?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В Сети то и дело обнаруживаются сведения о том, что санскрит изучается в некоей британской школе или даже в нескольких частных школах. Желающие ближе познакомиться с сюжетами могут пройтись по данным ниже ссылкам на Ютьюбе. Пока что у меня нет однозначного мнения, как к этому любопытному эксперименту следует относиться. По видео-сюжетам видно, что дети с удовольствием заучивают стихотворные строфы, причём в корректном традиционном речитативном стиле, в том числе и из Вед (две девочки рецитируют самый первый гимн из корпуса Ригведы, Агни-сукту, см. ниже). Где-то они читают и переводят строфы из Бхагавадгиты или рецитируют речения Упанишад. Как это ни парадоксально звучит, но введение в качестве изучаемого неевропейского классического языка санскрита и элементов санскритского литературного канона в образовательную программу европейской школы свидетельствует, по моему мнению, лишь о дальнейшем распаде системы традиционной европейской классической Bildung (немецкое слово это, означающее не столько и не только интеллектуальное образование, но, дословно, "формирование" личности в её целостности, женского рода).

Вот эти найденные мной ссылки:

https://www.youtube.com/watch?v=F4kdjHFBvd4

https://www.youtube.com/watch?v=-bYXemYNbMM

https://www.youtube.com/watch?v=AsY3NVrviiw

https://www.youtube.com/watch?v=jF3hXu2wH3g

О концепции и учебной программе по санскриту можно почитать ЗДЕСЬ-1 и ЗДЕСЬ-2.

В сверхполиткорректных (иначе говоря, проникнутых духом неомарксизма) британских университетах изучение классического европейского наследия не только не поощряется, но и считается постыдным пережитком "колониализма проклятых белых", и место белых Платона и Канта, согласно требованиям университетских social justice warrriors (радикальных левых "общественников", „воителей за социальную справедливость“), должны занять никому не ведомые африканские "философы" и всё такое прочее (об этом deliramentum западной университетской жизни читающий по-английски может подробнее узнать ЗДЕСЬ).

В эту концепцию радикального разрушения прежних образовательных моделей и канонов во имя неомарксистских идеалов diversity, идеологии мультикультурализма и практик неоколлективистской identity politics вполне укладывается, как это ни странно, введение элементов индийского классического канона, даже явно противоречащих враждебным религии* (прежде всего христианству) догматам нео-марксизма, то есть таких аспектов, как религиозная телеология и миф об особой индийской "духовности".

(*Такие ассоциирующиеся с прежними колониями европейских стран религии, как ислам, особенно радикального салафистского толка, а также индуизм, считаются временными союзниками радикальных левых в деле борьбы против ненавистного европейского "патриархата". То, что сами эти религии или политрелигии, особенно ислам-ус-сияси, проповедуют как раз жёсткую общественную подчинённость женщины мужской "супремасии", упускается из виду неомарксистскими идеологами и феминистками третьей волны, не особо блещущими ни природным интеллектом, ни образованностью).

Вероятно, совершенно в духе неомарксистской утопии глобализированного мультикультурного общества без границ, любая аутентичная неевропейская культура воспринимается в качестве достойного временного, тактического заместителя европейских традиционных вариантов, так же, как любой этнический неевропеец, будучи своего рода современным "благородным дикарём" (bon sauvage), то есть объектом коллективистского леволиберального перевоспитания-обмарксивания, считается предпочтительнее белого европейца, обречённого нашими коллективными идеологами-воспитателями и нынешними властителями общественного дискурса на вымирание и постепенную коренную замену.

Таким образом, происходит не реальная диверсификация и обогащениe европейского образовательного канона (Bildungskanon) путём введения в него элементов нового (как то пытались в начале 19 века с новооткрытым индийским материалом делать немцы — братья Шлегели, особенно Август Вильгельм, а также Вильгельм фон Гумбольдт). Напротив, происходит свойственная ближайшему союзнику нео-марксизма, постмодернизму, релятивизация и уничтожение самого понятия канона.

Таковым мне видится, если совсем вкратце и отрывочно, европейский общекультурный контекст в эпоху своего упадка и глубочайшего кризиcа, способствующий появлению таких любопытных курьёзов, как преподавание санскрита в британских гимназиях. Выиграет ли от умения красиво рецитировать санскритские шлоки (умение, кстати, отнюдь не само собою разумеющееся для студентов редких индологических специальностей европейских университетов) и даже ведийские оды-сукты или махавакьи Упанишад подлинная глубина санскритологический штудий? Националистический подъём в Индии последних десятилетий и пропаганда санскритского мифа в качестве общенациональной "духовной скрепы" (см. о Saṃskṛta Bhāratī на английском ЗДЕСЬ) успел показать, что оборотной стороной пропаганды этого мифа является всплеск религиозной нетерпимости и фундаментализма, идущий рука об руку с интеллектуальным обскурантизмом. Последнее более чем ярко продемонстрировала серия скандалов вокруг известного филолога-санскритиста професора Шелдона Поллока, особенно в связи с тезисом о "смерти санскрита", высказанном в его замечательном ЭССЕ.

Comments

( 7 comments — Leave a comment )
sspr
Jul. 25th, 2018 01:21 pm (UTC)
Возможно эту проблему анализировали кто-нибудь из европейских постдоков?
edgar_leitan
Jul. 25th, 2018 02:59 pm (UTC)
Мне такие серьёзные исследования неизвестны. Для постдоков тема слишком обширна и политически чрезмерно щекотлива, если вспомнить, что все гуманитарные науки в западных университетах по умолчанию подразумевают лево-либеральный дискурс, то есть ту же самую identity politics / group identity, политкорректность и догмат счастливо-беззаботного мультикультурализма. Для меня эта тема тоже очень сложна, она на самом деле на целую монографию, поэтому обойдусь пока мало к чему обязывающей приватной заметкой.

Вообще думаю, что эта проблематика для российских коллег, в целом, пока ещё чужда. А вот писать и публиковаться об этом по-английски небезопасно для карьеры.
sspr
Jul. 26th, 2018 07:03 am (UTC)
Да, немного оторопь берет
edgar_leitan
Jul. 26th, 2018 10:21 am (UTC)
Все эти тезисы о кризисе и деградации современного гуманитарного образования на Западе -- оценочные суждения, разумеется. Но примерно об этом же, только на гораздо более дифференцированном уровне, писал филолог и историк, санскритолог Шелдон Поллок: ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ, в своих эссе о положении и роли филологии.

Я пока только начинаю всерьёз об этом думать.
sspr
Jul. 27th, 2018 05:40 am (UTC)
чтобы были
я копирую тексты эти себе, с указанием автора
edgar_leitan
Jul. 25th, 2018 03:05 pm (UTC)
На похожие темы на Западе пишут в основном в свете покаянной или хорошо отрефлексированной критики европейского колониализма. Например, сравнительно не так давно вышел вот такой сборник о Южной Азии: http://www.upenn.edu/pennpress/book/257.html
scholarpunk
Jul. 25th, 2018 08:53 pm (UTC)
Вотон он ваш санскрит, от него всё зло!..

Ни в Индии сортиров приличных нет, ни в Европе теперь скоро с ее арабами не будет!..

Edited at 2018-07-25 08:54 pm (UTC)
( 7 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com