?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сноски vs. примечания

Читая работы российских коллег, я заметил, что сильно раздражаюсь ужасно неудобной формой примечаний. Они всегда в конце статьи или книжки (кажется, это англо-саксонская система). Я из тех редких чудиков, которых за долгие университетские годы научили и приучили въедливо читать и подробно разбирать каждое примечание -- это не говоря о самом основном тексте статьи или книги. Если работа в традиционной бумажно-печатной форме, то это нестрашно: можно тут же листать, делать бумажные закладки и т. п. Однако теперешние работы доступны всё больше в электронной форме в формате пдф. Обычную пдф-ку или скан бумажной статьи листать невозможно. Остаётся лишь злиться на это неудобство.



Сам я привык к германской форме научных книжек или статей: все сноски тут же, на той самой странице, где ты сейчас читаешь. Остаётся лишь посмотреть вниз. А если не хочется, сноски можно выпустить и просто читать дальше в основном тексте. Скажите, коллеги, особенно связанные с научным книгоиздательством: такая форма (ссылки в самом конце работы вместо сносок на той же странице) в России имеет статус священного догмата, или она, в принципе, может быть нарушена? Спрашиваю не просто так, но поскольку имею некоторые планы попытаться написать и опубликовать в будущем (sub conditione Jacobea) кое-что на русском языке.

К слову сказать, эта упомянутая въедливость и привычка к подробному чтению и обдумыванию (если оно, конечно, того стоит) имеют свою теневую сторону: я совершенно неспособен (или, вернее, безнадёжно разучился) глотать книги и статьи дюжинами. Результат: книги, ожидающие прочтения и освоения, толпятся на полках, шкафах, столах, тумбочках и на полу, покрываясь субстанцией пыли. Видя, как лихо русскоязычные гуманитарии рассуждают обо всём на свете, я в очередной раз убеждаюсь в своём тугодумии и относительной интеллектуальной недалёкости. И понимаю, что вообще практически ни о чём не умею больше рассуждать уверенно (разве что в особых ситуациях нарочито играя на публику, от коей игры всегда остаётся неловкое чувство).

Comments

( 44 comments — Leave a comment )
maxim_shatkin
Mar. 2nd, 2018 03:26 am (UTC)
Помню, как-то раз спорил с одним старпером педагогических наук, который настаивал исключительно на концевых сносках. Главным аргументом в его споре было: "молодые люди, я рекомендую вас делать так, как я вам сказал".
Если говорить о гуманитарных журналах, входящих в ваковский перечень, то каждый журнал устанавливает свои требования. Например, Тихоновский университет требует сноски постраничные. Но когда речь идет о сборниках материалов конференций, там библиографические сноски исключительно концевые по системе [1, с. 45].

occuserpens
Mar. 2nd, 2018 03:34 am (UTC)
[я рекомендую вас делать так, как я вам сказал]

Есть вопросы, котпрые только так и решаются :)

Edited at 2018-03-02 03:34 am (UTC)
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 2nd, 2018 12:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - maxim_shatkin - Mar. 2nd, 2018 03:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 3rd, 2018 02:42 pm (UTC) - Expand
occuserpens
Mar. 2nd, 2018 03:34 am (UTC)
В детали не вникал, но разве Ворд не обеспечивает автоматический переход между раличными системами ссылок?
edgar_leitan
Mar. 2nd, 2018 03:56 am (UTC)
Да, конечно. Но я имею в виду уже готовый продукт.
maria_gorynceva
Mar. 2nd, 2018 04:58 am (UTC)
Как правило, имеют силу догмата, увы.
edgar_leitan
Mar. 2nd, 2018 04:59 am (UTC)
:((
klausnick
Mar. 2nd, 2018 06:25 am (UTC)
убеждаюсь в своём тугодумии
Я бы это назвал отсутствием верхоглядства.
edgar_leitan
Mar. 2nd, 2018 12:47 pm (UTC)
Re: убеждаюсь в своём тугодумии
Или профессиональная деформация :)
anna_bpguide
Mar. 2nd, 2018 08:06 am (UTC)
открыть в новом окне пдф на странице сносок
edgar_leitan
Mar. 2nd, 2018 12:47 pm (UTC)
Как-то не подумал! Спасибо за подсказку. Хотя такой вариант лучше всего осуществим, когда два экрана на столе. У меня в институте так. Дома только ноут. На одном экране всё равно не очень удобно два пдф-ки комбинировать.
(no subject) - danuvius - Mar. 2nd, 2018 01:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - danuvius - Mar. 2nd, 2018 01:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 2nd, 2018 01:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - danuvius - Mar. 2nd, 2018 01:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 2nd, 2018 03:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 2nd, 2018 01:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anna_bpguide - Mar. 2nd, 2018 03:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - _om_ - Mar. 3rd, 2018 11:58 am (UTC) - Expand
miram
Mar. 2nd, 2018 08:30 am (UTC)
Постраничные сноски верстать труднее.
edgar_leitan
Mar. 2nd, 2018 12:44 pm (UTC)
А почему? Сейчас же везде, за иключением маленьких издательств в Индии, вёрстка в компьютере; есть специальные программы.
(no subject) - shimali - Mar. 3rd, 2018 07:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - miram - Mar. 3rd, 2018 03:04 pm (UTC) - Expand
irenered
Mar. 2nd, 2018 09:41 am (UTC)
увы, это связано часто с требованием издателей. теперь пошла новая мода, на концевые сноски.
edgar_leitan
Mar. 2nd, 2018 12:45 pm (UTC)
Ну да, от англо-саксов это и пошло.
(no subject) - irenered - Mar. 2nd, 2018 01:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 2nd, 2018 01:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - irenered - Mar. 2nd, 2018 05:34 pm (UTC) - Expand
vilasatu
Mar. 2nd, 2018 12:38 pm (UTC)
А меня, например, жутко раздражают примечания/сноски в конце статей даже в бумажный изданиях. Этим грешат издания Routledge, Columbia University Press. В изданиях Oxford University Press иногда бывают постраничные примечания/сноски, а иногда в конце. Такое ощущение, что у Оксфорда нет единого стандарта.
edgar_leitan
Mar. 2nd, 2018 12:42 pm (UTC)
Ну да, вообще английские и американские издания. Меня тоже, но бумажные книги можно хотя бы пролистнуть и сделать липучую бумажную закладку. Всё-таки наша немецкая система мне нравистя больше, хотя немцы иногда грешать совершенно уже безразмерными сносками. Но они все тут же, рядом с основным текстом.
(no subject) - vilasatu - Mar. 2nd, 2018 12:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 2nd, 2018 12:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vilasatu - Mar. 2nd, 2018 01:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 2nd, 2018 01:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vilasatu - Mar. 2nd, 2018 01:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 2nd, 2018 01:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 2nd, 2018 01:26 pm (UTC) - Expand
danuvius
Mar. 2nd, 2018 01:16 pm (UTC)
Это не догмат, но так верстать проще и удобнее (и в случае чего вносить правку). Я всегда (!) выпускал книги и журнал только с подстрочными сносками (разве что если 2-3 подвала, тогда уже что-то в конец :)

Выбирайте тех издателей и журналы, которым доверяете и которые можете проконтролировать.
edgar_leitan
Mar. 2nd, 2018 01:20 pm (UTC)
Да, если что будет именно такой издатель. Но пока это не к спеху.
synchrozeta
Mar. 2nd, 2018 10:32 pm (UTC)
Присоединяюсь! - примечания в конце книги раздражают: даже имея вторую закладку, их надо каждый раз искать по номеру.
Да и какой смысл помещать их отдельно?
edgar_leitan
Mar. 3rd, 2018 02:39 pm (UTC)
!! :) Ну это просто такая книгоиздательская традиция.

Edited at 2018-03-03 02:40 pm (UTC)
(no subject) - synchrozeta - Mar. 3rd, 2018 02:52 pm (UTC) - Expand
( 44 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

July 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com