?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Ложь во спасение



स्वर्गमनृतेन गच्छति दयार्थमुक्तेन सर्वभूतानाम् ।
सत्येनापि न गच्छति सतां विनाशार्थमुक्तेन​ ॥

svargam anṛtena gacchati dayārtham uktena sarvabhūtānām /
satyenāpi na gacchati satāṃ vināśārtham uktena //

"(Человек) идёт в небеса неправдой, коль скоро она была высказана из сострадания к любым живым существам;
(Но) даже правдой он не идёт (в небеса), если она была высказана с целью уничтожения добрых людей".

"One goes to heaven by a lie which is spoken out in compassion for all creatures;
One goes not to heaven even by truth which is spoken out for the destruction of good persons"

(Kaundinya's Commentary on Pashupata Sutra, p. 21 editio princeps)

Собственно, это попытка правильного произнесения санскритской строфы в стихотворном размере арья.

Comments

( 9 comments — Leave a comment )
scholarpunk
Mar. 28th, 2018 05:59 pm (UTC)
Штото прямо штетлом каким-то отдает... Сначала прям подумалось: "Што идиш такой странный?.."

И, в общем, с аккомпаниментом надо! И хотя бы куплета три...





Edited at 2018-03-28 05:59 pm (UTC)
misha_makferson
Apr. 2nd, 2018 06:56 am (UTC)
Семен Семеныч! :-) Верхняя линия же, характерный признак индийщины.
aba_g
Apr. 2nd, 2018 10:13 am (UTC)
Первая строчка понятна. Надо иметь сострадание ко всем живым существам, ибо их жизнь священна. Это сострадание превыше всех этических и гносеологических категорий.
А вот со второй строчкой - проблема. Куда идет человек, если правда была высказана с целью уничтожения злых людей?
Уничтожение - зло, а если зло, пользующееся правдой, направлено на уничтожение зла (злых людей)? Какой ответ можно было бы получить, исходя из духа (не буквы) Kaundinya's Commentary on Pashupata Sutra?
edgar_leitan
Apr. 2nd, 2018 06:52 pm (UTC)
Я не очень понимаю в данном случае этой разницы между "духом и буквой".

Здесь сказано про уничтожение "добрых, добродетельных" (satām). Про злых ничего не сказано, так что не знаю. Об "уничтожении злодеев" есть любопытное место в Бхагавадгите гл. 4 строфы 7-8.


Данная строфа -- наверняка не сочинение самого Каундиньи, а взята откуда-то ещё.

Edited at 2018-04-02 06:54 pm (UTC)
aba_g
Apr. 2nd, 2018 07:30 pm (UTC)
+Про злых ничего не сказано, так что не знаю. +
- Вот Вы и ответили насчет разницы между "духом и буквой". Раз не сказано, не попытаться ли тогда пробудить собственную интуицию, так сказать, интуитивную антиципацию?

В Бхагавадгите "уничтожение злодеев" - прерогатива Кришны. Он берет на себя эту грязную работу. А в этом комментарии речь идет о человеке.
Спасибо Вам! Я сразу почувствовал некоторую притянутость этой строфы.
edgar_leitan
Apr. 2nd, 2018 08:11 pm (UTC)
Насчёт духа и буквы... Я прекрасно понимаю, что так принято говорить, и чтó это означает вообще. Но здесь я выступаю как филолог, разбирающий крайне неоднородный, древний текст, составленный явно из разных пластов, к тому же проблематично изданный, на основе одной лишь рукописи. Интуиции и фантазии, не подкреплённые конкретными отсылками к параллельным формулировкам из других текстов, в таком деле может помочь, а может сильно навредить.
aba_g
Apr. 2nd, 2018 08:23 pm (UTC)
Я понимаю, но я не предлагаю гипотетические предположения включать в научные выводы. Я задал этот вопрос из чисто теоретического интереса, поскольку порой бывает, что некоторые фантазии могут приоткрыть более широкую перспективу. Разумеется, строгая филология и метафизическое воображение - вещи практически несовместимые. Но почему бы не выделить минутку для интеллектуального хобби?
edgar_leitan
Apr. 2nd, 2018 08:44 pm (UTC)
Интуиции и умозрения -- это важная часть научной работы, даже не хобби. Но в конечном счёте они должны обосновываться конкретным знанием, тогда они становятся гипотезами и даже теориями.
После многих лет занятий предметом какие-то фантазии (свои и чужие) отметаешь сразу же, интуитивно, как ни с чем несообразные. А другие берёшь в разработку.
aba_g
Apr. 2nd, 2018 08:56 pm (UTC)
Предполагая это, я задал Вам вопрос, а Вы отнеслись к нему почему-то строго научно, не позволив себе маленькую интеллектуальную вольность.
( 9 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com