?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Продолжаю размышлять об идее межрелигиозного диалога, но уже применительно к исламу. На это меня сподвигли неформальные беседы с собравшимися на мою лекцию о монашестве дрезденскими католиками, а также собственные размышления в последние годы. В отличие от таких нехристианских религий, как буддийские или индуистские традиции, в которых важную роль играет высокоразвитый религиозно-философский дискурс, и которым свойственны элементы религиозного инклюзивизма, ведущие по идее к определённой практической толерантности, ислам суннитского толка, особенно в его всё более влиятельной салафитской трактовке, является не совсем и далеко не только религией. Это активная религиозно-политическая модель общественного устройства, а, применительно к быстро захватываемым и инфильтрируемым исламом обществам Запада, модель революционно-насильственного ПЕРЕустройства этих обществ, имеющая глобалистский характер.

По словам влиятельного арабского социолога Бассама Тиби — это модель альтернативного глобализма, вытекающего из программного универсализма исламской Уммы. Именно поэтому непримиримый конфликт во встрече конкурирующих глобализмов наверняка запрограммирован, что бы там ни считали нынешние политкорректные "всечеловеки" (психологически крайне наивные, инфантильные политически "левые" мультикультуралисты, которым, помимо всего прочего, обычно крайне недостаёт конкретных знаний "матчасти", то есть ислама как религии).

С точки зрения оценки текстового материала суннитского ислама салафитских движений: в нём отсутствует как таковое богословие (калам) и богословствование, тем более свободное, не говоря уже о философствовании, что бы ни говорила история о му'тазилитах, аш'аритах и др. течениях средневековой исламской мысли. Дискурс суннитского ислама практически любых мазхабов (направлений традиционного правоведения) представляет из себя своего рода юридическую казуистику, основою чего является Шариа(т) (شريعة), имеющая/ий свои истоки в Коране и в Сунне (Хадисах, составляющих авторитетное предание).

Что касается совместимости "хронотопов": если нынешнее европейское христианство в его католическом и евангелическом (протестантском) изводах представляет из себя конечный продукт трансформации и de facto разложения, деконструирования христианства посредством европейского Просвещения (как бы мы это ни оценивали идеологически), с чётким пониманием принципиального водораздела между конфессией и государственными структурами, ислам не только масс нынешних мигрантов из различных стран Ближнего Востока, Средней и Южной Азии (и, кстати, российского Кавказа) и Северной Африки, но их их "интеллектуалов" (правоведов и имамов) находится явно на допросвещенческих позициях. Фигурально выражаясь, на этапе условного "Средневековья". Поэтому массовая миграция мусульман в европейские страны представляет из себя массивную инъекцию носителей "средневекового" по типу мировоззрения, не привыкшего к конкуренции и автоматически готового отвечать на неё единственным способом — религиозно-политическим супремасизмом: уничижением, а также попыткой политического подчинения всего, что вне его. Практически это выражается в настоящее время в том, что само массивное присуствие мигрантов-мусульман автоматически диктует общественно-политическому дискурсу европейских обществ свою повестку дня, свои специфические темы, и никогда и никак не наоборот.

Основной проблемой этого процесса является даже не дикая с точки зрения нынешнего секулярного европейца (пусть он и считает себя "культурным христианином"-католиком или протестантом: Kultur-Christen) система верований и обычаев, но их мировоззренческая квази-целостность, внезапно оказавшаяся всего лишь одной из альтернатив в практически мало к чему обязывающем западном супермаркете религий и идеологий и их осколков. Традиционный же исламский супремасизм не терпит мировоззренческих альтернатив (впрочем, у любых авраамических религий с этим туго).

Иначе говоря, доброжелательного и спокойного "межрелигиозного диалога" тут быть не может по определению. Этот тезис подтверждает весь мой опыт попыток религиозных бесед с мусульманами, даже никакими не салафитами, но обычными суннитами. "Диалогом" со стороны мусульман тут придётся называть явно агрессивную или несколько более завуалированную миссионерскую индоктринацию христиан или агностиков, или атеистов, которые будут вынуждены вставать в защитную позу и пытаться всерьёз отвечать на обвинения в тритеизме ли политеизме, а также в ритуальной нечистоте по причине поедания свинины или ещё чего-нибудь "нечистого", или в "распутности" западных женщин по причине неношения ими никаба или хиджаба, и прочих тем, по сути совершенно чуждых нынешнему всё ещё секулярному европейцу или даже европейцу-христианину.

Интеллектуальный уровень подобного рода дискурса назвать иначе, чем крайне примитивным, мне не представляется возможным, как и иные буквалистские отсылки к кораническим и прочим "свидетельствам об Истине" (последние нередко напоминают известный еврейский анекдот о хасидском реббе, с которым, по словам некоего его ученика, "говорит сам Бог". На вопрос скептика о том, а откуда это достоверно известно, ученик отвечат: "Ну не будет же врать человек, с которым говорит сам Бог!"). Какой-либо смысл подобных споров и "бесед" безнадёжно от меня ускользает. Чтобы узнать об особенностях верований мусульман, достаточно научных институтов исламоведения как части востоковедных дисциплин (вернее, недостаточно; их должно быть больше) при университетах. Для этого вовсе необязательно смиренно садиться у ног учительного мусульманского шейха или факиха в мечети или мадрасе, прочтя перед этим Шахаду.

Одна из часто высказываемых идей, якобы оправдывающих необходимость "межрелигиозного диалога" — это "необходимость совместно жить в мире". Из этого императива якобы вытекает необходимость "уважительного отношения к воззрениям своих соседей". При всей своей склонности к бытовой толерантности и даже к некоторому идеологическому легкомыслию, я никак не возьму в толк, отчего же мне следует относиться с тенью уважения к мировоззрениям, которые я сам лично считаю примитивными, смешными и автоматически ведущими к насилию, а связанные с ними обычаи — дикими и варварскими, как например, обычай закутывать женщин с ног до головы в глухую в чёрную обёртку, обычай "убийств чести", убийств идеологических ренeгатов, гомосексуалов и прочее в этом роде, или представления о вечном посмертном существовании как о безудержном секасе с семью десятками самовосстанавливающихся девственниц.

Я могу всё это изучать отстранённо, как религиовед или филолог-арабист, но — относиться "всерьёз и с уважением"? Что же мне тогда мешает высказывать в общественных местах мою весёлость или явное пренебрежение в виде конкретных физических деяний, помимо животного страха перед стандартным мусульманским "пером в бок"? Во-первых, личная вежливость и деликатность (что, однако, является моим личным делом, но не государства или права), а во-вторых, формализующее взаимные отношения между чужими между собой людьми — принцип главенства и гарантированной реализации Права в правовом государстве.

Нынешние европейские общества, насквозь пропитанные властными дискурсами доминирующих политических левых (то есть всего политического красно-зелёного спектра), последовательно размывают, подтачивают, а то и откровенно игнорируют правовой принцип устройства современного европейского демократического государтва (на примере нынешней Германии и её быстрой трансформации эта злокачественная общественная тенденция особенно хорошо заметна), последовательно преображая правовое государство (Rechtsstaat) в государство идеологическое (Gesinnungsstaat), с постепенным ужесточением идеологичeской цензуры во всех общественно релевантных ситуациях: в СМИ, телевидении, соцсетях, общественных политических выступлениях обычных граждан и профессиональных политиков, и с усиливающимся общественно-политическим давлением и даже прямыми точечными репрессиями в адрес особо активных политических оппонентов, от лишения работы и вплоть до посадок (Cр. нынешний характерный случай явно политически мотивированного преследования Марин ле Пен, а также многочисленные процессы против Геерта Вилдерса, не говоря уже о многих рядовых гражданах "правых" убеждений. Как лично ни относись к повестке новых европейских правых, это парламентские, вполне демократические по своей практике, a отнюдь не "экстремистские" партии. Что касается обрыдшего идеологического жупела "популизма", то я никак не возьму в толк принципиального отличия популизма правого от левого).

Получается, что в нынешней общеевропейской общественно-политической ситуации явных идеологических преференций в пользу мигрантов-мусульман и постепенном разрушении собственными политическими элитами принцип верховенства права, с заменой его леволиберальной, а по сути большевистской идеологией, любой разговор о "диалоге с исламом" со стороны принимающих европейских обществ будет вырождаться в идеологические призывы к собственным гражданам, "живущим здесь давно" (таково теперь в Германии политкорректное именование этнических немцев, санционированное канцлером А. Меркель), "интегрироваться в новое, нарождающееся мультикультурное германское общество".

Всем памятен другой "великий социальный эксперимент", предпринятый коммунистическими идеологами-идеалистами — создания "новой исторической общности", так называемых "советских людей". Чем он закончился, тоже хорошо известно. Однако я боюсь, что в случае нынешней тщательно запланированной и осуществляемой правящими политическими и промышленно-финансовыми элитами необратимой трансформации Европы мы, её обычные граждане-обыватели, то есть практически безвольные субъекты этой общественной малигнизации, так легко, как в случае СССР, уже не отделаемся.




Comments

( 82 comments — Leave a comment )
mikeura
Mar. 26th, 2017 11:57 pm (UTC)
Тут, хотелось бы отметить, та самая идеология, которая привела Европу к беспрецедентному процветанию после 2МВ, как раз и является толерантной к исламу и т.п. то есть отказываться от этой толерантности и открытости значит отказываться от самой себя.
edgar_leitan
Mar. 27th, 2017 12:01 am (UTC)
Да, именно поэтому ситуация, что называется, патовая.

Однако фактически отказываясь от равного правоприменения в отношении мусульман, европейские общества в лице их исполнительной власти совершенно так же обрекают европейские государства в их самых фундаментальных принципах на самоликвидацию, как если бы пришедшие вдруг к власти "нацисты" (а они никогда к власти не придут) начали неправовые массовые депортации мусульманского населения.

В результате по-настоящему эффективным оказывается только прямое и ничем не ограничивающее себя насилие и постепенная замена государственной власти силовиков (полиции и т. д.) фактической властью "милиции" и боевиков из этнических мусульманских кланов, как уже повсеместно происходит в крупных европейских городах.

Edited at 2017-03-27 12:11 am (UTC)
(no subject) - maxim_shatkin - Mar. 27th, 2017 03:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 27th, 2017 09:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - maxim_shatkin - Mar. 27th, 2017 12:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 27th, 2017 02:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - maxim_shatkin - Mar. 27th, 2017 03:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 27th, 2017 06:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tapirr - Mar. 28th, 2017 07:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 28th, 2017 09:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - tapirr - Mar. 30th, 2017 10:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - sergeev555 - Mar. 29th, 2017 06:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 29th, 2017 09:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 27th, 2017 02:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - maxim_shatkin - Mar. 27th, 2017 03:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 27th, 2017 06:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sergeev555 - Mar. 29th, 2017 07:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 29th, 2017 09:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 27th, 2017 12:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - mikeura - Mar. 27th, 2017 02:36 am (UTC) - Expand
suspicion_of
Mar. 27th, 2017 12:13 am (UTC)
Спасибо
edgar_leitan
Mar. 27th, 2017 12:33 am (UTC)
:)
chura24
Mar. 27th, 2017 07:59 am (UTC)
Люди на северо-западе Европы очень болезненно переживают попрание идеалов, составляющих основу европейской идентичности, и они, как мне кажется, будут до последнего защищать их - в ущерб самой Европе. Я с большой симпатией и сочувствием отношусь к таким людям, так как, когда их бастион падет, Европа перестанет быть собой. Я даже не говорю о смене культурной парадигмы из-за мусульманской инфильтрации. Я говорю о чем-то вроде "полонизации", выходе на первый план живучей восточноевпрпейскости, которая, впрочем, может быть, и спасет "старую" Европу путем ее силовой модернизации.
edgar_leitan
Mar. 27th, 2017 09:49 am (UTC)
Если бы сильно переживали, ситуация была бы другая. На улицы выходили бы не сотни, а миллионы. Думаю, что это универсальное правило.
non_saint
Mar. 27th, 2017 11:03 am (UTC)
Да. Как вести диалог с исламом, можно узнать только от самих мусульман. Если никак,тогда конец.
edgar_leitan
Mar. 27th, 2017 02:27 pm (UTC)
У мусульман узнать, конечно, можно, и это довольно легко. Принять ислам или умереть.
(no subject) - non_saint - Mar. 27th, 2017 02:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 27th, 2017 02:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - non_saint - Mar. 27th, 2017 02:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 27th, 2017 03:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - non_saint - Mar. 27th, 2017 03:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sa_sha_s - Mar. 27th, 2017 08:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 28th, 2017 09:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - sa_sha_s - Mar. 28th, 2017 01:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 28th, 2017 03:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sergeev555 - Mar. 29th, 2017 06:19 am (UTC) - Expand
egovoru
Mar. 27th, 2017 12:38 pm (UTC)
А что Вы думаете о возможности светского диалога? Все же среди переместившихся на Запад мусульман есть некоторое число таких, кто способен интегрироваться в светское западное общество без отказа от своей веры. Мне, конечно, трудно оценить процент таких в общей массе, но увеличение этого процента было бы, наверное, решением проблемы?
edgar_leitan
Mar. 27th, 2017 02:25 pm (UTC)
Светские мусульманские интеллектуалы на Западе, ставшие ярыми критиками ислама, подвергают свою жизнь постоянной опасности, они находятся под госудрственной защитой, как например Хамид Абд ас-Самад. Вот Вам и диалог.
Но процент таких просвещённых людей ничтожен.

Edited at 2017-03-27 02:25 pm (UTC)
pierre_flambeau
Mar. 27th, 2017 07:06 pm (UTC)
Sehr geehrter Herr Leitan, Вы не задумывались, что сама постановка вопроса несет в себе ответ. "Межрелигиозный диалог". Согласно теории Dawkins, религия есть результат неправильно работающего полезного инстинкта. Если очень грубо, полезность в том, что принятие без доказательств неких истин полезно, скажем, детям. Лучше поверить родителям и не проверять, опасны ли крокодилы на своем опыте. Эволюционист должен принять, что эволюция не остановима. Если исключить некотрых немногих исследователей, то принято считать, что первичного монотеизма не было. Он возник совсем недавно. Сначала было обожествление сил природы etc Словом, богов становилось все <. Ислам предельно монотеистчен. Я не хочу спорить о монотеистичности христианства, но согласитесь, что в некотором роде ислам > монотеистичен. Следующий шаг - признание правды и взросление: Бога нет. Мусульман нельзя "переубедить" в ходе диалога с к-либо иной конфессией. Это ГЕНЕТИЧЕСКОЕ свойство ислама. Следующий шаг - атеизм. Число богов=0 ;-). Нет Бога, кроме... Нет никакого "кроме". Словом, то, что мы воспринимаем как крах Европы, христианства, цивилизации - это всего лишь смерть религии вообще. Ислам будет убит только атеизмом и ничем другим. And it will be destructed.
sa_sha_s
Mar. 27th, 2017 08:05 pm (UTC)
Да здесь же вообще не вопрос генезиса религиозности.

Запад в этом случае со своей толерантностью, возведенной в ранг иррациональной, сверхценной идеи, попал в логическую ловушку. Западный либерал заявляет: "Каждый по-своему прав, я уважаю его провоту". А что делать, если один из этих каждых считает, что можно этого либерала убить, вот просто убить без дальних разговоров - как крысу, как таракана?
(no subject) - pierre_flambeau - Mar. 27th, 2017 08:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 28th, 2017 09:53 am (UTC) - Expand
sa_sha_s
Mar. 27th, 2017 07:49 pm (UTC)
Мне кажется, долгие годы мира и процветания привели в Европе к появлению своеобразного человеческого типажа. Особенность его в том, что у него имеется чрезвычайно глубоко укорененная уверенность в том, что мироздание - это нечто вроде райского сада. Ну, детского сада во всяком случае. Кругом столько разноцветных игрушек, и дети все такие добрые и хорошие. Ну, шалят чуть-чуть иногда, но вообще-то очень милые. А уж воспитательницы - те вообще одно ангельство.
Повторюсь, так устроено, по мнению этого фукуямовского "последнего человека" не государство, а само мироздание. Что же удивляться, когда такой персонаж сталкивается с экзистенциальными проблемами? Не с проблемой плохой работы системы зажигания у автомобиля, а с проблемой, скажем, того, что в его страну приезжают люди, которые считают себя единственно правильными людьми, люди, готовые убивать всех неправильных и, больше того, готовые умирать за это свое убеждение.
А этот наш человек без груди не готов умирать за что бы то ни было. Да ладно умирать. Он даже сколько-нибудь серьезных неудобств не готов испытывать. Это его картине мира противоречит. Зачем неудобства? Давайте все обсудим и договоримся. Игрушек на всех ведь хватит. Вообще давайте жить дружно.
Коротко и серьезно говоря, в понятийном аппарате современного европейца зияющая пустота на том месте, где нормально должны быть убеждения, ценности, идеи, на которые он мог бы опереться в данной ситуации. Не имея их, он впадает в растерянность, прячется за пустыми политкорректными формулами, оказывается не способен на рациональное поведение.
edgar_leitan
Mar. 28th, 2017 09:44 am (UTC)
Ценности и убеждения и этого европейского дитяти, продукта нашей несчастной эпохи, что вся состоит из одних наивных добрых намерений, есть. Они выражаются в слепой вере в магические фразы и заклинания: "демократия, права человека, мир во всём мире, интеграция"... и т. д., совершенно оторванные от своего контекста.
Ну вот вроде хотели демократии в Ираке, Ливии, Сирии... Скидывают диктаторов. А в результате?
Это декадентское евродитя совершенно наивно. Самым страшным экзистенциальным кризисом для них до сих пор была поломка телевизора или отключение интернета. Ну или серьёзная болезнь. Для меня этот европейский наивный придурок воплотился в образе стоящих на вокзалах в Вене или Мюнхене девиц или женоподобных вьюношей с разноцветными волосами и плакатиками в руках: Refugees welcome! А эти самые рефьюджис идут мимо них и хохочут, делая характерные жесты ладонями поперёк горла (сам видел, причём неоднократно), некоторые из них орут "аллаху акбар".
(no subject) - sa_sha_s - Mar. 28th, 2017 01:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 28th, 2017 03:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sa_sha_s - Mar. 28th, 2017 07:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 29th, 2017 10:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - sa_sha_s - Mar. 29th, 2017 06:36 pm (UTC) - Expand
livejournal
Mar. 28th, 2017 01:32 am (UTC)
Межрелигиозный диалог с исламом?
Пользователь danuvius сослался на вашу запись в своей записи «Межрелигиозный диалог с исламом?» в контексте: [...] Оригинал взят у в Межрелигиозный диалог с исламом? [...]
ivankravtsov
Mar. 28th, 2017 12:18 pm (UTC)
Я думаю, что как раз с формально-юридической точки зрения дискурс возможен. А вот богословский...ни о чём.
edgar_leitan
Mar. 28th, 2017 12:39 pm (UTC)
С исламом? Вы имеете в виду какой-то особый дискус, или диалог?
Для диалога нужен, помимо традиционных дискурсов "собеседников", ещё и особый метадискурс диалога. А он возможен только с просвещенческих позиций, т. е. рациональных доводов и обоснований. А в нынешнем мейнстримовом исламе с рационализмом не очень.
semiliranda
Mar. 28th, 2017 12:28 pm (UTC)
А меня заинтересовала вот эта мысль: "нынешнее европейское христианство в его католическом и евангелическом (протестантском) изводах представляет из себя конечный продукт трансформации и de facto разложения, деконструирования христианства посредством европейского Просвещения". Может быть, Вам было бы интересно её раскрыть?
edgar_leitan
Mar. 28th, 2017 12:43 pm (UTC)
Я под этим подразумеваю деконструирование христианской метафизики.
Как раз недавно беседовал об этом с католиками в Дрездене, с "малым стадом". Факт, что никто не верит в "воскресение плоти". Специфическая христианская эсхатология воспринимается в лучшем случае как метафора. Так ведь понятно, что за антологию метафор никто не пойдёт умирать, побуждаемый угрозой со стороны имамов или муджахидов. Все просто прочитают Шахаду, и дело с концом.
(no subject) - semiliranda - Mar. 28th, 2017 12:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 28th, 2017 03:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - semiliranda - Mar. 28th, 2017 03:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 28th, 2017 06:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pierre_flambeau - Mar. 28th, 2017 07:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 29th, 2017 10:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - semiliranda - Mar. 28th, 2017 09:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pierre_flambeau - Mar. 29th, 2017 06:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 29th, 2017 10:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - sa_sha_s - Mar. 28th, 2017 07:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 29th, 2017 10:21 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
edgar_leitan
Mar. 29th, 2017 10:02 am (UTC)
Возможно, она и произойдёт, но явно не при нашей жизни. А в обозримой перспективе -- лишь варваризация (необязательно только от ислама), религиозные войны и террор на территории Европы.
(no subject) - evgenevg1 - Mar. 31st, 2017 05:35 am (UTC) - Expand
sergeev555
Mar. 29th, 2017 06:06 am (UTC)
Браво!!!
( 82 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

July 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com