Эдгар Лейтан (edgar_leitan) wrote,
Эдгар Лейтан
edgar_leitan

Category:

Noche oscura del alma



Институционализация религиозного опыта отдельных харизматичных индивидуумов (мистиков, святых и т. п.), несомненно, создаёт некие ценности -- для общины, для общества, для культуры. Однако те, что по своему темпераменту являются консерваторами и склоняются к строгому следованию "ценностям", в лучшем случае воспроизводят привычные, устоявшиеся культурные клише: "Так было всегда!". При этом они не только не создают ничего формально нового в самой религии, но и являются закрытыми для "дуновения ветерка духа".

Иногда вера (необязательно тождественная "религии") зовёт в пустыню, в сторону от "ценностей" и привычных культурных форм. Правда, неясно, переживёт ли путник, блуждающий в пустыне, её мертвящую безводность и палящий жар. Религия даёт гарантии, вера же любые гарантии разрушает. Акт веры может оказаться ложным дуновением, самообманом, в то время как религия послушания успокаивает, но и медленно удушает.

"...Выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, [и там Господь]."

Св. Хуан де ла Крус описал свой жуткий опыт "тёмной ночи веры" в произведениях поэтических и схоластических трактатах. Тем самым он создал, несомненно, исключительную "ценность". Однако он очень дорого за это заплатил: претерпением издевательств и физических пыток от собратий, тюремным заключением, подозрениями идеологической цензуры. В наше время кармелиты, его монастырское начальство, послало бы его на психотерапию, чтобы полечить от депрессии и избавить от столь неудобных симптомов. Разумеетcя, в этом случае не было бы никакого "Cántico espiritual", "Subida al monte Carmelo" или "Noche oscura del alma".

Что со всем этим делать? Неясно. Понятно одно: религиозная вера даёт обоснование жизни, предохраняя индивидуума от нигилизма и ресентимента. Но она не гарантирует ни "счастья", ни даже примитивного довольства. И вовсе необязательно делает человека "лучше". Лучше (для других) делает человека цивилизованность, не имеющая прямого отношение к религиозности.
Tags: католичество, религиоведение, религия, христианство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments