?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Забавно, как отреагировали некоторые читатели на моё наблюдение и обобщение по поводу "кукареку-христианства" (перестройкa одной католической церкви в Германии под детские сады с барабанами и литаврами, — проект, названный "Кукареку" —, а также призыв мюнхенского кардинала Маркса изучать произведения Карла Маркса). Было сказано, что всё это вполне прекрасно, что нужно избавлять христианство от чрезмерной серьёзности. Проблема здесь в том, что люди смешивают серьёзность как вектор отношения к основным, фундаментальным, "вечным" религиозным темам с бытовой пафосностью, переходящей в эмоциональный надрыв, внутренне ставя между этими вещами знак тождества. Все мы, наверное, хорошо знаем, как специфически изменяются голоса у многих церковных людей, особенно у неофитов, как появляется особое нервическое придыхание, когда они произносят слова "Бог", "Церковь", "а что думает Церковь по поводу...?" и всё такое прочее.

И когда иные из христиан, уставшие от этой постоянной атмосферы незрелой психологической взвинченности, хотят "прекращения серьёзности", на самом деле имеется в виду именно это — желание снизить градус перманентного надрыва, свойственного слишком многим так называемым "верующим" людям, всё это "бросьте жертву в пасть Ваалу, киньте мученицу львам! Отомстит Всевышний вам, я из бездн к нему воззвала", что было великолепно сыграно Тереховой в "Трёх мушкетёрах". Оборотной стороной такой вот взвинченной, с сабельным придыханием, религиозности напоказ и является хорошо ощутимая злоба "благочестивых верующих", как и все связанные с этим бытовые коллизии. В их присутствии постоянно чувствуешь себя внутренне скованным, с опаской контролируя каждую эмоцию и мысль — и это в самом лучшем случае.

И вот, желая избавиться в том числе и от этой искусственности, Церковь, наконец, превратилась в одно сплошное "Кукареку", где основной интонацией остался надрыв, перейдя в новое качество. На этот раз он проявлается в постоянном, надрывном заявлении о своей добродетели и праведности. У нас в Европе это приняло форму обязательных формульных заявлений о том, что необходимо "помогать беженцам" и "бороться с правым популизмом".

Желание "донести Весть до всех" приняло такие уродливые формы, как "детские Мессы" или "тематические Мессы". В одной такой службе я как-то сам много лет назад по дурости принимал участие. "Темой" было "сохранение творения". Инсценировали такую Мессу весьма своеобразно: перед алтарём высыпали кучи мусора, а во время offertorium-a этот мусор был рассортирован по стандартным категориям: пластик, стекло и т. п. Затем последовала как бы проповедь: политинформация об опасности загрязнении окружающей среды и о необходимости сортировать мусор, чтобы спасти мир.

Вспоминаю своё детство и особенности своего детского воцерковления в практически ещё дособорной Церкви в провинциальном уголке Латвии. Мне с детства внушали, что Церковь — это очень серьёзно, и о самых серьёзных, так называемых "последних вещах" (традиционные quattuor novissima: смерть, суд, небеса и ад). И я каждый раз, когда меня туда приводила бабушка, сидел в небольшой уютной церквушке (так назваемой "маленькой" или "белой" церкви Богородицы в Резекне, где меня крестили), которая, разумеется, казалась мне огромной, затаив дыхание, с наслаждением вдыхая запах ладана, слушая органную музыку, смотря на очереди у исповедальни, на причащение взрослых и завидуя им, радуясь брызгам святой воды при пении "Asperges me hyssopo et mundabor", с удовольствием чмокая реликвиарий после Мессы. A потом слушал рассказы бабушке об Иисусе, о его жизни, смерти на кресте и воскресении и понимал, что всё это чрезвычайно серьёзно. И уже будучи в "городе Ленина", хранил память об этих необычайно значимых событиях как самую дорогую для меня тайну, которой ни с кем поделиться невозможно, да и не следует. Я чувствовал, что всё это и есть самое главное в жизни. То, что памятью соединяет целые эпохи в одном конечном человеческом существе, придавая ему тайный смысл. То, что указует на нечто неуловимое, которое связующими узорами иногда проступает за внешней мешаниной повседневности, отделяя повседневную серпасто-молоткастую, красногалстучную ложь от тихой правды, сокрытой в тёплом свете церковных витражей и в звуках баховских хоралов.

Всё это не мешало мне быть обычным ребёнком, играть и шалить. Никто для меня не озабочивался делать придурковатую "детскую Мессу", лепить библейские фигурки из пластилина или вырезать из пластика или устраивать в церкви догонялки. Наоборот, я в точности знал, что тут следует вести себя иначе, и знал, чтó и как именно следует делать: перекреститься при входе, перед тем опустив руку в чашу со святой водой, поцеловать распятие, что над чашей, встать в главном нефе на колени перед пребывающим в главном алтаре Sanctissimum, тихо сидеть во время службы, не вертясь по сторонам, и т. п. Я сам, будучи ребёнком и движимый внутренним побуждением, часто играл в священника, совершающего Мессу, одеваясь в шубейку, как в литургический орнат, и махая импровизированным кадилом из сложенного платка. Cмотрел на библейские образы в картинах великих художников с благоговением и любопытством. В этой Церкви был для меня светлый "антимир" всей советской мерзости и лживости, что меня окружала, и в этой Церкви я находил утешение и силу. Сейчас, спустя десятилетия, многое изменилось, но отнюдь не только в моём восприятии, но и в самой Церкви. Но даже понимание всех нынешних реалий не возможет изгладить "импринта" того первоначального света, что дала Церковь в раннем детстве.

Лишившись тайны и красоты, Церковь одержала лишь пиррову победу, да и то едва ли. Такой вот, выхолощенной, превращённой в клуб и сборище шоуменов, предводительствуемая главным шоуменом, для которой осталась лишь куцая мораль и безоговорочно поддержание политики антицерковных светских чиновников, а метафизические глубины схлопнулись до нескольких нехитрых метафор, нынешняя мейнстримовая Католическая Церковь, обкорнанная на протестантский лад, лишилась почти всего того, что делает религию более традиционного покроя таинственно-привлекательной.

Став в глобализованном супермаркете религий обычным клубом, одним из многих, без какой-либо претензии на исключительность, и принципиально изгнав серьёзность как своих вопрошаний, так и ответов, Католическая Церковь перестала быть проблемой и, тем самым, перестала быть хоть сколько-нибудь интересной. Великий режиссёр Паоло Соррентино удивительно точно и в мельчайщих деталях выразил и оформил это ощущение, создав в своём "Молодом Папе" настоящий шедевр и сделав из него гениальную инициацию в самый основной вопрос, в mysterium fidei.

В новом, изменившемся контексте совершенно неважно, отменит ли Его Всеклоунское Воробейшество и его Новая Церковь целибат духовeнства или нет, будут ли монашки танцевать на рок-концертах или нет, смогут ли ксенды венчать однополые пары или нет, отменит ли Церковь развод и разрешит ли аборты в послушно-радостной погоне за "духом времени", этой самой остроумной из всех шуток Дьявола. Единственным пафосом нынешнего выдохшегося католичества остался старчески-дребезжащий призыв мультяшного придурковатого кота Леопольда: "Ребята, давайте жить дружно!"

Неудивительно, что в Европе всё большей популярностью пользуется тибетский буддизм с его пышными ритуалами, странным образом напоминающими католические понтификальные службы, с ламскими шапками, напоминающими епископские митры, и с благородной метафизикой абхидхармы, с сонмом сострадательных божественных существ-бодхисаттв, что представляет из себя альтернативу "научной" физике холодной, бесконечно протяжённой космической пустоты и ожидающего равно всех безутешного Ничто и Нигде.

Как тут ни вспомнить слова Георгия Иванова?
....
Хорошо, что Бога нет.

Только желтая заря,
Только звезды ледяные,
Только миллионы лет.

Хорошо – что никого,
Хорошо – что ничего,
Так черно и так мертво,

Что мертвее быть не может
И чернее не бывать,
Что никто нам не поможет
И не надо помогать.

Равно и ислам, как то ни странно прозвучит, предлагает серьёзные метафизические ответы (что бы мы там ни думали о качестве этой самой метафизики или онтологии с голыми девственницами для вечно эрегированных шахидов) на серьёзные метафизические вопросы, а также направление политики, исходящее из этой метафизической укоренённости. И поэтому именно за исламом в Европе — как ни грустно это признавать — будущее, а никак не за выхолощенным "кукареку"-христианством.

Что делать? Я не знаю. Сам я могу лишь пытаться формулировать для самого себя в виде записанных нелепых мыслей то ощущение ужаса от клубящейся тьмы хаоса и бессмыслицы, что всё отчётливей терзает уже много лет. Я всё ещё полагаю по немодной ныне привычке, что способность человека к осмысленной, упорядоченной речи является уникальным Божиим даром, способным вывести из мрака безысходности или хотя бы указать направление. Ведь и афонский мужик Силуан призывал не отчаиваться, держа ум во аде. Осознаю себя в солидной компании, и это успокаивает. О да...

Comments

( 30 comments — Leave a comment )
spbreader
Oct. 5th, 2018 04:54 pm (UTC)
Отличный текст, Эдгар. Спасибо.
"Дособорная" у Вас это, полагаю, до Второго Ватикана?
А детские литургии, иногда, встречаются и в православных храмах, но они, насколько знаю, вполне серьезны и без "анимации". Очень пронзительное ощущение от того, что Вы сейчас написали.

Кстати вот еще что скажу. Несколько раз мне доводилось быть на мессе в соборе св.Екатерины, что на Невском. И сказать по правде я не чувствовал там вот этого привкуса "нового католицизма", о котором Вы говорите. Все вполне сдержанно и традиционно, никто мусор не сортирует и под гитару не поет. Более того, меня очень трогает момент на мессе, когда священник поднимает над престолом Хлеб и произносит "Се Агнец Божий берущий на Себя грехи мира". Даже жалею что в православном храме эти слова не звучат столь отчетливо и для всех. Но это мое, личное.

Edited at 2018-10-05 05:08 pm (UTC)
li_bao
Oct. 5th, 2018 05:57 pm (UTC)
В нашем храме вполне этот момент для всех и достаточно виден. Может быть потому что священник у гас почти всю литургию при открытых вратах служит (имеет на то позволение), не знаю. Для меня лично более пронзительно звучит "се кровь моя ..."
в овечебожьей шкуре... - scholarpunk - Oct. 5th, 2018 06:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Oct. 6th, 2018 01:44 pm (UTC) - Expand
mikhail_bar
Oct. 5th, 2018 05:49 pm (UTC)
Эдгар, благодарю Вас за такой личный и такой серьезный текст.
Я во многом согласен с Вами, эта утрата серьезности, "настоящести",
"метафизичности" - меня также ранит.
Но я не уверен, что тут дело в Европе, и не уверен, что положение мусульман или буддистов чем-то всерьез лучше. Утрата глубокой "данности Бога", замена ее "человеческим слишком человеческим", по-моему - общая ситуация для всех. Бородатые фанатики разбивающие статуи в музее, или православные застывшие в новодельном роскошном мраморном храме - ничем особым не отличаются. Все мы плаваем в пустоте, все мы пытаемся пустоту эту не замечать, и от нее избавиться.
scholarpunk
Oct. 5th, 2018 06:45 pm (UTC)
Не, ну буддистам-то полегче! потому как буддизм - он, собственно, не религия... Хотя и религия тоже.

