Эдгар Лейтан (edgar_leitan) wrote,
Эдгар Лейтан
edgar_leitan

Categories:

Краткая лингвистическая и историко-философская справка o "карме"

Санскритское слово, именная основа karman- (от глагольного корня kṛ "делать", в Дхатупатхе ḍukṛñ), номинатив ед. ч. karma-, дословно "действие/деяние". В более ранних текстах ведийского периода так назывались в основном ритуальные действия, ритуалы. Когда в "осевое время" (согласно гипотезе Бронкхорста, начиная с 5-4 вв. до н. э., в период развития городской цивилизации Великой Магадхи), когда на Севере распространяются разнородные движения аскетов и аскетические религии Будды и Джины Махавиры, в Индию появляется вера в перерождения, во множественность жизней "индидивуума". Тогда уже говорят о кáрмане преимущественно как этически релевантном действии, которое имеет свой результат: karma-phala. Это словоупоребление засвидетельствовано в Махабхарате, особенно в её более поздних стратах.

Этот этически релевантный результат может передаваться по-разным схемам (атеистически-механистическая модель или теистическая модель) из существования в существование индивида, реализуясь как некая экзистенциальная данность каждого, его конкретная жизненная ситуация как в позитивных, так и в негативных проявлениях. Позже под "кармой" понимается преимущественно не действия, а именно этот этически релеватный результат, то есть карма часто упоребляется именно как как синекдоха, сокращённо от karma-phala. Согласно философемам протагонистов Махабхараты, эта данность в данной, нынешней жизни может восприниматься как судьба (дайва, досл. "божественная сила"), случай (хатха), природа (свабхава), "указание/веление" (дишти) и т. д.

Сторонники философского пассивизма (нивритти), преимущественно брахманическая элита, считали, что бороться с судьбой бесполезно. А сторонники активизма (правритти), преимущественно аристократия и воины (кшатрии) считали, что главным является пуруша-артха или пуруша-каара, активное человеческое действие наперекор заданности судьбы.

Понимание кармы с точки зрения буддизма имеет свою специфику, отличную от эссенциалистского понимания в традициях ииндуизма, поскольку в буддизме, по сути, нет понятия индивидуума (разве только на бытовом уровне речевых обыкновений, вьявахары).

Умеющие читать по-немецки могут почитать мою монографию о теме судьбы в Махабхарате.
Tags: Индия, индийская философия, индийские религии, санскрит
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 55 comments