?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Санскритское слово, именная основа karman- (от глагольного корня kṛ "делать", в Дхатупатхе ḍukṛñ), номинатив ед. ч. karma-, дословно "действие/деяние". В более ранних текстах ведийского периода так назывались в основном ритуальные действия, ритуалы. Когда в "осевое время" (согласно гипотезе Бронкхорста, начиная с 5-4 вв. до н. э., в период развития городской цивилизации Великой Магадхи), когда на Севере распространяются разнородные движения аскетов и аскетические религии Будды и Джины Махавиры, в Индию появляется вера в перерождения, во множественность жизней "индидивуума". Тогда уже говорят о кáрмане преимущественно как этически релевантном действии, которое имеет свой результат: karma-phala. Это словоупоребление засвидетельствовано в Махабхарате, особенно в её более поздних стратах.

Этот этически релевантный результат может передаваться по-разным схемам (атеистически-механистическая модель или теистическая модель) из существования в существование индивида, реализуясь как некая экзистенциальная данность каждого, его конкретная жизненная ситуация как в позитивных, так и в негативных проявлениях. Позже под "кармой" понимается преимущественно не действия, а именно этот этически релеватный результат, то есть карма часто упоребляется именно как как синекдоха, сокращённо от karma-phala. Согласно философемам протагонистов Махабхараты, эта данность в данной, нынешней жизни может восприниматься как судьба (дайва, досл. "божественная сила"), случай (хатха), природа (свабхава), "указание/веление" (дишти) и т. д.

Сторонники философского пассивизма (нивритти), преимущественно брахманическая элита, считали, что бороться с судьбой бесполезно. А сторонники активизма (правритти), преимущественно аристократия и воины (кшатрии) считали, что главным является пуруша-артха или пуруша-каара, активное человеческое действие наперекор заданности судьбы.

Понимание кармы с точки зрения буддизма имеет свою специфику, отличную от эссенциалистского понимания в традициях ииндуизма, поскольку в буддизме, по сути, нет понятия индивидуума (разве только на бытовом уровне речевых обыкновений, вьявахары).

Умеющие читать по-немецки могут почитать мою монографию о теме судьбы в Махабхарате.

Comments

( 55 comments — Leave a comment )
scholarpunk
Aug. 23rd, 2018 10:39 pm (UTC)
Ойвей! Совершено нипанятнакакое новое значение приобретает в этом дискурсе выражение "пинджак с карманáми"...
edgar_leitan
Aug. 23rd, 2018 10:45 pm (UTC)
Ну да, такое вот созвучие :)
huandi
Aug. 24th, 2018 03:30 am (UTC)
В буддизме индивид редуцируется к этому потоку поступков и их следствий.
edgar_leitan
Aug. 24th, 2018 10:59 am (UTC)
На самом деле там всё довольно сложно, но без привязки к конкретным текстам я не стал во всё это залезать. Текст поста писался изначально просто как краткий комментарий, в ответ на просьбу пояснить про карму.
elenasem
Aug. 24th, 2018 05:02 am (UTC)

Спасибо

edgar_leitan
Aug. 24th, 2018 10:59 am (UTC)
:)
gignomai
Aug. 24th, 2018 07:39 am (UTC)
Спасибо. Очень внятно.
А не планируете поподробнее про перерождения? В частности, про то, считалось ли возможным знание о своих прошлых инкарнациях.

Edited at 2018-08-24 07:39 am (UTC)
snickser
Aug. 24th, 2018 08:29 am (UTC)
Кем вы были до этого можно легко проинтуичить и самому, используя регрессию.
По параметрам - где, как, кем и когда вы родились, какое окружение имеете, и какие пристрастия и тяготы испытываете.
Благостные люди рождаются в благостных семьях, а демоны - в демонических )



Edited at 2018-08-24 08:30 am (UTC)
gignomai
Aug. 24th, 2018 09:21 am (UTC)
Для меня важнее не возможность вычисления, а возможность преемства сознания, памяти.
(no subject) - snickser - Aug. 24th, 2018 09:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - gignomai - Aug. 24th, 2018 09:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - snickser - Aug. 24th, 2018 09:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - gignomai - Aug. 24th, 2018 09:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - snickser - Aug. 24th, 2018 09:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - gignomai - Aug. 24th, 2018 10:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - snickser - Aug. 24th, 2018 11:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - gignomai - Aug. 24th, 2018 11:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - snickser - Aug. 24th, 2018 12:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gignomai - Aug. 24th, 2018 01:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - trita - Aug. 24th, 2018 03:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gignomai - Aug. 24th, 2018 07:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - trita - Aug. 24th, 2018 07:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gignomai - Aug. 24th, 2018 07:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - trita - Aug. 24th, 2018 08:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gignomai - Aug. 25th, 2018 06:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - trita - Aug. 25th, 2018 06:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - gignomai - Aug. 25th, 2018 08:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - snk1965 - Aug. 25th, 2018 11:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - trita - Aug. 25th, 2018 12:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - snk1965 - Aug. 25th, 2018 12:23 pm (UTC) - Expand
edgar_leitan
Aug. 24th, 2018 11:01 am (UTC)
Про это надо писать монографию. Но на основе древнеиндийских текстов, а не своих домыслов.
gignomai
Aug. 24th, 2018 11:06 am (UTC)
Так пишите, пожалуйста. Может, я еще успею прочитать.
А вообще-то, мне кажется, что краткий ориентирующий очерк всегда возможен, разве нет? Ведь про карму тоже могла бы и монография быть, однако Ваш жж-очерк вполне выполняет свою ограниченную задачу.

Edited at 2018-08-24 11:07 am (UTC)
(no subject) - edgar_leitan - Aug. 24th, 2018 11:11 am (UTC) - Expand
andrelubertsy
Sep. 10th, 2018 03:26 pm (UTC)
Считается возможным знание о прошлом и даже больше: раскрытие информации может одновременно пройти и в другую сторону, а именно в сторону будущего.
gignomai
Sep. 10th, 2018 04:37 pm (UTC)
Кем считается?
(no subject) - andrelubertsy - Sep. 11th, 2018 11:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - gignomai - Sep. 11th, 2018 11:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - andrelubertsy - Sep. 11th, 2018 04:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gignomai - Sep. 11th, 2018 04:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - andrelubertsy - Sep. 11th, 2018 04:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gignomai - Sep. 11th, 2018 05:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - andrelubertsy - Sep. 11th, 2018 06:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 10th, 2018 04:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - andrelubertsy - Sep. 10th, 2018 05:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 10th, 2018 05:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - andrelubertsy - Sep. 10th, 2018 07:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 10th, 2018 08:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - andrelubertsy - Sep. 11th, 2018 09:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 11th, 2018 10:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - andrelubertsy - Sep. 11th, 2018 12:22 pm (UTC) - Expand
snickser
Aug. 24th, 2018 08:25 am (UTC)
А какая разница как этот термин трактуют лингвисты или историко-философы, главное как он в книгах описан теми и для тех кто его в своей жизни использует.
edgar_leitan
Aug. 24th, 2018 10:37 am (UTC)
В каким книгах? Давайте, я про чёрные дыры напишу книгу, не будучи физиком и астрономом. Я там такого понапишу, от щедрости и безграничности своей фантазии!
(no subject) - snickser - Aug. 24th, 2018 10:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Aug. 24th, 2018 11:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - sadovnica - Aug. 25th, 2018 04:54 pm (UTC) - Expand
( 55 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com