?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Мне задали вопрос, каким же именно образом традиционные обряды или ритуалы потенциально способствуют "уменьшению невротичности" жизни современного человека. Под невротичностью я имею в виду душевное состояние индивидуума и целых коллективов, когда особые, ключевые жизненные ситуации, например, смерть близкого человека или иная трагедия, вызывают вторжение в жизнь этого индивидуума разрушительного хаоса, который не структурируется, нейтрализуя свою деструктивную силу в традиционных паттернах поведения и чувствования, но пускается на самотёк и, в самом лучшем случае, усиленно подавляется. Ритуалы призваны "подхватывать" и упорядочивать подобные ситуации, придавая им глубокий смысл, выходящий за рамки обыденной повседневности.

Сравним, например, погребение по традиционным церковным обрядам, с долгим отпеванием, экзеквиями, заупокойной литургией и всем прочим, и секулярное -- "постояли и помолчали минутку". Или похороны с надрывным и безутешным воем родственников, от которого становится жутко и безнадёжно. Об этом как-то очень язвительно писал Розанов, делая вывод: "А с попами всё же лучше". Ни один из современных секулярных псевдообрядов в связи с подобными ключевыми этапами жизни (одним из важнейших среди которых является смерть), которые раньше охватывались традиционными обрядами или ритуалами, не сравнится по глубине и по силе психологического воздействия, даже если отставить в стороне всю теологию и архаичные мировоззренческие модели. Христианское погребение всей своей символикой, формой и содержанием, имплицитной онтологией формирует у человека лучик надежды даже перед щербато оскалившимся зиянием смерти, которая, казалось бы, напрочь перечёркивает закончившуюся жизнь.

Секулярное же погребение -- это "в яму закопал и надпись написал". "Помним, скорбим". Да не помним и особо-то не скорбим, так как и скорбеть толком не умеем. Отчаяние зияющей пустоты -- это не скорбь. Своей безнадёжной направленностью в холодную пустоту вакуума оно неминуемо сводит охваченную им бессмысленную космическую пылинку в могилу.

Так что да, с попами или ксендзами всё-таки неизмеримо лучше. Хорошо, что есть и они, и старинные, архаичные обряды. Не надо их отменять или "модернизировать", иссушая душу и загоняя человека в пустыню бессмысленного.



На верхней фотографии: нашёл это весёлое изображение в одной из витрин Дрездена (Dresden, Neustadt).

На нижней фотографии: мой старинный друг, о. Янис Купч, настоятель в Зилупе (Латгалия, Латвия)

Comments

( 16 comments — Leave a comment )
slon357
Nov. 30th, 2018 09:04 pm (UTC)
*** Отчаяние зияющей пустоты***
Ну, есть ещё вариант морозить!
Или всё тело, или голову отпиливать, и в криораствор.
Типа, надежда на воскрешение, трансгуманизм и т.п.
edgar_leitan
Nov. 30th, 2018 09:05 pm (UTC)
Это такое особого рода желание "продолжения".
scholarpunk
Nov. 30th, 2018 09:16 pm (UTC)
> Мне задали вопрос, каким же именно образом традиционные обряды или ритуалы
> потенциально способствуют "уменьшению невротичности" жизни современного
> человека.

Да жизнь ноничя такая, што ты этого "современного человека" хоть икрой обмажь, и нифига невротичность не уменьшится!..

Вы вот лучше мне за народное хозяйство поясните!.. Я уже спрашивал, кстати уже. И все эти Ваши ответы про благие рецитации, што, дескать, в ответ прольется милость Шивы, и тут же "престіж крєпчаєт, мощно возрастаєт дєнь ото дня процент жиров у маслі" (ц)Лэсь Поддеревянский.

Я этого вашего Шиву знаю!.. Вся его благость - это што он Вселенную еще миллион-другой годиов поуничтоживать повременит! Хотя давно пора уже, ога...

Но памойму он это чисто от лени делает - просто вло ему пока, а на все эти санскритовские писки человекоблох хотел он Нефритовый Жезл класть.



ДЖАЯ ДЖАЯ ПУКАРА
ХАРЕ ХАРЕ ПУ!


> Христианское погребение всей своей символикой, формой и содержанием,
> имплицитной онтологией формирует у человека лучик надежды даже перед
> щербато оскалившимся зиянием смерти, которая, казалось бы, напрочь
> перечёркивает закончившуюся жизнь.

Ггга! А кому легко?!.. Нынче это только этим, "незамутненным" оно как бы. Незамысловатая манипуляция обезьянским подсознанием.

А на самом деле-то. Глазки закрываем, и смело по краю пропасти прыхъ-скокк!.. Авость гасспоть попустит, и таки "даст всем кофету, и заберет в свой коммунизм"(ц) Трофим.



> иссушая душу и загоняя человека в пустыню бессмысленного.

