?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Мне задали вопрос, каким же именно образом традиционные обряды или ритуалы потенциально способствуют "уменьшению невротичности" жизни современного человека. Под невротичностью я имею в виду душевное состояние индивидуума и целых коллективов, когда особые, ключевые жизненные ситуации, например, смерть близкого человека или иная трагедия, вызывают вторжение в жизнь этого индивидуума разрушительного хаоса, который не структурируется, нейтрализуя свою деструктивную силу в традиционных паттернах поведения и чувствования, но пускается на самотёк и, в самом лучшем случае, усиленно подавляется. Ритуалы призваны "подхватывать" и упорядочивать подобные ситуации, придавая им глубокий смысл, выходящий за рамки обыденной повседневности.

Сравним, например, погребение по традиционным церковным обрядам, с долгим отпеванием, экзеквиями, заупокойной литургией и всем прочим, и секулярное -- "постояли и помолчали минутку". Или похороны с надрывным и безутешным воем родственников, от которого становится жутко и безнадёжно. Об этом как-то очень язвительно писал Розанов, делая вывод: "А с попами всё же лучше". Ни один из современных секулярных псевдообрядов в связи с подобными ключевыми этапами жизни (одним из важнейших среди которых является смерть), которые раньше охватывались традиционными обрядами или ритуалами, не сравнится по глубине и по силе психологического воздействия, даже если отставить в стороне всю теологию и архаичные мировоззренческие модели. Христианское погребение всей своей символикой, формой и содержанием, имплицитной онтологией формирует у человека лучик надежды даже перед щербато оскалившимся зиянием смерти, которая, казалось бы, напрочь перечёркивает закончившуюся жизнь.

Секулярное же погребение -- это "в яму закопал и надпись написал". "Помним, скорбим". Да не помним и особо-то не скорбим, так как и скорбеть толком не умеем. Отчаяние зияющей пустоты -- это не скорбь. Своей безнадёжной направленностью в холодную пустоту вакуума оно неминуемо сводит охваченную им бессмысленную космическую пылинку в могилу.

Так что да, с попами или ксендзами всё-таки неизмеримо лучше. Хорошо, что есть и они, и старинные, архаичные обряды. Не надо их отменять или "модернизировать", иссушая душу и загоняя человека в пустыню бессмысленного.



На верхней фотографии: нашёл это весёлое изображение в одной из витрин Дрездена (Dresden, Neustadt).

На нижней фотографии: мой старинный друг, о. Янис Купч, настоятель в Зилупе (Латгалия, Латвия)

Comments

coepulonus
Dec. 1st, 2018 09:44 pm (UTC)
противопоставлять не нужно. в общем-то, не всегда можно провести границу между между секулярным и религиозным. нередко то, что мы называем религиозным и секулярным, оказывается явлениями разного времени, проявлением общества разной структуры. ну и вообще, понятие религии трудно определяемо. можно ли говорить о религии вообще и обряде вообще? может быть, продуктивнее говорить о конкретной религии и конкретных обрядах и их значении в конкретных сообществах?
edgar_leitan
Dec. 1st, 2018 11:26 pm (UTC)
О религии вообще, на мета-уровне, в отрыве от конкретных религиозных традиций впервые начали говорить ближе к концу 19 века.
Насчёт продуктивнсти: это зависит от того что именно мы хотим сказать и "продуцировать". Поэтому и выбираем перспективу.
coepulonus
Dec. 2nd, 2018 10:11 am (UTC)
так и получается, что противопоставление ритуала с архаичными попами и секулярного ритуала с речами и воспоминаниями (или что еще может быть) это превращается в противопоставлении вчера и сегодня или деревни и города и тп. вне общества, для которого ритуал актуален, ритуал обессмысливается. то есть с попами лучше, но с попами и фальшиво, театр, причем дурной. разумеется, последняя интерпретация не является необходимой, но она для многих естественна. поэтому с попами лучше - когда рассуждаешь о чем-то. но и реально хуже, когда участвуешь в этом, но не живешь понятиями попов. говоря архаика, мы дистанцируемся, не наше, не живое, прошлое. если секулярный обряд - не помним, не скорбим, то и поповский - не помним, не скорбим. пришел поп, прочитал по книжке слова, которые никому не понятны. обряд актуален для тех, кто все еще живет в этой культуре. для внешних он пуст, разве что олицетворяет тоску по утерянному простому миру.

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

June 2019
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com