Эдгар Лейтан (edgar_leitan) wrote,
Эдгар Лейтан
edgar_leitan

Categories:

"Имеет ли мыслящий человек право ошибаться?"



"(Цитированный выше) молодой человек хочет жить... в мире, где его мышление будет его мышлением и ничем больше. Он не желает нести ответственность за общественные последствия своего мышления, потому что он не желает, чтобы были такие последствия. Его реакция носит преимущественно не нигилистический, а скорее восстановительный и защитный характер. При этом не забывайте, что шесть, по крайней мере, поколений европейских (включая сюда и русских) интеллигентов, безусловно хотели, чтобы их мышление имело общественные, политические, экономические и культурные последствия. Поэтому-то их мышление и было идеологическим по определению. Никто не спросит с мыслящего неидологически человека, за его неправоту и ошибки. Мышление -- это его частное дело. Это новая ситуация, и к ней трудно привыкнуть. Ресурсы идеологического прошлого ещё далеко не исчерпаны: виноватые есть, потому что должны быть, потому что есть ошибка. Либо историческая, либо "объективно" устанавливаемая задним числом, ... либо -- прямое обвинение в злонамеренности, адресованное всему историческому периоду. Это последние попытки идеологии взять реванш у другой идеологии, до последнего времени торжествующей, а теперь ставшей такой же ненужной, как и первая".

Пятигорский, "Имеет ли мыслящий человек право ошибаться", опубл.: А. М. Пятигорский, Избранные труды, М 1996.

Любопытно, что сказал бы покойный Пятигорский по поводу нашей нынешней эпохи бурного возрождения идеологий и коллективизма во втором десятилетии 21 века? "Нас" (т. е. людей как объект соцсетей и государственных экспериментов) как будто откатило в 1930-е гг. Ведь теперь всякий самый приватный текст, даже в самом захудалом блоге, по умолчанию воспринимается как политический манифест, требующий обычно негодующего ответа "всего прогрессивного человечества" (aka: индустрии праведного возмущения добролюдей) в Твиттере.

Выходит, что идеологии никогда и не отмирали. Вероятно, это лишь воспринималось так на рубеже 1980-90-х гг., когда Пятигорский наговаривал или писал свой указанный выше текст.
Tags: Пятигорский, персоналии, размышления, философия
Subscribe

  • Разбор строфы из Бхагавата-пураны 10.47.60

    Прежде всего для тех, кто посещают мой спецкурс по санскритским композитам: नायं श्रियोऽङ्ग उ नितान्तरते: प्रसाद: स्वर्योषितां नलिनगन्धरुचां…

  • Мои санскритские стихи: 16.01.2021--30.01.2021

    Стихи, написанные во второй половины января 2021 г. रुजाविकारा विनिवृत्तयो रुजां वियुक्तयोगोऽपि समस्तविग्रहः । जनप्रयाणं भुवि भूतसम्भव- स्तथा हि…

  • Мои санскритские стихи: 1.01.2021--15.01.2021

    Выкладываю наконец свои санскритские стихи, которые накопились в Лицекнижии, не будучи ещё выложенными в ЖЖ, начиная с 1. января 2021 г. Из-за…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

  • Разбор строфы из Бхагавата-пураны 10.47.60

    Прежде всего для тех, кто посещают мой спецкурс по санскритским композитам: नायं श्रियोऽङ्ग उ नितान्तरते: प्रसाद: स्वर्योषितां नलिनगन्धरुचां…

  • Мои санскритские стихи: 16.01.2021--30.01.2021

    Стихи, написанные во второй половины января 2021 г. रुजाविकारा विनिवृत्तयो रुजां वियुक्तयोगोऽपि समस्तविग्रहः । जनप्रयाणं भुवि भूतसम्भव- स्तथा हि…

  • Мои санскритские стихи: 1.01.2021--15.01.2021

    Выкладываю наконец свои санскритские стихи, которые накопились в Лицекнижии, не будучи ещё выложенными в ЖЖ, начиная с 1. января 2021 г. Из-за…