Эдгар Лейтан (edgar_leitan) wrote,
Эдгар Лейтан
edgar_leitan

Category:

Утопизм и его тени (1)

Люди, склонные к морализирующей критике непонятных им и эмоционально чуждых форм религиозного благочестия как полностью "отживших", "несовременных", как бы предполагают, что вся "подлинная" история человечества начинается именно с них, так же, как и "истинное христианство" (к примеру). В этой перспективе идеологического утопизма все многие сотни предшествующих поколений предстают либо полными примитивными идиотами и "мракобесами", либо теми, кого та или иная конфессия, подобно одержимой демонической личности, постоянно "угнетала" и бесперечь тиранила и мучила, не давая им свободу благодатного самовыражения. Логика здесь ясна: все ОНИ ошибались, зато вот я-то уж точно знаю, как надо! Я знаю, "как поступил бы Иисус" в той или иной ситуации. Мне ясно, "что думает Бог" о том или ином.

Сам я вовсе не придерживаюсь другой наивной крайности: полагать насчёт той или иной исторически сложившейся формы литургии или паралитургического благочестия, будто "так было всегда". В конце концов, у меня университетский диплом не только по филологии и истории, но и по теологии и религиоведению. Однако ведь и иные из форм чрезвычайно важны, являясь как бы (इव) кристаллизацией "душевного содержания", передаваемого механизмами религиозно-культурной памяти через цепь поколений. Отбрасывая те или иные формы, убеждая себя, что мы "за содержание против отживших форм", мы сознательно выбираем забвение тех или иных архаичных пластов души. О реальности же "души" необязательно спрашивать у священника или шамана, можно справиться у К.-Г. Юнга.

Забвение означает уход в области бессознательного (или подсознания, если угодно) и мучительная невротичность всей нашей так называемой "современной жизни". Сложный и многогранный церковный ритуал не заменить милым бренчанием на гитаре, рёвом в церковном помещении рок-концертов (как в Кёльне) или дружеской беседой о "приятеле Иисусе" за чашкой кофия. Разумеется, я говорю здесь об условной европейской ситуации. Если я в своей наивности "за всё хорошее против всего плохого, то это не означает, что такими прекраснодушными людьми будут все, и что благими желаниями враз решатся все проблемы на Земле. Как говорит д-р Джордан Питерсон, это "very low-resolution thinking" (досл. "мышление чрезвычайно низкого разрешения"). Забавно, а есть ли вообще такие, кто выступает "за плохое"? Цена декларативного морализаторства (virtue signalling стало в последние годы даже популярным политическим мемом) чрезвычайно низка, как и любого ширпотреба, произведённого фабриками идеологий.

Невротический надрыв, нежелание принимать как факт многогранность человеческой природы, в том числе и реальность зла (которое есть не просто privatio boni, "недостаток добра"), приводит к такому давлению в душевном котле, что взрыв становится неизбежен. Я вообще очень боюсь прекраснодушных людей, полагающих себя исключительно добрыми и правильными, знающими всё об "истинном христианстве" и то, чего в той или иной ситуации "хотел бы Иисус". Иногда даже больше опасаюсь, чем откровенно и явно злых.

Кстати, всё вышесказанное явяется и одной из причин, почему интонация "профессиональных христиан" (клириков, монашествующих или "церковно ангажированных") столь часто несёт в себе скрытый яд, желание тонко уязвить, унизить собеседника. Это и психологическая защита, и неинтегрированная злоба людей, которым по профессии положено быть исключительно "хорошими". Однако выходит "как всегда". Увы, я нигде не встречал столько злобных монстров, мстительных манипуляторов или откровенно несчастных, всесторонне неудовлетворённых людей, как в монастырях и орденских общинах.
Tags: Церковь, размышления, религия, христианство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments