании". Страдании твари от греха, человека от страстей. И средство исцеления- Крест, жертва, а в перспективе- царство небесное. Вот общее.
sergeev555
Dec. 12th, 2016 03:57 am (UTC)
Понимание "царства" (собственно говоря, никакого царства и нет в буддизме) и средства и методы исцеления от греха совершенно различны. И конечная цель тоже. У меня есть друг - практикующий буддист. Так он смеется над тем, что в христианстве Бог-Личность, которая может самоидентифировать себя. Разговоры о том, что свойства Божественной Личности не идентичны человеческой, хотя есть общее, его совершенно не трогают. Напротив, сам постулат, что человек СОЗДАН, да еще и по образу Божьему, да еще и Бога-Творца, для него полная нелепость.
Вообще, главный "соперник" буддизма исторически был индуизм, где есть и бог-творец и богообщение. И нехристианское понятие троицы.

Методы медитации имеют весьма мало общего с христианской молитвой. Медитация и молитва в принципе разные вещи. И цели разные.


Буддизм от и до антихристианское учение по своей сути и античеловеческое. С моей точки зрения.

Забавно, конечно, Бога-Творца нет для них, но зато есть куча демонов самого разнообразного толка. Это же просто форма языческого пантеизма, где не рассматривается идея Творения.
А понятие о реинкарнации было и в "западном" язычестве. Так что тут ничего нового.
Ответов на основные вопросы жизни и смерти, о которых вопрощает человек, на самом деле полноценных-то нет. Лукавое мудрствование и уход таким образом от ответов в мир иллюзий и аллегорий.

Это не удивительно - Божественных откровений нет, Богообщения нет и не было, и оно отрицается.

prostopop
Dec. 12th, 2016 07:09 am (UTC)
А Вас не коробят свойства этой Личности, описанные в Библии: завистливость, ревность, жестокость к людям, иногда мельчайшая скрупулёзность, а иногда величайшее снисхождение, и проч? Мне кажется, что личностные свойства Бога приданы Ему людьми, писателями библейских книг, уж очень они человеческие. А что есть Сверхличность, божественная Личность, об этом сложно судить нам. Апофатическое богословие не придаёт, как известно, Богу такого даже свойства, как бытие. Вот в аспекте апофатики буддийские взгляды не кажутся такими ужасными.
Медитация и молитва отличаются лишь названиями. Есть два вида медитаций/молитв: образная и без-образная. Первую практикуют буддисты, представляя себе всякие образы, а также православные, наполняя богослужение хитроумным плетением образов, аллегорий и ассоциаций, (почитайте хоть канон любой из Минеи) и католики, вот Игнатий Лойола рекомендовал представлять адские муки. Вы видите разницу? Я - нет. Без-образная медитация практикуется православными исихастами и называется умной молитвой, и буддисты ей не чужды, освобождая ум от всякого образа и мысли. Вы видите разницу? Я - нет.
sergeev555
Dec. 12th, 2016 04:21 am (UTC)
Будда обращается к Суданте, богатому купцу-благотворителю, с таким увещеванием: «Стремиться к небесному блаженству есть великое зло, ибо всякое пожелание, возрастая, приносит скорбь. Итак, упражняйся в искусстве отречения от поисков чего бы то ни было, ибо отрешение от всякого желания есть счастие полного покоя. Не желай же ничего: ни жизни, ни ее противоположности. Мы должны достигнуть пассивного состояния, немышления, конечной пристани, нирваны, покоя. Ибо все пусто!»

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

May 2019
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com