Эдгар Лейтан (edgar_leitan) wrote,
Эдгар Лейтан
edgar_leitan

Categories:

Душеполезный смысл ритуалов



Мне задали вопрос, каким же именно образом традиционные обряды или ритуалы потенциально способствуют "уменьшению невротичности" жизни современного человека. Под невротичностью я имею в виду душевное состояние индивидуума и целых коллективов, когда особые, ключевые жизненные ситуации, например, смерть близкого человека или иная трагедия, вызывают вторжение в жизнь этого индивидуума разрушительного хаоса, который не структурируется, нейтрализуя свою деструктивную силу в традиционных паттернах поведения и чувствования, но пускается на самотёк и, в самом лучшем случае, усиленно подавляется. Ритуалы призваны "подхватывать" и упорядочивать подобные ситуации, придавая им глубокий смысл, выходящий за рамки обыденной повседневности.

Сравним, например, погребение по традиционным церковным обрядам, с долгим отпеванием, экзеквиями, заупокойной литургией и всем прочим, и секулярное -- "постояли и помолчали минутку". Или похороны с надрывным и безутешным воем родственников, от которого становится жутко и безнадёжно. Об этом как-то очень язвительно писал Розанов, делая вывод: "А с попами всё же лучше". Ни один из современных секулярных псевдообрядов в связи с подобными ключевыми этапами жизни (одним из важнейших среди которых является смерть), которые раньше охватывались традиционными обрядами или ритуалами, не сравнится по глубине и по силе психологического воздействия, даже если отставить в стороне всю теологию и архаичные мировоззренческие модели. Христианское погребение всей своей символикой, формой и содержанием, имплицитной онтологией формирует у человека лучик надежды даже перед щербато оскалившимся зиянием смерти, которая, казалось бы, напрочь перечёркивает закончившуюся жизнь.

Секулярное же погребение -- это "в яму закопал и надпись написал". "Помним, скорбим". Да не помним и особо-то не скорбим, так как и скорбеть толком не умеем. Отчаяние зияющей пустоты -- это не скорбь. Своей безнадёжной направленностью в холодную пустоту вакуума оно неминуемо сводит охваченную им бессмысленную космическую пылинку в могилу.

Так что да, с попами или ксендзами всё-таки неизмеримо лучше. Хорошо, что есть и они, и старинные, архаичные обряды. Не надо их отменять или "модернизировать", иссушая душу и загоняя человека в пустыню бессмысленного.



На верхней фотографии: нашёл это весёлое изображение в одной из витрин Дрездена (Dresden, Neustadt).

На нижней фотографии: мой старинный друг, о. Янис Купч, настоятель в Зилупе (Латгалия, Латвия)
Tags: размышления, религия, христианство
Subscribe

  • Кто кот?

    Тот — изумительнейший кот, Ногой кто чешет свой живот, Мурлыкает себе в усы, В коробке счастливо живёт, Чей хвост — предел земной красы! Кто лапой…

  • О бросании бисера

    Я понял, что меня очень болезненно задевают расфренды многолетних френдов (более десяти лет) в ЖЖ, с которыми когда-то много переписывался. Даже не…

  • Почему я решил изучать санскрит.

    Редактор еженедельной санскритской новостной программы в Индии, "Вартавали", попросил сделать меня маленький мотивационный ролик о санскрите НА…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments

  • Кто кот?

    Тот — изумительнейший кот, Ногой кто чешет свой живот, Мурлыкает себе в усы, В коробке счастливо живёт, Чей хвост — предел земной красы! Кто лапой…

  • О бросании бисера

    Я понял, что меня очень болезненно задевают расфренды многолетних френдов (более десяти лет) в ЖЖ, с которыми когда-то много переписывался. Даже не…

  • Почему я решил изучать санскрит.

    Редактор еженедельной санскритской новостной программы в Индии, "Вартавали", попросил сделать меня маленький мотивационный ролик о санскрите НА…