А чо его загонять?.. Он отродясь там пребывал, не вылазя!

> На верхней фотографии: нашёл это весёлое изображение в одной из
> витрин Дрездена

Тю! Да был я раз в тоём Дрездене!.. Што они в етом могут понимтаь ващпэ?!

ВОТ КАКЪ НАДОЪ:










coepulonus
Dec. 1st, 2018 06:34 pm (UTC)
Недавно попадалась статья на academia о становлении новой похоронной атеистической обрядности после революции. Там упоминался замечательный эпизод. Кажется, в Перми попы отказывались отпевать (то ли атеистов, то ли, кажется, вообще забастовали - запамятовал). Советские власти призвали попов к отправлению должностных обязанностей с формулировкой "кто не работает не ест".
edgar_leitan
Dec. 1st, 2018 06:50 pm (UTC)
Это доказывает, что ритуалами пронизано всё, без ритуалов вообще никак. Но секулярные или атеистические ритуалы, связанные со смертью -- странные штуки. Как деревья без корней и без кроны. Пластмассовая имитация.
coepulonus
Dec. 1st, 2018 07:08 pm (UTC)
Так категорично я бы не стал высказываться по обеим позициям. Но в любом случае, ритуал чрезвычайно важен. Собственно, он важнее религии, во всяком случае важнее тех пониманий религии, которые транслируются официальными богословиями. В том смысле, что он первичнее таких систем, устойчивее и переживает их смены. Для уменьшения невротичности часто бывает важнее больше делать (особенно физически), чем думать.
edgar_leitan
Dec. 1st, 2018 09:12 pm (UTC)
Я бы не стал противопоставлять категории религии и ритуала. Есть, конечно, внерелигиозные ритуалы, но религии не бывает без ритуалов по определению.
coepulonus
Dec. 1st, 2018 09:44 pm (UTC)
противопоставлять не нужно. в общем-то, не всегда можно провести границу между между секулярным и религиозным. нередко то, что мы называем религиозным и секулярным, оказывается явлениями разного времени, проявлением общества разной структуры. ну и вообще, понятие религии трудно определяемо. можно ли говорить о религии вообще и обряде вообще? может быть, продуктивнее говорить о конкретной религии и конкретных обрядах и их значении в конкретных сообществах?
edgar_leitan
Dec. 1st, 2018 11:26 pm (UTC)
О религии вообще, на мета-уровне, в отрыве от конкретных религиозных традиций впервые начали говорить ближе к концу 19 века.
Насчёт продуктивнсти: это зависит от того что именно мы хотим сказать и "продуцировать". Поэтому и выбираем перспективу.
coepulonus
Dec. 2nd, 2018 10:11 am (UTC)
так и получается, что противопоставление ритуала с архаичными попами и секулярного ритуала с речами и воспоминаниями (или что еще может быть) это превращается в противопоставлении вчера и сегодня или деревни и города и тп. вне общества, для которого ритуал актуален, ритуал обессмысливается. то есть с попами лучше, но с попами и фальшиво, театр, причем дурной. разумеется, последняя интерпретация не является необходимой, но она для многих естественна. поэтому с попами лучше - когда рассуждаешь о чем-то. но и реально хуже, когда участвуешь в этом, но не живешь понятиями попов. говоря архаика, мы дистанцируемся, не наше, не живое, прошлое. если секулярный обряд - не помним, не скорбим, то и поповский - не помним, не скорбим. пришел поп, прочитал по книжке слова, которые никому не понятны. обряд актуален для тех, кто все еще живет в этой культуре. для внешних он пуст, разве что олицетворяет тоску по утерянному простому миру.
petrark
Dec. 1st, 2018 08:55 pm (UTC)
Я понимаю эту точку зрения, в том числе с антропологических и социопсихологических позиций, однако к самому себе её применять не готов. У меня нет потребности в сублимации моих частных переживаний через ритуал. Разве что этот ритуал я себе организую сам по своему усмотрению.
edgar_leitan
Dec. 1st, 2018 09:10 pm (UTC)
Я не уверен, что единократный символический перформанс можно корректно называть ритуалом. Как минимум, ритуал должен повторяться.
petrark
Dec. 1st, 2018 09:15 pm (UTC)
Ну может, мои "личные ритуалы" повторяются...
edgar_leitan
Dec. 1st, 2018 11:24 pm (UTC)
Если ритуал, то обязан повторяться. Например, питие чая чаепиитом, и почитание при этом Владыки Чая. :))
petrark
Dec. 2nd, 2018 08:53 am (UTC)
:-))
livejournal
Dec. 14th, 2018 02:44 pm (UTC)
LJ, все вперемешку
Пользователь tan_y сослался на вашу запись в своей записи «LJ, все вперемешку» в контексте: [...] умеем. Отчаяние зияющей пустоты -- это не скорбь." https://edgar-leitan.livejournal.com/316706.html [...]
( 16 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com