И нету у него тех противоречий, из-за которых тень на плетень с теодицией нагромождать приходится. Но все равно, козломорда Иалдобаотная таки торчитъ, и разрешить от неувязок одновременное сочетание "всеблагой, всезнающий и всемогущий" (чт-то одно палюбому выкидывать придется!) - это только для незамутненных интеллектом чабанов получается.

А кто биологию более-менее знает, для того "всеблагость" из списка сразу вычеркивается!.. До таких гадостей никакой сотоне не додумаццо!
(no subject) - edgar_leitan - Oct. 6th, 2018 01:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - scholarpunk - Oct. 6th, 2018 07:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Oct. 6th, 2018 01:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - prostopop - Oct. 7th, 2018 04:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - stierliz - Oct. 6th, 2018 04:33 pm (UTC) - Expand
scholarpunk
Oct. 5th, 2018 06:38 pm (UTC)
> нечто неуловимое, которое связующими узорами

К ведь кому-то и это красногалстучное (ну, собссно до появления таковой нелепой пародии на скаутов), то бишь "краснознаменное" - и было тем самым "нечто неуловимым, которое связующими узорами", пока не опорочили его репрессиями, чисткой рядов и продразверсткой...

А Вы тут теперь серпасто-молоткастыми обзыватесь.
tan_y
Oct. 5th, 2018 07:07 pm (UTC)
Очень хорошо описана тенденция, которая проявляется не только в области религии.
peter_fromm
Oct. 5th, 2018 07:34 pm (UTC)
а мне как раз нравится "протестантский лад"
petrark
Oct. 5th, 2018 09:58 pm (UTC)
Это не только с религией происходит. Музеи и прочие учреждения "высокой культуры" теперь тоже стремятся избавиться от "серьёзности" и "стать ближе к пастве".
edgar_leitan
Oct. 6th, 2018 12:35 am (UTC)
Да, а учебники языков из сборников текстов, диалогов и грамматических парадигм делаются комиксами с дурацкими примитивными картинками.
thrasymedes
Oct. 6th, 2018 09:51 am (UTC)
Был уже деизм, но для элиты. Сейчас он "пошел в народ", естественно в сильно сниженном виде.
edgar_leitan
Oct. 6th, 2018 01:35 pm (UTC)
Скорее это "пофигизм", а не деизм.
sergeev555
Oct. 6th, 2018 04:16 pm (UTC)
нахожусь в таком же состоянии, только будучи крещеным в РПЦ МП...сознательно, в зрелом возрасте. с такими же воспоминаниями детства. :) да что делать? стараться жить по-христиански в окружающих нас антиутопиях...
edgar_leitan
Oct. 6th, 2018 07:00 pm (UTC)
На вопрос "что делать?" у меня, увы, нет ответа.
(no subject) - sergeev555 - Oct. 7th, 2018 04:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - naperovskom - Oct. 7th, 2018 06:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Oct. 7th, 2018 11:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - naperovskom - Oct. 8th, 2018 10:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Oct. 8th, 2018 11:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - sergeev555 - Oct. 10th, 2018 05:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - scholarpunk - Oct. 12th, 2018 04:02 pm (UTC) - Expand
livejournal
Oct. 12th, 2018 12:23 pm (UTC)
LJ
Пользователь tan_y сослался на вашу запись в своей записи «LJ» в контексте: [...] О серьезности и несерьезности христианства: https://edgar-leitan.livejournal.com/311497.html [...]
_om_
Oct. 13th, 2018 01:27 pm (UTC)
Спасибо за Ваши взвешенные и трезвые тексты!

Итальянский барон Юлиус тоже призывал не отчаиваться и уповал на «тихую стойкость меньшинства», которое способно сохранить и передать ощущение истины.
edgar_leitan
Oct. 14th, 2018 10:20 pm (UTC)
Я уже не очень уверен, чего осталось во мне больше -- тихого упования или всё же пассивности отчаяния...
( 30 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com