?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Только что прочёл в блоге Николая Подосокорского: "7–10 июня 2018 года в Москве и г. Боровске Калужской области пройдут XVII Международные чтения, посвященные памяти выдающегося российского мыслителя, родоначальника традиции отечественного космизма, теоретика библиотечного и музейного дела, педагога-новатора Николая Федоровича Федорова". И вот что по этому поводу подумалось:

Н. Ф. Фёдоров (1829–1903) "мечтал воскресить людей, не желая примириться с гибелью даже одного человека. С помощью науки он намеревался собирать рассеянные молекулы и атомы, чтобы «сложить их в тела отцов»" (из Википедии). Этим тихим мечтателем почему-то принято в России восхищаться. Но я не знаю идеи, в моём понимании, более ужасной и отвратительной, чем эта мысль об извлечении из окружающей среды молекул и атомов и конструирование магией науки будущего воскрешённых "тел предков". Моему воображению предстаёт картинка из классического фильма ужасов "Муха" 1986 г. с Джеффом Голдблюмом в главной роли: жуткое тело несчастного, мучающегося синкретического существа, составленное из разных тварей. Ведь понятно, что множество атомов и молекул, составлявших тела наших далёких предков, давно уже прошли через целый ряд тел своих потомков, "обитая" в наших современниках. Кроме того, плохо делается и при мысли о том, сколько же именно миллиардов воскрешённых зомби придётся поселить на нерезиновой Земле в результате успешного завершения этого, с позволения сказать, "общего дела"... Выход, вероятно, лишь один -- экспансия человечества в космос, и заселение зомбиподобными воскрешёнными галактик. Тут и Циолковский весьма кстати.

Понятно, откуда такая идея: из библейского эсхатологизма, locus classicus которого -- видение пророка Иезекииля, неизменно сводимого современным христианством на уровень всего лишь метафоры. Только место силы Яхве занимает магия Науки.

Я давно подметил, что в России принято восхищаться мечтателями и экстатическими бородатыми провидцами с горящим "идеей" фанатичным взглядом, охватывающими необъятное в своих туманных видениях, но обычно принято презирать знатоков своего ограниченного дела, действительно хоть чуточку пытающиxся сделать жизнь лучше на территории своей личной ответственности, и теми средствами, которые конкретно им доступны, посильно уменьшающих таким образом общие масштабы "страдания бытия". Эта тенденция до сих пор, как кажется, чрезвычайно сильна. В России она порождает тип мечтателей-"Обломовых" и стойкое подспудное презрение к разного рода "немцам Штольцам", а в Западном мире -- неомраксистов, утверждающих, что "Сталин, конечно, немного ошибался, а вот если бы я был на его месте..." То есть достойно быть лишь как минимум Буддой или Христом, ну или на худой конец Папой Римским или Далай Ламой, а всё остальное -- неинтересно, скучно, мелко, недостойно интеллигентного человека. Отсюда и постоянная фрустрация таких масс недобудд и недохристов, порождающая все эти типичные российские интеллигентские жалобы на жизнь вообще и "Власть" в частности -- прежние кухонные и нынешние сетевые, а также все бесконечные сравнения -- себя с другими или других между собой, ради выяснения, кто же лучше, а кто хуже.

Для таким патологических мечтателей индивидуум, конкретный человек ("ближний") -- всегда ничто. Важно как минимум "всё человечество", род, предки, будущие поколения, то есть любого рода группы (то, что у классических мраксистов называлось "классами", у современных западных неомарксистов -- identity groups, а у нынешних крайне правых сторонников авторитарных режимов -- "народ", со всеми причитающимися "духовными скрепами"). Именно поэтому другая идея мечтателя Фёдорова оборачивается не менее жуткой стороной: это"объединение всего человечества", также подразумевающая стирание любого рода различий и элиминацию носителей этих различий, разрушение границ, уничтожения естественно-природного и общественного иерархизма. Разумный человек должен помнить из недавней истории, какими гекатомбами трупов эта милая идея не раз оборачивалась.

Разумеется, я не говорю, что не следует проводить Фёдоровских чтений или вообще изучать эти идеи в их историческом контексте. Однако ответственный подход предполагает внимательное продумывание подобных идей, в том числе и обнажение их теневых и дажe жутких сторон.

Кстати о "русском космизме". Эсхатологизм его и существенная оккультная составляющая не могут не служить отличной идейной питательной средой для нынешних политических идей "русского мира" и идеологии государственной экспансии. Разумеется, я не утверждаю, будто Фёдров, Циолковский или Бердяев с Флоренским -- однозначно далёкие предтечи крымнашизма или нынешней секулярно-государственной религии "Великой Победы". Всё несколько сложнее. Однако мало сомнений, что всё указанное -- одна из его теневых сторон. Главная опасность и искушение тут -- потеря отдельным человеком разума в океане любого рода групповой идентичености хоть с левой, хоть с правой стороны политического спектра.

UPD:

Послесловие, по следам дискуссии в ФБ о рукотворном воскрешении:

Если аргументировать теологически, с точки зрения sensus fidei fidelium, идея Фёдорова о рукотворном воскрешении всех когда-либо живших на Земле людей не только НЕ христианская, она предельно АНТИхристианская. Если верить в теологумен о телесном воскресении (а верить в это обязан каждый церковно верующий христианин, как минимум когда соборне читает Символ веры), то воскресит всех когда либо живших Бог, и только Бог, для последнего Cуда, и это будут, как сказано в Библии, совершенно "новые небеса и новая Земля".

Фёдоров же берёт на себя мысленно роль Бога, излекая из материи молекулы и атомы, составлявшие когда-то тела предков, и превращая их в какое-то живое "лучистое вещество" [UPD: меня исправили про "лучистое вещество" -- это идея Циолковского] (идея смехотворна хотя бы тем, что, с точки зрения здравого смысла, приправленного начатками знаний по биологии, химии и физике, множество ТЕХ молекул и атомов "живёт" в телах ныне живущих). Налицо обезьянничанье Бога, что есть прерогатива Дьявола. Точно по таким же причинам (при теологической аргументации) всякий человек с развитым церковным чувством (по-видимому, всякий, кроме нынешнего "коммунистического" Папы Франциска, Великого Исламизатора Европы, а также немецкого епископа Райнхарда Маркса, заявившего, что "Маркс ещё отнюдь не устарел") поймёт, что мраксизм имеет тем более антихристианский по сути характер, чем более он играет на сходстве с христианством в каких-то отдельных чертах.

Я бы не начинал этой анахроничной дискуссии, с чисто теологической аргументацией, если бы мне менторским тоном не было указано на необходимость "учить матчасть". В том, что касается теологии, религии и религиоведения, матчасть я вполне себе учил, и даже довольно много лет (десятилетий). Имеются даже университетские дипломы на этот счёт.

Можно и нужно внимательно и беспристрастно изучать феномен Фёдорова и его идей, как мы изучаем любые загогулины человеческого духа, оставившие по себе память и влияние в виде литературных памятников или учеников. Но если кто хотел краткой оценки этих идей с теологической точки зрения, то вот она, кушайте! Возможно, эти идеи вдохновляли Королёва -- здесь я и вправду знаю недостаточно, я не историк ракетостроения и персоналий в этой области. Но если меня на заре моих штудий вдоховновляли сказки или даже литературно оформленный бред шизофреников (вроде известного через книжку Стругацких "чернокрылого воробья"), это не значит, что всё в этих сказках или бреде пресерьёзная быль.

Comments

( 29 comments — Leave a comment )
gignomai
Apr. 27th, 2018 03:11 pm (UTC)
объединение всего человечества", также подразумевающая стирание любого рода различий и элиминацию носителей этих различий, разрушение границ, уничтожения естественно-природного и общественного иерархизма
----
По-моему, Вы исказили здесь мысль Ф. Как бы ни относиться к его фантазиям, идея братского объединения так же мало предполагает стирание различий, как и объединение в семью, дружескую компанию или церковную общину.
edgar_leitan
Apr. 27th, 2018 03:13 pm (UTC)
Чем реально оборачиваются утопии "братского объединения человечества", мы прекрасно знаем из истории хоть Совдепии, хоть красного Китая или Камбоджи. Лагерями "перековки" или уничтожения для тех, кто объединяться нипочём не желает.
gignomai
Apr. 27th, 2018 03:16 pm (UTC)
Ну, если Вы не хотите различать идеал и его воплощение - это Ваше право.
edgar_leitan
Apr. 27th, 2018 03:19 pm (UTC)
Речь не о моих "правах" думать так или сяк, или наперекосяк. Просто про воплощение подобных коллективистских идей мы уже вроде бы всё-всё знаем. 20 век был хорошим учителем. В 19-м веке лишь Достоевский знал, а после Солженицына и Шаламова должно вроде бы знать большинство.
Впрочем, я знаю, что это не так.
edgar_leitan
Apr. 27th, 2018 03:15 pm (UTC)
Семья или небольшая община и "всё человечество" -- это существенная, качественная разница. Несравнимая.
gignomai
Apr. 27th, 2018 03:19 pm (UTC)
Да, конечно. Для реализации, но не для идеала. Беды происходят от неразличения их функций.
edgar_leitan
Apr. 27th, 2018 03:23 pm (UTC)
Реализация высоких идеалов, вовлекающих в качестве проекта "всех", неминуемо повлечёт элиминацию (уничтожение) не желающих этому утопическому проекту следовать.
Лично я за всемерное торможение любого рода "высоких идеалов". Скажем так -- лучше оставим их литературе фэнтези, а сами сосредоточимся на решении конкретных проблем в зоне своей личной ограниченной ответственности.
gignomai
Apr. 27th, 2018 03:28 pm (UTC)
Да, человечество не научилось правильно обходиться с собственными идеалами. Идеал так же отличается от проекта как полярная звезда от маяка в навигации. Христианство породило инквизицию (беру крайний пример, их много, Вы знаете). Но нынешняя тенденция вытравлять из общественного сознания идеалы мне представляется худшей, чем все эти кровавые реализации утопий.
edgar_leitan
Apr. 27th, 2018 03:32 pm (UTC)
Коллективистские идеалы, требующие соответствующего политического режима для своей реализации, чрезвычайно опасны для отдельного человека. Но я с пониманием отношусь к религиозным идеалам, коль скоро они обращены к индивидууму. Так же, кстати, как и чудеса и поучения Христа. Он всегда обращался к конкретным людям, а не к абстрактному человечеству.
chura24
Apr. 27th, 2018 03:34 pm (UTC)
Согласен. Тем более, что без идеалов нет развития, и на пустое место придут чужие идеалы, не факт, что более гуманные
edgar_leitan
Apr. 27th, 2018 03:41 pm (UTC)
Классово чужие? Национально чуждые? Из стана геополитического противника? :))))
chura24
Apr. 27th, 2018 04:06 pm (UTC)
Я хотел сказать, что, как показывает история, "теория малых дел" уязвима, и ее привеженцам рано или поздно приходилось примыкать к той или иной "массовке", чтобы на быть уничтоженными.


