Недавно обнаружил вот здесь любопытную для меня статью с анализом состояния поколений после распада советской системы. Может быть, это и брюзжание человека, прошедшего "земную жизнь до половины"… Но не в различных оценках дело. Кстати, вот и одна из возможных оценок явления, рекомендую.
Для меня нынешняя российская молодёжь (в возрасте от teenager-ов до 20-25) действительно подобна своего рода марсианской: приезжаю я сюда редко, общаюсь в основном с людьми примерно своего поколения или старше. Правда, надеюсь в ближайшее время пообщаться в Питере со студенческой университетской молодёжью, чтобы несколько прояснить для себя картинку, чем она "дышит".
Наверное, она, эта молодёжь, вовсе не монолитна: люди имеются очень разные. Из студенчества, по специфике моей теперешней жизни при венском университете, мне более знакома студенческая молодёжь Австрии, Германии и Швейцарии, иногда Италии, Японии, Франции, Великобритании... Но наверное, она опять же не "типична". О каком повсеместно распространённом "типе" может идти речь, когда люди (по самым разным причинам) занимаются маргинальными университетскими науками, вроде филологического востоковедения?
Упоминаю именно это как наиболее мне знакомую среду. Скорее всего, если уж они выбрали такой нетипичный род занятий, где надежды на синекуру самые мизерные, измеряемые ирреальными величинами процента вероятности, то и будут они учиться (и при этом стараться выжить), а не бунтовать.
Это если брать такой показатель "молодёжности", кроме возраста, как готовность к бунтам. Здесь я полностью согласен с уважаемым автором блога "Ключ и меч": "...про бунтарей. История показывает, что бунтуют, когда вопрос о выживании неактуален. Более того — когда скучно".
Но мне знакомо и подобие молодёжного студенческого "бунта", который я, правда, никак бы не стал называть "бессмысленным и беспощадным". Формула подобных "бунтарских движений" сводится к изображённой в начале этого "поста" карикатуре: "Даёшь красивую жизнь!" В середине 1990-х, в самом начале моего обучения в Венском университете, мне даже довелось, в основном из любопытства, поучаствовать в демонстрациях протеста против планировавшегося введения платы за университетское обучение (до той поры оно было для граждан Австрии бесплатным).
Никакие льготы меня, как тогдашнего в Австрии иностранца, не могли касаться, но я решил посмотреть на диво с близкого расстояния. Плату за обучение в австрийских государственных университетах, которая за прошедшее более чем десятилетие то вводилась, то снова отменялась, в зависимости от политической конъюнктуры (социалисты всегда ковали свой политический капитал на требовании отмены платы за обучение), я никак не назвал бы чрезмерной — порядка 380 евро в семестр. Всяко можно подзаработать, если уж родители такие скупердяи, что не помогут.
Другие взрывы молодёжного "гнева" в Австрии мне приходилось наблюдать, когда периодически обострялись отношения Израиля с Палестиной, Ливаном или прочим арабским миром. Эти "демонстрации протеста", помнится, очень печалили незабвенного С. С. Аверинцева, о чём он даже писал в каких-то свои статьях. Кажется, одну из них мы даже наблюдали в Вене вместе с ныне покойным Академиком, по пути из университета к нему домой (или в знаменитую "Яму"?). По улице Universitaetsstrasse маршировали колонны пригнанного молодняка, скандировавшие в такт своим кукловодам: "Eins-zwei-drei — Palaestina frei!" (Раз-два-три — свободу Палестине!). Им так и внушают в газетах и по телевидению, что "(только) палестинцы — страдающий народ", и что стоит повыкрикивать на улицах считалку, как все реальные, сложные проблемы между палестинцами и израильтянами улягутся сами собой. Это та простота, которая, как мне кажется, хуже воровства, и подобна своей однобокой глупостью лишь противоположным "мнениям", что "ВСЕ арабы — террористы".
Помню и демонстрации в поддержку "независимости" Косова (при полном забвении того, каково там приходится христианам-сербам), и, наоборот, реакцию на недавние события в Грузии, где во всём виноваты оказались "злые русские" (по мнению моих знакомых австрийцев и немцев). Мне тогда надоело отбиваться от австрийских знакомых, подсовывающих вырезки из "Die Presse" и прочих почтенных (и менее) газет с описаниями несправедливостей, причиняемых независимой Грузии. Я не высказываю тут своего мнения на упомянутые события (которого у меня в устоявшемся виде, признаюсь, нет, таким сложным и неудобопонятным мне всё кажется): мне интересны здесь разные критерии оценки по отношению к типически сходным явлениям. И именно "молодёжь" первой громко озвучивает "общественное мнение".
Итак, несколько предварительных итогов моих наблюдений над "западной молодёжью". Люди здесь очень разные, и типологизировать возможно, лишь имея в распоряжении статистику, связанную с большими числами. Для многих характерно желание "хорошо жить" в самом обычном материальном плане, а также в смысле "уверенности в завтрашнем дне", в смысле пенсионного и прочего социального обеспечения. Здесь невероятное сходство в том, что подразумевает автор Захар Прилепин в начале данного "поста" приводимой статьи "Молодёжь к выходу на пенсию готова".
Действительно, очень редко кто готов совершать всякие безумства или хотя бы благоглупости, не оглядываясь на свои "планы в отношении будущего". Из соображений просто романтического идеализма или в поисках "смыслов". Которые не связаны непосредственно с работой по зарабатыванию денег.
Следует оговориться: я, конечно, вовсе не считаю (честное) зарабатывание денег чем-то недостойным. Особенно если это связано с деятельностью, которая искренне нравится, какова бы она ни была.
Но в западных СМИ, а также начиная ещё с системы идеологем, вколачиваемых в системе среднего образования (о чём мне известно по собственному опыту преподавания в венских гимназиях), постоянно насаждается тема "будущего". Это слово-клише настолько вездесуще, что проникло даже в обычный, с левым уклоном, католический и евангелический дискурс, какового в немецкоязычных европейских университетах большинство. Хватает его и у "правых" католиков, правда с другим оттенком.
С боязливой заботой о "будущем" связаны и всяческие акции протеста, вроде указанных демонстраций в поддержку хотя бы палестинцев, со скандированием eins-zwei-drei! Ритмичная структура нехитрой детской считалочки отображает "мыслительные структуры" многих представителей молодёжи: все проблемы решаемы таким же нехитрым способом, как два пальца...
На фоне этого поддерживаемого СМИ "молодёжного бунта" недавние демонстрации тех же палестинцев с выкриками "Интифада!!!" Признаться, если первые вызывали у меня зевоту и скуку (как будто пластиковую плёнку пожевал), то вторая вызвала серьёзное поёживание. Призывы уничтожать израильтян всеми доступными способами (по-палестинско-арабски я, признаться, немного понимаю) в самом сердце Вены — это было что-то...
Тогда я в очередной раз понял, что если и можно говорить вообще о каком-то "будущем", то только тем, что придёт на смену боязливой сытости и связанной с ним скучной зевоте, с риском вывихнуть челюсти. Пока представители "конвенциональной молодёжи" учатся в университетах, чтобы легче получить денежные места с хорошим пенсионным обеспечением, а представители молодёжи маргинальной грызут малодоступные большинству науки в надежде сделать академическую карьеру, Запад (центральная и западная Европа) всё более исламизируется. И это не просвещённый ислам каких-нибудь средневековых пиренейских Альморавидов, благосклонный к высоким наукам и искусствам.
Именно за этой, иной по этническому составу молодёжью, выходцами из арабских стран, Турции, Ирана и проч., будущее. Ислам здесь гораздо меньше "религия" в европейском просвещенческом смысле, как дело свободного выбора свободного индивидуума. Это скорее маркер инаковости цивилизации. Представители этой "супра-цивилизации" готовы и на самопожертвование, и на забвение собственных жизней, не говоря уже о комфорте и "уверенности в будущем".
Что сможет им противопоставить теперешняя европейская, "христианская" по происхождению и иногда означенности, но не по бытию, молодёжь? Полагая, что объединительной идеей Евросоюза, всё более мутирующего в государство с признаками унитарности, является секулярная идея Wohlstand-a, т. е. благосостояния, и что всё в европейском "социализме с человеческим лицом" исподволь направлено на реализацию данного утопического проекта, результаты можно предсказать с определённостью. Некоторые из них уже налицо, как например, предложенная популярными общественными деятелями инкорпорация отдельных положений основ исламского права в законодательство Великобритании.
Исповедуемая европейскими левыми идея кверху поднятых лапок — перед всякими иноземными агрессивными хамами, держащимися в Европе как будущие хозяева ойкумены, а также не менее агрессивное навязывание этой идеологии всеми доступными средствами массового воздействия предрешает судьбу европейской утопии.
Права человека как благородный проект защиты несправедливо угнетаемых мне лично близки. Возведение же их в ранг табуированной святыни, с риском постепенного массового исторического самоубийства с потерей культурной идентичности Европы заставляет задумываться о превратностях судеб не только отдельных людей, но и этносов, и культур.
Наспех очерченная здесь проблема кажется мне практически нерешаемой дилеммой. По крайней мере, на уровне как секулярного европейского проекта, так и виртуальной "новой евангелизации Европейского континента", любимой идеи покойного Папы Иоанна-Павла II, если понимать под евангелизацией "возвращение к культурным корням". Культура в Европе давно стала музейной ценностью и объектом для потребления туристскими массами. Взывание к "традиционным христианским ценностям" для большинства (смею предположить) западноевропейцев смешно или непонятно. Понятна идея благосостояния.
Единственно, можно было бы попытаться понять "евангелизацию" как возвращение к онтологическим истокам христианского Откровения, к напряжению эсхатологии, как то бытовало в ранней Церкви. Возвращение каждого отдельного человека, но отнюдь не масс... Но тогда шкала "ценностей" не будет включать "культуру", не будет она включать и "корней". Тогда "культура" должна была бы начаться с совершенно нового листа. А такого я при всей фантазии представить себе не могу.
Боюсь, что как "христианская Европа" давно стала музейным экспонатом, так и секулярная Европа "всеобщего благосостояния" подходит постепенно к концу. Что придёт на смену, мне лично пока не очень ясно. Европейская молодёжь, при всех своих смешных бунтах за лучшую жизнь, мне представляется здесь лишь резными оборочками к платью, декорацией к бутафорскому костюму, который при ближайшем рассмотрении оказывается саваном.