?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Утопизм и его тени (1)

Люди, склонные к морализирующей критике непонятных им и эмоционально чуждых форм религиозного благочестия как полностью "отживших", "несовременных", как бы предполагают, что вся "подлинная" история человечества начинается именно с них, так же, как и "истинное христианство" (к примеру). В этой перспективе идеологического утопизма все многие сотни предшествующих поколений предстают либо полными примитивными идиотами и "мракобесами", либо теми, кого та или иная конфессия, подобно одержимой демонической личности, постоянно "угнетала" и бесперечь тиранила и мучила, не давая им свободу благодатного самовыражения. Логика здесь ясна: все ОНИ ошибались, зато вот я-то уж точно знаю, как надо! Я знаю, "как поступил бы Иисус" в той или иной ситуации. Мне ясно, "что думает Бог" о том или ином.

Сам я вовсе не придерживаюсь другой наивной крайности: полагать насчёт той или иной исторически сложившейся формы литургии или паралитургического благочестия, будто "так было всегда". В конце концов, у меня университетский диплом не только по филологии и истории, но и по теологии и религиоведению. Однако ведь и иные из форм чрезвычайно важны, являясь как бы (इव) кристаллизацией "душевного содержания", передаваемого механизмами религиозно-культурной памяти через цепь поколений. Отбрасывая те или иные формы, убеждая себя, что мы "за содержание против отживших форм", мы сознательно выбираем забвение тех или иных архаичных пластов души. О реальности же "души" необязательно спрашивать у священника или шамана, можно справиться у К.-Г. Юнга.

Забвение означает уход в области бессознательного (или подсознания, если угодно) и мучительная невротичность всей нашей так называемой "современной жизни". Сложный и многогранный церковный ритуал не заменить милым бренчанием на гитаре, рёвом в церковном помещении рок-концертов (как в Кёльне) или дружеской беседой о "приятеле Иисусе" за чашкой кофия. Разумеется, я говорю здесь об условной европейской ситуации. Если я в своей наивности "за всё хорошее против всего плохого, то это не означает, что такими прекраснодушными людьми будут все, и что благими желаниями враз решатся все проблемы на Земле. Как говорит д-р Джордан Питерсон, это "very low-resolution thinking" (досл. "мышление чрезвычайно низкого разрешения"). Забавно, а есть ли вообще такие, кто выступает "за плохое"? Цена декларативного морализаторства (virtue signalling стало в последние годы даже популярным политическим мемом) чрезвычайно низка, как и любого ширпотреба, произведённого фабриками идеологий.

Невротический надрыв, нежелание принимать как факт многогранность человеческой природы, в том числе и реальность зла (которое есть не просто privatio boni, "недостаток добра"), приводит к такому давлению в душевном котле, что взрыв становится неизбежен. Я вообще очень боюсь прекраснодушных людей, полагающих себя исключительно добрыми и правильными, знающими всё об "истинном христианстве" и то, чего в той или иной ситуации "хотел бы Иисус". Иногда даже больше опасаюсь, чем откровенно и явно злых.

Кстати, всё вышесказанное явяется и одной из причин, почему интонация "профессиональных христиан" (клириков, монашествующих или "церковно ангажированных") столь часто несёт в себе скрытый яд, желание тонко уязвить, унизить собеседника. Это и психологическая защита, и неинтегрированная злоба людей, которым по профессии положено быть исключительно "хорошими". Однако выходит "как всегда". Увы, я нигде не встречал столько злобных монстров, мстительных манипуляторов или откровенно несчастных, всесторонне неудовлетворённых людей, как в монастырях и орденских общинах.

Comments

( 13 comments — Leave a comment )
sergeev555
Nov. 29th, 2018 12:48 pm (UTC)
Нечего добавить....Будучи "приближенным" к иной конфессии, я со всем согласен...Все так и есть...
А центр христианской жизни все равно Евхаристия.
edgar_leitan
Nov. 29th, 2018 01:14 pm (UTC)
Я пытаюсь в своих размышлениях выйти за рамки сугубо теологического дискурса, тем более нормативного, формулируя особые перспективы.
prostopop
Nov. 29th, 2018 01:02 pm (UTC)
В чем же ценность ритуалов и духовных практик, которые, вроде бы, должны избавлять от неврозов мира сего, но, судя по Вашим же словам, лишь усиливают личностные проблемы, что Вы и на себе, должно быть, ощущали?
edgar_leitan
Nov. 29th, 2018 01:13 pm (UTC)
Сложный вопрос. Должны были бы избавлять. Но тем менее избавляет бездумный отказ от них. Видимо, дело в том, что в христианстве акцент делается исключительно на Боге как абсолютном добре, а не conjunctio oppositorum. Вместо этого зло вынесено вовне, как Дьявол. Но ещё в книге Иова это не так. Извечная проблема теодицеи.
Однако в наши времена поверхностного утопизма люди уже практически не верят и в реальность зла. Что очень странно особенно по результатом самого кровавого века в истории человечества, 20-го. Они верят, что путём риторических инвокаций добра и указаний на свою моральность они это добро как бы уже и осуществляют. Однако ясно же, что far from that.
В старинных ритуалах и нарративах множество возможностей осознать всю сложность человеческой природы. Например, Псалмы очень реалистичны, если чиатть их сознательно, размышляя. Они полны "негатива", отчаяния, но и надежды, взлётов к Небесам и самых бездонных адских глубин. И в этом весь человек. Кстати, показательно, почему условные церковные "либералы" в католичестве так не любят псалмов. Так как их смиренная реалистичность противоречит утопизму "добролюдей", котов Леопольдов.
prostopop
Nov. 29th, 2018 01:19 pm (UTC)
Я люблю псалмы. Они человечны и земны. Религия в пределах земли. И никакой вечной жизни, которая раздражает. А ритуалы я и сам люблю и соблюдаю, но значение их не переоцениваю.
edgar_leitan
Nov. 29th, 2018 01:43 pm (UTC)
Я бы не отбрасывал легкомысленно сам мощнейший символ "вечной жизни". Символ, конечно, не в смысле примитвной метафоры или наглядной картинки. Просто мы привыкли поверхностно его понимать (конечно, это не "понимание", это клиширование) и проповедовать как бесконечно длящееся удовольствие после смерти. Где? "Вместе с Богом". Что это вообще значит?
В моём понимании "вечная жизнь" и "вечное проклятие" или "ад" -- это очень серьёзно. Это сразу задаёт ценностные габариты. Но следует ли это понимать примитвино-вещественно -- это другой вопрос. Тут даже у церковных мыслителей никогда не было единомыслия.
Что такое ад: люди и здесь на Земле это нередко устраивают.
scholarpunk
Nov. 29th, 2018 10:04 pm (UTC)
Хххыгы. Одно и то же, по сути... жизнь, проклятие... "Чума на оба этих дома!", карочи.
edgar_leitan
Nov. 29th, 2018 01:16 pm (UTC)
Я бы вообще не стал резко отделять ритуалы от так называемых "духовных практик".
livejournal
Nov. 29th, 2018 01:49 pm (UTC)
LJ
Пользователь tan_y сослался на вашу запись в своей записи «LJ» в контексте: [...] есть не просто privatio boni, "недостаток добра")" https://edgar-leitan.livejournal.com/316170.html [...]
spbreader
Nov. 29th, 2018 02:37 pm (UTC)
>Забвение означает уход в области бессознательного (или подсознания, если угодно) и мучительная невротичность всей нашей так называемой "современной жизни".

По правде говоря, не очень понял этой фразы. "Мучительная невротичность" для меня прежде всего вытекает из противоречивости требований, которые предъявляет человеку современная жизнь, с одной стороны, и Евангелие, с другой стороны, плюс водопад соблазнов из каждого утюга. Некоторые преодолевают эту невротичность через маргинализацию, попросту выпадая из требований современной матрицы. Это по своему болезненно, но позволяет сохранить относительную целостность души. В любом случае для меня не очевидно здесь влияние "забвения ритуалов".

Edited at 2018-11-29 02:40 pm (UTC)
edgar_leitan
Nov. 29th, 2018 04:41 pm (UTC)
Сравните, например, погребение христианина по традиционным церковным обрядам, с долгим отпеванием и всем прочим, и секулярное "постояли и помолчали минутку" или -- с надрывным и безутешным воем родственников. Об этом как-то очень язвительно писал Розанов, делая вывод "А с попами всё же лучше". Ни один из современных секулярных псевдообрядов в связи с подобными ключевыми, центральными этапами жизни (одним из которых является смерть), которые охватывали традиционные обряды или ритуалы, если желаете, не сравнится с ними по глубине или хотя бы даже по силе психологического воздействия, даже если отставить в стороне всю теологию. Христианское погребение всей своей символикой, формой и содержанием, формирует у человека надежду даже перед лицом смерти, а секулярное -- это "в яму закопал и надпись написал". "Помним, скорбим". Да не помните и особо не скорбите! Или так скорбите, что сами от этой безнадёжности вскоре и помрёте, так как такая скорбь в пустоту...
Это, так сказать, один из примеров.
spbreader
Nov. 29th, 2018 05:57 pm (UTC)
Про отпевание и погребение согласен, хороший пример. Розанова люблю за его поздние, зрело-покаянные тексты. Спасибо.

Edited at 2018-11-29 05:57 pm (UTC)
scholarpunk
Nov. 29th, 2018 10:08 pm (UTC)
а есть ли вообще такие, кто выступает "за плохое"?
есть. БыдлОта, гопота...

Самое лучшее-светлое отних - это "не мы такие, жизнь такая!"

"Lawful evil", чо.

Хотя кстате и очень очень lawful. Ну, от прессинга власть предержащих зависит...
( 13 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com