Эдгар Лейтан (edgar_leitan) wrote,
Эдгар Лейтан
edgar_leitan

Category:

В чём основные различия православия и католичества (ответ С. С. Аверинцева)



„Я предложил бы ясно различать два понятия, две антитезы, которые не просто смешиваются, а часто отождествляются в трудах верующих историков культуры или, тем паче, неверующих... Некоторые люди, несомненно, верующие, считали возможным отождествление того, что я считаю возможным различить. Один вопрос — это православие и католичество как два вероучения, два варианта христианского вероучения с некоторыми различиями, со ссылками на которые, собственно, и произошло разделение в XI веке.


Это, прежде всего, — вопрос об исхождении Святого Духа "от Отца" (православная форма) или "от Отца и Сына" — католическая формула. Это различие в догматических формулировках.

Есть ещё, конечно, вопрос о римском примате, но здесь нужно сказать, что римский примат... как простое первенство римской кафедры перед всеми остальными кафедрами есть само по себе определение Вселенских Соборов, признаваемых и католиками, и православными... Только полемисты XIX века стали отрицать римский примат в принципе...


Другой вопрос, что существуют различия между западной религиозной культурой и восточной религиозной культурой. Я настаиваю на том, что эти два различия должны быть сами различаемы. Только путаницу вызывает введённый в моду блестящими мыслителями, к которым я полон глубокого уважения, обычай говорить о "православном вкусе", как это делал о. Павел Флоренский. "Православный вкус" — не выражение из обихода Отцов Церкви, да и в обиходе старых полемистов мы его не найдём.

Область вкуса — неизбежно область субъективности. Кстати, о. Павел Флоренский не покидал пределов России; я не очень уверен, что если бы он увидел греческое православное богослужение, он бы нашёл его вполне соответствующим его понятию о православном вкусе... Мне приходилось сталкиваться с тем, что русские православные, увидевшие самое чудное греческое православное богослужение, оказываются чуть ли не шокированы, причём теми его элементами, которые являются более традиционными, чем их соответствия в русском богослужении.

Я вспоминаю, как мой учитель Алексей Фёдорович Лосев написал в одной из свои ранних книг, что самая сущность православия выражается в колокольном звоне, а самая сущность католичества — в демоническом звуке органа. Однако же колокольный звон придумали на Западе, и к нам он пришёл с Запада; на христианском Востоке употреблялось "било" — созывали на молитвы ударами дерева о дерево... а колокола пришли в христианский мир от франков, не без участия св. Мартина во введении колоколов в церковный обиход.

С другой стороны, оргАн (конечно, не в его современной форме) — это византийское изобретение. И ещё Фома Аквинский, достаточно нормативный католик, резко выступал против применения органа в церкви...

Некоторые различия именно между западным и восточным христианством, существовавшие много прежде разделения между вероисповеданиями, восходят к различиям между двумя типами иудейской религиозной психологии и поведении во времена Христа, а потому — двумя типами человеческого субстрата для самых начальных форм христианства: иудейства Иерусалима и ессейско-кумранского иудейства пустыни...

... Отметим также особую православную традицию отношения к "старцу". Фигуру старца, которая так важна для православия, мы находим уже в древних житиях апостола Иоанна, недаром Владимир Соловьёв вывел его как старца Иоанна в "Трёх разговорах".“

[ С. С. Аверинцев, из сборника: Другой Рим; Христианство в истории европейской культуры, СПб: Амфора 2005]
Tags: католичество, православие, христианство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 78 comments