edgar_leitan
Apr. 27th, 2018 04:22 pm (UTC)
Гмм...
chura24
Apr. 27th, 2018 03:12 pm (UTC)
На черноземе "фантазий" Федорова (в частности) выросла плеяда русских ученых и деятелей культуры двадцатого века. В прошлом месяце я делал доклад об истоках прозы Андрея Платонова, в котором большое внимание уделил влиянию русского космизма на мировоззрение и тематику прозы писателя.
edgar_leitan
Apr. 27th, 2018 03:16 pm (UTC)
Да, это всё органически вошло в ткань русской культуры, породив в том числе и ткань русской политики.
gignomai
Apr. 27th, 2018 03:22 pm (UTC)
В том-то и дело. Не будь безумного Федорова не было бы величайшего русского писателя ХХ века.
comrade_demon
Apr. 27th, 2018 03:53 pm (UTC)
Есть роман "Алюмен" - под авторством Олди-Валентинова, где как раз показана реализация его проекта.
edgar_leitan
Apr. 27th, 2018 03:58 pm (UTC)
Не слышал. Стоит ознакомиться?
comrade_demon
Apr. 27th, 2018 04:39 pm (UTC)
качественная фантастика
rechi_k_bogu
Apr. 27th, 2018 04:06 pm (UTC)
Прошу прощения за оффтопик.
Большая просьба к Вам и читателям вашего презамечательного журнала:
поучаствуйте пожалуйста в опросе:
https://rechi-k-bogu.livejournal.com/264574.html
edgar_leitan
Apr. 27th, 2018 04:24 pm (UTC)
Простите, сам я не участвую в опросах по современной политике и актуальным политическим баталиям. Но, возможно, кого-то заинтересует.
scholarpunk
Apr. 30th, 2018 12:28 pm (UTC)
ГИПЕРМЕГАТЮ!..
Вапервыхъ, Фёдорова я не шыбко долюбливаю именно потому, что очень отдает каким-то нездоровым душком сектантства и религиозности. И чего его всякие иммортологи и прочие недобитые трангуманисты на щит все время норовят поднять - вапшпэ непонятно, хотя и понятно.

Но! По поводу лично Вашей к нему идиосинкразии у меня имеются некоторые возражения.

1. По поводу того что оживлять всех мертвецов - это зло... Вот Вы понасмотрелись фильмов малаграмацныхъ - "Муха" там всякая... Это примерно на уровне того, что пьяному сантехнику по ошибке вместо вантуза прислали модель вертолета (дейсвтуующую, в натуральный размер, ога), и он в результате устроил катастрофу в городской канализации с размытием домов, затоплением бульваров и размытием плотин...

Оно так не работает!!! Подобная же ощибка имеется фильме "Splice", неправильно переведенном как "Химера" (химеры- это совсем други разновидности организмов; например там, мышка с шестью-восемью родителями, или вот у мамаш с детишками своими обязательно микрохимеризм имеется - немножко ихних клеток в мозгах аж до старости определяются). Не бывает оно так, что ежели припаять к произвольному месту материнской платы пылесос, то начнется "восстание машин"!

По поводу страхов про "сложить молекулы отцов" - вот надо было не всякие там санскриты нечестивые учить (и вот я в упор непонимаю, как все эти брахманы с их ума палатой не сумели додуматься до организации элементарных сортиров!.. и, при зашкаливающем изобилии и распространенности бханга в индии, не удосужились со своей занюханной аюрведой изобрести хоть один антибиотик!!!), а химию с биологией! Молекулы - это расходный материал, индивидуальными свойствами не обладают от слова ВООБЩЕ.

Это, скорее всего, эдакая вольная метафора... На уровне "Бороздят Просторы Космоса"

2. По поводу же "нерезиновой". Если оживлять всех мертвых вообще то население собственно, не поверите, уведичится единомоментно менее чем ВДВОЕ. Так вот мы с НТП расплаживаться умудряемсо... Щас нас больше, чем вообще когда-либо во все времена живших со времен возникновения гомосапиесна в верхнем палеолите...

именно потому, что ежели кто уже ОТМУЧИЛСЯ, А ЕГО ОПЯТЬ В ТУДА ЖЕ!!!..

Зло оно не потому, почему Вы писали, а потому что существование означает страдание (tm), а привязка к таковому а виде инстинкта самосохранения и сремления к удовольствию - она не наша!.. Мы как подёнки, или даже клдетки кишечного эпителия, которые живут жизнь-подвиг в среднем аж целых восемь дней, пока не сдаются под гнетом непосильных условий...

Не за то Вы Фёдорова, карочи, нилюблите!.. За другое надо!
edgar_leitan
May. 4th, 2018 11:46 am (UTC)
Re: ГИПЕРМЕГАТЮ!..
Вы это навязчивое юродствование про священный санскрит прекратите! А то я всерьёз обижусь :))

Любопытно и верно Ваше добавление, если отфильтровать своеобразную интонацию. Но я свою заметку написал наскоро, так что мого нюансов осталось явно недодуманными.

А вот ответ моего коллеги на этот текст: https://www.facebook.com/vladimir.emelianov.589/posts/2132999700264345

scholarpunk
May. 4th, 2018 04:35 pm (UTC)
Re: ГИПЕРМЕГАТЮ!..
А чойта священный? Тут, вон, много всяких разных пейсатых претендентов бегает...

Протоукры с Венеры на своем свъщенномъ суржике диалекте еще вон когда говорили, когда и Индии-то никакой в проекте не было!

И оно, канешна, юродствование - но в хорошем, правильном смысле этого слова!.

Почему вот это у всяких там заплесневелых англичашек Флемингов - антибиотик, а брахманов - "бом шанкар"?!

КТО ВИНОВАТ?!!
evgenevg1
May. 3rd, 2018 05:23 pm (UTC)
Пример Королева актуален,"вдохновением" это назвать сложно,но "использованием","утилизацией" разработок германских специалистов концепции и техники пакетов коническо-цилиндирических ступеней-вполне.(до середины 50х они и на практике,принудительно-"добровольно" реализовывали свои разработки).Относительно сказанного ,если все продумать до конца,в основе "русского космизма" лежит переживание о "неограниченности ресурса "всего" "вообще" и "всегда".Кстати склонность к "восточным практикам" вполне вероятно из "этого","циклизм" .В этом отношении "русский космизм" прямо связан с "русским хищничеством",если не является его вариацией,"географичен".
edgar_leitan
May. 4th, 2018 08:59 am (UTC)
Наверное, большинство русских интеллигентов Вам энергично возразят, но мысль интересная... :))
evgenevg1
May. 4th, 2018 10:54 am (UTC)
Мысль практически не моя,когда то я слышал от Гумилева ответ о причинах "комплиментарности" монглолам,кочевникам.Если кратко, он говорил что "кочевник" использует природный ресусрс обратимо,не деформируя ландшафта,по причине того,что сам является чуть не вершиной пищевой пирамиды,самым "крупным хищником" и в этом случае у ландшафта есть шанс регенерации,и возможно повторения цикла,возможно с другим(?.каким?)результатом.Выход из этой "пищевой пирамиды ландшафта" ведет к его необратимой деградации,никаких "плодов" кроме мусора,очевидна "конечность".Именно в неприятии "конечности",невозможности согласиться с несовершенством мира и есть основа антихристианскости.Любопытно,он говорил о том ,что убийство "хищником" всего лишь естественный грех,а убийство в цивилизации это естественный грех отягощенный потусторонним злом,это хуже...
То есть "антихристианскость" как бы тождественна "естественности".
Кстати,он был человеком нерелигиозным,и Христа считал за "неоплатоника".
edgar_leitan
May. 4th, 2018 11:38 am (UTC)
У моего коллеги есть ещё продолжение этой дискуссии, oтвет на мой текст: https://www.facebook.com/vladimir.emelianov.589/posts/2132999700264345

Edited at 2018-05-04 11:39 am (UTC)
livejournal
May. 4th, 2018 07:00 pm (UTC)
О "русском космизме".
Пользователь gurdrug сослался на вашу запись в своей записи «О "русском космизме". » в контексте: [...] https://edgar-leitan.livejournal.com/300030.html?embed [...]
( 29 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

November 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Powered by LiveJournal.com