Эдгар Лейтан (edgar_leitan) wrote,
Эдгар Лейтан
edgar_leitan

Categories:

К слову о семантических этимологиях

Продолжаю по следам впечатления от недавнего лунного затмения размышлять о древнеиндийских семантических этимологиях, так сильно отличающихся от этимологий исторических, считающихся "научными". На тему семантических этимологий очень любопытную статью написал известный индолог Йоханнес Бронкхорст, скачать её можно ЗДЕСЬ.

Традиционная семантическая этимология (нирукти), например, возводит санскритское слово "корова" (go-/gauḥ) к глагольному корню "гам" (идти, двигаться): gacchati iti gauḥ.

Историческая этимология возводит имя демона Раху, ответственного за затмения, к глагольному корню grah/grabh, означающего "схватывание". Однако, зная, как функционирует этимологизирование семантическое или "духовно-магическое", связанные часто с визуальным образом и порождённые мифом, но также и порождающие миф, можно придумать такую правдоподобную санскритскую этимологию и для имени "Раху":

राहुः कस्मादित्याह । उच्यते रक्तेन आहूयते तस्माद् राहुः ॥ इति निरुक्तिः ॥
rāhuḥ kasmād ity āha. ucyate raktena āhūyate tasmād rāhur iti.

"Раху зовётся так, потому что почитается с помощью крови" (т. е. кровь приносится ему в качестве жертвы).

Иными словами, слог "ра" происходит от слова rakta- "кровь", а "-аху", с долгим "а", от ā+hu (жертвовать), āhūyate -- жертвуется.

Отсюда и затмения как недобрые предвестники кровопролития и войн. Индийцы мыслили видимыми образами, которые понимали как выражение сути вещей, глубинно связаной с языковой "субстанцией".
Tags: крохотки, приколы, санскрит
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments